Культура греческих городов Северного Причерноморья в архаический период



Некрополь Пантикапея известен больше и лучше остальных. Его стали раскапывать ещё с начала XIX в.; суммируя результаты этих расследований, можно считать, что с первой половины VI в., а может быть и с самого начала его, Пантикапей уже существовал. Об этом с ясностью говорит найденная в древнейших пантикапейских погребениях самосская и коринфская керамика середины второй половины VI в. до н. э. Чернофигурная посуда, захватывающая и начало V в. до н. э., представлена таким количеством находок, что существование в это время города становится совершенно очевидным. Повидимому, к середине VI в. до н. э. относятся и первые из известных нам пантикапейских монет.

Что же представлял собой этот город в первую пору своего существования?

Погребальный инвентарь архаического периода создаёт совершенно определённое впечатление господства импортной греческой керамики над сосудами, изготовленными на месте. В своей массе — это продукция греческих мастерских, малоазийского, а может быть, частично и аттического происхождения. • Такое же впечатление относительной бедности производит и весь остальной материал, добытый при расследовании древнейших погребений. Золотые вещи почти не встречаются. Самые могилы представляют собой или трупоположение в простых земляных ямах, лишь изредка обложенных сырцовым кирпичом, или трупоположение в скромных погребальных урнах. Такого типа погребения не отличаются оригинальностью. Аналогии к ним как в отношении способа погребения, так и в отношении характера погребального инвентаря можно без труда найти в самой Греции, в некрополях архаического периода ряда городов. Далее обращает на себя внимание почти полное отсутствие не только в Пантикапее, но и в других боспорских поселениях находок кровельной черепицы старше конца V в. до н. э. или начала IV в. Это значит, что в городах рассматриваемого времени почти ещё не было зданий, способных выдержать тяжесть такого кровельного перекрытия. Городское население, строя свои дома, как правило, пользовалось глинобитными кровлями или делало их из камыша и соломы. Архаический Пантикапей, таким образом, представляется нам пока ещё очень скромным по уровню материального достатка поселением. Население этого города, судя по всему, придерживалось в своём быту обычных для всех эллинов форм жизни и обрядов.

По своему характеру чрезвычайно близки к некрополю Пантикапея городище и некрополь Фанагории. Общий облик этого города в первые века его существования по всем признакам, так же как и облик Пантикапея, был греческим. Это особенно ясно сказывается в характере существовавших в Фанагории культов. По свидетельству ряда античных авторов, вблизи города существовал пользовавшийся большой популярностью среди всех боспорских греков храм Афродиты Апатуры. В 1929 г. уже на территории самой Фанагории был найден фрагмент архитрава, судя по которому можно предполагать существование в самом городе особого храма Геракла. Из фанагорийских надписей следует, что здесь появился также культ Аполлона-Врача. Излишне подчёркивать, что все эти культы, получившие широкое распространение по всем боспорским городам, носят эллинский характер и что, следовательно, приверженность к ним колонистов лишний раз демонстрирует прочность их связей с родиной. Экономическая основа этих связей, точно так же, как и в Пантикапее, раскрывается в особенностях керамики. И здесь и там наблюдается преобладание импортной керамики над местной.

В лучшем положении находится феодосийский некрополь. Производившиеся до сих пор раскопки его, впрочем, не отличались систематическим характером. Несмотря на это, там был найден целый ряд первоклассных в художественном отношении вещей. Имеющиеся данные позволяют утверждать, что в середине и второй половине VI в. до н. э. древняя Феодосия уже несомненно существовала. Греческий её облик особенно ясно сказывается в некрополе. Из всех северочерноморских городов Феодосия единственная, в некрополе которой до сих пор не обнаружено (на 1952 год!!!) ни одного местного погребения или погребения со смешанным грекоскифским инвентарём. Все погребения, представляющие собой по большей часта трупосожжения, носят ярко выраженный характер греческого погребального ритуала.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 336; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!