Гений и злодейство – две вещи несовместные» (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)



Всеобъемлющая, подавляющая все остальные чувства страсть самоутверждения, стремление любой ценой утвердить себя наравне с эталонами, героями, гениями, доказать свое превосходство, исключительность — вот основной двигатель поступков главного персонажа трагедии “Моцарт и Сальери”.

Трагедия начинается с драматического монолога Сальери, подводящего безрадостный итог своей целеустремленной, наполненной жесткими ограничениями жизни.\Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше.
Моцарт и Сальери — две противоположности. Сальери — олицетворение гордого одиночества и презрения, Моцарт — воплощение жизнелюбия, наивной доверчивости, трогательной человечности. Оба они стоят высоко над толпой. Но Моцарт универсален, а Сальери узок, Моцарт вмещает в себя весь мир и щедро делится с ним своими творческими откровениями, Сальери же эта его щедрость возмущает.
Сальери восхищается гениальными озарениями Моцарта-музыканта, ему в совершенстве изучившему музыку отчетливо видна гармоническая безупречность звукоряда, выражающего свободный полет мысли “счастливца праздного”.
Несправедливое устройство мира воплотилось для Сальери в Моцарте-человеке. Если бы тот был отрешенным от жизни аскетом, напряженным трудом постигающим тайну музыки, Сальери, мне кажется, по-доброму радовался бы его успехам. Но в Моцарте сосредоточивается враждебное Сальери творческое начало. Незаслуженный дар Моцарта разрушает всю систему ценностей, обессмысливает и разрушает весь жертвенный жизненный путь Сальери. И он всем своим существом протестует против этого. Оправдывая себя, Сальери утверждает, что он “избран, чтоб его остановить — не то мы все погибли. Мы все, жрецы, служители музыки, не я один с моей глухою славой...” Моцарт должен уйти, чтобы не нарушался устоявшийся миропорядок, чтобы несколько порывов вдохновения гения не обесценили дающееся трудом искусство избранных, потому что, “возмутив бескрылое желанье” в простых людях, он все равно не сможет поднять их на более высокую духовную ступень. Моцарт не учитель, он бог в искусстве, ибо он неповторим, а следовательно — неправильный, бесполезный.
Великодушное признание Моцартом за Сальери принадлежности к высокому, не подвластному разуму, “бесполезному” искусству на фоне рассуждений Сальери выглядит как жестокий приговор:

Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов...

А окончательным приговором ему становятся бессмертные слова благородного, чуждого мелочных страстей, светлого Моцарта: “Гений и злодейство — две вещи несовместные”.

Слов.

Спор поколений в литературе и жизни

В авторском предисловии к своей самой знаменитой сказке «Маленький принц» - французский писатель и летчик Антуан Сент-Экзюпери посетовал на то, что многие разногласия между взрослыми и детьми происходят по одной причине: «все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». И с этим трудно не согласиться! А скольких слез и недоразумений можно было бы избежать, остановись вовремя родители в критике своего чада и вспомнив себя в его годы. Только нет – «мы взрослые, мы всегда правы, мы хотим только добра».

Проблема «отцов и детей» стара, как мир. Когда-то она касалась музыкальных вкусов и пристрастий, когда-то – политических взглядов, когда-то – литературных симпатий и антипатий. Чтобы сгладить остроту этой проблемы, от каждой из сторон требуется два умения – слушать и слышать. Слушают преимущественно все. Оно в арсенале у многих людей. А вот слышат – единицы. С ним сложнее. Освоено это умение единицами. Только обнаруживается это поздно и некстати, когда конфликт уже вышел наружу и разгорелся, как бушующий костер.

Особенно наглядно проблема спора поколений обнаруживается, когда обращаешься к истории. Слезы, недоразумения – можно ли их избежать во взаимоотношениях между родителями и детьми? Споры между разными поколениями возникали всегда. Причин тому тьма: музыкальные вкусы и пристрастия, политические взгляды, литературные симпатии и антипатии и другие. «Отцы и дети» — самоназвание знаменитого тургеневского романа четко обозначает основной вопрос, затронутый в произведении. Извечная людская проблема, кроющаяся в недопонимании между последующими и предыдущими поколениями, становится предметом размышлений автора. Прошлое, уходящее поколение, как правило, видит в себе больше хороших, положительных черт, чем в своей смене, не имеющей четких моральных устремлений. Для нового поколения в прежних устоях нет ничего, заслуживающего внимания. Охарактеризовать их можно эпитетами «изжившие», «устаревшие». Базаров, который пренебрежительно относится к старичкам, отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины.

Споры из нашей жизни не исчезнут никогда. Нужно время для раздумий и расстановки всех точек. С проблемой «отцов и детей» можно столкнуться где угодно: будь то семья, трудовой коллектив или же общество в целом. Для ее решения старшему поколению нужно быть лишь более терпимым к молодым, а для поколения «детей» нелишне будет относиться к старшим с большим уважением. И в любом случае не обойтись без обоюдного понимания.

Слово


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!