Глобальные проблемы современной культуры.



 

Проблема войны и мира, проблема экологии, проблема ресурсов, здравоохранения, низкий уровень культуры


1 Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение) — сочетание разнообразных воззрений.

1 Подробнее см.: Философский энциклопедический словарь. —М.: Советская энциклопедия, 1983. - С.780.

 

[1] Существуют разные точки зрения на модернизм как явление искусства ХХ века: 1) модернизм – это только один из многочисленных –измов, возникших на Западе после 1880 г.; 2) модернизм как определенное историческое направление в литературе и искусстве со своими принципами и установками; 3) модернизм иногда рассматривают как продолжение романтизма – неоромантизм; 4) модернизм познается не посредством определений, а на основе интуитивного чувства.

[2] Слово модерн («modern») впервые было употреблено еще в конце 5 в. для того, чтобы разграничить ставшее официальным христианство от языческого римского прошлого.

[3] В модернизме выделяют несколько этапов развития: 1) «ранний» - Пруст, Вулф («Волны»); 2) «высокий»; 3) «поздний» (на границе с постмодернизмом) - Беккет, Роб-Грийе, Х. Кортасар, Филипп Соллерс, Витольд Гомбрович. Поколения модернистов:

· Предтечи модернизма, первое поколение модернистов – 1875 г.: немецкий философ Фридрих Ницше, французские художники Поль Сезанн и Вúнсент Ван Гог, французские поэты Стефан Малларме и Поль-Мари Верлен, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, шведский прозаик и драматург Август Стриндберг.

· Поколение 1890 г.: Морис Метерлинк, Уильям Батлер Йейтс, Андре Жид, Бернард Шоу, которые подчеркивали иррациональное начало в человеке.

· Поколение 1905 г. – время авангарда (кубизм, футуризм, экспрессионизм и др.), Гертруда Стайн, Томас Манн, Марсель Пруст, Рильке, Музиль, Аполлинер, Вирджиния Вулф, Джойс, Кафка, Эзра Паунд, Дэвид Герберт Лоуренс.

· Поколение 1914 г. – первое подлинно модернистское поколение, ощутившее ограниченность модернизма: Корбюзье, Шагал, Т.С. Элиот, Ч. Чаплин, Пастернак, Селин, Дос Пассос, Фолкнер, Брехт, Хемингуэй, Эйзенштейн.

[4] Для кубизма характерны формальные эксперименты – конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма – максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами. Предмет определяется не по его положению в пространстве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения. Возникновение кубизма относят к 1907 (Пикассо «Авиньонские девицы»). В 1908 г. в Париже образовалась группа «Батолавуар» («Лодка-плотомойня»), куда входили Пикассо, Ж. Брак, испанец X. Грис, писатели Г. Аполлинер. Г. Стайн и др. В этой группе сложились и были выражены основные принципы кубизма. В России – кубофутуризм (ок. 1912 — ок. 1916 г.) - соединение системы кубизма с футуристическим принципом изображения явления во времени. Этот принцип выражается в соединении в одном изображении разных стадий движения, то есть изображения предмета с нескольких точек зрения, что придает динамичность картинной конструкции. Теоретики: Д. Бурлюк, О. Розанова. Сборники: «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Садок судей» (1913). Инициаторы: братья Бурлюки, К. Малевич, В. Татлин. Ведущие представители: Л. Попова, И. Пуни, О. Розанова, Н. Удальцова.

[5] Супрематизм (от лат. supremus — наивысший; 1915 – нач. 1920-х гг.) – одно из направлений абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг. Малевичем. Художник пользуется простыми геометрическими формами как первичными элементами мира. Это четырехугольник, круг, крест, треугольник, которые изображаются в контрастной раскраске. Эти элементы представлены в бесконечном пространстве и в свободном взаимоотношении, в котором не действуют законы земного притяжения. В супрематических картинах отсутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» — все направления равноправны, как в космическом пространстве. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией. Изобразительный манифест супрематизма - «Черный квадрат». Теоретическое обоснование метода Малевич изложил в работе «От кубизма и футуризма к супрематизму... Новый живописный реализм...» (1915). Последователи и ученики Малевича в 1916 г. объединились в группу «Супремус».

[6] Фовизм (от фр. fauve — дикий). Ироничное прозвище «диких» критика дала молодым живописцам, чьи картины, в агрессивной цветовой гамме, были выставлены в парижском Осеннем салоне 1905 г. Новое течение во французской живописи просуществовало с 1905 по 1907 г. Оно объединило А. Матисса, А Марке, Ж. Руо, А Дерена, Р Дюфи, М. Вламинка. Пронзительные цвета, притягивающие этих художников, отталкивали одних и привлекали других, вызвав волну подражаний.

[7] Лучизм (1912-1914) - во французском переводе «Rayonnisme». Один из первых вариантов абстрактной живописи, построенной на выразительности рисунка, линейной динамике, позволяющих уподобить живописную форму движению световых лучей. Предмет не изображен в своей кажущейся видимости, а строится на параллельных и сходящихся к одной точке линиях-лучах, составляющих его излучение в видении художника. Лучистая живопись создает впечатление пространственности Теоретик: М. Ф. Ларионов «Лучизм» (М., 1913). Инициаторы: Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов. Ведущие представители: М. В. Ле-Дантю, К. С. Малевич, С. М. Романович, А. В. Шевченко.

[8] Альфред Жарри изобрел патафизику и катахимию.

[9] К тому же Жарри был очень маленького роста (161 см.).

[10] Марсель Дюшан превратился в легенду еще при жизни, его считают воплощением самой сущности дадаистского искусства. Временами он отходил от дада и обращался к сюрреализму, но затем снова возвращался. Скандальную известность Дюшану принесла его «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». Эта картина была представлена в 1913 г. в секции кубистов на Международной выставке современного искусства. В «Обнаженной…» - тема движения, смешаны плоскости и грани, «графика движения» и элементы биоформ. Сама же «Обнаженная» напоминает манекен – бесполая, сексуально амбивалентная фигура. Другая картина «Мельница для кофе» (1911) представляет «механистическую живопись», «живопись без живописи», почти чертеж. Сам предмет – мельница для кофе – был найден Дюшаном в антикварной лавке. Вещи предельно реальны, образы настолько же нереальны. О публичном обнажении Дюшана и других авангардистов: обнажение имело ритуально-дадаистический характер. Это преднамеренный отказ от внешней культуры, символом которой могла являться одежда. Дюшан на своей ретроспективной выставке 1963 г. играет в шахматы с обнаженной Евой Батбитц. В 1921 г. Дюшан посылает своему другу, коллекционеру и меценату, запаянную ампулу «Воздух Парижа» (четыре его версии хранятся в музеях, а «Консервированный воздух» стал туристским сувениром»).


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!