Массовая и элитарная культура. Контркультура.



Культура народных масс которая формируется СМИ. Появляется с появлением средств массовой информации. Массовая культура это культура потребления. + - доступность успокаивающий эффект, - манипулирование людьми реклама.

Высокая способность массовой культуры к экспансии (ее доступность, демократичность, относительная дешевизна и в то же время высокая доходность для ее создателей и пр. факторы) обусловливает напряженное состояние в ее отношениях с высокой культурой

 

Модернизм, авангардизм. Искусство 20 в.

Модернизм[1] (от фр. modern[2] - новейший, современный) – завершающий этап развития искусства Нового времени, или иначе – эпохи модерна. Эпоха модерна начиналась с оптимистической веры в прогресс, изначальную гармонию, разум и силы человека. Завершилась эта эпоха разочарованиями, скепсисом и даже ужасом перед человеком и созданной им цивилизацией. Модернизм отражает мировоззренческую переориентацию искусства на современные философские, психоаналитические, художественные модели мышления (футуризм, экспрессионизм, сюрреализм, имажинизм, абсурдизм, «поток сознания» и др.). Модернизм – художественно-эстетическая система, мировоззренческий фундамент которой составляют «философия жизни», экзистенциализм, фрейдизм, юнгианство; эстетика базируется на теории чистого самоценного искусства, осознающего себя как игра («искусство ради искусства», «искусство ради художника»); творческая практика модернизма основана на выявлении подчеркнутой субъективности индивидуального мировидения, ориентации на новизну как главный критерий оценки создаваемых художественных объектов. Хосе Ортега-и-Гассет: «От изображения предметов перешли к изображению идей: художник ослеп для внешнего мира и повернул зрачок внутрь, в сторону субъективного ландшафта».

Модернизм базируется на идеалистической философии (сознание – первично), отвергает рационалистические способы освоения мира, отказывается от материалистических позитивистских теорий, от жизнеподобного отражения действительности, отрицает все стереотипные идеологии общественного сознания. Взамен модернисты ищут особые новые пути в объяснении действительности, моделируют новые миры («абстрактное моделирование возможных миров» в кубизме, сюрреализме, неоконструктивизме). Умбэрто Эко: «каждое произведение модернистского искусства устанавливало свой закон, предлагало новую парадигму, новый способ видения мира».

Главная ценность модернистского искусства – личность с ее сложными душевными переживаниями. Модернизм психологичен, его интересуют «внутренние миры», периферийные сферы сознания и бессознательное (пограничные душевные состояния человека, проблемы болезненного расщепленного сознания). В связи с открытиями психоанализа углубляется представление о человеческой психике, структуре личности в целом. Для познания «глубинного» человека в действие приводится интуиция. Модернисты стремятся выразить индивидуальность в массовом обществе, противопоставить типовому, стандартному, традиционному – неповторимое, уникальное, единичное. В человеке есть все: от возвышенного до низменного. Познать свои высоты («стать на место Бога») и спуститься в свои глубины (расшифровать свой внутренний голос из «психической преисподней»), найти «нового Бога» (идеал) и подчинить дьявола себе – это метафизическое, художественное и социологическое освобождение человека. Свободная личность воспринимается как личность с измененным сознанием. Различные философские системы предлагают и различные способы достижения идеала и свободы личности. Положенные в основу литературных школ и направлений, они определяют их лицо.

Модернизм развивался в литературе и искусстве конца XIX – 1-ой половины ХХ вв.: от импресионизма до неоавангарда 50-60-х гг. (“нового романа” и “антидрамы”). Впервые модернизм проявился во Франции. Теодор Адорно относит начало модерна еще к 1850 г. (Шарль Бодлер «Цветы зла»). Термин «модернизм» во французской литературе был введен братьями Гонкурами для обозначения новой литературной формы. первым модернистом в мировой литературе они назвали Гюстава Флобера, а также сторонника «чистого искусства» Теофиля Готье[3].

Определяющее влияние на искусство ХХ века оказали:

Ф. Ницше: «Все Боги умерли… остался человек». Отсюда: 1) нет Бога – нет человека; 2) «все дозволено»; 3) мы создадим «нового Бога». Этот «новый Бог» - искусство - «новая религия»; 4) личность как «Сверхличность». В литературе ХХ века появляется «комплекс Сверхчеловека».

Психоанализ Зигмунда Фрейда, теория коллективного бессознательного и архетипов К.Г. Юнга. Цель психоанализа – достижение внутренней свободы личности. Основные положения учения Фрейда: 1) Фрейд закрепил разделение психики на сознательное и бессознательное. Он выделил три сферы психики: «Сверх-Я», «Я», «Оно»; 2) обратился к сновидениям для изучения области бессознательного; 3) подчеркнул значение детской сексуальности; 4) учение о вытеснении и сопротивлении; 5) либидо – сексуальная энергия, двигатель творчества. Бессознательное («Оно») – глубочайший слой человеческой психики, нечто природно-необходимое, темное и принципиально непознаваемое, вытесненное сознанием («моральным цензором»), недоступная человеку и его влиянию область – «психическая преисподняя», «сверхреальность». Во время сна «Оно» проявляется в материале сновидения в виде символических образов, за которыми угадываются мифологические фигуры («Толкование сновидений», 1900) и которые могут быть дешифрованы с помощью метода свободных ассоциаций.

Экзистенциализм. Модернизм крайне трагичен, т.е. исходит из того, что мир изначально трагичен и абсурден (мир – абсурд), единственное, что может обеспечить выход – это достижение определенной духовной инстанции – Абсолюта (преодоление абсурда – достижение Абсолюта).

Карл Маркс и социалистические идеи революции;

Восточная философия, особенно буддизм.

Анри Бергсон (интуитивизм), Эдмунд Гуссерль («философия символических форм»).

Характерные черты модернистской образности и особенности организации модернистского текста:

1) отказ от мимесиса, дереализация реальности, деформирование объектов реальности, изменение обычной перспективы, повышенная степень субъективизма, акцентирование того, что перед читателем не жизнь, а художественный продукт, артефакт.

2) сверхусложненность, зашифрованность, интертекстуальная насыщенность. Модернистское искусство адресуется к интеллектуальному меньшинству. Как правило, оно демонстрирует невозможность обыденного профанного, стереотипного сознания проникнуть в «герметичную» структуру текста, насыщенного аллюзиями, реминисценциями, цитатами, т.е. элементами интертекста. В модернизме сделана установка на «поиск истоков», поэтому без знания классического искусства модернистского искусства не существует.

3) многовариантность («возможны варианты») – типичный параметр модернистской культуры. Например: три финала в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, четыре рассказчика в «Шуме и ярости» У. Фолкнера, четыре версии легенды о Прометее в «Прометее» Ф. Кафки и др.

4) по отношению к модернистскому произведению принципиально не существует границ трактовки. Возможна двойственность восприятия произведения и его оценка – от полного отрицания до полного приятия, и даже допущение этих обеих взаимоисключающих позиций одновременно. Произведение может само по себе как бы не иметь «содержания» и представлять собой «пустоту», которую читателю нужно заполнить самим собой («пустые страницы» Малларме, «новые романы» Н. Саррот и др.). Отсюда возможность безграничного количества равноправных трактовок этих текстов. Модернистский, и особенно авангардистский текст – это своего рода «антипроизведение», как, напр., тексты, относящиеся к абстракционизму в изобразительном искусстве (основы этого искусства заложил Казимир Малевич) и дадаизму в литературе (анархическое разрушение смысла и образности).

5) принцип построения модернистского романа резко отличается от классического. Напр., нарушается граница между автором и читателем. Автор = герою = читателю и может отличаться от них только тем, что умеет увидеть и записать увиденное. Принцип полифонии: каждому персонажу автор дает возможность вести свою партию, развивать свою идею, принципиально равноправную с идеями других героев и не исправленную взглядами автора.

6) модернистский текст связан с поисками разнообразных средств воздействия на подсознание читателя. Сюрреализм делает установку на изначально природное начало в человеке (детство разума), фиксирует галлюцинации, любые образы воображения. Экспрессионизм обращается к фиксации чувства, которое ничему не подвластно. Школа «потока сознания» разрушает традиционный сюжет, заменяя его особой техникой письма для передачи форм подсознания.


Авангардное искусство

 

Авангард (от франц. аvant – передовой и garde – отряд) – неопределенный термин, вобравший в себя все многообразие течений, направлений и школ так называемого «нового (или «другого») искусства», возникшего в начале ХХ в. в Европе и существующего до сих пор (напр., искусство «поп-арта»). Существует несколько пониманий термина «авангард»: 1) явления в искусстве, которые новы на сегодняшний день; 2) в самом узком понимании термина (философско-культурологическая интерпретация) «авангард» - это конкретное, географически и исторически определенное явление в искусстве – течения (модернизма) 10-20-х гг.: футуризм (в том числе русский футуризм 10-20-х гг.), дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм и др. В живописи – кубизм[4] (1907-1913 гг.; Пабло Пикассо, Жорж Брак), супрематизм[5] (1915-1923 гг.; К. Малевич), фовизм[6] (1905-1907 гг.; А. Матисс), лучизм[7].

Сам термин «авангард» появился только в 30-е гг. ХХ в. статьях американского критика Клемента Гринберга.

Авангард возник в следующем контексте: открытия новой физики («теория относительности» Эйнштейна), технический прогресс, урбанизация жизни, войны и революции. Авангард как мирочувствование противостоит гармонии человеческого мира, его рациональным соответствиям и самодостаточной цельности. Социальная база авангарда – протест, вражда с современной цивилизацией. Отрицая привычный порядок мира, практик авангарда преодолевает устойчивые формы в культуре через революционное действие как действие изначальное, связанное с начинанием. В основе авангардистских произведений лежит игра с классической культурой в сочетании с идеей разрушения, причем к разрушению часто призывали самые образованные создатели авангарда, выпускники университетов и престижных колледжей. Авангард – крайне динамичное экспериментальное искусство. Характерная особенность авангарда – новаторская художественная практика как в области художественной формы, так и в области прагматики (т.е. активное воздействие на аудиторию – на воспринимающего субъекта). Ориентация на воспринимающую аудиторию – скандальное, шокирующее, эпатажное поведение с сознательным расчетом на соответствующую реакцию публики – отличает авангард от классического элитарного замкнутого в самом себе модернизма (эксперименты только в сфере художественной формы – синтагматики).

Суть авангарда – начало, начинание, первая страница, он всегда здесь и теперь. Язык авангарда – перворечь, которая как бы заново из «ничего» создается по архетипическим схемам для будущих чистых жанров и гармонических стилей.

Авангард театрален, но при этом актеры и зрители меняются местами. В авангарде театрализуется сама жизнь: жизнь текста оборачивается текстом жизни и наоборот. Это значит, что в авангарде текст и жизнь, искусство и неискусство взаимосвязаны и взаимообратимы. Авангардист приглашает читателя-зрителя в соавторы.

Первым авангардистом, «протоклассиком европейского авангарда» называют французского писателя Альфреда Жарри (Jarry, 1873—1907)[8]. Его книги стихов «Записки песка» (1894), «Кесарь антихрист» (1895), эротико-фантастический роман «Сверхсамец» (1902) написаны в духе эпатирующей образности Лотреамона. Альфред Жарри – создатель литературного монстра — папаши Убю («Король Убю» (1896), «Убю в цепях» (1900), «Укрощение Убю» (1910)). В этих В гротескно-комических, проникнутых чёрным юмором фарсах Жарри заложил основы антипсихологического и антигероического театра абсурда. Премьера «Короля Убю» в Париже в 1896 г. вызвала один из самых грандиозных скандалов в истории театра. В зале стоял такой рев и свист, что исполнитель главной роли был вынужден, прервав действие, плясать на сцене, гримасничать, орать, а в довершение всего улечься животом на суфлерскую будку лицом к публике и умолять ее утихомириться. К фарсу Жарри о папаше Убю обращались многие знаменитые режиссеры – от Арто до Брука, одним из самых удачных прочтений фарса Жарри считается постановка Мишеля Мешке в Стокгольмском марионеттеатре. Фарсы Жарри о папаше Убю называли среди своих предтеч основатели самых радикальных художественных течений ХХ в. — дадаисты, сюрреалисты, абсурдисты.

Жарри изобразил ничтожного лавочника Королем. У этого короля-лавочника, урода и негодяя, «из трех душ, известных Платону: души головы, сердца и брюха, — лишь последняя не осталась в состоянии эмбриона». Действие «Короля Убю», как меланхолично предупреждает в прологе Ведущий, «происходит в Польше, а значит, где угодно, то есть нигде». Первая реплика папаши: «Дюр-р-р-рьмо». Создав Убю, Жарри обрел всемирную славу, но поплатился и репутацией, и здоровьем, и душевным покоем. Жарри, ненавидевший и презиравший своего героя, стал, эпатируя общественное мнение, подражать ему, словно пытаясь доказать, что папашу Убю не стоит воспринимать только как литературный персонаж. Поэт прослыл городским сумасшедшим (катался по своей комнате на велосипеде, расхаживал по городским улицам в домашнем халате, тапочках и ночном колпаке и т.д.), о нем рассказывали непристойные анекдоты, он намеренно говорил механическим голосом, двигался, как автомат[9], шокировал окружающих непристойными жестами и вызывающими словесными выходками, злоупотреблял алкоголем, а затем и эфиром. Андре Бретон называл его «Жарри-револьвер». Гийом Аполлинер вспоминает: «Один испанский скульптор захотел с ним познакомиться и наговорил ему кучу любезностей. Но Жарри указал этому «Пузарио» на дверь и потребовал более не появляться в комнате, меня же он уверил в том, что юноша только что сделал ему самое непристойное предложение. Через пару минут испанец вернулся, и Жарри немедленно выстрелил в него из револьвера». Самая сложная и самая важная вещь Жарри - роман «Деяния и суждения доктора Фаустролля, патафизика» (1898) - при жизни так и не была опубликована. Умер Жарри в 34 года.

Авангардные направления 1910-20-х гг. очень быстро развивались, в авангарде нет понятия эволюции. Едва начавшись – предположительно около 1905-1906 гг. – авангард быстро достигает своих «крайностей».

1913 г. – ключевой год для авангарда. В этом году появились «Велосипедное колесо на табуретке» Марселя Дюшана[10] и «Черный квадрат» Казимира Малевича, немного ранее – первая абстрактная акварель Василия Кандинского. 1919 г. – леонардовско-дюшановская «Мона Лиза» с усами и бородкой – иллюстрация фрейдистского образа двойственности мужского и женского + дескарализация традиционного образа. С тех пор усатая дама на фоне пейзажа стала иконой авангарда.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 834; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!