Становление древнерусского права, его источники
Становление Киевской Руси сопровождалось формированием древнерусского права. Источниками права, как известно, служат законодательная власть, создающая закон; суд, вырабатывающий своими решениями новые нормы права; частные лица и органы правительства, содействующие созданию новых юридических обычаев. Таким образом, источники права: закон, обычай, договор, судебные решения.
Источниками нормативно-правового акта являются обычное право, судебная практика, иностранное (часто византийское) и церковное право. Нормативно-правовые акты в раннефеодальном государстве рождаются, в основном, на базе обычного права. Большая часть обычаев не получила поддержки государства и осталась обычаями (календарь, наследование имущества господина его детьми от рабыни), часть обычаев была санкционирована государством и превратилась в нормативно-правовые акты.
Главными нормативно-правовыми актами Древнерусского государства были:
- договоры. Договор – иначе ряд, крестное целование, докончанье – широко распространенная форма древнего права. Им определялись не только международные отношения, но и отношения между князьями, князей с народом, дружиной, между частными лицами. Важные международные договоры были заключены с греками и немцами. Договоры Руси с Византией (911, 944 гг) в большей своей части посвящены вопросам уголовного права, международным, торговым отношениям. Под влиянием греков, в договорах встречаются общие термины для выражения понятия преступления: проказа, согрешение, понятия о наказании: казнь, епитимия. В договорах ясно видны правовые воззрения, свойственные первобытному народу. Греческий закон устанавливал за убийство смертную казнь по приговору суда, «закон русский» - кровную месть. В договоре Олега 911 г. ст.4 постановляет, что убийца должен умереть на том же месте, греки настояли, что затем это утверждалось судом, а в договоре Игоря 944 г. ст.12, который заключался, когда победителями были греки, месть совершалась родственниками убитого после суда;
|
|
- княжеские уставные грамоты, которые устанавливали повинности феодально-зависимого населения;
- княжеские уставы, которые были прообразом законодательной деятельности в Древней Руси. Первые князья, раздавая города своим мужам, устанавливали порядок управления и суда. Подчиняя своей власти новые племена и земли, они определяли размеры дани. Уставы закрепляли взаимоотношения государства и церковных властей, В Уставе князя Владимира Святославича содержится история крещения Руси, определяется юрисдикция церкви по регулированию внутрисемейных отношений, дел о колдовстве. В Уставе Ярослава Владимировича были установлены нормы, регулирующие семейно-брачные отношения, половые преступления, преступления против церкви.
|
|
Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда ». Вопрос о времени ее возникновения спорен. Некоторые авторы относят древнейшую часть этого документа к VII в. Однако основная часть документа, бесспорно, связана с именем Ярослава Мудрого. Первоначальный текст «Русской Правды » до нас не дошел. Сыновья Ярослава во второй половине ХI в. существенно изменили и дополнили его. Объединенные потом переписчиками «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей» составили основу Краткой редакции «Русской Правды». Владимир Мономах еще существеннее переработал этот документ. В результате появилась Пространная редакция «Правды». В последующие века создавались новые редакции «Русской Правды», всего их насчитывают шесть. Все редакции дошли до нас в составе летописей, различных судебных сборниках.
«Правда» - разновременный труд многих частных лиц. Кроме обычаев, в нее вошли записи отдельных судебных решений, княжеские уставы, заимствованные из Византии правовые нормы. «Русская Правда» наиболее наглядно дает представление о правовой системе Древнерусского государства.
|
|
Церковные уставы русских князей
Устав Владимира
- 1/10 княжеских доходов передавалась церкви(десятина)
- Церковь осуществляла контроль над мерами и весами, богоугодными заведениями
- Упрочил церковную юрисдикцию над всеми христианами по делам:
· Преступления против христ веры и устоев церкви (волшебство, нарушение святынь, гробокопательство, поругание креста, молитва в неустановленных местах, ввод животных в церковь)
· Преступления против христ нравственности
· Семейным (иски о разводе, брачный сговор с назначением неустойке при несостоявшемся браке, споры о наследстве)
- Установил круг лиц, на которых церковная юрисдикция распространялась по всем делам:
· Духовенство белое (с семьями) и черное
· Служащие церкви
· Врачи и повивальные бабки
· Вдовы, убогие (получавшие от церкви содержание), богомольцы
Устав Ярослава
Отличие от устава Владимира кругом регламентируемых объектов:
- Нет преступлений против веры и Церкви, десятины, тяжб братьев о наследстве
- Есть преступления против нравственности, незаконные браки, разводы, кровосмешения, оскорбления, драки, поджоги, убийства и воровство
|
|
- Поджоги, убийства и воровствоÞ юрисдикции Церкви
-
|
|
Таким образом, было 3 разряда церковно-судебных дел: дела греховные без элементов преступного деяния, дела греховно-преступные и все дела духовных лиц, судимые церковной властью.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1864; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!