МИР СПИРИТИЧЕСКИЙ, ИЛИ МИР ДУХОВ 7 страница



“Нет, это зависит от их развитости. Тот, кто уже очистился, узнает себя почти сразу же, потому что он высвободился из материи еще при жизни в теле, тогда как человек плотский, тот, чье сознание не чисто, значительно дольше сохраняет впечатления этой материи.”

165. Оказывает ли знание спиритизма какое-либо влияние на большую или меньшую продолжительность смятения?

“Даже очень большое влияние, поскольку дух заранее понимал свое будущее положение; но наибольшее влияние все же имеет то, что он творит добро и что совесть его чиста.”

+ В миг смерти все поначалу спутано; душе нужно какое-то время, чтобы осознать себя. Она как бы оглушена, пребывает словно в состоянии человека; только что пробудившегося от глубокого сна, когда он пытается понять, что с ним и где он находится. Ясность мыслей и память о прошлом возвращаются к душе по мере того, как ослабевает влияние материи, от коией она только что освободилась, и по мере того, как рассеивается своего рода туман, заволакивающий ее мысли.

Продолжительность смятения, наступающего после смерти, весьма различна; оно может длиться как несколько часов, так и несколько месяцев, и даже несколько лет. Всего более коротко оно у тех, кто еще при жизни отождествлял себя не с телом, но с духом, и потому смог немедленно осознать свое положение.

Смятение это имеет частные особенности в зависимости от характера человека и, что не менее важно, в зависимости от рода смерти. При смерти насильственной (самоубийство, казнь, несчастный случай, ранения и т. п.) дух удивлен, потрясен и не верит в то, что он умер. Он настойчиво утверждает это. Но в то же время он видит свое тело, он знает, что это его тело, но не понимает, что он от него отделен. Он устремляется к тем, к кому привязан, заговаривает с ними и не понимает, отчего они его не слышат. Эта иллюзия длится у него до полного освобождения перисприта, лишь тогда дух узнает самого себя и понимает, что он больше не входит в число живущих. Это явление легко объяснимо. Застигнутый смертью врасплох, дух ошеломляется внезапной и резкое переменой, происходящей в нем; для него смерть все еще есть синоним уничтожения, разрушения: он же мыслит, видит, слышит и поэтому не может считать себя мертвым. Его иллюзия усиливается еще тем, что он видит, будто его новое тело формою и чертами походит на предыдущее, эфирную же природу его он еще не успел изучить. Он полагает, что его тело такое же твердое и плотное, как первое: а когда внимание его обращают на этот пункт, то он удивляется, что не может себя пощупать*.

Этот феномен аналогичен феномену новейших сомнамбул, которые отказываются признавать себя спящими. Для них сон — это приостановка способностей: а поскольку они свободно думают и видят, то, для себя, они не спят. Иногда эту особенность представляют и те духи, смерть которых не наступила внезапно, но чаще всего она присуща тем, кто хотя и тяжело болел, но умирать не собирался. И тогда можно наблюдать такое странное зрелище, что дух присутствует на своих собственных похоронах, словно на чужих, и говорит о них, будто о деле, его не касающемся, до той поры, пока он не поймет правды.

Смятение, следующее за смертью, не имеет ничего мучительного для хорошего человека; оно спокойно и во всем походит на то состояние, какое предшествует мирному пробуждению. Но для того, чья совесть нечиста, оно полно тоски, тревог и беспокойства, кои возрастают по мере того, как он узнает себя.

В случаях коллективной смерти наблюдалось, что все те, кто погибают одновременно, далеко не всегда и не Сразу усматривают друг друга там. В смятении, которое наступает После смерти, каждый идет своим путем или занимается лишь теми, кто его интересует.

________

* Есть старое мудрое правило: если не знаешь, сон это или явь, и желаешь убедиться, что это не сон, то ущипни себя. Как можно видеть, здесь это правило не пригодно, ведь кто вздумает ему следовать, тот убедит себя в том, что он видит сон, а не переживает некий действительный опыт. А кто откажется признать реальность своих посмертных переживаний, тот обречен погрузиться в еще большее смятение я ввергнуть себя в мысленный хаос. (И. Р.)

Глава Четвёртая

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЙ

О перевоплощении — Справедливость перевоплощения — Воплощение в разных мирах — Восходящее движение по мирам — Судьба детей после смерти — Пол среди духов — Родство, родственные связи — Сходство во внешности и в характере — Врожденные идеи

§ 35. О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ

166. Каким образом душа, вовсе не достигшая совершенства за время телесной жизни, может завершить свое очищение?

“Подвергшись испытанию новым существованием.”

— Каким образом душа достигает этого нового существования? Чрез свое преобразованье как духа?

“Душа, очищаясь, без сомнения, претерпевает преобразование, но для этого ей нужно испытание телесной жизнью.”

— Душа, стало быть, проводит в. теле не одну жизнь, а несколько?

“Да, у нас у всех несколько жизней. Те, кто говорят противное, хотят удержать вас в неведении, в котором пребывают сами; это лишь их желание.”

— Из этого принципа, по-видимому, следует, что душа, покинув одно тело, берет себе другое: иначе говоря, вновь она воплощается в ином теле: так ли это?

“Без сомнения, так.”

167. Какова цель перевоплощения?

“Искупление, постепенное улучшение человечества; без этого о какой справедливости могла бы идти речь?”

168. Существует ли Предел тому числу жизней, которые дух проводит в теле, или же он перевоплощается вечно?

“В каждой новой своей жизни дух делает еще один шаг по пути прогресса; когда он освободился от всех своих нечистот, у него больше нет нужды в испытаниях телесной жизни.”

169. Для всех ли духов одинаково число воплощений?

“Нет, тот, кто продвигается быстрее, освобождает себя от многих, испытаний. Но как бы то ни было, вереница этих воплощений всегда очень длинна, ибо прогресс почти бесконечен.”

170. Кем становится дух после последнего своего воплощения?

“Блаженным духом: он есть чистый дух, собственно дух.”

§ 36. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

171. На чем основан догмат перевоплощения?

“На справедливости Божественной и откровении, ибо мы непрестанно повторяем вам: добрый отец всегда оставляет детям своим дверь к раскаянию открытой. Разве разум не говорит тебе, Что было бы несправедливым раз и навсегда лишить вечного блаженства тех, в чьей власти не было улучшиться? Разве все люди — не дети Божьи? Единственно среди эгоистов-людей можно встретить несправедливость, лютую ненависть и жестокие наказания.”

+ Все духи стремятся к совершенству, и Бог дает им для этого средства чрез испытания телесной жизни; и в справедливости Своей Он позволяет им также в новых жизнях довершить то, что они не смогли сделать или довести до конца при первом испытании.

И справедливости, и доброте Божьей не соответствовало б то, если бы Он раз и навсегда наказал тех, кто могли встретить не зависящие от их воли препятствия к улучшению своему в той среде, в которую они оказались помещенными. Если бы участь человека бесповоротно и окончательно решалась после его смерти, то Бог, стало быть, не взвешивал бы поступки на одних и тех же весах и не со всеми бы обходился беспристрастно.

Учение о перевоплощении, т. е. учение, заключающееся в утверждении того, что человек проживает ряд жизней в разных телах, —это единственное учение, отвечающее нашему представлению о божественной справедливости по отношению к людям, находящимся в худших нравственных условиях. Лишь учение о перевоплощении может объяснить нам грядущее, и только ему под 'силу оправдать надежды наши, поскольку оно предлагает нам средства для искупления наших ошибок и заблуждений в новых испытаниях. На учение это указывает нам разум, и сами духи обращают нас к нему же.

Человек, сознающий неполноценность свою, в учении о перевоплощениях черпает живительную надежду. Если он верит в Божественную справедливость, он, естественно, не может притязать на то, чтобы на целую вечность стать ровней тем, кто были лучше его и сделали большее. Мысль о том, что неполноценность эта не может навсегда лишить его верховного блага, и о том, что в его власти заслужить это благо своими новыми усилиями, поддерживает его и воодушевляет. И кто на склоне лет не сожалеет к тому же о том, что слишком поздно приобрел тот опыт, коим он уже может воспользоваться? Этот запоздалый опыт, однако, не теряется им: он пустит его в дело в новой своей жизни.

§ 37. ВОПЛОЩЕНИЕ В РАЗНЫХ МИРАХ

172. Все ли наши телесные существования проходят на Земле?

“Не все; некоторые вы проводите в других мирах. Та жизнь, что проходит здесь, не бывает ни первой, ни последней, и она наиболее матерьяльна и наименее близка к совершенству.”

173. Переходит ли душа при каждом новом существовании из одного мира в другой, или же она может провести несколько существований на той же самой планете?

“Она может несколько раз рождаться на той же самой планете, если она недостаточно продвинута для того, чтобы перейти в мир иерархически более высокий.”

— Стало быть, мы можем по нескольку раз появляться на Земле?

“Вполне.”

— Можем ли мы вернуться сюда опять, после тоге как жили в иных мирах?

“Разумеется, вы могли уже жить где-либо еще и теперь вернуться на Землю.”

174. Является ли это необходимостью — родиться вновь на Земле?

“Нет, но если вы не продвигаетесь, вы можете тогда попасть в какой-нибудь другой мир, который не стоит большего и даже может оказаться хуже этого.”

175. Есть ли какое-либо преимущество в том, чтобы вновь родиться на Земле?

“Никакого особого преимущества в этом нет, если только возвращение это не имеет целью какое-то особое задание; тогда есть продвижение, как, впрочем, и в любом ином месте.”

— Не было ли более б счастья в том, чтобы оставаться просто духом?

“Нет, нет! это означало бы застой, тогда как есть желание приблизиться к Богу.”

176. После того как духи воплощались в мирах других, могут ли они воплотиться в этом, не появляясь в нем никогда прежде?

“Да, так же как и вы в других. Все миры сопричастны; то, что не исполняется в одном, исполнится в другом.”

— Значит, есть такие люди, которые на Земле впервые?

“И таких много, и уровень их различный.”

— Можно ли по какому-либо признаку определить, что такой-то дух впервые переживает свое первое появление на Земле? “В этом не было бы никакого толку.”

177. Для того чтоб достичь совершенства и высшего счастья, что является конечной целью всех людей, должен ли дух пройти чрез всю череду миров, какие только есть во Вселенной?

“Нет, ибо много есть таких миров, которые находятся на той же ступени развития, и в мирах этих дух не научился бы ничему новому.”

— Но как тогда объяснить множественность его существований на одной и той же планете?

“Он каждый раз может находиться в положениях весьма различных, и это также открывает перед ним возможности набраться опыта.”

178. Могут ли духи телесно родиться в мире относительно менее развитом, нежели- тот, в котором они жили прежде?

“Да, когда они имеют там своей задачей помочь -прогрессу, и тогда они с радостью принимают тяготы этого существования, потому что те являются для них средством продвижения.”

— Не может ли то же самое быть и при искуплении, ведь может же Бог отправить духов мятежных в миры низшие?

“Духи могут остановиться в своем развитии, но они не идут назад, и наказание для них тогда заключается в том, что они не продвигаются, а возобновляют дурно употребленные жизни в той среде, которая соответствует их природе.”

— Каковы те, которые должны возобновить то же существование?

“Это те, кто не справились со своим назначением или не выдержали испытаний.”

179. Все ли существа, обитающие в одном мире, достигают одинаковой степени совершенства?

“Нет; это как и на Земле: есть среди них более или менее продвинувшиеся.”

180. Сохраняет ли дух, переходя из этого мира в другой, тот ум, какой он имел здесь?

“Разумеется, ум не утрачивается им, но у него может не быть тех же средств, чтобы проявить его: это зависит от степени его превосходства и состояния тела, которое он возьмет себе.” ( См. “Влияние организма”).

181. Походят ли тела существ, живущих в иных мирах, на наши?

“Конечно же, у них есть тела, потому что нужно, чтобы дух был одет материей, иначе он не сможет воздействовать на материю; но оболочка эта матерьяльна в большей или меньшей мере согласно степени чистоты, которой достигают духи: и это то, что составляет различие между мирами, в которых нам предстоит побывать, ибо много жилищ у Отца нашего и различен уровень их. Только одни знают об этом и сознают это уже на Земле, тогда как другие ничуть на них не похожи.”

182. Можем ли мы точно знать, каково физическое и нравственное состояние различных миров?

“Мы, духи, можем ответить вам лишь в согласии с той ступенью, на которой вы находитесь: иными словами, мы не должны открывать этих вещей всем, поскольку не все в состоянии их понять и такое бы знание их смутило, повергло в смятение.”

+ По мере того: как дух очищается, тело, которое он приобретает, также приближается к духовной природе. Материя делается менее плотной, и он уже более не пресмыкается в муках на поверхности почвы, и физические надобности его менее грубы, живые существа не имеют больше нужды уничтожать друг друга ради пропитания своего. Дух более свободой, и для восприятия вещей далеких имеет неведомые нам чувства; глазами тела он 'видит, то, что мы способны увидеть лишь мыслью.

Очищение духов приводит существ, в которых они воплощены, к моральному совершенству. Животные страсти ослабевают, и эгоизм уступает место чувству братства. Так, в мирах, Землю превосходящих, неведомы войны, там нет причин для ненависти и злобы, раздоров и распрей, поскольку никто не помышляет причинять вред своему ближнему. Предчувствие будущего, которым они обладают, чувство уверенности, какое дает им совесть, не знающая угрызений, все это приводит к тому, что смерть не причиняет им никакого беспокойства; они без страха видят, как она надвигается, для них она не более чем трансформация, переход.

Продолжительность жизни в разных мирах представляется прямо пропорциональной степени физического и нравственного превосходства этих миров, и это совершенно рационально. Чем менее тело матерьяльно, тем менее подвластно оно причинам, коие его разлагают: чем чище дух, тем меньше в нем страстей, его подтачивающих. В этом еще одно из благодеяний Провидения, желающего таким способом сократить страдания.

183. Переходя из одного мира в другой, везде ли дух проходит через пору нового детства?

Детство повсюду необходимый переход, но оно не везде так глупо, как у вас.”

184. Имеет ли дух возможность выбирать, в каком новом мире он будет жить?

“Не всегда; но он всегда может попросить об этом, и может этого добиться, если того заслуживает: ибо миры доступны духам лишь в согласии со степенью их собственной развитости.”

— Если же дух ни о чем не просит, что определяет тогда, в каком мире он будет воплощен?

“Степень его развитости.”

185. Остается ли уровень физического и нравственного состояния живых существ на каждой планете постоянным?

“Нет, миры также подчинены закону прогресса. Все, будучи в низшем состоянии, начинали с того же уровня, что и у вас. И Земля Также претерпит подобные преобразования, она станет земным раем, когда люди станут хороши.”

+Так расы, населяющие сегодня Землю, однажды исчезнут, замещенные существами все более совершенными. Эти грядущие расы придут на смену расе нынешней, равно как она сменила прочие, еще более грубые.

186. Есть ли такие миры, в коих дух, перестав жить в матерьяльном теле, имел бы оболочкою лишь перисприт?

“Да, и оболочка эта становится настолько эфирной, что для вас это то же самое, как если бы ее не было; это и есть состояние чистых духов.”

— Из этого, кажется, следует, что нет резкого разграничения между состоянием последних воплощений и состоянием чистого духа?

“Этого разграничения не существует. Разница, мало-помалу стираясь, делается неощутимой наподобие того, как ночь постепенно растворяется перед первыми озарениями дня.”

187. Субстанция перисприта, во всех ли мирах она одинакова?

“Нет, она может быть эфирна в большей или меньшей степени. Переходя от одного мира к другому, дух одевается материей, присущей каждому из них; это так же кратковременно, как вспышка молнии.”

188. Обитают ли чистые духи в каких-либо мирах или они живут в космическом пространстве, не будучи привязаны -к одному миру более, чем к другому?

“Чистые Духи живут в некоторых мирах, но они не так заточены на своих планетах, как люди на Земле. Они более, чем все иные, могут быть всюду.”

+ Согласно духам, среди планет, составляющих нашу Солнечную систему, Земля относится к тем, обитатели коих наименее продвинулись физически и морально. Марс еще более уступает ей, а Юпитер много превосходит ее во всех отношениях. Солнце же яко-. бы вовсе не является миром, населенным телесными существами, но местом встреч высших духов, кои оттуда лучатся мыслью в другие миры, ими направляемые через Духов менее высоких, каковым они передаются благодаря содействию вселенского флюида. Как физический организм Солнце, должно быть, является средоточием электричества. По-видимому, таково положение всех звезд*.

Размеры и расстояние от Солнца не имеют никакой связи со степенью продвинутости планет, поскольку Венера представляется более развитой, чем Земля, а Сатурн — менее, нежели Юпитер. Многие духи, одушевлявшие на Земле известных людей, перевоплощены, как говорят, на Юпитере, одном из миров, наиболее близких к совершенству. Можно удивляться, увидев в этом столь продвинутом мире тех, кого мнение людей не поставило у нас в один ряд с теми первыми. Однако в этом нет ничего удивительного, если принять во внимание то, что некоторые духи, живущие на нашей планете, могли быть направлены сюда ради выполнения здесь определенного задания, какое лишь на первый взгляд не ставит их в самый первый ряд: во-вторых, то, что в промежутке между своим земным существованием и жизнью на Юпитере они вполне* могли иметь еще и другие, за время которых они стали лучше; в-третьих, наконец, то, что в мире том, как и в нашем, есть разные ступени развития и между этими ступенями там может быть разное расстояние, какое у нас отделяет человека цивилизованного от дикаря. Таким образом, из самого факта, что некто живет на Юпитере, еще не следует, что он находится на уровне существ наиболее продвинутых, подобно тому как нельзя обладать кругозором великого ученого из-за того только, что живешь в одном с ним городе.

Продолжительность жизни также отличается от земных представлений, и возраст не может быть сопоставлено земным. Один человек, умерший несколько лет назад, будучи вызван, сказал, что он уже шесть месяцев как воплощен в одном мире, название которого нам неведомо. Когда же его спросили, какого возраста ой там достиг, он ответил: “Я не могу его соразмерить, потому что мы ведем отсчет совсем не так, как вы; образ жизни здесь не такой, как у вас; тут развиваются гораздо скорее. Хотя прошло всего лишь шесть ваших месяцев с той поры, как я здесь, однако я могу сказать, что мое умственное развитие соответствует тридцати годам, которые бы я имел на Земле.”

Много подобных ответов было дано и другими духами, ив этом нет ничего невероятного. Разве невидим мы у себя на Земле, как множество разных видов животных за несколько месяцев достигают взрослого состояния? Отчего бы в иных мирах тому же не быть и с человеком? Заметим, что уровень развития, соответствующий тридцати годам человека на Земле, там, быть может, не более чем своего рода детство, сравнительно с тем, чего он должен достичь впоследствии. Когда мы во всей принимаем себя за вершину эволюции, то это попросту близорукость, когда же мы полагаем, будто помимо нас уже нет ничего, что было бы под силу создать Божеству, то мы тем изрядно принижаем само Божество


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!