Природа – мастерская или «храм»? (по роману «Отцы и дети» И. С.Тургенева)
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Так ли это?
Без всякого вступления я говорю в ответ на эту тираду Базарова, героя романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева: нет, нет и еще раз нет! До чего додумался этот нигилист, живший в XIX веке! Следом за этими его словами могли бы последовать и другие, которые еще недавно были почти нашим лозунгом: «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача».
Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна в том числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа — это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса — иссякли реки, создали каскады плотин с искусственными морями — под водой оказались деревни и источники заражения воды — скотомогильники. Заразили промышленными сливами реки и моря — уменьшились запасы рыбы. Большой экологической бедой стал Чернобыль. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.
Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Да вот только когда грянула беда, додумались и научились использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму. Не верю, что полвека назад наши ученые не могли решить эти проблемы. Выводили спутники на орбиту, первыми отправили человека в космос, а о разумных отношениях с природой не подумали, не считали нужным просчитывать их на многие годы вперед. Сейчас научились всему: и восстанавливать «легкие планеты», то есть леса, и очищать воды, сбрасываемые в моря и реки. Задумались даже об альтернативных источниках энергии. Только ждать быстрого результата не стоит. Еще одна народная мудрость гласит: «Ломать — не строить». Теперь главное: не наносить природе новых ран.
|
|
Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай кусты, не делай больно кошке, не оставляй мусор в лесу или на берегу — всему этому надо учить с детства. Это первые уроки по охране природы. Не рвать без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры — это должно стать законом для отдыхающих на природе..
Слов.
Кого из героев А. С. Пушкина вы хотели бы видеть среди друзей?
Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин» — произведение уникальное по охвату российской действительности первых десятилетий XIX века. Трудно найти сферу жизни, которая бы не заинтересовала поэта. А.Пушкин воссоздал целую историческую эпоху, нарисовал полную картину жизни различных слоев русского общества. От внимания поэта не укрылась ни одна деталь: из романа, как из энциклопедии, можно узнать, как одевались люди и что было в моде в начале XIX столетия, познакомиться с репертуаром театров и меню известных ресторанов. Правдивое и подробное изображение современности было необходимо для решения главной задачи—объяснения характера нового человека. Среди многочисленных главных и второстепенных факторов, формирующих мировоззрение и систему ценностей героев, А. Пушкин особенно выделяет круг чтения и темы разговоров, в которых участвуют действующие лица романа.
|
|
У каждого из персонажей своя библиотека. Подбор литературы зависит от интеллектуальных запросов и особенностей культурной среды, в которой вращаются герои. Евгений Онегин — русский европеец, человек незаурядного ума и недюжинных способностей. Хотя А. Пушкин весьма иронично отзывается о характере воспитания и степени образованности своего героя, Онегина трудно обвинить в невежестве. Он пополнял свои знания, пытался идти с веком наравне, прислушивался к тревожным вопросам современности и усваивал идеи, проникавшие в русское общество со страниц европейских книг. В первой главе поэт замечает, что Онегин “оставил книги», но Татьяна, знакомясь с его библиотекой, видела, что “хранили многие страницы отметку резкую ногтей» и “черты карандаша» Евгения. В число произведений, которые Онегиным были “исключены из опалы», вошли поэмы Байрона, романы французских писателей-романтиков, “в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно». В героях этих произведений Евгений находил черты сходства с самим собой. Знакомство с ними помогало ему понять себя.
|
|
Онегин интересовался экономическими проблемами эпохи победы буржуазии над феодализмом, поэтому его “резкий, охлажденный ум» предпочитал Адама Смита, авторитетного среди передового дворянства ученого, считавшего первоочередной задачей в России ломку крепостничества. Герой не был равнодушен и к общественным проблемам, вступал в горячие “мужественные» споры о французских политиках и просветителях, “о карбонарах, о Парни». Участие в таких беседах характеризует Онегина как человека, внимательного ко всем актуальным вопросам своего времени, к новым направлениям европейской философской и общественной мысли.
Слов.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!