Психологические и аксиологические основы воспитания



Воспитание в структуре целостного педагогического процесса

 

Воспитание наряду с обучением является компонентом педагогического процесса. Это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется освоение учащимися общечеловеческих ценностей, личностного опыта, формирование у них культуры отношений к себе и окружающему миру, развитие их субъектности, индивидуальности.

Теория воспитаниякак отрасль педагогикиизучает научные основы процесса воспитания, раскрывает сущность, структуру, закономерности, движущие силы, содержание процесса воспитания, разрабатывает концепции воспитания и воспитательные системы. Методика воспитательной работы – раздел теории воспитания, в рамках которого изучаются особенности, методы, формы, средства, технологии организации воспитательного процесса в различных учреждениях образования, детских объединениях и организациях.

Немецкий педагог И. Ф. Гербарт (1778–1841) один из первых попытался построить научную теорию воспитания. Содержание воспитания, по его убеждению, составляют воспитывающее обучение (воспитание интересов), нравственное воспитание (формирование воли и характера будущего члена общества), управление (приучение к порядку). И.Ф. Гербарт создал «педагогику управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий. Такой взгляд на воспитание характерен для социетарной и педоцентристкой парадигм, с позиции которых цель развития личности состоит в ее социализации с позиций максимальной общественной полезности в соответствии с внешне заданными нормами. При таком подходе к воспитанию игнорируется фактор саморазвития личности.  

Развитие гуманистических идей в философии, психологии, педагогике (Ж. Ж. Руссо, К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.)способствовало появлению новых взглядов на воспитание, в центре которых находится ребенок как субъект воспитания. Эти взгляды нашли отражение в детоцентристской, антропологической, культурологической парадигмах. В их контексте воспитание – целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, базирующийся на способности человека к саморазвитию.

Процесс воспитания является составной частью педагогического процесса, поэтому ему свойственны все атрибуты последнего (см. тему 8). В соответствии с этим воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором и компонентом которой является цель воспитания, реализуемая во взаимодействии педагога и учащихся. Движущей силой воспитательного процесса выступает противоречие между разнообразными (нередко разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития в том случае, если педагог выдвигает такие цели и задачи воспитания (требования), которые соответствуют возможностям (уровню воспитанности) ученика, а также его потребностям, интересам, мотивам, ценностным ориентациям и т. п. Структура воспитательного процесса, его основные функции аналогичны структуре и функциям педагогического процесса.

Основными закономерностями процесса воспитания являются:

 зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества;

 ориентация воспитания на развитие личности путем присвоения ею социального опыта, культуры и духовных ценностей;

 воспитание личности происходит в деятельности и общении;

 эффективность воспитания обусловлена активностью личности, включенностью ее в самовоспитание;

 зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания;

 зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержания, методов, средств, форм, условий;

 процессы воспитания и обучения взаимопроникающие и взаимозависимые, при этом обучение соподчинено воспитанию.

С учетом принципов целостного педагогического процесса (см. тему 8) сформулируем принципы воспитания(рис. 65).

 

 

Рис. 65. Принципы воспитания

Психологические и аксиологические основы воспитания

 

«Психическим материалом» (А.К. Колеченко) воспитания, то есть тем, что формируется в процессе воспитания, является отношение личности к себе и к окружающему миру. В психологии под отношением личности понимают систему ее индивидуальных, избирательных, сознательных, оценочных связей с различными сторонами действительности (В.Н. Мясищев). Отношения личности характеризуют ее сущность, содержание, так как именно они определяют характер ее переживаний, мыслей, чувств, поведения. Особенное значение для развития индивида имеют ценностные отношения как связь с материальным или духовным объектом, имеющим для индивида личностный смысл, значимым для его жизни.

Личностно значимые (ценностные), ярко выраженные, устойчивые (проявляющиеся во многих жизненных ситуациях) отношения становятся основой соответствующих черт характера, качеств личности. Например, гуманное отношение к людям лежит в основе таких качеств, как доброта и отзывчивость; положительное отношение к труду – в основе трудолюбия. Поэтому, формируя отношения личности, мы воспитываем и ее качества(И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.). Знание структуры личностного качества (рис. 66) необходимо для педагога, так как она определяет содержание воспитательной работы по его формированию. Во всех этих компонентах качества личности проявляются ее отношения к кому-либо или к чему-либо.

 

 

Рис. 66. Структура личностного качества

 

Своеобразие воспитания заключается в том, что формирование отношений личности к миру и себе происходит в процессе переживания ценностей и проживания этих отношений. Ценность, отношение «передать» как информацию невозможно. Они не могут быть усвоены логическим пониманием и запоминанием. Кроме того, воспитание отношений совершается в момент деятельной связи с объектом отношений. Например, трудолюбие воспитывается в труде, человеколюбие — в реальных действиях по проявлению заботы о людях.

В сознании человека ценность принимает форму личностного смысла. Ценности вырабатываются самой личностью, а не воспринимаются от кого-то в готовом виде. Поэтому в процессе воспитания важно организовать ценностно-ориентационную деятельность учащихся и как самостоятельную деятельность, и как составную часть других видов деятельности (учебно-познавательной, игровой, трудовой).

Рассматривая ранее проблемы цели и содержания педагогического процесса, мы пришли к выводу, что основной целью образования и, в частности, воспитания в средней школе является базовая культура личности или культура отношений личности к себе и окружающему миру. Содержанием воспитания выступает система ценностей и ценностных отношений личности.

Каковы объекты отношений человека? Таковыми могут быть разнообразные стороны действительности: сам человек, другие люди (семья, учебная группа и т. п.); природа; мир вещей; труд и его результаты; наука, интеллектуальный труд; Родина, народ, нация; национальная культура в целом, искусство; культура других народов; религия; общество, политика, идеология и другие.

Ценностное, личностно значимое отношение к чему-либо или к кому-либо в психологии называют ценностной ориентацией личности. Поэтому содержание воспитания, предлагаемое в данном обществе, может перейти или не перейти в структуру сознания личности в виде ценностных ориентаций. Можно сказать, что воспитание культуры отношений личности к себе и окружающему миру предполагает воспитание ее ценностных ориентаций.

В воспитательной работе следует обращаться прежде всего к общечеловеческим ценностям: человек как высшая ценность, жизнь, природа, общество (перечисленное является важнейшими условиями бытия человека в этом мире). С ними связаны все другие социальные, нравственные, эстетические ценности. Кроме универсальных общечеловеческих ценностей у каждого человека есть свои индивидуальные ценности. Их также следует учитывать, проводя воспитательную работу с учащимися.

В соответствии с закономерностями педагогического процесса, основным средством воспитания у школьников культуры отношений к себе и миру является совместная ценностно-ориентационная, познавательная и практическая деятельность детей и взрослых, организуемая в самых разнообразных формах. В процессе деятельности и общения дети и взрослые проживают определенные ценностные отношения.

Каковы источники и средства воспитания? В самом общем виде это достижения материальной и духовной культуры. К ним относятся: наука, мораль (этика), искусство, материально-предметные ценности из всех этих сфер, а также персоналии.

Итак, воспитание культуры отношений личности к тем или иным ценностям (базовой культуры) есть совместный поиск взрослыми и детьми лучших образцов духовной культуры, нравственных образцов и выработка на этой основе своих собственных ценностей, норм и правил жизни. Личность, способная вырабатывать собственные ценности, способная определять цели, содержание, средства, условия своей деятельности, анализировать ее результаты, корректировать свою деятельность и поведение, может быть охарактеризована как личность, способная к самоопределению. Личность, обладающая культурой жизненного самоопределения, умеет выбирать смысл и стратегию жизни на основе освоенных ценностей культуры. Воспитание культуры жизненного самоопределения учащихся также является важнейшей целью их воспитания в учреждениях общего среднего образования.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!