II . Повторение пройденного материала
Вспомните музыкальные произведения, созданные композитором Л. Бетховеном. (Школьники перечисляют названия известных произведений.)
Музыкальные произведения одного композитора можно отличить от музыки другого по разным признакам — по мелодизму, характеру музыки. Представьте себе, будто вы оказались на концерте, в котором звучат пьесы Л. Бетховена.
(Педагог показывает театральную афишу.)
Вслушайтесь в эти музыкальные сочинения, вспомните названия разных пьес Л. Бетховена и расскажите об их характере.
(Прослушивание и разбор пьес «Веселая. Грустная», «К Элизе», песни «Сурок».)
В этих сочинениях Бетховен рассказывает о разных жизненных ситуациях. В пьесе «К Элизе» он рисует портрет юной девушки; и мы слышим музыку разного характера, как будто два разных голоса — нежный женский и решительный мужской.
— Какие музыкальные жанры использованы для раскрытия образов двух героев пьесы?
Пьеса «Веселая. Грустная» состоит из трех частей, так композитор говорит нам, что в жизни человека постоянно чередуются радость и грусть.
— В каком темпе звучит отрывок «Веселая»?
— В каком ладу написан этот отрывок?
— Какая динамика используется для этого отрывка?
— Какие темп, лад и динамика в отрывке «Грустная»?
Наконец, песенка «Сурок» передает чувства бедного бродячего шарманщика и одновременно голос шарманки, повторяющей монотонный напев.
— Кто напомнит текст песенки «Сурок»? (Повторяют и исполняют песню «Сурок».)
|
|
— Какой дирижерский жест нужен для этого произведения? (Плавная вертикаль.)
— В этой песне есть инструментальные вступления после каждого куплета. Как надо дирижировать этими отрывками? (Одной рукой.)
Исполним эту песню особым образом — пусть каждый ряд споет свой куплет, но строчки-повторения «и мой сурок со мною», а также припев вы будете петь все вместе.
(Педагог может назначить дирижеров для каждого куплета.)
III . Знакомство с новым материалом
Сегодня мы познакомимся еще с одним знаменитым произведением Л. Бетховена, написанным для фортепиано. Запишите в тетради его название: «Соната № 14 - "Лунная", композитор Л. Бетховен».
Название «Лунная» принадлежит не Л. Бетховену, оно появилось после того, как один поэт сказал, что эта музыка напоминает ему ночной пейзаж, отражение бликов луны в реке.
(Прослушивание 1-й части «Лунной сонаты».)
— Каким был характер музыки?
— Какой темп в этом произведении?
— В каком регистре звучит начальная тема?
— В каком регистре звучит лейтмотив музыки? (В нижнем.) В этом произведении Бетховен использует контраст. Мерные переливы музыки в среднем и высоком регистрах сочетаются со строгой, печальной мелодией в нижнем регистре.
|
|
IV . Знакомство с понятием «стиль»
Музыкальный язык Бетховена формировался в течение всей его жизни, отражая события, которые в ней происходили. Особый почерк композитора, по которому можно узнать его музыку, называется «стиль». Запишите определение этого слова: «Стиль — музыкальный язык, индивидуальный почерк композитора, отличающий его от других».
У каждого из вас свой, присущий только вам почерк. А у композиторов имеется особый почерк — музыкальный. К особенностям такого почерка относится построение мелодии, использование любимых музыкальных инструментов, громкость звука. По таким признакам можно определить, музыку какого композитора вы слушаете, — это и есть его стиль.
В музыке Л. Бетховена встречаются простые и строгие мелодии, а еще громкие призывы эпохи революций, ритмы песен и танцев того времени, когда жил композитор. Его музыкальные темы мелодичны, их можно вокализировать.
— Какое несчастье постигло Л. Бетховена? (Он потерял слух.) Но, кроме того, из-за бедности он не смог соединить свою судьбу с теми, кого любил, ему оставалось только сочинять произведения, передавая в них свою печаль. Что может быть ужаснее для музыканта, как отсутствие возможности слушать свою собственную музыку? Это страшное несчастье могло сломить любого, но не Бетховена. «Судьбе не удастся согнуть меня», — говорил он. И вот этот человек, больной, одинокий, почти нищий, в конце своей жизни создал музыку, которая подарила радость миру. Я говорю о Симфонии № 9, в финале которой звучит ода «К радости».
|
|
Бетховен писал так: «Моя молодость, я чувствую, только теперь начинается!»
— Спойте лейтмотив финала Симфонии № 9. (Класс исполняет лейтмотив финала.) Послушайте финал этой симфонии. (Прослушивание нужного отрывка.)
Вы уже знаете, что в своих произведениях Л. Бетховен использовал много новых приемов. Так было и с Симфонией № 9.
— Чем необычен финал этой симфонии? (В нем звучит хоровое пение.)
А еще, чтобы выразить полноту своих переживаний и ощущений, композитор изменил состав оркестра. Он увеличил группу медных духовых инструментов и группу ударных. Именно они придают музыке особую трагичность, героизм, отвагу. Поэтому так призывно звучат эти темы в симфониях Бетховена.
Русский композитор СИ. Танеев заметил однажды, что если бы на Землю прилетели жители других планет, то лучше всего для них было бы исполнить Девятую симфонию Л. Бетховена, которая расскажет о высших идеалах человечества и о пути их осуществления лучше всяких докладов.
Финал Девятой симфонии Л. Бетховена стал гимном Европейского союза. Это произведение принято исполнять в преддверии встреч президентов разных стран. Музыканты разных оркестров передают призыв Бетховена к объединению народов всей Земли.
— Назовите отличительные черты стиля музыки Л. Бетховена.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!