Международная охрана смежных прав



― понятие смежных прав;

― субъекты смежных прав;

― международная охрана смежных прав в Интернете.

 

Понятие смежных прав

ГК РФ Статья 1303. Основные положения

1. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

2. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.

3. Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.

Эта категория присутствует во всех правовых системах. Они по-разному называются в (вспомогательные права, сопутствующие права), но все-таки утвердился термин «смежные права» – это права, смежные с правами автора, они выделяются отдельно, т.к. между автором и тем, кто будет воспринимать произведение, возникает посредник в лице исполнителя или изготовителя фонограммы. Обладатели смежных прав не являются авторами произведения, но им принадлежит право в отношении его исполнения.

Статья 1304. Объекты смежных прав

1. Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием.

Так же, как и авторское право, смежные права имеют территориальный характер. В силу территориального характера требуется заключение международного договора, и такой договор был заключен в 1961 году.

Субъекты смежных прав

Разберем на основе конвенционного регулирования. 

Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. (Римская конвенция 1961 г.) В простонародье называется Римская конвенция. В ней перечислены обладатели смежных прав: исполнители, изготовители фонограмм и вещательные организации. В Конвенции имеются два блока: один касается национального режима, второй блок – объема прав соответствующих авторов. Минимальный срок действия охраны, установленный Конвенцией – 20 лет с конца года, в котором была осуществлена запись исполнения, включенного в фонограмму, или исполнялось произведение, не записанное на фонограмму, или прозвучала передача в эфире.

Исполнителями признаются актеры, певцы, музыканты, танцоры, которые поют, читают, рекламируют или иным образом исполняют произведения. Они имеют право на имя, на охрану исполнения.

Альтернативные условия, при которых исполнителю предоставляется национальный режим по Римской конвенции:

ü исполнение происходит на территории одного из договаривающихся государств;

ü исполнение включено в фонограмму, охраняемую в соответствии с конвенцией;

ü исполнение путем передачи в эфир, охраняемый в соответствии с конвенцией.

Предусмотрены исключения, в частности, для личных целей, научных, образовательных целей, для цитирования, но оговаривается объем цитирования.

Изготовители фонограмм. Под фонограммой понимается любая запись какого-либо исполнения или звуков – не обязательно литературного, художественного или музыкального произведения – можно записать шум ветра, пение птиц, шум ручья. Согласно европейской концепции, фонограммы не признаются самостоятельными произведениями. Изготовитель фонограммы – лицо, которое первым осуществило запись. Речь идет о деятельности промышленного характера, а не о личной деятельности. Воспроизведение фонограммы, изготовленной другим лицом, не влечет приобретения права на фонограмму. Изготовители фонограмм имеют право на воспроизведение, распространение, импорт и экспорт фонограммы.

Так же, как в отношении исполнителей, в отношении прав изготовителей фонограмм установлены три альтернативных условия, при которых действует национальный режим:

ü изготовитель фонограммы является гражданином договаривающегося государства;

ü фонограмма впервые записана в договаривающемся государстве;

ü фонограмма впервые опубликована в договаривающемся государстве.

В Конвенции сказано, что с того момента, когда артист-исполнитель дал согласие на включение своего произведения в звуковую запись или запись звука и изображения, он лишается охраны против любого использования указанного исполнения в видео-или аудиовизуальном произведении, т.о. Римская конвенция не содержит охрану выступлений артистов, включенных в аудиовизуальные произведения.

Вещательные организации – организации радио или телевидения, которые передают программы для публики, но это доктринальное определение, прямого определения в Римской конвенции нет! Объектом охраны является передача или трансляция. Римская конвенция не охраняет права вещательных организаций, т.к. в процессе переговоров государства не смогли прийти к консенсусу в этой сфере.

РФ, когда присоединялась к Римской конвенции сделала две оговорки в отношении тех критериев, которые мы только что перечислили. Во-первых, она указала, что «не будет применять критерий места первой записи», во-вторых, «РФ применяет критерий гражданства только в отношении тех государств, которые применяют этот же критерий в отношении граждан РФ». Таким образом, она оставляет за собой право ограничить охрану фонограмм, если какое-то государство вводит ограничения для граждан РФ. Т.е. критерий применяется на началах взаимности. Единственное правомочие, которое предусмотрено для изготовителей фонограмм – разрешать или запрещать воспроизведение своих фонограмм.

Римская конвенция – важный инструмент, она путем установления национального режима дает взаимную защиту смежных прав субъектов. Она подверглась большой критике, особенно, вещательными организациями, поэтому в 1971 году была заключена т.н. Конвенция о фонограммах. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. (Конвенция о фонограммах 1971 г.). В ней участвует свыше 75 государств, Россия присоединилась в 1994 году. Иногда говорят, что отдельная защита потребовалась именно для фонограмм, потому что они чаще всего оказываются контрафактными, поэтому потребовался отдельный договор. Что предотвращает договор? Копирование фонограмм без согласия автора фонограмм, транспортировки контрафактных копий и распространение их среди публики. В соответствии с Конвенцией каждое государство - участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств - участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики. Срок охраны устанавливается национальным законодательством, но он не должен быть менее 20 лет, начиная с конца года, в котором сделана первая запись фонограммы. При сравнении положений Римской и Женевской конвенций видно, что Римская конвенция направлена на охрану прав иностранцев, предоставляя им национальный режим в области смежных прав, а Женевская конвенция касается только прав производителей фонограмм.

Несмотря на требование вещательных организаций, Конвенция 1971 года не предусмотрела меры борьбы с контрафактом, она только устанавливает, что государства-участники обязуются принять ГП, АП и УП меры по борьбе с контрафактом, описание мер не приводится в Конвенции.

В 1974 году была заключена еще одна Конвенция, понадобилась еще специальная защита для сигналов, предаваемых через спутники от пункта к пункту. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, от 21 мая 1974 г. Она предусмотрела, что «радиосигналы может получать только тот, кому они непосредственно предусмотрены и кто заключил лицензионный договор на ретрансляцию». Конвенция установила запрет на перехват сигнала, но установила исключения из этих правил: возможно с целью краткого сообщения о текущих событиях, в целях цитирования и в образовательных и научных целях для граждан развивающихся государств.

Далее идет Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах от 20 декабря 1996 г. Для Российской Федерации данный Договор вступил в силу 5 февраля 2009 года. Этот договор открыт только для присоединения государств-участников ВОИС. В нем прямо записано, что он «не влияет на права, предоставленные по другим Конвенциям, т.е. не затрагивает прав автора произведения, распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм». Срок охраны увеличен до 50 лет, значительно расширен круг исключительных прав. В частности, «исполнители наделяются исключительным правом запрещать или разрешать эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения своих незаписанных исполнений; запись своих незаписанных исполнений; прямое или косвенное воспроизведение своих исполнений» и т.д. В нем для исполнителей было зафиксировано больше прав, чем в Римской конвенции 1961 г. Предусмотрены неимущественные права исполнителей. Независимо от имущественных прав исполнителя и даже после передачи этих прав, исполнитель в отношении своих незаписанных устных исполнений или исполнений, записанных на фонограммы, имеет право требовать быть признанным в качестве исполнителя своих исполнений (за исключением тех случаев, когда непредоставление такого права продиктовано характером использования исполнения), и возражать против всякого извращения, искажения или иного изменения своих исполнений, способного нанести ущерб его репутации.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 413; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!