Вопрос. Херсонес Таврический. Основы экономики и внешней политики.



Местность, лежащая вокруг города, создавала благоприятные условия для садоводства и виноградарства. Включение в состав подвластной Херсонесу территории Гераклейского полуострова обеспечило город своим хлебом, но вряд ли этого хлеба хватало для вывоза. Соседями херсонесцев были полудикие тавры и воинственное скифское население степной части Крыма. Херсонесу неудалось завязать с этими племенами прочных торговых сношений. Поэтому даже в лучшие свои времена херсонесская торговля своим объёмом значительно уступала торговле Ольвии и боспорских городов. Предметом вывоза в Херсонесе было, прежде всего, вино, другие продукты собственно сельского хозяйства, соль и рыба. Импортировались преимущественно предметы роскоши: украшения, оружие, художественная посуда, ткани. О торговых связях Херсонеса говорят многочисленные амфорные ручки и обломки черепицы с клеймами Синопы, Гераклеи, Родоса, Фасоса и др., афинская керамика (чернофигурная, краснофигурная и чернолаковая) и терракоты. Об этом говорят также херсонесские надписи — почётные декреты в честь граждан-иноземцев, связанных с Херсонесом торговыми интересами. Однако, в отличие от Ольвии, основу херсонесской экономики составляла не посредническая торговля» а... собственное хозяйство. Гераклейский полуостров до сих пор хранит следы энергичной хозяйственной деятельности херсонесцев. Вся эта территория, включая и подчиненные Херсонесу Керкенитиду (Евпатория) и Прекрасную гавань (Акмечеть), была защищена многочисленными башнями, стенами и валами, образующими правильную систему укреплённых поясов. Многие из этих оборонительных сооружений одновременно имели хозяйственное и жилое назначение, являясь своеобразным типом усадеб-крепостей. Поля и виноградники в пределах укреплённой полосы обрабатывались при помощи рабов.

О развитии производства керамики свидетельствуют открытые в Херсонесе следы гончарных и терракотовых мастерских. Они позволяют составить некоторое представление о технике керамического производства. Найдены формы, в которых отливали светильники, терракотовые статуэтки. Виды керамики были весьма многообразны: амфоры, чернолаковая посуда, блюда, миски, кувшины, грубая кухонная посуда. Как правило, корпус сосуда изготовлялся на гончарном круге. Чернолаковая посуда украшалась орнаментом при помощи штампов. На кувшинах красочный орнамент наносился кистью от руки. Для обжигания посуды существовали специальные печи. Характерно, что большинство гончарных печей и мастерских были обнаружены за пределами городской черты. Очевидно, это обстоятельство было вызвано боязнью пожара.

О прядильно-ткацком производстве в Херсонесе также говорят археологические находки: прясла для веретён, грузила для ткацких станков, бронзовые и костяные иголки, напёрстки и, наконец., остатки полотна.

Взаимоотношения Херсонеса с местным населением приняли здесь совсем другую форму, чем, например, в Ольвии. Мощные стены самого города и оборонительные сооружения на Гераклейском полуострове говорят о хронической военной опасности, исходившей от соседей. По отношению к ним, вплоть до III в. до н. э., Херсонес вёл наступательную политику. За этот промежуток времени вся западная часть Крыма была им завоёвана. Отсюда характерная для Херсонеса замкнутость, способствовавшая сохранению городом в течение ряда веков его существования греческого облика. В века уже нашей эры, когда другие северочерноморские города подвергались в значительной степени процессу «варваризации» херсонесские надписи продолжали хранить чистоту дорийского диалекта. Плиний указывает, что в его время из всех эллинских городов Северного Причерноморья самым греческим был Херсонес. Это сказывается на всех сторонах социальной и культурной жизни города.

Херсонесская республика поддерживала постоянные дружеские отношения со своей метрополией— Гераклеей Понтийской, засвидетельствованные рядом почётных декретов. В свою очередь, когда Боспорское государство стало развивать территориальную экспансию в западном направлении, что поставило под угрозу интересы херсонесской независимости, Гераклея выступила против Боспора с оружием в руках.

В рассматриваемое время Херсонес, не меньше, чем другие северочерноморские города, был ослаблен внутренними противоречиями и внешней борьбой с окружающими его племенами. Об этом с достаточной красноречивостью говорит текст упоминавшейся присяги херсонесских граждан, датируемой самым концом IV и началом III в. до н. э. Гражданин прежде всего должен поклясться именем богов, покровителей города, и героев в том, что он не предаст Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной Гавани, прочих укреплённых пунктов и остальной территории, принадлежавшей городу,— «ни эллину, ни варвару», не замыслит ниспровержения демократического строя, не примет участия в заговоре против херсонесской общины и сообщит, если узнает, о его существовании властям.

К сожалению, данные литературных источников, лишь вкратце упоминающих о Херсонесе, не позволяют восстановить связной истории города. Поэтому неизвестно какая конкретная опасность породила присягу и как протекал процесс постепенного увядания Херсонеса, но самый факт этого увядания совершенно несомненен. Дело в том, что помимо присяги есть ещё два эпиграфических документа — это договор Херсонеса с царём Фарнаком Понтийским 179 г. и знаменитый почётный декрет херсонесского народного собрания в честь Диофанта — полководца понтийского царя Митридата Евпатора. Договор херсонесцев с царём понтийским Фарнаком, дошедший до нас только во второй своей части, которая представляет собой обязательства, принятые на себя Фарнаком по отношению к Херсонесу, сводится к обещанию оказать херсонесцам военную помощь против «варваров» и гарантиям неприкосновенности херсонесской демократии. Утрата политического равновесия внутри и истощение собственных ресурсов в борьбе с наступающими местными племенами заставили его сделать этот опасный для своей независимости шаг.

Сличение сведений о размерах подвластной Херсонесу территории на основании херсонесской присяги с аналогичными данными херсонесского декрета в честь полководца понтийского царя Митридата Евпатора, Диофанта, показывают, что за промежуток от начала III в. и по последнее десятилетие II в., которым датируется декрет, Херсонес лишился большей части своих прежних владений. Диофанту пришлось выбивать скифов из Керкинитиды, и из Прекрасной Гавани, и из многочисленных укреплений.

После, вероятно, вынужденного отказа боспорского царя Перисада от власти и подавления восстания Савмака вся территория Боспорского государства, так же как и Херсонес, переходит под власть Митридата Евпатора, который включает их в состав своего Понтийского царства. Для Херсонеса на этом заканчивается период его фактической независимости.

Правда, и потом в его истории были периоды, когда он располагал известной автономией, однако бурные события конца II в. до н. э., по существу, уже навсегда подорвали его способность к самостоятельному государственному существованию. Вступив однажды под влиянием изложенных выше обстоятельств на путь поисков опоры вовне, он уже никогда потом, ориентируясь сначала на Рим, а затем на Византию, не может сойти с этой дороги.

Д. П. КАЛЛИСТОВ. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!