Глава IX. Общие знакономерности развития отношения к природе 6 страница



Существует еще целый ряд терминов, используемых авторами. Например, Б.Т.Лихачев (1995) говорит о необходимости формирования «сознательно-научного отношения к экологическим проблемам» на основе широкого круга знаний экологического характера, «нравственно-эстетического отношения» и «эмоционально-ценностного отношения» — на эмоционально-чувственной основе. В.В.Николина(1996) использует словосочетание «эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде».
В работе Л.П.Печко (1991) в понятие «эстетическое отношение к природе» включается «эстетическая отзывчивость, выражающаяся в чувстве, оценке, ассоциации, творческом сопоставлении, трансформации воспринимаемого образа в воображении или, наконец, творческом действии с ним самим или его образом» (с. 76).

Г.В.Буковская (1996) считает, что результатом эколого-педагогической деятельности должно стать формирование у учащихся «нравственно-ценностного» и «ответственно-деятельностного» отношения к природе. Т.В.Потапова (1995) использует словосочетание «экологически грамотное отношение к объектам дикой природы». С.Н.Николаева (1993, 1995) в качестве педагогической цели предполагает формирование «осознанно-правильного отношения к природе», которое базируется на совокупности экологических знаний и позволяет человеку сознательно регулировать свое экологическое поведение. «Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту» (1995, с. 4).

Характерно, что термины, используемые в различных подходах для обозначения положительного полюса отношения, часто связываются с такой его характеристикой, как сознательность, то есть ориентированы на такую нравственную категорию, как чувство долга: сознательный и ответственный человек должен правильно относиться к природе. «Экологическая ответственность проявляется в чувстве долга, в таких действиях, поступках и отношениях личности к природе, которые соответствуют не только моральным принципам, но и правовым нормам» (Каропа, 1995, с. 72).

Рассматривая подобную тенденцию в воспитании, известный польский педагог Я.Корчак назвал ее «педагогикой долженствования» и, кстати, убедительно продемонстрировал ее несоответствие детской психологии.

 

 

Публицистика и социология

Анализ публикаций на экологическую тематику в средствах массовой информации показывает, что в них типология от­ношения к природе строится, в основном, на противопоставлении «хищни­ческого, варварского, бесхозяйственного» и «рационального, хозяйского» отношений. В этой типологии однозначно прослеживается антропоцентри­ческий, технократический подход к природе. Констатируется, что природе необходим «разумный хозяин», как некий аналог просвещенного монарха, разумно управляющего подданными.

Внимание социологов в большей степени сосредотачивается на изучении отношения населения к «экологическим проблемам», под которыми понимаются, прежде всего, вопросы «охраны окружающей среды». В определенном смысле, эти данные могут свидетельствовать и об отношении людей к миру природы. Так, М.Лауристин и Б.Фирсов (1987) рассматривают шесть доминирующих типов индивидуального сознания, сквозь «призму» которых у людей формируется отношение к экологическим проблемам: глобально-экологический, нравственно-этический, правовой, организационно-производственный, технологический и эстетический. А.В.Барановым (1984) выделяется четыре типа «носителей экологического сознания». 1) «Экологист» — сильно встревожен экологической ситуацией, поддерживает любые действия в защиту среды, готов платить из своего кармана за высокое качество среды. 2) «Пассивный пессимист» — разделяет озабоченность «экологиста», но тратить свои деньги на улучшение среды не хочет. 3) «Пассивный оптимист» — хотя и встревожен экологической ситуацией, надеется, что все изменится к лучшему, готов жертвовать качеством среды ради решения насущных экономических проблем. 4) «Необеспокоенный» — мало интересуется экологическими проблемами, не имеет мнения о целесообразности экономического или экологического приоритетов.

Отношение к природе (морю и лесу) поморского населения русского Севера изучалось Ю.М.Плюсниным (1996 а). Абсолютно доминирующим оказалось «утилитарное» отношение («с точки зрения пользы, получаемой конкретным человеком»). Эстетическое отношение к природе («как к красоте») встречается в 4 раза реже утилитарного, характерно для людей пожилого и среднего возраста и довольно редко для молодежи. Анализируя «народное экологическое мировоззрение», Ю.М.Плюснин (1996) выделяет два основных типа отношения к природе сельского населения России: «отношение к природе как к кладовке» и «отношение к Природе как к Земле-Матери».

     

 

Философия и психология

Среди философов доминирует тенденция связывать типологию отношения к природе с нравственностью, либо опять-таки с прагматизмом (который в этом случае понимается как отсутствие проявле­ния нравственности по отношению к природе).

Г.Д.Гачев (1991), например, отношение к природе «как к самоцен­ности» считает альтернативой «утилитарно-эгоистическому». М.С.Каган (1988) выделяет наряду с «нравственно-этическим» также «ра­ционально-сциентистическое» и «узко прагматическое» отношение. О.Лео­польд (1983) противопоставляет «экономическому» отношению «эстетическо-рекреационное» и, как наиболее желательное, — «этическое», когда природа становится целью заботы и охраны человека. Д.Лукач (1987) рассматривает «чисто созерцательное, пассивно-рецептивное» отношение к природе и отношение «как к инструменту и полю деятельности человека».

Психолог Г.В.Шейнис (1993, 1994) предлагает типологию отношения к природе, в определенном смысле, сходную с подходом Д.Лука­ча и в то же время отличающуюся от других, рассмотренн­ых выше. Она вы­деляет отношение к природе «как к средству» — «безразлично-потребительское», «как к факту» — «нейтрально-пассивное» и «как к цели» — «сочувственно-дейст­венное».

А.Ф.Лазурский и С.Л.Франк (1912), подчеркивали, что «отношение к природе и животным» может быть «эстетическим», «этическим», «праг­матическим» или «безнравственным».

А.А.Калмыковым и А.В.Калмыковой (2000) разработана типология отношений человека и природы, основанная на системе координат с осями «природоцентризм—антропоцентризм» и «эго­ориентация—экоориентация». В результате представлены четыре типа отношений. «Эгоориентированный природоцентризм» — человек ориентирован только на самого себя, однако источником своего существования признает природу. Отношение носит объект-субъектный характер, где объектом выступает человек. «Экоориентированный природоцентризм» — ориентация на природу как высшую ценность, в крайнем проявлении подразумевается избавление биосферы от человеческого присутствия. Отношение носит объект-объектный характер. «Эгоориентированный антропоцентризм» — центрирует человека во вселенной, сопровождается отчужденностью человек от природы. Это отношение носит субъект-объ­ектный характер. Наконец, «экоориентированный антропоцентризм» — человек как центр мира, ответственный за созидание и обустройство очеловеченной и «оразумленной» вселенной. Данный тип отношения имеет субъект-субъектный характер.

Исследователи из США Б.Рейтон и Э.Лангенау (1996), изучая отношение американцев к диким животным, выделили 9 типов такого отношения. При этом отмечается, что людям, как правило, присущи различные типы, выраженные в разной степени. «Натуралистическое» — интерес к жизни дикой природы, стремле­ние вести натуралистические наблюдения (около 6% опрошенных).­ «Экологическое» — абстрактное умозрительное понимание роли всех видов в стабильном функционировании экосистем (до 5%). «Гуманистическое» — сильная эмоциональная привязанность к отдельным животным-любимцам, которые, однако, рассмат­риваются как существа, стоящие несопоставимо ниже человека (до 6%). «Нравственное» — забота и общение с животными, которые воспринимаются как равные партнеры, по отношению к кото­рым действуют все этические правила (более 20%!). «Научное» — интерес только к биологическим и физиологическим свойствам животных (менее 2%). «Утилитарное» — акцент на полезность животных и прибыль, извлекаемую с их помощью (до 15%). «Властное» — удовлетворение от господства над животными в спортивном контексте: охота, радео и т.п. (менее 5%). «Негативное» — неприязнь, страх перед животными или полное безразличие к ним (более 7%). «Эстетическое» — симпатия к животным, понимание их культурного значения для человека.

Российским врачом М.Е.Бурно (1989) проведено типологическое исследование отношения к природе с позиции психиатрии. Им, в частности, отмечается, что для циклоидов (как и сангвиников) свойственно «естественное» отношение к природе без противопоставления себя ей, часто с «духовным, сердечно-нежным или чувственно-гурманистическим растворением» в приро­де. Шизоидам свойственно «сложно-символическое, философское» отношение к природе, иногда с мистическим мотивом. Отношение к природе психастеников отличается, прежде всего, слиянием эстетического переживания и стремления к научному познанию, тревожно-нравственным созвучием со слабыми природными созданиями. Истерические пациенты относятся к природе «чувственно-картинно», а отношение к природе эпилептоидов характеризуется как «серьезно-хозяйственное, снисходительное, иногда елейно-утилитарное». М.Е.Бурно подчеркивает, что для достижения терапевтического эффекта важно помочь каждому пациенту определить его субъективное отношение к природе.

Очевидно, что приведенные выше термины, характеризующие то или иное отношение к природе практически несводимы к единой типологии, поскольку при их использовании закладывались различные системообразующие факторы. Собственно, никто из авторов и не ставил себе задачу разработки какой-либо типологии отношения к природе, ограничиваясь конструированием терминов, максимально отражающих содержание соответствующих понятий.

     

 

Системная психологическая типология отношения к природе

Нами была разработана системная психологическая типология субъективного отношения к природе. В ее основе лежит ряд представлений:

во-первых, о прагматическом или непрагматическом характере отношения к природе (Гачев, 1991; Каган, 1988; Леопольд, 1983 и др.);

во-вторых, о субъектном или объектном характере ее восприятия (Гачев, 1991; Дерябо, 1995; Каган, 1988);

в-третьих, о типах экологических установок личности (Лазурский, Франк, 1912; Ясвин, 1993);

в-четвертых, о структурно-динамической характеристике субъективного отношения к природе (Ясвин, 1993, 1995).

Данная типология может быть представлена в виде таблицы.

 

Таблица 1. Типология субъективного отношения к природе

 

Прежде чем перейти к характеристике выделенных типов субъектив­ного отношения к природе, следует сделать три оговорки.

Во-первых, отношение может характеризоваться как положительным, так и отрицательным знаком своей модальности. Однако, наш многолетний опыт экспериментальных исследований субъективного отношения к природе свидетельствует, что случаи выраженного отрицательного отношения к ней крайне редки. Более того, как правило, отрицательное отношение к природе связано с психическим нездоровьем человека и поэтому специаль­но рассматриваться не будет. Данные многочисленных экспериментов пока­зывают, что даже достаточно низкий уровень интенсивности отношения к природе положительной модальности встречается очень редко во всех вы­борках испытуемых (Ясвин, 1995, 1995а).

Во-вторых, как это справедливо подчеркивается С.Д.Дерябо, прагматическое отношение к природе может быть также проанализировано с точки зрения доминирования в его структуре того или иного компонента интенсивности и господствующего типа эколо­гической установки (см. Дерябо, Ясвин, 1996, с. 68). Однако, нам представляется, что при педагогическом использовании данной типологии такой подход только дополнительно осложнил бы ее восприятие. На практике прагматизм отношения к природе оказывается основной его характеристикой, «поглощающей» остальные нюансы.

В-третьих, безусловно, невозможно говорить о «чистых» типах отно­шения (эта сложность вообще свойственна любым психологическим класси­фикациям). С одной стороны, типы отношения к природе носят динамичес­кий характер, достаточно легко трансформируются друг в друга. С другой стороны, внешне идентичные поведенческие проявления могут обусловли­ваться различными типами отношения, что детерминировано той или иной мотивацией.

Кратко охарактеризуем выделенные типы субъективного отношения личности к природе. Заметим при этом, что сведения о доминировании то­го или иного типа отношения в определенных социально-возрастных груп­пах получены в результате экспериментальных исследований (Дерябо, 1995; Ясвин, 1995а).

Объектно-прагматическое отношение к природе связано с ее восприятием в качестве источника материальной пользы, поставщика ресурсов, то есть природа воспринимается «как средство». При этом природа выступает для личности в качестве объекта, лишенного самоценности. Человек оказывает на объектно воспринимаемую природу лишь свое одностороннее воздействие, может пол­ностью ею распоряжаться, «покорять» и т.п.

Такое отношение свойственно не только «технократам», но также распространено среди лиц с низким уровнем интенсивности субъективного отношения к природе и особенно доминирует в старшем подростковом воз­расте.

Д.Н.Кавтарадзе (1990) отмечает, что современное экологичес­кое образование пронизано духом прагматизма: в стране насчитывается около 40 учебников по охране природы (для техникумов, институтов, уни­верситетов). Но все они рассматривают природные ресурсы: охрану недр, почв, вод, но не природу! Показательно, что термин «охрана природы» постепенно оказался вытесненным понятием «охрана окружающей среды» в смысле «охрана окружающей человека среды», служащей фоном для его деятельности.

Субъектно-прагматическое отношение характеризуется тем, что природные объекты могут субъективно восприниматься в качест­ве своего рода субъектов, партнеров взаимодействия. По отно­шению­ к ним воз­можны процессы эмпатии, идентификации, рефлексии. Однако, основная мотивация взаимодействия с ними носит преимущественно прагматический ха­рактер.

Например, лошадь в крестьянском хозяйстве часто пользуется насто­ящей любовью и уважением, но все это происходит на фоне ее прагмати­ческого использования. Хозяин может хорошо понимать состояние лошади, но при этом заставлять ее делать то, что нужно ему, исполь­зуя порой для этого те чувства привязанности и преданности, которые испытывает к нему лошадь, то есть манипулируя ею.

Такой тип отношения можно достаточно часто встретить у крестьян, проводников служебных собак, дрессировщиков и т.д.

Д.Андреев подчеркивает, что «преобладающий в современности взгляд на животных стал слагаться из двух противоположных начал: утилитарного и эмоционального. При этом животный мир был расчленен на категории в зависимости от того, каково отношение данного вида к человеку. Прежде всего, конечно, животные домашние: за ними ухаживают, иногда даже любят, если коровка заболеет — над ней проливают слезу, но если она перестанет доиться, ее отводят, скорбно вздыхая, в некое место, где любимое животное будет превращено во столько-то пудов мяса. Этим мясом хозяин, с детски невинным самочувствием, будет кормиться сам и кормить свое семейство» (1997, с. 143).

Объектно-эстетическое отношение свойственно людям, ориентированным, в первую очередь, на перцептивно-чувственное, эстети­ческое ее восприятие, на эстетический характер действий по отношению к природным объектам. Доминирует перцептивно-аффективный компонент ин­тенсивности отношения и эстетический тип экологических установок лич­ности.

Это отношение характеризуется особой сензитивностью к «чувствен­ной выразительности природы», способностью «непосредственно постигать объекты на основе своей чувственной эстетической восприимчивости, их объективные материальные признаки (цвет, форма, пропорции, ритмы, раз­меры, симметрия, динамика, звучание и т.п.)» (Печко, 1991, с. 75). При этом природа остается в образе мира личности в качестве «объекта», который — при всей своей привлекательности — несопоставимо далек от возможности партнерского субъект-субъектного взаимодействия с ним.

Такой тип отношения может проявляться у научных работников, ху­дожников, цветоводов и особенно доминирует в юношеском возрасте (16—17 лет).

Субъектно-эстетическое отношение отличается от предыдущего типа восприятием эстетически переживаемого природного объ­екта как своего рода субъекта, то есть способностью «вживаться в его образ» (Печко, 1991), эмоционально откликаться на его витальные проявления, испытывать к нему эмпатию, симпатию, в конечном итоге в желании взаимодействовать с ним как с партнером, в признании его само­ценности и готовности уважать эту самоценность.

Такое отношение наиболее выражено у писателей-натуралистов, ху­дожников-анималистов.

Объектно-познавательное отношение характеризуется доми­нированием когнитивного компонента отношения к при­роде и когнити­вным типом экологических установок. Природа воспринима­ется, в первую очередь, как объект изучения, «рациональ­но-сциентисти­чески». При этом для получения соответствующих знаний природный объект может подвергаться деструктивному воздействию, порой жестокому; за ним не признается право на самоценность.

Такой тип отношения встречается у ученых-биологов, занимаю­щихся лабораторными исследованиями, весьма распространен среди учителей-ес­тественников. Именно объектно-познавательным духом отношения к природе (наряду с объектно-прагматическим) пронизано школьное биологическое образование. Как пишет известный журналист В.А.Песков: «Природа в школьной программе и поныне представлена “окунями в разрезе”, скелетами кроликов и взъерошенными чучелами птиц» («Шаги по росе»).

«Беру “Практическое руководство для учителей средней школы”, принадлежащее перу некоего Я.А.Цингера и выпущенное Учпедгизом в 1947 г. под заглавием “Простейшие”. Раскрываю на стр. 60 и читаю наставление о том, как на уроке естествознания следует ставить опыт по извлечению паразитов грегарин из кишечника мучного червя: “Червя вскрывают со спинной стороны и выделяют участок кишечника. Можно и просто отрезать у червя голову и задний участок и затем пинцетом вытащить кишечник сзади... Содержимое кишечника выдавливают на предметное стекло и, смочив водой, рассматривают при малом увеличении”.

А что, рвоты у зрителей при этом не случается? уже привыкли? уже научились, с помощью педагога, подавлять в себе ужас и отвращение? уже умеют называть сентиментальностью естественную жалость? Пожалуй, даже “девчонкой” назовут мальчика, у которого при этом дрогнут руки или в глазах появится боль, гадливость и стыд.

Переворачиваю две страницы. “Лягушку усыпляют эфиром... Можно и проще: взяв лягушку за задние ноги и держа брюшком кверху, сильно и быстро ударяют головой о выступ стола. Затем лягушку вскрывают с брюшной стороны...”

Может быть, действительно, таким способом дети получают наглядное представление о паразитах в кишечнике лягушки; представление, конечно, насущно необходимое каждому, без него невозможно жить. Но не менее наглядно демонстрирует педагог, любитель действий “попроще”, также и человеческую гнусность» (Андреев, 1997, с. 150).


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!