Традиционные структуры и диалектика доверия в период модернизации
Лекция 1. 15 февраля 2016.
Традиционные социальные структуры и их взаимодействие с современностью.
Сейчас у нас и ретрадиционализация и реархаизация. Ретрадиционализация и реархаизация – часто ресурс для освоения и адаптации к современному миру.
Понимание традиционного общества и культур сильно менялось. Традиционное общество – неизменяемое, воспроизводящееся в течение многих поколений во всех своих культурных и социальных характеристиках, недифференцированность и жесткая корреляция подсистем – холизм.
Традиционное – местное, эндогенное, локальное – в противопоставление внешнему, «большому», современному. Традиционное в смысле некого структурного ядра социума, которое является устойчивым при изменении, здесь нет неподвижности, есть изменения, но при сохранении некого центра, основной «темы».
Обобщенное определение традиционного общества предложил Роберт Редфилд в 1947 году. Предложил понятие «folk society». Его признаки:
1. Малое общество, в котором преобладают личные связи.
2. Относительно изолированное от большого мира общество
3. Неграмотное
4. Гомогенное – особенности культуры едины для всего общество
5. Сильное чувство групповой солидарности, групповая идентичность
6. Образ жизни конвентионализирован
7. Поведение традиционно некритично, спонтанное.
8. Родство – основа общества. Все осуществляется через призму родства.
|
|
9. Семейная группа – основная ячейка действия.
10. Сакральное преобладает над секулярным.
11. Хозяйство, экономика скорее статусный феномен. Экономика основана на ритуальном/статусном обмене.
12. Циклическое восприятие времени.
Дискуссии о том, что же есть традиционное общество, продолжаются. Напольских В.В. утверждает, что традиционной можно назвать ту культуру, в которой:
1. Социальная организация – биологически самовоспроизводящаяся единица (община). Относительно автономна в жизнеобеспечении.
2. Процесс передачи опыта, практик из поколения в поколения осуществляется самой общиной. И явл. Передачей именно общинных (а не гос, общечел и тд.) ценностей.
3. Это включает как технологии жизнеобеспечения так и тесно связанные с ними ценности духовной культуры.
4. Обеспечивает межпоколенную передачу этничности.
Белков П. Л. (2009 г.): Традиционная культура – устная культура, преобладание устного способа передачи информации – соответственно локальность; сосуществование с письменной культурой; присутствует «эффект нарастания» по мере расширения письменной культуры. Отсутствует момент эволюционирования устной культуры в письменную.
Традиционное общество и культура в моделях модернизации
|
|
1 этап – 50е годы – противопоставление «традиционного» и современного». «Традиционное должно быть уничтожено» Единая модель модернизации. Эволюционизм.
2 этап – первая половина 60х – сложности с модернизацией – пессимизм – несоприкасающиеся анклавы «современного» и «традиционного».
3 этап – со второй половины 60х, особенно с 70х – изменение взгляда на традицию, это сделали антропологи и социологи-полевики, нет единой модели модернизации, идея синтеза традиционного и современного, снятие противопоставления: традиция не противоречит современности (модернизации), а является необходимым условием вхождения в нее, там, где традиция полностью разрушалась – там не удавалась и полноценная модернизация, освоение современности помощью традиции, идеи «переходного общества».
Традиционная культура и общество: переосмысление
1. Идея изменчивости и гибкости традиции, «возвращение времени»
2. Отказ от представления о монолитности. Пересмотр представлений о холизме, жесткости взаимосвязи подсистем культур и социума.
3. Пересмотр недооценки специализации и обмена.
4. Актуализация и латентное состояние институтов в динамике
5. Ядро и периферия культурной традиции (Эдвард Шилз).
|
|
6. Переинтерпретация. Традиция – не нечто, передающееся автоматически, каждое новое поколение должно ее воспринять, проинтерпретировать, иметь мотивы к ее продолжению, модификации, использованию для решения своих жизненных задач.
7. Идея конструирования традиций.
8. Большая и малая традиция – между ними есть явные и скрытые конфронтации, но их взаимодействие обеспечивает развитие общества.
9. Микро- и макро – уровни динамике традиции, транзит социадбных связей
10. Отказ от прямолинейного эволюционизма
11. Возобновление дискуссии о традиции в контексте теории глобализации, обращается все больше внимание на локальные и региональные культуры как фактор разнообразия в условиях глобального нивелирования
12. Идея практик глокализации (глобальный мир дает новые возможности для локальных сообществ проявлять себя) в осмыслении локальных традиций
13. Совокупность социальных структур как ядро, наиболее устойчивая и воспроизводящаяся часть
Традиционные структуры и диалектика доверия в период модернизации
1. Традиционные институты создают и воспроизводят круги доверия
2. Но эти круги узкие
3. Отсюда альтернативы модернизаторов традиционного общества: 1) сохранить как есть круги доверия на базе традиционных структур, 2) ликвидировать круги доверия на базе традиционных структур, 3) самое трудное, но и самое перспективное, использовать и расширить круги доверия
4. От концепции традиционного зависят стратегии и методы модернизации
5. Понятие «социального капитала» (накопленные социальные связи, сети, структуры доверия и консолидации) в модернизации
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!