Синаксарь на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.



Стихи: Сев одесную Отца, превечное Слово

Веру крепчайшую Ты ученикам, преподал.

В тот же день, четверг шестой седмицы по Пасхе, празднуем Вознесение Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поскольку Господь, находясь прежде Своих страданий с учениками, обещал им пришествие Всесвятого Духа и сказал: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам (Ин.16:7), и еще: Когда же придет Он… то наставит вас на всякую истину (Ин.16:13), то и по восстании из мертвых являлся им сорок дней не постоянно, но время от времени, разделяя с ними пищу и питие и представляя воскресение делом наидостовернейшим. Наконец, возвестив о Царствии Божием, повелел им не отлучаться из Иерусалима, но, пребывая там, ожидать пришествия Всесвятого Духа, дабы креститься и от Него, ибо прежде они были крещены одною лишь водой от Иоанна Предтечи, хотя Епифаний Кипрский и рассказывал впоследствии, что Иоанн Богослов крестил Богородицу, а Петр и тот же Иоанн — прочих апостолов.

Оставаться же в Иерусалиме повелел для того, чтобы проповедь благовестия сперва утвердилась там, и апостолы, удалившися в иные места, не были бы с легкостью оклеветаны как лжецы, а еще потому что надлежало им, как неким воинам запастись здесь оружием Духа и после выйти на битву с врагами Христа. Но когда настало время Вознесения, Он возводит их на Масличную гору (которая называется так потому, что там насаждено множество оливковых деревьев, и беседует с ними про возвещение о Нем всем концам земли и про нескончаемое Его Царство в будущем. А поскольку видел, что и они в присутствии Пречистой Его Матери намереваются вопрошать о том, чему надлежит быть, приставляет к ним ангелов, которые изъяснят [предстоящее Ему] восхождение на небо.

И вот на глазах учеников взят был от них, когда приняло Его облако, и так, в сопровождении ангелов, повелевавших друг другу поднять врата небесные (ср.: Пс.23:7) и изумлявшихся багрянистости Его тела по причине крови (ср.: Ис.63:2), взошел на небо и воссел одесную Отца, обожив и, дерзну сказать, соделав богоподобной ту самую плоть, чрез которую мы по упразднении древней вражды примирились с Богом.

Ангелы же, приблизившись в человеческом образе к апостолам, говорили: «Мужи-галилеяне! Что стоите, дивясь и взирая на небо? Тот, Кого вы видите с плотью, Бог Иисус, снова придет так, то есть с плотью же, но не прежним образом, в бедности и безмолвии, а в великой славе и, сопровождаемый ангелами, как и ныне» (ср.: Деян.1:11). Тогда апостолы, перестав вглядываться в небо, возвратились с Масличной горы, ибо она находится весьма близко от Иерусалима — в двух тысячах сорока шагах, а это субботний путь (ср.: Деян.1:12).

Так законоположено было при Моисее — на столько шагов ходить в субботу, ибо скиния свидетельства отстояла от иудейского стана на столько же, а туда и в субботу разрешалось ходить для поклонения, но не удлинять переход, почему и называется тот путь «субботний» (ср.: Нав.3:4). Отсюда некоторые полагают, что и Христово Вознесение произошло в субботу, а между тем это заблуждение. Апостолы по возвращении поднялись в горницу, где и пребывали с женами-мироносицами и Матерью Слова, посвящая все время посту, молитве и молениям и ожидая, согласно обетованию, пришествия Святого Духа (см.: Деян.1:14). Вознесшийся во славе, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Песнь 7.

Канон 1. Ирмос: В печи огненной/ спасший песнопевцев-отроков,/ благословен Бог отцов наших.

На облаке светлом вознесшийся/ и спасший мир,/ благословен Бог отцов наших.

Взяв на плечи заблудшее естество,/ Ты, Христе, вознесшись,/ принес его к Богу и Отцу.

Восшедший во плоти/ к бесплотному Отцу,/ благословен Бог отцов наших!

Взяв грехом умерщвленное наше естество,/ Ты принес его, Спаситель,/ к собственному Своему Отцу.

Богородичен: Рожденный от Девы,/ Которую Ты соделал Богородицею,/ благословен Ты, Боже отцов наших.

Канон 2. Ирмос: Не почтили богомудрые/ творения больше Творца,/ но угрожавший им огонь мужественно поправ,/ радостно воспевали:/ "Прехвальный Господь и Бог отцов,/ благословен Ты!"

Светлое облако подняло Тебя,/ Господи, истинный Свет,/ от земли непостижимо возносящегося,/ и небесные сонмы с Апостолами/ восхвалили Тебя, возглашая:/ "Боже, благословен Ты!"

В радости все начнем рукоплескать/ в честь вознесения Христова и воскликнем:/ "Взошел Бог при звуке трубном/ и воссел справа от Отца,/ как Ему сопрестольный, навеки!"

Слава: Воспевая в древности, великий Моисей взывал:/ "Да поклонятся восходящему Христу небесные Ангелы",/ как Царю всего, Которому мы восклицаем:/ "Отцов Господь и Бог, благословен Ты!"

И ныне, Богородичен: О необычайные чудеса!/ Как вместила Ты, благодати Божией исполненная,/ Бога невместимого, обнищавшего плотию,/ и с великою славою в сей день на небеса вознесшегося,/ и оживотворившего людей?

Катавасия: Стройный напев музыкальных орудий загремел,/ призывая чтить литой из золота бездушный истукан;/ светоносная же Утешителя благодать/ побуждает нас в благоговении взывать:/ "Троица единая, равносильная, безначальная,/ благословенна Ты!"

Песнь 8.

Канон 1. Ирмос: От Отца прежде веков/ рожденного Сына и Бога,/ и в последние времена воплотившегося от Девы-Матери,/ священники воспевайте,/ люди, превозносите во все века!

Подателя жизни Христа,/ в двух естествах поднявшегося на небеса со славою/ и восседающего рядом с Отцом,/ священники воспевайте,/ люди превозносите во все века.

От рабства идолослужения творение избавившего/ и представившего его свободным Своему Отцу,/ Тебя, Спаситель, мы воспеваем/ и Тебя превозносим во все века.    

Низложившего Своим нисхождением противника/ и Возвысившего Своим восхождением человека,/ священники воспевайте,/ люди превозносите во все века.

Богородичен: Высочайшей Херувимов/ Ты явилась, Богородица чистая,/ во чреве Твоем носившая ими Носимого,/ Которого вместе с бесплотными / мы, смертные, славословим во все века.

Канон 2. Ирмос: Отроков благочестивых в печи/ Дитя Богородицы спасло:/ тогда – прообразуемое, а ныне – действующее;/ всю вселенную созывает Он петь Тебе./ "Пойте Господа, творения,/ и превозносите во все века!"

Апостолам при вознесении/ явились Умы небесные и вещали:/ "Что стоите, взирая с удивлением?/ Этот, восходящий на небеса, придет и снова/ судить живущих на земле людей,/ как Судия единый!"

Воздадим Богу величие,/ согласно хвалу воскликнем,/ будем петь, ликовать и рукоплескать:/ Бог наш взошел от земли на небеса,/ Ангелы же и Архангелы Его воспевали, как Владыку/ и Создателя всех.

Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа.

Вознесено выше Ангелов наше естество,/ в древности падшее,/ и на престоле божественном посажено непостижимо;/ придите, восторжествуем и возгласим:/ "Воспевайте Господа, творения,/ и превозносите во все века!"

И ныне, Богородичен: Вот, Сын Твой, Богородица,/ пленив Крестом Своим смерть,/ воскрес на третий день/ и, ученикам Своим явившись, поднялся на небеса;/ с Ним и Тебе поклоняясь,/ мы воспеваем и славословим во все века.

Затем: Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века.

Катавасия: Расторгает узы и орошает пламя/ Трисветлый образ Богоначалия;/ отроки поют, а все созданное творение/ единого Спасителя и Творца всего,/ как благодетеля благословляет.

На 9-ой песни Честью высшую Херувимов: не поем, но поем припев праздника: Величай, душа моя,/ вознесшегося от земли на небо/ Христа – жизни Подателя.

Песнь 9.

Канон 1. Ирмос: Тебя, превыше ума и слова/ ставшую Матерью Божией,/ во времени Сверхвременного неизреченно родившую,/ мы, верные, единомысленно величаем.

Тебя, Искупителя мира, Христа Бога,/ Апостолы, видя божественно возвышаемым,/ со страхом торжествуя, величали.

Твою, Христе, обоженную плоть/ на высоте созерцая, Ангелы/ указывали друг другу:/ "Это – воистину Бог наш!"

Тебя увидев, Христе Боже,/ на облаках поднимающимся,/ полки бесплотных восклицали:/ "Возвысьте врата для Царя славы!"

Тебя, нисшедшего до крайнего предела земли/ и человека спасшего,/ и восхождением Своим его возвысившего,/ мы величаем.

Богородичен: Радуйся, Богородица, Матерь Христа Бога!/ Того, Кого носила Ты во чреве,/ в сей день со Ангелами созерцая возносящимся от земли,/ Ты возвеличила.

Второй припев праздника: Ангелы, восхождение Владыки созерцая, поражались,/ как Он был вознесен со славою от земли на небеса.

Канон 2. Ирмос: Всякий на земле рожденный/ да ликует, Духом просвещаясь;/ да торжествует и бесплотных Умов естество,/ почитая священное торжество Богоматери,/ и да взывает:/ "Радуйся, Всеблаженная,/ Богородица чистая, Приснодева!"

О высшие постижения дары!/ О повергающее в трепет таинство!/ Ибо Владычествующий всем,/ отходя от земли на небеса,/ послал ученикам святого Духа,/ просветившего их разум/ и соделавшего их огненными благодатию.

Сонму учеников сказал Господь:/ "Вы оставайтесь в Иерусалиме,/ и Я ниспошлю вам иного Утешителя,/ Отцу сопрестольного и честью равного Мне,/ Тому, Кого вы видите возносящимся/ и носимым облаком светлым".

Вознесено явно выше небес/ великолепие Обнищавшего плотию,/ и сидением с Отцом почтено/ наше падшее естество:/ восторжествуем все, и согласно воскликнем,/ и восплещем руками в радости!

Богородичен: Свет, от Света воссиявший,/ из Тебя взошел, Всенепорочная,/ и все омрачение безбожия прекратил/ и в ночи спящих просветил;/ потому мы все Тебя, как должно,/ во веки непрестанно величаем.

Катавасия: Радуйся, Царица, матерям и девам слава!/ Ибо никакие подвижные красноречивые уста,/ ораторствуя, не могут/ Тебя воспевать достойно;/ изнемогает и всякий ум,/ стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа;/ потому мы Тебя согласно славим.

Ексапостиларий:

Когда ученики на Тебя взирали,/ вознесся Ты к Отцу, Христе, чтобы с Ним восседать./ Ангелы же, впереди спеша, взывали:/ "Поднимите врата, поднимите,/ ибо Царь взошел к начальному Свету славы!" (3)

На Хвалите: стихиры на 4, глас 1:

Мы, в мире сем живущие,/ подобно Ангелам восторжествуем,/ Богу, на престоле славы носимому,/ возглашая песнопение:/ "Свят Ты, Отче Небесный,/ Свят Ты, столь же вечное Слово,/ и Дух Всесвятой!" (2)

Начальники Ангелов/ созерцая, Спаситель, восхождение необычайное,/ недоумевали, друг другу говоря:/ "Что это за зрелище?/ Тот, Кого мы видим – обликом Человек,/ но, как Бог, превыше небес/ Он с плотию восходит!"

Галилеяне, видя Тебя, Слово,/ вознесенным с телом с Масличной горы,/ слышали Ангелов взывающих к ним:/ "Что вы стоите и смотрите?/ Он придет во плоти снова,/ таким же образом, как вы видели!"

Слава, и ныне, глас 2:

Родился Ты, как Сам восхотел;/ явился миру, как Сам благоволил;/ пострадал плотию, Боже наш;/ из мертвых воскрес, поправ смерть;/ вознесся во славе, все Наполняющий,/ и послал нам Духа Божественного,/ чтобы мы воспевали и славили Твое Божество.

Славословие великое.

Отпуст:

Во славе вознесшийся от нас на небо и воссевший по правую руку Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец.

 

НА ЛИТУРГИИ

Антифон 1, глас 2.

Стих 1: Все народы, рукоплещите,/ воскликните Богу гласом радости. По молитвам Богородицы, Спаситель,/ спаси нас.

Стих 2: Ибо Господь Всевышний страшен,/ Царь великий по всей земле. По молитвам Богородицы, Спаситель,/ спаси нас.

Стих 3: Покорил Он народы нам/ и племена под ноги наши. По молитвам Богородицы, Спаситель,/ спаси нас.

Стих 4: Взошел Бог при восклицании,/ Господь – при звуке трубном. По молитвам Богородицы, Спаситель,/ спаси нас.

Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель,/ спаси нас.

Антифон 2, глас 2.

Стих 1: Велик Господь и достохвален весьма/ во граде Бога нашего, на святой горе Его. Спаси нас, Сын Божий, вознесшийся во славе,/ поющих Тебе: Аллилуия.

Стих 2: Горы Сиона, склоны северные, –/ город Царя великого. Спаси нас, Сын Божий, вознесшийся во славе,/ поющих Тебе: Аллилуия.

Стих 3: Бог в чертогах его известен,/ когда помогает ему. Спаси нас, Сын Божий, вознесшийся во славе,/ поющих Тебе: Аллилуия.

Стих 4: Ибо вот, цари земные собрались,/ сошлись вместе. Спаси нас, Сын Божий, вознесшийся во славе,/ поющих Тебе: Аллилуия.

Слава, и ныне: Единородный Сын:

Антифон 3, глас 4.

Стих 1: Услышьте это, все народы,/ внемлите все, живущие во вселенной.

Тропарь, глас 4:

Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш,/ радости исполнив учеников/ обещанием Святого Духа,/ по утверждении их благословением,/ в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Стих 2: И простой народ, и люди знатные,/ вместе богатый и бедный. Тропарь: Вознесся Ты во славе:

Стих 3: Уста мои изрекут премудрость,/ и размышление сердца моего – разум. Тропарь: Вознесся Ты во славе:

Стих 4: Склоню я к притче ухо моё,/ открою на псалтири загадку мою. Тропарь: Вознесся Ты во славе:

Входной:

Взошел Бог при восклицании,/ Господь – при звуке трубном. Тропарь: Вознесся Ты во славе:

Слава, и ныне, кондак, глас 6:

Исполнив весь замысел о нашем спасении,/ и то что на земле соединив с небесным,/ вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш,/ совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно/ и взывая любящим Тебя:/ "Я – с вами и никто – против вас!"

Трисвятое.

Прокимен, глас 7: Вознесись на небеса, Боже,/ и по всей земле – слава Твоя!

Стих: Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё, буду петь и воспевать во славе моей.

Деяния святых Апостолов, зачало 1Б:

Первую книгу, Феофил, составил я о всем, что с самого начала делал и чему учил Иисус, до того дня, когда Он был вознесен, дав Духом Святым повеления Апостолам, которых Он избрал, которым Он и показал Себя живым, по страдании Своём, со многими доказательствами, сорок дней являясь им и говоря о Царстве Божием. И за трапезою, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Отцом, "о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым, по истечении немногих этих дней". Итак, собравшись вместе, они спрашивали Его: "Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Царство Израилю?" И Он сказал им: "Не вам знать времена и сроки, которые Отец установил Своею властью. Но вы примете силу, когда найдет Святой Дух на вас, и вы будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли". И, сказав это, – пока они смотрели – Он был поднят, и облако скрыло Его из глаз их. И как взоры их были устремлены к небу, во время Его отшествия, вот два мужа предстали им в одеяниях белых, и сказали: "Мужи Галилейские, что вы стоите, глядя на небо? Этот Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его, отходящим на небо". Тогда возвратились они в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима в расстоянии субботнего пути.

Аллилуиа, глас 2: Взошёл Бог при восклицании, Господь – при звуке трубном.

Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости.

Евангелие от Луки, зачало 114:

В те дни воскрес Иисус из мертвых, стал посреди учеников Своих и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповеданным быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Вместо Достойно: Величай, душа моя,/ вознесшегося от земли на небо/ Христа – жизни Подателя.

Ирмос, глас 5: Тебя, превыше ума и слова/ ставшую Матерью Божией,/ во времени Сверхвременного неизреченно родившую,/ мы, верные, единомысленно величаем.

И поем так до отдания.

Причастен: Взошёл Бог при восклицании, Господь – при звуке трубном. Аллилуия. (3)

[i]

 


[i] Текст перевода службы Вознесения Господня взят из книги «Триодь цветная», переведённой иером. Амвросием (Тимротом): https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_tsvetnaya/

 

Скопированный текст откорректирован администрацией группы «Свято-Никольский храм п.Ракитное»: https://vk.com/rakitnoe_hram.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!