Литературные концепты и их современные трансформации: «лишний человек» (Чацкий – Онегин – Печорин – Рудин – Обломов)



В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнего человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью века”: для них очевидны проблемы окружающего мира, пороки и “язвы” современного общества. Не удовлетворенные жизнью, эти герои более всего несчастны от невозможности что-либо исправить. Неопределенность томящих их высоких идеалов вызывает не знание путей их реализации, а отсутствие конкретных целей и дела, которое могло бы удовлетворить их высокие требования к себе и к жизни, — пассивность и бездеятельность, беспомощность существования.
Сопоставим Чацкого, героя комедии Грибоедова “Горе от ума”, с образом лишнего человека.
Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Так грибоедовский герой вступает, как и лишние люди, в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Но если последние лишь страдают и бездействуют, то “в озлобленной; мысли” Чацкого “слышится здоровый позыв к делу...”. “Он чувствует, чем недоволен”, ибо его идеал жизни вполне определен: “свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество”. Активное же противостояние Чацкого тем, “чья вражда к свободной жизни непримирима”, позволяет нам полагать, что он знает пути изменения жизни в обществе. Кроме того, грибоедовский герой, пройдя долгий путь исканий, три года путешествовавший, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.
Таким образом, Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся. Лишние же люди, не сумев найти себе достойного занятия, самореализоваться, не примыкают ни к консерваторам, ни к революционно настроенным кругам, храня в душе разочарованность в жизни и впустую растрачивая невостребованные таланты.

 Евгений Онегин – герой одноимённого романа А.С. Пушкина – представляет более поздний период русской истории. На первый взгляд он типичный молодой аристократ: посещает театры и балы, спит до обеда, пользуется успехом у дам. Но на самом деле он очень отличается от обычного дворянина «резким охлаждённым умом», состоянием неудовлетворённости собственной жизнью и стремлением что-то в ней изменить, наполнить её смыслом. Поэтому вскоре однообразные светские радости наскучили Онегину, он стал презирать пустоту праздного времяпрепровождения. Не смог найти себя герой и в деревне. Ему было скучно среди поместного дворянства, а соседи-помещики решили, что он «опаснейший чудак».

Познакомившись с молодым романтиком и поэтом Владимиром Ленским, Онегин близко сошёлся с ним. Несмотря на то, что герои были совершенно противоположны по характеру и мировоззрению, они искренне привязались друг к другу. Но дружба не помешала Онегину спровоцировать Ленского на дуэль и даже убить его. После этого тоска, хандра и недовольство жизнью только усилились в нём.

Любовь Татьяны Лариной поначалу не пробудила в Онегине никаких чувств, он отверг неопытную девушку. Однако через какое-то время, встретив вновь Татьяну, ставшую теперь светской замужней дамой, герой искренне влюбляется в неё. Но долг и честь не позволяют девушке разрушить свою семью.

Как и Чацкий, Онегин был одинок среди людей, потому что был выше их, видел несовершенства того мира, в котором родился и жил, и не хотел мириться с ними. Но, в отличие от Александра Андреевича, герой Пушкина пассивно смотрел на пороки общества, не пытаясь с ними бороться.

Роман «Герой нашего времени» - это история энергичного аристократа, храброго офицера, глубокомыслящего и образованного молодого человека, который пытается найти себя, какую-то цель в жизни, своё счастье, применение своим знаниям, способностям и талантам. По словам М.Ю. Лермонтова Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии»

Григорий Александрович никогда не довольствуется тем, что имеет, ему всегда необходимо большее. Герой привык получать желаемое любым способом, пусть даже ценой несчастья других. Печорин эгоист – он делает всё только для себя, не задумываясь об окружающих, его не волнуют чужие проблемы.

Григория Александровича, как и героев произведений Грибоедова и Пушкина, преследует скука и одиночество. Ему, как и Онегину, пресытились светские удовольствия и победы на «любовном фронте», надоели науки и путешествия, он разочаровался в людях.

Чацкий, Печорин, Онегин – не только герои, но и жертвы своего времени. Их не устраивает та действительность, в которой они живут. Несмотря на свои способности они не могу найти для себя место в жизни, мучаются от одиночества и непонимания.

Рассматривая произведения А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова можно сделать вывод о том, какую значительную роль играет в судьбе человека историческая эпоха, представителем которой он является.

В своем первом романе «Рудин» (1855), написанном на фоне проигранной Крымской войны, на пороге больших исторических изменений, Тургенев старается осмыслить эту эпоху, отделяя в ней важнейшее. И важнейшей общественной проблемой недавнего прошлого стала для него именно проблема «лишнего человека». В жизнь других действующих лиц романа Рудин входит как пророк. Тем не менее, в скором времени оказывается, что он не лишен тщеславия и кокетства. Потом будет откровенно сказано о его суетности, мелочности, деспотизме, а возле зазвучит тема человеческой ущербности героя, который не способен любить, осчастливить другого человека, не способен к настойчивым усилиям, к повседневной работе, к творческой радости и свершениям. Тем не менее, в эпилоге романа способ и масштаб изображения героя резко изменяются. Все мелкое, тривиальное, эгоистическое в Рудине отходит на второй план как что-то несущественное. Приоткрывается глубинная - подвижническая - сущность его жизненной позиции: перед читателем - трагический герой, который старается служить истине и добру, но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным порядком современной ему России.

В Рудине мы узнаем знакомый тип «лишнего человека». Он много и горячо говорит, но неспособен найти себе дело, точку приложения сил. Всем заметна его склонность к красивой фразе и красивой позе. А вот на поступок он оказывается неспособен: даже на зов любви он побоялся ответить. Наташа — очаровательный пример цельной и думающей тургеневской девушки — проявляет себя куда более решительной натурой. Слабость героя вызывает разочарование. Однако гораздо больше в Рудине замечательных черт романтика, пылкого правдоискателя, человека, который способен пожертвовать жизнью за свои идеалы. Гибель на баррикадах полностью оправдывает Рудина в глазах читателя.

 Почему же Обломова можно назвать «лишним человеком»? В чем сходство и различие этого персонажа с его знаменитыми предшественниками - Онегиным и Печориным?

Илья Ильич Обломов - натура безвольная, вялая, апатичная, оторванная от реальной жизни: «Лежание... было его нормальным состоянием». И эта особенность -первое, что отличает его от пушкинского и, особенно, лермонтовского героев.

Жизнь персонажа Гончарова - розовые мечтания на мягком диване. Тапочки и халат - неотъемлемые спутники обломовского существования и яркие точные художественные детали, раскрывающие внутреннюю сущность и внешний образ жизни Обломова. Живя в придуманном мире, отгороженном пыльными шторами от реальной действительности, герой посвящает свое время построению несбыточных планов, ничего не доводит до конца. Любое его начинание постигает участь книги, которую Обломов читал уже несколько лет на одной странице.

Однако бездействие гончаровского персонажа не было возведено в такую крайнюю степень, как у Манилова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», и, как правильно отметил Добролюбов, «обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий...».

Как и Онегин, и Печорин, герой Гончарова в молодости был романтиком, жаждущим идеала, сгоравшим от стремления к деятельности, но, подобно им же, «цвет жизни» Обломова «распустился и не дал плодов». Обломов разочаровался в жизни, охладел к знаниям, осознал всю никчемность своего существования и в прямом и переносном смыслах «улегся на диван», полагая, что таким образом сможет сохранить цельность своей личности.

Так герой и «пролежал» жизнь, не принеся никакой видимой пользы обществу; «проспал» любовь, которая прошла мимо него. Можно согласиться со словами его друга Штольца, образно подметившего, что обломовские «беды начались с неумения надевать чулки и кончились неумением жить».

Таким образом, главное отличие «лишнего человека» Обломова от «лишних людей» Онегина и Печорина заключается в том, что последние отрицали общественные пороки в действии - реальных делах и поступках (см. жизнь Онегина в деревне, общение Печорина с «водяным обществом»), тогда как первый «протестовал» на диване, проводя всю свою жизнь в неподвижности и бездействии. Поэтому если Онегин и Печорин - «нравственные калеки» в большей степени по вине общества, то Обломов - преимущественно по вине собственной апатичной натуры.

Кроме того, если тип «лишнего человека» универсален и характерен не только для русской, но и зарубежной литературы (Б. Консган, Л. де Мюссе и др.), то, рассматривая особенности социальной и духовной жизни России XIX века, можно отметить, что обломовщина - явление сугубо русское, порожденное действительностью того времени. Не случайно Добролюбов видел в Обломове «коренной, народный наш тип».

Итак, в романе И.А. Гончарова «Обломов» образ «лишнего человека» получает свое окончательное воплощение и развитие. Если в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова раскрывается трагедия одной человеческой души, не нашедшей своего места в обществе, то Гончаров изображает целое явление российской социальной и духовной жизни, получившее название «обломовщииа» и вобравшее в себя основные пороки одного из характерных типов дворянской молодежи 50-х годов XIX века.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1767; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!