Компетентностный подход в образовании



Модули 2-3

Образование как социокультурный феномен

Система образования республики беларусь

Образование есть не что иное, как культура индивида.

Образование по существу своему не может быть никогда завершено.

С. И. Гессен

Требования к компетентности по теме

§ понимать сущность образования как общечеловеческой ценности, системы, педагогического процесса и его результата; характеризовать образование как социокультурный феномен;

§ знать и содержательно интерпретировать понятие «образовательная парадигма»; раскрывать сущность различных образовательных парадигм, уметь обосновывать правомерность их реализации при решении проблем образования;

§ определять и характеризовать основные социокультурные (внеобразовательные и собственно образовательные) тенденции, оказывающие влияние на формирование современной образовательной парадигмы, развитие и модернизацию образования; формулировать цели и задачи образования в информационном обществе;

§ знать основные функции и модели образования,устанавливать взаимосвязи междуними;раскрывать сущность компетентностного подхода в образовании; иметь представление о классификации, структуре компетенций и компетентностей;

§ знать принципы и основные направления государственной политики в сфере образования; знать и характеризовать нормативно-правовую базу, структурные компоненты системы образования Республики Беларусь, виды и уровни образования, типы и виды учреждений образования, функционирующих в системе образования РБ;  применять эти знания для профессионального самоопределения и развития;

§ понимать сущность непрерывного образования и самообразования как средств развития личности, уметь осуществлять их в условиях образовательной среды вуза; определять направления дальнейшего развития системы образования Республики Беларусь.  

О сновные вопросы

1. Понятие об образовании как социокультурном явлении. Образование как ценность, процесс, система и результат.

2. Возрастание значения образования на современном этапе развития общества. Компетентностный подход в образовании.

3. Нормативно–правовая база и основные институты системы образования Республики Беларусь.

4. Учреждения общего среднего образования в системе образования Республики Беларусь.

5. Непрерывное образование и самообразование как средства развития личности.

  1. Понятие об образовании как социокультурном явлении. Образование как ценность,

Процесс, система и результат

Человеческое общество не может развиваться без передачи социального (производственного, научного, профессионального, личностного и иного) опыта от старших поколений к младшим. Тысячелетия этот процесс протекал как естественный (стихийный) процесс социализации подрастающих поколений. Социализация – процесс усвоения и последующего воспроизводства индивидами социального опыта - происходит как в условиях стихийного воздействия окружающей среды на развивающегося человека, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий. Во втором случае речь идет об образовании. Образование как социальное явление такое же древнее, как само человечество. Образование, образно выражаясь, уходит корнями в глубь веков. Каждая из культур прошлого внесла свой вклад в развитие образования. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения, а с возникновением государства - государственные органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта постепенно становится целенаправленным и управляемым. Образование приобретает общественную функцию и становится важной составляющей социальной жизни, практикой управляемой социализации индивидов и, следовательно, личностно преобразующей (педагогической) деятельностью.

Образование является сферой общественной жизни, в которой пересекаются интересы  всех ее субъектов: и государства, и каждого отдельного человека. Оно обеспечивает преемственность и стабильность социального бытия, одновременно создавая предпосылки для его изменения и динамичного развития. Образование – уникальный механизм овладения подрастающим поколением знаниями, умениями и навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру, в том числе формирования мировоззрения, личностных качеств, культуры отдельных граждан.

Понятие «образование» (аналогичное немецкому «bildung) происходит от понятия «образ» и введено в научное употребление швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци (1746-1827) в значении «формирование образа». В дальнейшем это центральное в педагогике понятие претерпевало различные интерпретации и трактовки. Понятие «образование» также этимологически связано с понятием «культура» (от лат. cultura ‒ возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). С учетом этого российский ученый-педагог В. И. Андреев охарактеризовал образование как индивидуальную культуру различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания. Кроме того, культура общества в целом и ее отдельные компоненты, социальный опыт поколений определяют содержание образования.

 Объективная связь образования с культурой общества и личности находит отражение в культурологическом подходе к образованию, который предписывает так организовать процесс образования, чтобы обучающийся осваивал культуру общества во всех ее аспектах и сам становился творцом новых элементов культуры.

Вышесказанное позволяет охарактеризовать образование как социокультурный феномен (от греч. phainomenon – являющееся; исключительное, выдающееся явление). Исследователи (Н.В. Бордовская, А.И. Жук, О.Л. Жук, И.И. Цыркун и другие) выделяют следующие социокультурные функции образования:

· Образование — способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества; процесс трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм общественной жизни (норм и правил морали, поведения, общения и других).

·  Образование — способ социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных целей образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формировании образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека.

·  Образование есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

·  Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом. При этом образование, по мысли российского ученого-педагога Б.Г. Корнетова, призвано, во-первых, создавать условия для роста, развития, самореализации индивида, готовить его к достижению личного жизненного успеха, во-вторых, одновременно, формировать у него социально значимые установки, готовить к выполнению общественно необходимых функций, развивать способность и готовность заботиться о процветании социума, в случае необходимости переустраивать и реформировать его.

Все вышеназванные социокультурные функции образования можно свести к двум основным: функции воспроизводства культурно-исторического опыта человечества и функции развития личности, общества (рис. 1).

Рис. 1. Основные функции образования в обществе

           

Исследователи образования как сложнейшего социокультурного феномена (Б.Г. Гершунский, А.И. Жук, О.Л. Жук, И.И. Цыркун и другие) рассматривают различные его стороны и аспекты (рис. 2). 

Рис. 2. Аспекты рассмотрения образования как социокультурного феномена

Современное понимание образования представлено в Кодексе Республики Беларуси об образовании: «Образование ‒ обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося» [4].

       Эффективным инструментом анализа образования во всех аспектах является понятие «парадигма» (от греч. paradeigma ‒ пример, образец), с помощью которого можно анализировать всемирный историко-педагогический процесс с точки зрения выделения в нем групп однотипных способов постановки и решения проблем образования, выраженных в различных педагогических концепциях, системах, технологиях, методиках [5]. Отечественные ученые-педагоги (А.И. Жук, О.Л. Жук, И.И. Казимирская и другие) определяют педагогическую парадигму как совокупность методологических, научно-теоретических и иных установок, принятых научным педагогическим обществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем. Применяется в педагогике и термин «образовательная парадигма» в значении «концептуальная модель решения задач (проблем) образования». Как подчеркивает российский ученый-педагог Н.В. Бордовская, парадигмы образования на теоретическом уровне обосновывают и определяют направления развития образовательной практики, проектирования конкретных моделей организации образования. Элементы, от содержания и доминирования которых зависит формирование той или иной образовательной парадигмы, представлены на рисунке 3.

 

Рис. 3. Параметры, определяющие характер образовательных парадигм

Парадигмы образования отражают уровень развития материальной и духовной культуры общества. Как указывает Н.В. Бордовская, в мировой и отечественной педагогике на протяжении веков формировались следующие парадигмы образования.

1. Знаниевая и культурологическая. Знаниевая парадигма активно оформлялась еще в средневековье и с тех пор реализуется в рамках традиционной классно-урочной системы обучения. Основное положение этой парадигмы заключается в идее передачи учащимся «готовых», «завершенных» знаний. Культурологическая парадигма ориентирует обучающихся в процессе образования не только овладевать определенной «суммой» знаний, но и осваивать элементы культуры, способы обучения, общения, поведения. По мере развития культуры общества расширяются возможности индивидов в овладении общечеловеческими ценностями, основами физической, нравственной, эстетической, экологической, информационной и иных видов культуры.

2. Технократическая и гуманистическая. Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации образования на основе репродуктивной деятельности учащихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксированных эталонов знаний и опыта. Процесс обучения строится как технологический процесс (реализуется посредством обучающих, корректирующих, контролирующих и оценивающих процедур) с четко определенными критериями обучения. В мировоззрении учащихся преобладают средства над целью, технологии и техники над общечеловеческими ценностями. Для гуманистической парадигмы человек не является объектом манипуляций, а представляет собой высшую ценность. Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие, сотрудничество, оказание поддержки личности.

3. Педоцентристская и детоцентристская. Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение в качестве главных факторов развития ребенка, при этом основная роль отводится педагогу. При анализе процесса образования определяющими являются методика, новаторство, творчество педагога в то время, как личностные качества, интересы и способности учащихся учитываются недостаточно. Детоцентристская парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

4. Социетарная и человекоориентированная. В основе социетарной парадигмы лежат принципы государственного управления образованием. Государство определяет характер и цели образования, а управление образованием носит только государственный характер. В рамках человекоориентированной (антропологической) парадигмы в процессе обучения и воспитания учитываются в первую очередь индивидуальные особенности и интересы всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов и др.).

В соответствии с образовательными парадигмами проектируются и реализуются в обществе те или иные модели образования и наоборот, каждой базовой модели образования соответствует определенная образовательная парадигма. Российский ученый-педагог Е.В. Бондаревская подчеркивает, что необходимость в новой образовательной парадигме возникает в связи с переходом к новому типу мышления и деятельности, новым способам преобразования действительности. Современная образовательная парадигма связана с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, информационное. Динамично развивающееся информационное общество предъявляет повышенные требования к личностному и профессиональному становлению человека, уровню его культуры и образованности. Это увеличивает личностную значимость образования, превращая его в общечеловеческую ценность и социокультурный феномен.

2. Возрастание значения образования на современном этапе развития общества

Компетентностный подход в образовании

 

Современная ситуация в сфере образования характеризуется возрастанием его значения в социально-экономическом развитии народов, государств, цивилизации в целом, сменой традиционной знаниевой парадигмы парадигмой инновационного личностно ориентированного образования. Российский ученый-педагог А.М. Новиков осуществил сравнительный анализ основных компонентов образовательных парадигм в индустриальном и постиндустриальном обществах (табл. 1) [7].

Таблица 1


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!