Свойства, структура и функции, политики



Объект и предмет политологии. Её место в системе общественных наук. 1

2) Законы, категории, методы политики и ее функции. 2

3) Становление и развитие науки о политике. Функции политологии. 3

4) Политика как общественное явление. 8

5) Понятие, признаки и функции политической власти. 12

6) Лидерство. 13

7) Понятие, структура и функции политической системы.. 17

8) Формы правления и гос. устройства. 21

9) Государство, его функции. 26

10) Правовое и социальное государство. 34

11) Политический процесс, его х-ки. 36

12) Политический режим.. 37

13) Демократия. 39

14) Характеристика, организация работы и полномочия парламента. 40

16) Глава государства. 43

18) Правительство. 45

20) Выборы.. 47

21) Избирательные системы и их характеристика. 49

22) Избирательная система РБ. 51

23) Партии, их функции и типология. 56

24) Партийные системы и их типы.. 60

25) Становление многопартийности в РБ. 62

26) Личность как субъект политики. 65

27)   Сущность, функции и разновидности политических конфликтов и кризисов. 67

28) Международные отношения и их субъекты.. 69

29) Внешняя политика, её сущность и функции. 71

30) Внешнеполитическая деятельность РБ. 73

1) Объект и предмет политологии. Её место в системе общественных наук.

Политология—от греч. Politike (государственные и общественные дела — введен Аристотелем) и logos (учение — введен Гераклитом).

Как каждая самостоятельная наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Объект познания — часто объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Объект политологии — политическая сфера жизни общества, процессы и явления, которые в ней происходят. Главный элемент политики – политическая власть. Она имеет большие возможности для влияния на общественные процессы через соответствующие механизмы, методы, формы. Категория «политическая власть» отражает сущность политики. Без власти не может быть политики, т.к. власть является средством ее реализации. Потому власть выступает специфическим критерием, благодаря которому политология выделяется в самостоятельную дисциплину.

Предмет политологии  –  закономерности функционирования и развития политики, а также закономерности поведения людей в политической сфере. К предмету политологии относятся: закономерности развития политической сферы жизни общества в целом, политических систем, политических процессов, политической власти и механизмов ее осуществления, форм и методов ее функционирования и использования, изучения политической теории и доктрин, политического сознания, интересов и поведения субъектов политики. Предметом исследования политологии являются реальные политические процессы, партии и движения, механизмы функционирования политических институтов и политическая власть. Это не власть вообще, а власть в конкретно взятой стране, не оторванная от политической реальности, реальных политических проблем и конфликтов. Цель политической науки —поиск закономерностей поведения людей в сфере политики, достижение истинного знания, основанного на объяснении, понимании, интерпретации реальной политической жизни, взятой в ее временном измерении. Возможность найти рациональные основания политических действий позволила превратить политологию в академическую науку. Политология—наука о политических отношениях и политической деятельности людей, о закономерностях развития политических систем, о сущности, формах и методах политической власти.

 

2) Законы, категории, методы политики и ее функции.

Каждая наука имеет определенный инструментарий (методы, категории и законы). Метод—система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Методы в политологии делятся на 3 группы: всеобщие, общие и частные.

1.  Всеобщие методы:

Диалектический метод—прием, при котором процессы и явления политической жизни рассматриваются с учетом их становления и развития во взаимосвязях друг с другом и с процессами и явлениями в других сферах общественной жизни. Позволяет вырабатывать наиболее общие понятия и категории политической теории, является высшим уровнем изучения политической реальности.

2. Общими методами пользуются многие науки об обществе:

Социологический метод направлен на выявление зависимостей политики от других сфер жизни общества.

Системный метод позволяет исследовать то или иное политическое явление как нечто целое путем последовательного изучения составляющих его элементов.

Сравнительный метод. Сопоставление однотипных политических явлений, имеющих черты подобия для нахождения оптимальных путей решения возникших политических проблем.

Ретроспективный метод. Познание исторических ступеней развития одного и того же явления. Позволяет найти истоки и причины явлений, определить изменения реконструировать тенденции развития, сделать прогноз.

3. Частные методы представляют собой конкретизацию общих методов в отношении к сфере политики:

Дифференцированный анализ социальных общностей позволяет определить роль классов, наций, малых социальных групп как субъектов политики.

Структурно-функциональный анализ политических институтов направлен на определение структуры и задач, которые выполняет каждый элемент политических явлений.

Поведенческий метод. Способ исследования политических явлений посредством анализа поведения людей по достижению своих конкретных политических целей.

 Политология имеет свой понятийно-категориальный аппарат. Категории—наиболее общие понятия, посредством которых выражаются законы. По степени общности обозначенных ими понятий делятся на 3 группы: общие, частные и специфические.

1. Общие используют все общественные науки (власть, народ, политики и т.д.).

2. Частные составляют ядро только социально-политических теорий и дисциплин (демократия, тоталитаризм).

3. Специфическими пользуется сама политология (политическое поведение, политическая элита).

Основная категория политологии — политическая власть.

 Законы в политологии отражают объективно существующие, повторяющиеся связи и отношения политической действительности, наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти. Законы в политологии делятся на 3 группы:

1.    Политико-экономические, которые отражают соотношение между экономическим базисом и политической властью.

2. Политико-социальные отражают развитие политической сферы как особой социальной системы со своей логикой и структурой.

3. Политико-психологические отражают комплекс связей и отношений между личностью и властью.

3) Становление и развитие науки о политике. Функции политологии


Задачи политологии – формирование знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.

Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.

Американский политический философ Л.Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».

Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.

Первый период – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

Второй период – с начала Нового времени до середины ХIХ в. – характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоко их научного анализа.

В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

 

Античные истоки политической науки

Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений.

В результате в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел на себя не как на специалиста в какой-либо области знания, а как на искателя знаний и мудрости вообще во всех сферах и проявлениях человеческой жизни.

Таким образом, об обществе и мире политического, как самостоятельных сферах жизни людей, тем более об отделении государства от отдельного общества не могло быть и речи. Дело в том, что у античных и средневековых авторов понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. В этом смысле всю античную философию можно назвать политической т.е. общественной.

Платон (427 – 347 до н. э.) — величайший мыслитель Древней Греции, вечная загадка мировой культуры, создатель системы объективного идеализма, основатель первой в мире Академии, просуществовавшей почти тысячу лет, человек, чей образ стал символом и легендой.

Человек являет собою единство души и тела, в основе которой лежит душа. Тело же — лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло.

Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.

Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция — управлять государством. Политика есть искусство спасения души, которым должны заниматься философы так как они знают высшие ценности блага и справедливости, ибо обладают разумной душой.

Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

Третий тип души — вожделенный, стремится к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими душами – крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, считает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях сохранения благоразумности в обществе.

Таким образом, Платон выстроил структуру идеального государства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонию в обществе. Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия.

Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства: тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархию (власть богатых); демократию (власть толпы); тиранию (власть тирана).

Наиболее неприемлемыми для него формами власти были демократия и тирания. Демократия отвергалась Платоном в силу того, что, благодаря демократическим процессам, к власти приходят не наиболее мудрые и профессионально подготовленные люди, а субъекты, именуемые им трутнями. Подобные трутни, умеющие громко кричать и не умеющие ничего делать, есть в каждом обществе. Но в нормальном обществе их не допускают к власти и отстраняют от должностей.

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Практически отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как разросшуюся семью.

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Государство есть естественный способ бытия людей, «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Здесь философ ведет речь только о свободных гражданах. Рабы же «по природе» предназначены повиноваться, считал он, полагая, что система рабовладения справедлива.

Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию

В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости. Справедливость же понимается Аристотелем как-то, что соответствует законам. Поэтому всякий, кто нарушает закон — несправедлив.

Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетие.

 

Политическая мысль Средневековья

В течение всего Средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу.

Феодальная система не знала аппарата государства, существующего самостоятельно от хозяйственной системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках своей сферы деятельности. Это был период преобладания частного права. Все права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением. В средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами. По прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но, по сравнению с античностью роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.

После принятия христианства постепенно христианская теология приобрела политическое значение. Церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви.

Наиболее ярким представителем всей средневековой западноевропейской философии и политической мысли был Аврелий Августин (354-430).

Литературное наследие Августина насчитывает более 40 томов. Наиболее важные работы Августина: «Исповедь», «О Граде Божьем», «Пересмотры».

Вся история человечества, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.

Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274).

Фома Аквинский различает три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование. По своей исконной сути власть есть установление божественное, а поэтому всегда несет людям хорошее. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Отсюда повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога.

Несомненной заслугой Фомы Аквинского является разработка специальной теории закона. Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему и существует сам по себе. Что касается других законов, то они являются производными от вечного закона и связаны с ним особыми отношениями субординации.

 

Формирование основ политической науки в Новое время

Качественные изменения с позиции возникновения политической науки произошли в связи с переходом от Средних веков к Новому времени. Следует отметить, что только начиная с Нового времени можно вести речь о мире политического и гражданском обществе, как о самостоятельных подсистемах человеческого социума

К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.

В ХIХ в. возникло и получило распространение понятие «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам как происхождение, сущность и предназначение государства; теория общественного договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет; права и свободы человека; формы правления и т.д.

Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т. Гоббс, Б.Спиноза.

Во второй половине ХVIII – начале ХIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для разработки ведущих политических теорий и концепций современности.

Многие политики нового времени стремились к тому, чтобы свести политику к науке с целью создания механизма разрешения или смягчения политических конфликтов. Считалось, что наука о политике, раскрывая причинно-следственные закономерности и связи в тех или иных конкретных формах и сферах дает возможность определить константы и переменные величины, действуя на которые удается достичь желаемых результатов.

Создавалась методология анализа общественно-политических явлений, разрабатывались новые специальные методы исследования, неуклонно возрастал интерес к методам формально-правового анализа, юридической логике и сравнительно-правовому анализу. Уже к началу ХIХ в. созрела мысль о необходимости систематического эмпирического изучения политических феноменов, исследования политики с помощью конкретных методов.

ХIХ век стал в некотором роде веком не только исторической, но государствоведческой, юридической науки, поскольку он ознаменовался развитием истории и теории права. С этого времени начинается период окончательной институализации политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

Завершение процесса формирования и утверждения политологии

Процесс выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце ХIХ – начале ХХ в.

Называть же какую-либо конкретную дату ее рождения той или иной стране можно лишь условно.

Постепенно наметилось разделение между государствоведением и собственно политической наукой, которая достигла заметного прогресса во второй половине ХIХ – начале ХХ в. Заметный вклад в разработку важнейших категорий и концепций мира политического внесли представители германской политической науки и политической философии М.Хасбах, М.Вебер, К Шмитт и др. Формирование политической науки во Франции заняли примерно полвека между двумя символическими датами 1871г., когда Э.Бутли основал «Свободную школу политических наук» и 1913г. когда была опубликоана книга А.Зигфрида «Политическая карта западной Франции при третьей республике. Между этими датами было опубликовано множество работ, составивших основы французской политической науки.

Вычленение и формирование политической науки в Великобритании начались в конце ХIХ в. с основания при лондонском университете лондонской школы экономики политических наук. В этот период политологическими исследованиями активно занимались Э.Баркер, Д. Коул, Г.Ласки и др. Главное внимание они концентрировали на государственном управлении и политическом институтах, английском конституционном и административном праве, политической философии и теории, международных отношениях и колониальной администрациях.

Несколько десятилетий занял процесс формирования политической науки в США. Здесь рождением политологии считается основание Дж.Берджесом в Колумбийском колледже (позже переименованном в университет) в 1880г. Школы политической науки, где была система подготовки научных кадров с написанием и защитой диссертаций. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, положившая началу множеству подобных ассоциаций, как в самих США, так и позднее других странах. Стали выпускаться различные политические журналы, которые и в наши дни продолжают играть немаловажную роль в разработке ключевых проблем политической науки.

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ:
- познавательная
Исследует и объясняет политические явления и процессы, обогащает способы и приемы познания политики. Вооружает граждан систематизированными политическими знаниями навыками политического учения.
- инструменталистская
Овладев политическими знаниями, практическими знаниями политического учения люди обретают способность свободно и сознательно оценивать и изменять политическую действительность, достаточно легко в ней самоопределяться. К тому же она вырабатывает рекомендации для властных структур и других субъектов политики. Они используются в качестве инструмента совершенствования политических отношений, политических технологий и политического правления общества.
- прогностическая
Прогнозирует развитие и последствия в политических процессах, предвидит перспективы политических систем и отношений
- воспитательно – мировоззренческая
Способствует приобщению личности и общества к демократическо – политической культуре
- методологическая
Теории или учения, обращенные к научным исследованиям.
Политология как сравнительно молодая наука призвана постоянно совершенствовать, обогащать арсенал методов и способов познания своего предмета. Ее категории, выводы, идеи используются другими науками (гуманитарные), если они затрагивают проблемы политической жизни общества.
- управленческая
Термин политика (с греческого) означает искусство управления государством. Основой политики выступает политическая или государственная власть, а реализуется политическая власть через государственное управление.

4) Политика как общественное явление.

Сущность политики

Политика имеет такую же древнюю историю, как и само человечество. Она возникла во времена перехода человечества от простейших форм бытия к социально и этнически дифференцированному обществу. Термин «политика» появился в Древней Греции и происходит от греч. «polis» - город. С самого начала он определял различные формы государственного управления. Одно из первых произведений Аристотеля, трактат «Полития», имеет дословное название «относящееся к государству». Таким образом, как социальное явление политика ассоциировалась с государством, его функционированием при помощи власти. Политика – это явление сложное, универсальное, динамичное, противоречивое. В научной жизни также существует широкий спектр взглядов на политику, которые можно свести к 4 подходам:

Политика как отношения включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между людьми (индивидами либо группами) – внутренняя политика, а также между государствами – внешняя политика. Основанием для такого понимания политики является представление об общении людей, их взаимодействии и совместном решении общих дел, которые выступают как проблемы государства.

Отождествление политики с другими политическими явлениями, в частности, такими как власть, господство и, следовательно, государство. Основой такого подхода является управленческая деятельность, организация и контроль государства, а также знания и умения тех, кто управляет, и жизнедеятельность как естественное качество личности заниматься совместно с другими людьми общими делами.

Функциональная трактовка, т.е. осознание политики посредством присущих ей конкретных функций управления, распределения ресурсов, сохранения внутреннего и внешнего мира. Это понимание политики исходит из того, что в зависимости от конкретного времени исторического развития ее функции могут изменяться.

Целевая трактовка политики, т.е. представление о ней через определение достигаемых целей.

Политика – это деятельность, направленная на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп путем применения власти как отношений господства и подчинения.

 

Происхождение политики

Политика возникает как своеобразный заказ на особые посреднические органы в отношениях между людьми, которые в дальнейшем превратились в публичные органы власти, т.е. государство. Возникновение политики охватывает продолжительное время. На первых этапах развития человечества не существовало никакой дифференциации, кроме семейно-родственной. Не существовало и противопоставления интересов, поскольку господствовал общий интерес – физическое выживание. Но материальный прогресс постепенно привел к социальному, этническому и религиозному разделению общества, что проявилось в конфликтах и непримиримых интересах. Дифференцированная система интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовым различиям) разрушила монолитное единство первобытного общества и потребовала новых средств регулирования общественных отношений. Потребность в согласовании различающихся групп интересов, в обеспечении целостности общества привела к формированию институтов публичной власти, которые используют принудительные меры и таким образом обеспечивают общеобязательное поведение людей и социальное единство общества. В отличие от других социальных институтов, политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательное социальное поведение для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т.д.) неминуемо ведет за собой ущемление интересов и социального положения других групп и слоев населения. Взаимодействие групп, общностей приобретает политический характер тогда, когда становиться очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства.

Свойства, структура и функции, политики

 

Свойства политики:

· Инклюзивность или способность безграничного проникновения в другие сферы общества.

· Функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых. Обусловлено существованием групп населения, из которых одни выполняют функции управления обществом (элита, лидеры), а другие подчиняются, но при этом влияют на выбор элитарных групп и на содержание проводимого ими курса.

· Единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения.

· Функциональность – способность служить обществу, что позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними.

 

Политика имеет определенную структуру.

 Составные компоненты политики:

- политические отношения

- политическое сознание

- политическая организация общества

Политические отношения – это специфические устойчивые связи общественных групп между собой и институтами власти. Характер политических отношений указывает на то, что является доминирующим в сфере государственной власти – непримиримая борьба за политическое господство или сознательная кооперация усилий всех социальных групп для использования авторитета государства.

Политическое сознание характеризует политику с точки зрения принятия ее субъектом и его непосредственной вовлеченности в политическую жизнь.

Политическое сознаниеимеет несколько уровней:

- массовое;

- групповое;

- индивидуальное.

Политика существует благодаря публичным органам власти, а также различным негосударственным политическим институтам, которые составляют политическую организацию общества. Она имеет собственную структуру, компонентами которой являются совокупность органов государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные), партийные и общественно-политические институты, группы влияния и другие звенья, представляющие политические интересы различных слоев общества.

 

Функции политики:

- Регулятивная функция – отображение властно значимых интересов всех групп населения. Политика выступает как средство предоставления людям дополнительных возможностей удовлетворения всех потребностей и изменения социального статуса.

- Функция рационализации – изучение и рациональное решение противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов граждан.

- Человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как самостоятельно активное существо, предполагает превращение человека в гражданина.

- Обеспечение инновационности социального развития общества и человека. Согласуя интересы социальных групп и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации.

- Функции мобилизации и эффективности общей деятельности.

Политика и мораль

Политика и мораль выполняют схожие функции: регулятивную, организационную, контролирующую. Упорядочивание поведения людей осуществляется при помощи моральных и политико-правовых норм, которые являются обязательными для всех. В то же время принципы функционирования политики и морали существенно отличаются друг от друга. Мораль, в отличие от политики не обладает вещественными формами регулирования общества. Политика воздействует на все общество в целом, тогда как мораль индивидуальна. Если политические и правовые нормы крайне детализированы, то нравственные нормы представляют собой обобщенные правила поведения, применимые ко всем ситуациям. В рамках политологии существует несколько подходов к вопросу о взаимоотношениях политики и морали:

- «Аристотелевское» направление. Его представители считают, что политика должна быть моральной, она должна выполнять морально-воспитательную функцию. Управлять людьми может только тот, кто имеет четкие представления о добре, чести, совести, и может служить образцом для подражания. Платон, Аристотель, И. Кант, Е. Фромм, М.К. Ганди, М.Л. Кинг.

- «Макиавеллевское» направление, представители которого оделяют политику от морали. Правители должны руководствоваться не нормами морали, а, прежде всего, практической целесообразностью. Опорой государственной власти является сила, а не справедливость или право. Н. Макиавелли, Г. Гегель, Ф. Ницше, Г. Моска, Л. Гумплович.

- «Политический реализм» – выбор меньшего зла в ситуации столкновения моральных ценностей, т.е. в политике, выбирая между большим и меньшим злом, преимущество надо отдать последнему, а для достижения высокоморальной цели пригодны и аморальные методы.

5) Понятие, признаки и функции политической власти

Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования.

Типы определения власти:
1. бихевиористские – власть явл. особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей.
2. телеологические – власть – это достиж. опред. целей, получ. наличных результ.
3. инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия.
4. структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым
5. определение власти как влияния оказываемого на других
6. конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации


Широко распространенным в политологии является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других.
Наиболее обобщенное определение власти содержится в словарях. Канадский словарь социальных наук определяет власть как:
1. способность осуществляемую или нет, производить определенный эффект
2. влияние, осуществляемое человеком или группой какими-либо средствами, на поведение других людей
В философском словаре власть трактуется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия.
Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью.

В современном обществе задачи власти след:
1. поддержание общественного порядка и стабильности
2. выявление ограничений и разрешение конфликтов
3. достижение общественного согласия
4. применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества
5. управление делами общества и т.д.


Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная.
Черты гос. власти:
1. Наличие особого аппарата гос. служащих
2. Право издавать законы и распоряжения, обязательные для всего наеления
3. Возможность обращаться к средствам организованного и правового принуждения, монополия на принуждение членов общества к выполнению своих обязанностей.

Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации.

К основным формам власти относятся:
господство, руководство, управление, реализация, контроль.

Макс Вебер выделил 3 типа господства:
1. традиционное, как отношение слуги и господина, правителя и подданного
2. харизматическое – вера в исключительные качества лидера, ожидание от его деятельности определенных успехов, свершений
3. легитимное – господство права, закона перед которыми равны и простые граждане и власть имущие
Если власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи принуждения и согласия.
Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам.
Власть произрастает из субъективных различий людей, объективной неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны.

Источники власти:
1. физ.сила – изначально она являлась основанием власти. Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения
2. богатство
3. знания
4. занимаемое положение – принадлежность к привилегированному сословию является гарантом власти
5. организация – позволяет людям, её составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь.

Отличительными признаками политической власти являются:
1. Суверенитет, т.е. независимость и неделимость политической власти. Это означает, что политическая власть не может быть разделена между социальными субъектами, которые занимают разные политические позиции.
2. Авторитет, т.е. общепризнанные в стране и за её пределами влияние субъекта политической власти.
3. Волевой характер означает наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться её осуществления.
4. Верховенство, т.е. обязательность её решений для всего общества и для всех других видов власти.
5. Всеобщность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательно для всех.
6. Принудительность. Т.е. легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны.
7. Моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра принятия решения.
8. Широчайший спектр используемых стредств для завоевания, удержания и реализации власти.

6) Лидерство

В словарях общего характера термин “лидер” определяется как глава, руководитель политич. партий, обществ. организаций и как лицо, пользующееся большим авторитетом в каком-л. коллективе.

В филос. словаре лидерство – один из механизмов интеграции групповой деят-ти когда индивид или часть соц. группы берет на себя ф-ции осуществления координации и направления действия всей группы, кот. в свою очередь принимает на себя обязанность подчин. указаниям и требов. данного индивида или части группы. Т.о. лидер – это член группы, принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы.

Лидерство – как социальное явление внутренне присуще человеку, всем человеческим обществам и является древней формой организации жизни людей.

Наиболее известны сл. концепции лидерства:
1. теория черт лидера. Объясн. лидерство как чисто соц. и психолог. феномен. Лидером объявл. человека, облад. определ. совокупностью психолог. черт. Способность концептуально мыслить, принимать и исполнять решения, предвидеть их последствия, привлекать к себе внимание и т.д.
2. ситуационная. Не отрицает первую теорию. Но по её мнению, сущность лидерства заключ. не в индивиде, а в той роли, в кот. нуждается определ. группа людей в определ. ситуации, то есть ситуация порождает лидеров. Некот. говорят, что в кач-ве лидера выступает беспринципный человек, являющийся ф-цией ситуации, кот. действует по обстоятельствам. Недостаток: игнорируется самостоятельность личности.
3. теория, определяющая роли последователей. На первый план выдвиг. анализ не самих лидеров, а из последователей, их соц. и психолог. потребностей и запросов. Считается, что последователи выбир. лидера, призванного удовлетворять их интересы. Они воспринимают лидера и ситуацию, и в конечном счете принимают или отвергают лидерство, то есть лидер является инструментом соц. группы последователей.
4. компенсаторская. Идея лидерства рассм-ся как ср-во компенсац. неполноценн., то есть лидером становятся люди, которые перенесли в детстве крушение своих надежд.
5. синтетическая. Попытка объедин. основные положения первых четырех теорий.
Лидер предстает как человек, в наиб. степени отвеч. требованиям историч. момента и потребностям опред. соц. сил. И чем выше степень соответствия качеств полит. лидера потребностям обществ. развития тем более значимо его влияние на ход полит. жизни. Критерием эффективности деят-ти лидера явл. степень удовлетворения запросов той общности, кот. прибегла к его услугам. Как объект политики он испытывает влияние и давление различных заинтересов. сторон и д. быть готов к восприятию предложений и требований, к определенным компромиссам в различными политическими силами.

Эволюция становления политического лидерства проходит несколько стадий:
1. возникновение общественных движений и выделение их лидеров
2. образование политический партий, выработка их программных установок и организационных принципов
3. формирование иерархии партийного политического руководства
4. борьба за власть, приход партии к власти, участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие должности.

Руководитель отличается от лидера:
1. лидер выдвигается стихийно, благодаря авторитету и личностному влиянию. Руководитель либо назначается либо избирается, то есть получает полномочия в результате целенаправленных действий.
2. Лидер как правило личность – продукт естественного отбора. Лидерство не стабильно, его нужно постоянно подтверждать. Руководство как правило стабильно. Руководитель наделяется оговоренными законом правами и обязанностями.
3. Рождение лидера часто происходит в проблемной ситуации, когда надо искать оптимальное решение для выхода их этой ситуации.

Функции лидерства:
1. диагностическая - период постановки диагноза, когда лидер оценивает ситуацию, выявляя негативные тенденции и устанавливает что и как должно быть исправлено.
2. директивная – включает определение направления действий, что и как надо предпринять в определенный момент для решения проблемы.
3. мобилизационная – мобилизация людей на решение целей.

 

Виды политического лидерства определяются по следующим основаниям:

1) в зависимости от идеальных типов господства (М. Вебер):

традиционное (основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке), легальное (основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих норм общежития) и харизматическое (основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера одаренности, Божьего дара, других исключительных качеств);

 

2) в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения (Г. Лассуэлл): агитационное (воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером), организационное (влияющее на политический процесс через работу с кадрами, посредством использования возможностей структуры, организации) и теоретическое (воздействующее силой интеллекта, логики);

 

3) в зависимости от целей, поставленных лидерами, и от воздействия, оказываемого ими на общество (Р. Такер): консервативное (базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде), реформаторское (стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур) и революционное (ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации);

 

4) в зависимости от вида институциональности: формальное (связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения) и неформальное (возникает на основе личных отношений участников);

5) в зависимости от характера деятельности лидера: универсальное (постоянно проявляющее качество лидера) и ситуационное (проявляющее качество лидера в определенной ситуации);

 

6) в зависимости от используемых лидерами методов управления обществом: демократическое (выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению), авторитарное (предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах) и невмешивающееся (стремящееся уйти от решения имеющихся проблем, переложить свои функции на ближайших помощников);

7) в зависимости от содержания: творческое (в данном случае лидер разрабатывает и предлагает программу поведения) и исполнительное (когда лидер — лишь организатор выполнения уже заданной программы);

8) в зависимости от субъектов: индивидуальное и групповое;

9) в зависимости от объекта: общенациональное, партийное, территориальное и т.п.;

10) в зависимости от отношения к власти: правящее и оппозиционное;

11) в зависимости от срока действия: временное и постоянное и т.д.

Теория черт (Э. Богардус), в которой природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой теории представляют возникновение лидерства как результат срабатывания личных качеств, способностей руководителя, проявляющихся независимо от ситуации и настроения массы людей, которую они берутся возглавить. Среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность. Ордуэй Тид выделял следующие черты: физическая и эмоциональная выносливость; понимание назначения организации и направления ее деятельности, лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение, энтузиазм. дружелюбие и привязанность, порядочность.

Ситуационная концепция (В. Дилл, Т. Хилтон) отстаивает идею зависимости лидерства от определенных внешних социальных условий. Лидер рассматривается как функция ситуации, детерминирующая роль отводится обстоятельствам. Авторы не отрицают определенное значение личных качеств лидера, но они рассматриваются как вторичные по отношению к факторам внешней среды. Лидеры используют “логику событий” в случаях, когда наступает подходящее время для того, чтобы пустить в ход свое влияние. “Закон ситуаций” гласит, что ситуация заранее задается и лидер, реагируя на нее должен постоянно демонстрировать черты и свойства, которые программировались этой ситуацией.

Теория личностно-ситуативная (Дж. Браун, Г. Гертц, К. Кейс) пытается найти компромисс признания роли как внешних, так и внутренних факторов обусловливающих деятельность лидеров. Более конкретным проявлением такого подхода является теория конституентов.

Теория конституентов (Ф. Стэнфорд) доказывает, что лидер является выразителем ожиданий, чаяний внешних по отношению к нему последователей (активисты, последователи, избиратели) и соответствие лидера своему статусу определяется не столько его личностными качествами, сколько его способностью удовлетворить запросы и интересы тех, кто обеспечил его становление. Поэтому, в силу доминирования внешнего влияния лидер неизбежно превращается в своеобразную «куклу» поддерживающих его социальных кругов.

Психологические концепции (З. Фрейд, Э. Фромм, Т. Адорно) акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению З. Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству.

 

5.Лисы и львы среди представителей элиты.
Элита управляет массой с помощью силы или хитрости, в первом случае элита является семейством львов, а во втором случае – семейством лис. «Львы» отдают предпочтение насилию, а «лисы» – изворотливости. Коммунистические или фашистские режимы относятся к семейству львов, западные демократии – к семейству лис. По нашему мнению, большинство аристократов в семействе львов составляют спикеры, а большинство аристократов в семействе лис составляют психологи, исключением из этого правила служит тот факт, что все тираны, построившие свою власть на терроре, насилии, доносах и слежке, были психологами. Парето предлагает два способа для сохранения власти старой элиты:

 

· казнить революционеров или выслать в колонии «выскочек»,

 

· адсорбировать, растворить часть «выскочек» внутри правящей элиты, т. е. позволить части «выскочек» сделать легальную карьеру вместо того, чтобы они устраивали революцию, гражданскую войну и физическое уничтожение «вырожденцев»

 

Второй способ является более предпочтительным. Нетрудно догадаться, что этими «выскочками» являются спикеры, а «вырожденцами» - психологи. Например, «выскочки» Горбачёв и Ельцин были спикерами, а «вырожденцы» Брежнев и Андропов были психологами. Адсорбция «выскочек» позволяет повысить долю спикеров внутри элиты. Революция и гражданская война приводит к почти полному уничтожению психологов внутри элиты и к замене их спикерами.

 

7) Понятие, структура и функции политической системы

 

Политическая системаэто совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология)2.


Одним из подходов, которые используются в анализе политической системы общества является, институциональный подход. С точки зрения этого подхода политическая система представляет собой систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Понятие институт произошло от латинского institutum – установление, учреждение, и имеет несколько значений: институт брака, собственности, названия ВУЗ и НИИ. Политический институт – это элемент политической системы (государство, партии, общественные организации, политические институты).

В состав политической системы общества входят следующие элементы:

1. государство

2. политические партии

3. общественные организации

4. политические нормы

5. политические отношения

6. политическое сознание и политическая культура.

Гос-во, политические партии и общественные организации образуют политическую организацию как подсистему в политической системе общества.

Политические нормы и политические отношения как элементы политической системы общества.

Политические нормы. Норма – предел возможного. Разрешено то, сто не запрещено. Основу социальных норм образует право, закон. Именно право через закон служит основой функционирования как государства, так и общественных организаций. Важнейшим законом для функционирования государства является Конституция, а деятельность политических партий основана на законе о политических партиях. Конституция закрепляет и основу политического – правового статуса личности. Это делается в разделе Личность, общество, государство. В систему социальных конституционных норм входят также и политические нормы – политические обычаи и традиции, политическая мораль.

Политические отношения. Политические отношения – отношения между классами, политическими группами, между государством и гражданами по поводу власти в связи с выработкой и осуществлением политики. Политические отношения выражают взаимодействие субъектов политической власти, при котором происходит обмен политической информацией. В структуре политических отношений различают конфликты, компромиссные и консенсусные (согласительные) отношения. В результате сложных политических отношений появляются правящие силы (партии и оппозиция).


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 916; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!