Глава IX. Общие знакономерности развития отношения к природе 34 страница



Решающее значение для ориентирующей и мотивирующей функции установки имеет согласованность этих компонентов. Например, если какой-либо объект природы, скажем ядовитые змеи, рационально оценивается личностью как «редкий и охраняемый» (когнитивный компонент), но при этом возникает эмоциональное неприятие его: страх, брезгливость (эмоциональный компонент) — связанное с готовностью к негативным действиям, например желанием убить (поведенческий компонент), то собственное восприятие этого объекта природы и усвоенная в школе научная оценка его резко расходятся. Такая ситуация ведет к потере ориентации, повышает вероятность негативных поступков в отношении природного объекта. Гармония эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов позволяет намного легче сформироваться экологически целесообразному поведению.

Господствующая в общественном сознании установка по отношению к змеям (точнее, ее эмоциональный компонент) отражена, например, в рассказе Артура Конан Дойла «Конец Чарльза Огастеса Милвертона». Описывая свое отношение к преступнику, Шерлок Холмс восклицает: «Не испытываете ли Вы, Уотсон, стоя перед змеями в зоологическом саду, гадливости и омерзения при виде этих скользких, ядовитых тварей с их ледяным взглядом и злыми плоскими мордами? Именно такие чувства заставляет меня испытывать Милвертон» (1993, с. 147). Показательно, что негативное отношение к змеям здесь обусловливается комплексом соответствующих психологических релизеров. При этом интересно заметить, что «скользкость» змеям в действительности не свойственна (у них сухая кожа, хотя часто блестящая).

М.Пупиньш, анализируя фенотипические особенности «неприятных» животных (змеи, жабы, болотные черепахи и т.п.), описывает следующую ситуацию: «Посетительница зоопарка попросила потрогать черепаху. Коснувшись панциря, она громко воскликнула: “А она совсем не противная”» Т.е., запрограммированная (установочная. — В.Я.) “противность” болотной черепахи для посетительницы была связана с ожидаемыми неприятными тактильными ощущениями» (Пупиня, Пупиньш, 1995, с. 6).

Проведем поканальный анализ формирования установок. Известные из социальной психологии установочные механизмы («эффект первичности», «эффект ореола», «эффект новизны») — те самые, с помощью которых закрепляется воздействие психологических релизеров на человека, что впоследствии обусловливает характер его восприятия новых природных объектов этого вида.

Экологические установки по перцептивно-эмоциональному каналу формируются прежде всего на основе «эффекта первичности». «Эффект первичности» заключается в том, что по отношению к незнакомому объекту наиболее значимой оказывается первая информация, как раз и получаемая через систему естественных релизеров. Если первая собака, которую погладил ребенок, оставила у него ощущение теплого, ласкового существа, то соответствующее отношение к собаке останется у него преобладающим. Впоследствии, если какая-то собака проявит по отношению к нему агрессивность, им это будет воспринято, скорее всего, как нетипичная случайность.

Если же первое знакомство произойдет со злобной, непривлекательной собакой, то в дальнейшем уже бывает трудно переориентировать негативное отношение к собакам вообще — может вырасти «собаконенавистник».

При развитии отношения по когнитивному каналу важнейшую роль играет «эффект ореола», который заключается в распространении в условиях дефицита информации об объекте общего оценочного впечатления о нем на восприятие всех фактов и ситуаций, связанных с этим объектом.

Характерно, что «эффект ореола» возникает на основе информации об объекте природы, получаемой от других людей, из различных теорий, произведений искусства и т.д., а не в результате собственного сенсорного опыта, как «эффект первичности». Он связан, в основном, с действием социальных релизеров. Например, само название природного объекта может служить созданию «эффекта ореола»: психологический релизер «плакучая ива» обусловливает некую лиричность, элегичность, романтичность при восприятии этого дерева. А вот жукам — «навозникам» и грифам — «стервятникам» в этом смысле «повезло» значительно меньше: в своем названии они несут предпосылку возникновения отрицательного «ореола».

«Эффект ореола» может возникнуть и через литературное произведение, вообще произведение искусства (причем ситуации, в которые природные объекты иногда поставлены авторами, могут быть абсолютно не характерны для них в действительности).

Важную роль в формировании экологических установок по когнитивному каналу играет и «эффект новизны» («эффект недавности»), который заключается в том, что по отношению к уже известным объектам наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация.

Новая значимая информация об объекте природы может стать материалом для процесса идентификации, позволяет человеку лучше представить среду и обстоятельства, в которых существует этот природный объект. Например, жаба, как правило, воспринимается эмоционально отрицательно, однако, под влиянием информации об образе жизни, интересном поведении, брачных ритуалах, ее абсолютной безвредности и даже полезности, может сформироваться положительная установка, в результате которой человек начинает находить в жабе эмоционально привлекательные черты, оценивать ее: «А ведь она вполне ничего, даже немного красивая!»

Экологические установки интенсивно формируются также в рамках практического канала, в результате непосредственного взаимодействия человека и природного объекта, причем именно практическое взаимодействие в наибольшей степени способствует формированию положительных экологических установок.

По практическому каналу действуют все три описанных установочных эффекта, он их актуализирует.

Возникает естественный вопрос: необходимо ли для становления субъектно-этического типа отношения к природе в целом формирование положительной установки на каждый природный объект в отдельности? Безусловно, такой необходимости нет. Благодаря механизму стереотипизации экологические установки могут транслироваться личностью сначала на родственные природные объекты, а затем, охватывая все более широкий круг объектов (этот круг характеризуется параметром широты субъективного отношения), могут распространяться и на природу в целом (параметр обобщенности субъективного отношения).

Таким образом, экологические установки выполняют роль свое­образных «фильтров» при восприятии объектов природы, способствующих или препятствующих процессу развития субъектно-этического отношения к природе.

 

 

13.3. Роль эмпатии и идентификации в развитии отношения к природным объектам

Восприятие природных объектов может характеризоваться рядом специфических особенностей, присущих процессу социальной перцепции, т.е. восприятию человеком других людей.

Во-первых, в отличие от неодушевленных предметов, объекты природы, так же как и «социальные объекты», могут вести себя непассивно и небезразлично по отношению к воспринимающему их субъекту.

Во-вторых, при восприятии природных объектов внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего не на самом процессе порождения образа как такового, а на смысловых и оценочных его интерпретациях.

В-третьих, восприятие природных объектов, так же как и социальных, может характеризоваться высокой степенью нерасчлененности познавательных и эмоциональных компонентов, большой зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Сказанное позволяет предполагать, что в процессе восприятия природных объектов могут проявляться такие феномены социальной перцепции, как идентификация и эмпатия.

В социальной психологии идентификация в самом общем виде понимается как отождествление индивидом себя с другими, непосредственное переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом.

Очевидно, что в определенных условиях идентификация возможна и в отношении природных объектов. Например, когда человек видит дрожащую от холода бездомную собаку, он невольно идентифицирует, отождествляет себя с ней, у него возникает естественное желание «накормить и обогреть» ее — иными словами, начинает складываться субъектно-этическое отношение.

Феномен идентификации является разноплановым, поэтому разные исследователи акцентируют внимание на различных его аспектах. В.А.Петровский и Н.Н.Авдеева подчеркивают его преимущественно эмоциональный характер, а Е.Стотланд и Л.К.Кэнон — когнитивный. Н.Н.Обозов считает, что «идентификация — фундаментальный механизм не только когнитивных процессов взаимодействия, но и аффективной, и поведенческой составляющих» (1981, с. 82). При этом им отмечается, что идентификация выступает в качестве общего механизма понимания другого.

Таким образом, феномен идентификации может проявляться в той или иной форме в рамках каждого из каналов развития субъективного отношения к объектам природы.

Роль идентификации в процессе развития субъектно-этического отношения к природе заключается в обеспечении человеку ориентации в природных объектах, возможности моделировать их характерные состояния и витальные проявления через механизм проекции.

В исследовании П.Н.Кириллова было установлено, что «одним из важных психологических механизмов, определяющих мотивацию взаимодействия человека с природными объектами, является проекция. В большинстве случаев испытуемые с низкой самооценкой указывали в качестве наиболее привлекательного то животное, которое, по их мнению, обладало сходными с ними особенностями. В качестве основных указывались особенности, являющиеся “причиной” низкой самооценки. Так, подростки, остро переживающие свой маленький рост, находили самыми привлекательными миниатюрных представителей групп животных, в которых были крупные особи (например, карликовая игрунка на фоне яванских макаков). Животные маленького размера (как, например, мыши) не имеющие “крупного фона”, ими не выбирались...

Отдельно проводился эксперимент, в котором одинаковые животные помещались в разных местах — наиболее посещаемых и хорошо оформленных, в средних по условиям и в помещениях, некомфортабельных для существования с точки зрения человека (например, в кладовке). Животные, размещенные в последней, пользовались особой популярностью детей, имеющих проблемы в отношениях с родителями, а также у большинства детей из интернатов и детских домов» (1997, с. 11).

Следует отметить, что, как подчеркивают Р.Л.Кричевский и Е.М.Дубовская, «идентификация обусловливается разверткой особого перцептивного процесса, поставляющего субъекту необходимую информацию о партнерах взаимодействия. Идентификация может выступать лишь как результат развернутого во времени (выделено нами. — В.Я.) процесса познания другого, но не как следствие кратковременного наблюдения за действиями модели» (1981, с. 114).

В качестве механизма, актуализирующего установки индивида, Т.П.Гаврилова рассматривает эмпатию, которую она понимает как «способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или антропоморфизированный объект», причем «в реальной жизни эмпатические переживания могут быть реакцией не только на наблюдаемые, но и на воображаемые переживания других... которых индивид не воспринимает непосредственно» (1981, с. 123—124). То, что объектом эмпатии может быть состояние не только другого человека, но и антропоморфизированного объекта, подчеркивает также Н.Н.Обозов (1981).

Чаще всего выделяют две формы эмпатии: сочувствие и сопереживание. Сопереживание — это переживание индивидом тех же чувств, что испытывает другой, но обращено это переживание на самого себя. Человек переживает или то, что могло случиться с ним в будущем, или то, что он переживал в прошлом. При сочувствии человек переживает неблагополучие другого как таковое, безотносительно к собственному состоянию.

Н.Н.Обозовым выделяются три формы эмпатии: сопереживание, взаимопонимание, соучастие. «В феномене эмпатии отчетливо проявляется единство трех компонентов... Преобладание гностического компонента в процессе эмпатического отображения проявляется в точности и адекватности понимания состояния отражаемой личности. Доминирование аффективного компонента выражается в высокой эмоциональной вовлеченности в состояние другой личности — сопереживание. В действенной эмпатии преобладает праксический компонент. Личность в данном случае не только понимает состояние другого, но и действует, оказывает активную поддержку» (1981, с. 90).

Нетрудно заметить, что выделенные им три формы эмпатии соотносимы с тремя каналами развития отношения: сопереживание — с перцептивно-эмоциональным, взаимопонимание — с когнитивным, соучастие — с практическим.

Однако, не всегда возможно четкое разграничение, имеем ли мы дело с проявлением идентификации или эмпатии. Тем более, что диапазон трактовок этих понятий различными авторами достаточно широк. Как отмечает Т.П.Гаврилова: «Смешение понятий эмпатии и идентификации происходит потому, что эмоциональная децентрация структурирует не только эмпатические переживания, но и различные ролевые процессы, тем самым функционально частично совпадая с идентификацией» (1981, с. 130—131).

Благодаря механизмам идентификации и эмпатии, результатом восприятия природного объекта может стать симпатия к этому объекту, т.е. устойчивое внутреннее расположение. Симпатия побуждает человека к дальнейшему взаимодействию с этим природным объектом, оказанию ему внимания и помощи и т.д. Симпатия к объекту природы фиксируется в виде соответствующих установок на него.

Обусловленность проявления идентификации и эмпатии по отношению к животным действием присущих им положительных релизеров хорошо иллюстрируется воспоминаниями зоолога Айвена Сандерсона: «В конце концов мы раскопали трех громадных сухопутных черепах (Trionyx triunguis). Они испуганно сбились в кучу и моргали из-под своих панцирей кроткими черными глазами, словно понимая, что их судьба в наших руках. В жизни я не видел у животных такого печального и умоляющего выражения, хотя при виде любого животного, оказавшегося в беспомощном состоянии, я едва не умираю от сострадания. Деле намеревался прихватить их в лагерь — для общего котла, но я непоколебимо встал на защиту своих протеже, может быть, в основном из-за того, что они боятся щекотки сзади под панцирем, а это еще больше связывало нас узами взаимопонимания и симпатии» (1996, с. 74—76).

В данном эпизоде натуралист подвергся воздействию целого комплекса релизеров: поведенческого — «испуганно сбились в кучу в беспомощном состоянии», визуального — «печального и умоляющего выражения кротких глаз», к тому же, моргание глазами и боязнь щекотки детерминировали невольное установление параллелизма с человеком, что, по словам самого А.Сандерсона, оказало на него наибольшее впечатление. «Взаимопонимание и симпатия», т.е. по сути проявление действия механизмов идентификации и эмпатии, в свою очередь и предопределили этику поведения в данной ситуации.

Педагогическая актуализация процессов идентификации и эмпатии по отношению к природным объектам — один из наиболее характерных методических приемов, широко используемых, например, в так называемых вальдорфских школах, философской основой которых служит антропософское учение Р.Штейнера. Учеников в этих школах учат наблюдению и сопереживанию всего, что их окружает во внешней среде — каждого растения, каждого животного, каждого человека.

Дети «учатся видеть растение не только в его чувственной форме, но сливаясь с самой его жизнью, его оживляющей таким образом, чтобы мысль полностью освобождалась от своей отражательной природы и включалась в реальность мировой жизни. Можно внутренне отождествиться с растением настолько, чтобы почувствовать, как сила тяжести привязывает его к земле посредством корней, а силы цветения, напротив, поднимаются вверх к точке, где распускается цветок. И тогда дети сопереживают законы цветения и плодоношения, полностью погружаются во внешний мир. И этот внешний мир захватывает и поглощает ребенка... Мир заключает в себе больше, чем то, что могут сказать о нем абстрактные понятия логики!... Логика нужна только для того, чтобы дисциплинировать ум, но силой одной только логики нельзя ничего понять в мире!» (Штейнер, 1922, с. 20).

По мнению педагогов-антропософов, именно занятия естествознанием требуют от ребенка высокого уровня развития душевной жизни: способности фантазировать, чувствовать, а не только мыслить. Знания должны «переживаться» ребенком, именно это обеспечивает их осмысление личностью и формирование ее отношений к миру.

 

 

13.4. Феномен субъектификации природных объектов и его роль в развитии отношения к природе

В процессе развития субъективного отношения к тому или иному природному объекту важнейшее значение имеет следующее обстоятельство: воспринимает ли человек его как «субъекта» или же как «объект». Без рассмотрения этого вопроса невозможен анализ практически ни одной из затрагиваемых в этой книге проблем: процесс социогенеза экологического сознания неразрывно связан с эволюцией отношения к природе как субъекту или как объекту; психологический анализ общения человека с миром природы также требует внимания к данному аспекту; наконец, в нашей типологии отношения личности к природе одним из важнейших параметров мы считаем характер (субъектный или объектный) ее восприятия человеком.

При этом для нас не принципиален вопрос, можно ли считать «субъектом» данный природный объект с философской точки зрения*. Для нас важно субъективное отношение личности к растениям и животным в ситуациях взаимодействия (как реального, так и идеального). Другими словами, нас интересует субъектность природных объектов в аспекте ее отражения личностью, т.е. их «отражаемая субъектность» (Дерябо, 1995).

Б.Е.Райков в своей статье, опубликованной в 1915 г. в сборнике «Естествознание в школе», пишет: «В особенности свойственно одухотворение природы и вкладывание в нее своих чувств детям. Стенли Холл собрал в своем исследовании (Эволюция и воспитание чувства природы у детей. Спб., 1914. Изд. Школа и Жизнь. — В.Я.) множество примеров тех чувств, которые дети питают к солнцу, звездам, луне, облакам, ветру, воде, камням, растениям, животным. Произведенные им сотни опросов в полной мере подтвердили своеобразный анимизм детской эстетики. Деревья в глазах детей имеют руки и ноги. Листья составляют их одежду, и они стыдятся терять ее. Кора — их кожа. Они одушевлены, влюбляются друг в друга, чувствуют себя одинокими, если деревья, стоявшие вблизи, срублены. Если они добры, то дают детям тень, стерегут дом, плачут от одиночества, ведут тесную дружбу с птицами и проч. Деревья разговаривают друг с другом и понимают язык друг друга. Одна 13-летняя девочка, любившая цветы, каждому давала имя, обозначавшее какое-нибудь качество, и если цветок погибал, то его имя никогда не передавалось другому цветку, но подыскивалось новое. Она очень любила играть в школу, учить и журить каждый цветок. Иногда она читала им нотации и уговаривала их быть добрыми, рано вставать, быть чистоплотными. Иногда цветы заболевали и нуждались в специальном лечении, воде, укрывании и т.д.» (1997, с. 162).

Феноменология восприятия природных существ в качестве субъектов подробно рассмотрена С.Д.Дерябо (1993, 1995). Им, в частности, показано, что природные объекты могут выполнять по отношению к человеку, по меньшей мере, три специфически субъектные функции, что обеспечивает их отражение личностью в качестве субъектов.

Во-первых, это обеспечение отражающему переживания собственной личностной динамики.

Человек, устанавливая определенное сходство своих характеристик с характеристиками того или иного природного объекта, начинает сопоставлять его с собой и через это сопоставление переживать самого себя.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!