Игровая терапия отреагирования



Второе крупное направление в развитии игровой те­рапии возникло в 30-х годах с появлением работы Дэ­вида Леви (Levy, 1938), в которой развивались идеи терапии отреагирования — структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предостав­ляет детям возможности отреагирования. В рамках это­го подхода терапевт воссоздает такую обстановку, что­бы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Ребенку разрешается играть свободно, чтобы он

ознакомился с обстановкой комнаты и с терапевтом. Затем терапевт использует определенные игровые мате-пиалы, чтобы в нужный момент ввести в игру ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от боли и на­пряжения, вызванных этим событием. Иногда ребенку разрешается свободный выбор игры. В процессе «отыгрывания» или разыгрывания прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассив­ной поли пострадавшего в активную роль деятеля. Сле­дя за игрой, терапевт отражает (обозначает словами, проговаривает вслух) выражаемые ребенком вербальные и невербальные чувства.

В игровой комнате имеют место три формы игровой активности:

1) освобождение агрессивного поведения: ребенок швыряет предметы, взрывает воздушные шары, или проявляет формы инфантильного поведения (например, сосет соску);

2) освобождение чувств в стандартизированной ситуации: стимулирует чувство ревности к сиблингу, прикладывая куклу к груди матери:

3) осво­бождение чувств путем воссоздания в игре специфиче­ского стрессового опыта из жизни ребенка.

Следующий случай, описанный Леви (1939 г.), явля­ет собой сущность игровой терапии отреагированно:

«Мать девочки двух лет обратилась по поводу ноч­ных страхов, появившихся за два дня до обращения. Она просыпалась в ужасе и кричала, что к ней в постель за­бралась рыба... Ночной страх связывался с посещением рыбного базара как раз в тот день. Торговец рыбой... поднял ее, чтобы она поглядела на рыбу.

Девочка также заикалась. Это началось за пять месяцев до обращения, хотя до тех пор речь развива­лась нормально... Было проведено десять игровых сеан­сов. На вопрос, почему кукла боится рыбки, был дан ответ, что рыбка кусается, и что рыбка «попадет туда» — с указанием на глаза, уши и влагалище. За несколько дней до появления ночных страхов пациентка задавала вопрос о половых различиях, поскольку увидела отца обнаженным. Кроме введения рыбки в разные моменты игровых сеансов, методика работы в основном состояла в том, чтобы облегчить пациентке собственную игру... Например, она увидела краски и решила поиграть с ни­ми. Я показал ей, как это можно сделать, но она не при­коснулась к ним и не разрешила мне нанести краски ей на руку... Я поиграл с этим сам и постепенно научил обращаться с красками; потом она стала сама предпочитать их другим игрушкам...            

За первым приемом не последовало никаких изменений... Страх рыбы исчез после третьего или четвертого приема, а после шестого приема пошло на убыль заикание, исчезнувшее за две недели до последнего приема Контрольное обследование было проведено семь месяцев спустя; улучшение сохранилось» (стр. 220)..

Гоув Хэмбидж (G. Hambiqe, 1955) дал более широкое описание работы Леви под заголовком «Структурная игровая терапия», где он более решительно вводил события. Следом за установлением терапевтически» отношений, в сценарий непосредственно вводилась ситуация, продуцирующая тревогу, она проигрывалась, а затем ребенку разрешалось играть свободно, чтобы он мог оправиться от навязчивой ситуации.

Игровая терапия построения отношений

С появлением исследований Джесси Тафты (Taft, 1933) и Фредерика Аллена (Alien, 1934), названных те­рапией отношений, возникло третье значительное направление в игровой терапии. Философским основанием для него стала работа Отто Ранка (Rank, 1936), который перенес акцент с исследования истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт—клиент», поставив в центр внима­ния то, что происходит «здесь и теперь», в кабинете терапевта.

В игровой терапии отношений основное внимание уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом. Как утверждает Аллен (Alien, 1934), «мне интересно создать естественные от­ношения, в которых у пациента развивается адекватное самоприятие, ясное представление о том, что он может сделать и что он чувствует по отношению к миру, в ко­тором продолжает жить... Я не боюсь дать пациенту почувствовать, что он интересен мне как личность» (стр. 198). Не прилагается никаких усилий для того, чтобы объяснить или интерпретировать прошлый опыт. В фокусе внимания находятся прежде всего сиюминут­ные чувства и реакции, и, судя по описанным результатам, такой подход позволил существенно снизить продолжительность терапии.

Аллен и Тафт особенно подчеркивали необходимость отношения к ребенку как к личности, обладающей внутренней силой и способной конструктивно изменить собственное поведение. Следовательно, детям предоставлятся свобода выбора: играть или не играть, и возмож­ность управлять собственной деятельностью. Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к пони­манию того, что они являются отдельными личностями со своими желаниями и что они могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими качествами. В рамках этого подхода ребенку приходится принять на себя ответст­венность за процесс роста, а терапевт концентрирует внимание на трудностях ребенка, а не на своих собст­венных.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!