ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ «ВОЛНОВОГО ЭФФЕКТА»



Примеров «волнового эффекта» очень много, и они хорошо известны. Кто хоть однажды не радовался, уз­нав, что сыграл важную роль в жизни других людей, будь то прямо или косвенно? В главе 6 я расскажу о том, как волны многих моих наставников достигли меня, а с по­мощью этой книги — и вас. Да, я тоже хочу быть значи­мым для других людей, и именно это заставляет меня си­деть за клавиатурой компьютера, хотя по возрасту мне давно уже пора успокоиться и отдыхать.

В книге «Дар психотерапии» я описал случай с паци­енткой, потерявшей волосы в результате радиотерапии. Она испытывала крайний дискомфорт из-за своей внеш­ности и очень боялась, что кто-то может увидеть ее без парика. Когда она рискнула снять парик в моем кабине­те, я ласково провел рукой по ее немногочисленным ос­тавшимся волоскам. Прошли годы, и мы вновь встретились для краткого курса терапии. Она рассказала мне, что недавно перечитала ту часть моей книги, где говори­лось о ней, и очень обрадовалась тому, что я записал это событие и поделился им с другими психотерапевтами и пациентами. Ей было очень приятно узнать, что ее опыт принес пользу другим людям, пусть даже незнакомым.

«Волновой эффект» — дитя долгой традиции и род­ственник всем стратегиям, которые учитывают мучи­тельное желание человека сохранить себя в будущем. Самое явное желание — сохранить себя биологически, с помощью детей, которым мы передаем наши гены, или с помощью донорства органов, когда наше сердце бьется в теле другого человека, а наши роговицы даруют кому-то зрение. Около двадцати лет назад мне сделали опера­цию по пересадке роговиц на обоих глазах и, хотя я не видел своего донора, я знаю, что внутри меня — частица другого, умершего человека, и испытываю благодар­ность к нему.

«Волновой эффект» также включает в себя:

завоевание выдающегося положения через полити­ческие, творческие, финансовые достижения;

создание именных стипендий;

внесение в фундаментальную науку вклада, на кото­рый смогут опереться другие ученые.

И над всем этим — извечная способность воссоединиться с жизнью, дав своим молекулам рассеяться по земле, чтобы потом стать строительным материалом для новой жизни.

Я так подробно останавливаюсь на волновом эффек­те потому, что мое положение психотерапевта дает мне необычайные преимущества угла зрения на эти без­молвные, легкие и неуловимые волны, переходящие от одного человека к другому. Я надеюсь, что мои мысли откликнутся в других людях, но меня мало волнует, что останется от моего имени, моей культуры и моих ра­бот — все это было бы абсолютно бесплодным тщесла­вием. Нас всех ожидает участь Озимандиаса.

Японский режиссер Акира Куросава мастерски отра­зил волновой эффект в своем шедевре «Жить» (Iciry). Фильм снят в 1952 году, но его до сих пор показывают во всем мире. Это история Кэндзи Витанабэ, начальника отдела городской управы, который узнает, что у него рак, и жить осталось всего несколько месяцев. Рак ока­зывается пробуждающим переживанием для этого чело­века, чья жизнь была настолько ограничена и безлика, что сослуживцы прозвали его «мумией».

Узнав свой диагноз, он впервые за тридцать лет не идет на работу, снимает со своего счета большую сумму денег и пытается взять свое от жизни, расхаживая по шумным ночным клубам. В конце своего бессмысленного кутежа он случайно встречает бывшую подчиненную, которая ушла с работы, сочтя ее слишком отупляющей. Ей же хотелось жить. Восхищенный ее живостью и энер­гией, Витанабе следует за ней и просит, чтобы она нау­чила его жить. Новее, что она может ему сказать, что она ненавидела свою бывшую работу из-за ее бессмыслен­ности. Теперь она работает на фабрике кукол, и ее вдох­новляет мысль, что ее труд приносит радость многим де­тишкам. Когда Витанабе рассказывает ей о раке и о том, как мало ему осталось, она приходит в ужас и поспешно уходит, бросив через плечо одну-единственную фразу: «Сделайте что-нибудь!»

Преображенный, Витанабе возвращается на работу, отказывается подчиняться бюрократическим ритуалам, нарушает все правила и посвящает остаток жизни соз­данию детского парка в своем квартале. В последней сцене Витанабе, уже при смерти, сидит на качелях в сво­ем парке. Он не обращает внимания на снегопад, безмя­тежно и с вновь обретенной жизненностью готовится он встретить смерть.

Феномен «волнового эффекта», создания того, что продлится в жизни других людей, превратил его ужас в глубокое удовлетворение. В фильме подчеркивает­ся и то, что главное здесь — именно парк, а вовсе не личность Витанабе. На поминках подвыпившие чиновники муниципалитета долго и иронично обсуждают, как следует относиться к Витанабе после создания этого парка.

«ВОЛНОВОЙ ЭФФЕКТ» И МИМОЛЕТНОСТЬ

Многие люди признаются, что редко задумываются о собственной смерти, однако мучаются от осознания ужаса мимолетности. Любой радостный момент отрав­лен для них подспудной мыслью: все происходящее сей­час — мимолетно и скоро закончится. Приятная прогул­ка с другом омрачается мыслью, что все обречено на ис­чезновение — друг умрет, на месте этого леса вырастет городской квартал. Какой и в чем может быть смысл, ес­ли все обратится в прах?

Этот аргумент (и контраргумент) очень удачно рас­крыл Фрейд в одном из своих второстепенных эссе «О мимолетности». Он описывает летнюю прогулку с двумя товарищами, поэтом и коллегой-психиатром (2). Поэт сетовал на то, что вся красота в мире обречена на увяда­ние и смерть, а все, что ему дорого, лишается своей цен­ности из-за неминуемого исчезновения. Фрейд не со­гласился с мрачным выводом поэта и яростно возразил,что мимолетность вовсе не отнимает ценности или зна­чения.

— Наоборот, — воскликнул он, — прибавляет! Огра­ниченность удовольствия только увеличивает его цен­ность!

Затем Фрейд предложил прекрасный контраргумент идее о том, что мимолетность влечет за собой потерю смысла.

Непостижимо, заявил я, что мысль о мимолетности красоты должна мешать нам наслаждаться ею. По­ смотрите на красоту Природы каждую зиму она уми­рает, но воскресает в следующем году. По этим меркам наша жизнь представляется вечной. Красота челове­ческого лица и тела исчезает с течением времени, но мимолетность лишь добавляет ей свежего очарова­ния. Цветок, который благоухает всего одну ночь, не кажется нам от этого менее прекрасным. Я не могу по­нять, почему красота и совершенство произведений ис­кусства или интеллектуальных достижений должны терять свою ценность из-за того, что они ограничены во времени. Да, придет время, и полотна и статуи, ко­торыми мы сегодня любуемся, обратятся в пыль, и вслед за нами придут поколения, которые уже не смо­гут понять произведений наших поэтов и мыслителей.

Может случиться и так, что настанет геологическая эпоха, в которой вообще не будет места каким-либо формам жизни. Но поскольку красота и совершенство определяются лишь тем, что они значат в нашей эмо­ циональной жизни, им нет нужды переживать нас. Та­ ким образом, они остаются свободными от абсолютно­ го времени.

Итак, Фрейд пытается смягчить страх смерти, отделяя эстетические чувства и ценности человечества от хват­ки смерти и утверждая, что мимолетность не может ума­лять значения того, что жизненно важно для эмоцио­нальной стороны личности.

Можно найти и другие попытки победить мимолет­ность. Во многих культурах подчеркивается, что очень важно — жить здесь и сейчас, сосредоточиваясь на сиюминутных переживаниях, проживая каждое мгнове­ние сполна.

В буддизме страху мимолетности прямо противосто­ит ряд медитаций «anicca» («непостоянство»), в кото­рых человек размышляет о том, как сохнут и опадают ли­стья с деревьев, а затем — о будущем исчезновении са­мого дерева, по сути — человеческого тела. (Можно считать эту практику «дезадаптацией», или разновидно­стью экспозиционной терапии, когда человек приспосабливается к страху, намеренно погружаясь в него. Возможно, чтение этой книги произведет на читателей подобное действие.)

«Волновой эффект», однако, предлагает другой спо­соб смягчения боли от сознания мимолетности — он на­поминает нам, что часть нас продолжит жить, пусть даже мы никогда этого не узнаем и не почувствуем.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ИДЕИ


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!