Технология изготовления куклы
· Берем два пучка пакли (лён сантехнический). Один пучок (длиной 30-35 см) – тело.
· Второй пучок такой же длины разрезать на две части - это руки и волосы.
· Длинный пучок перегибаем пополам, вкладываем пучок волос. Немного отступив (оставив место для лица куклы), завязываем нитью голову, обмотав на шее нитью несколько раз.
· Потом вкладываем руки, предварительно перевязав каждый конец рук нитью, чтобы не растрепались. Перевязываем на поясе.
· После разделяем пучок ниже пояса пополам и перевязываем две части – ноги. Концы пучков на уровне ступней тоже закрепляем нитками, чтобы не растрепались. Основа куклы готова.
· Теперь одеваем куклу. Традиционно делается только юбка с поясом. Берём два лоскута ткани – для юбки (прямоугольный лоскут цветной ткани 9х16см) и для пояса (поуже и подлиннее).
· Юбкой обматываем тело так, чтобы стык пришёлся сзади; можно закрепить юбку нитью (перевязать на талии), а можно сразу одевать пояс и закрепить юбку поясом. Длинный лоскут для пояса перегибаем пополам (или подворачиваем края, чтобы они не растрепались), завязываем пояс на спине одним узлом, закрепляя юбку.
· Берём кусок белой ткани для лица куклы, обматываем лицо и закрепляем, зашиваем сзади. Пучки волос при этом подтягиваем наверх. Рисуем лицо, можно угольком.
Кукла «Живуля»
Цель. Изготовить куклу из ткани и ниток шитьевым способом.
Задачи.
1. Познакомить детей с историей возникновения куклы.
|
|
2. Продолжать учить детей изготавливать куклу шитьевым способом.
3. Продолжать выработку навыков обращения с иглой и нитками, научить несложным приемам кроя.
4. Научить самостоятельно, кроить и шить куклу, придавая ей индивидуальность, доводить начатое дело до конца.
5. Развивать художественный вкус через качество работы, сочетая материалы, форму и цветовую гамму.
6. Воспитывать чувство гармонии, интерес к народной культуре.
Раздаточный материал.Инструкционная карта изготовления куклы.
Материалы и оборудование.Лоскутки однотонной и цветной ткани, нитки красные и желтые (шерстяные), вата, атласная лента, веточки ивы, ножницы, простой карандаш.
История куклы.Среди игровых куколок существовали так называемые «живули». «Живуля» – это возможность прикоснуться к истокам русской народной игрушки, это стимул для изучения истории игрушки вообще и куклы в частности. Назывались они так потому, что в ножки вставляли веточки ивы. Свежие ветки – гибкие и ножки легко сгибались, словно живые. Отсюда и пошло название куколок.
Технология изготовления куклы
· Берем лоскут белой ткани 30х30см, кладём в середину вату и складываем по диагонали.
|
|
· Перевязываем на шее, формируем голову куколки.
· Лоскутом ткани белого цвета 15х20см, обворачиваем куколку.
· Зашиваем ее сзади, формируем тельце.
· Формируем ручки. Руки не скрутка, а полоска ткани белого цвета 5х9см, сложенная пополам, внутри нее вата, зашиваем со всех сторон.
· Пришиваем руки к туловищу пониже шеи.
· Ножка живули – это веточка с изгибом. Если веточка тонкая, её дополнительно обматываем ватой и тканью. Можно срезать веточку – рогатку и отрезать один побег, получится палочка со сгибом, ножка со стопой.
· Кофта – прямоугольный лоскут цветной ткани 8х12см с прорезями для вшивания рукавов. Рукава – два прямоугольника 5х10см, сложенные пополам, прошитые и вывернутые.
· Вшиваем рукава в проймы.
· Надеваем кофту на живулю и зашиваем сзади.
· Берем прямоугольный лоскут цветной ткани 13х20см, загибаем 1,5см от края сверху и собираем по кругу вокруг туловища куклы, подвязываем атласной лентой.
· Пришиваем волосы. Длинные нити желтого цвета 30см, пришиваем посередине примерно по линии лба, нити опускаем назад, заплетаем косу. Завязываем лентой на бант.
· Повязываем платочек, лоскут цветной ткани 17х17см (из квадрата), делаем узелок под бородкой.
Дополнительные учебные материалы
|
|
КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
В начале XX века замечательные исследователи В. С. Воронов, А. И. Некрасов, Н. Д. Бартрам, А. В. Бакушинский, А. И. Деньшин, Л. Г. Оршанский открыли игрушку как самобытную область русского народного искусства. Тогда же были собраны первые ее коллекции, написаны о ней первые книги, ставшие сегодня библиографической редкостью. С тех пор игрушка получила право называться произведением искусства. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким. Игрушки эти и сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда был важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение. В своих трудах искусствовед – исследователь народного творчества Н. Дайн рассматривает историю развития и роль народной игрушки в воспитании детей, где большое внимание уделяет ее роли в синтезе народного творчества.
|
|
Наиболее распространенной игрушкой была тряпичная кукла. По сведениям информаторов, тряпичные куклы имелись в каждой семье, где были дети. С одинаковым успехом в куклы играли девочки и маленькие мальчики. Обычно изготавливали кукол старшие члены семьи, хотя очень часто их готовили и сами дети. Это были наиболее простые и непритязательные образцы, резко отличавшиеся по качеству изготовления и отделки кукол, сделанных руками взрослых. Самодельные куклы представляли собой небольшие стилизованные человекообразные фигурки.
В куклы играли дети, но ими окружали себя и взрослые. Такой интерес к куклам предполагает давнюю историю существования этого предмета традиционного быта. Материалы археологических раскопок ярко подтверждают данный тезис, детская игрушка на протяжении сотен лет сопутствует нашим предкам. Этнографические наблюдения свидетельствуют о том, что человек общается с куклой гораздо чаше, чем это может показаться. Взаимосвязь человека с куклой продолжается от его рождения до самой смерти, активно участвуя при всем этом в семейной и общественной жизни.
Такая связь, на наш взгляд, и явилась причиной того, что на куклу не обращают особого внимания, считая; ее обычной, ординарной вещью. Вероятно, подобная точка зрения послужила тем негативным фактором, из-за которого кукла не привлекала специального внимания исследователей.
Между тем народная кукла как немой, неподвижный мир условных знаковых систем всего живого является очень важным историко-этнографическим источником, позволяющим нам глубже увидеть и всесторонне понять историческое прошлое нашего народа. Уместно будет вспомнить о том, что игрушка полный и глубокий художественный символ примитивного жизнеокружения. Она яркий и вещественный синтетический результат творческого оформления примитивной психической деятельностью, как своих внутренних переживаний, так и впечатлений внешних в их органической неразрывной художественной связи между собой. Собирая и восстанавливая знания о народной кукле, мы хотим сами понять и почувствовать, что заложено и сохранено предками для нас в этих кукольных образах.
Кукла – одна из самых интересных страниц в истории культуры. С давних времен народные мастера делали кукол. В старину кукла могла выполнять разные роли: детская забава, средства воспитания, оберег, подарок, свадебный атрибут, украшение. Деревенские люди всегда стремились к общению. Потребность в этом выражена в кукле. Сегодня рукотворная тряпичная кукла продолжает старинную коммуникативную функцию, становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Кукла содержит символические знания предыдущих поколений, способствует передаче ребёнку народных знаний, накопленных веками. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей, они переживают в игре вместе с куклой события собственной и чужой жизни, она является заменителем реального друга, партнёром в общении во всех его проявлениях. Изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение.
Играя с куклами, ребёнок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребёнок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создаёт воображаемые им образы.) А с другой стороны – строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.
В центре этих двух важнейших процессов находится кукла: именно через куклу в душу и в сознание ребёнка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях – красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Сохранение и возрождение рукотворной тряпичной куклы – это вклад в сохранение и развитие отечественной культуры. Человек соединён с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад – это подтверждают раскопки под Новгородом. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 3000 лет до нашей эры.
Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.
Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях жизни, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из тряпичных шариков и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.
Самые первые куклы (наверное, ещё на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причём дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо, для того чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна ещё одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами, чтобы он выздоровел. Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье бывали ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой «выметала сор из избы».
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.
В народе куклам не давали имени собственного, как это водится в городской традиции. Табуирование кукольного имени связано с магическим пониманием слова как телесной материи. Озвучивание имени могло нарушить охраняемую целостность куклы: ведь ее мог назвать и чужой недоброжелательный голос. Имя уподобляло куклу человеку, конкретному лицу. Значит, с помощью нареченной куклы можно было нанести вред, воспользовавшись сходством имен для колдовства. Называя куклу по имени, можно было потревожить и дух кого-либо из покойных родственников. В целях защиты от злых сил, из предосторожности куклы и оставляли немыми, безымянными, а если и нарекали, то собирательно: ляльки, маньки, матрешки, цацки… Чаще всего их так и называли – «куклы», обособляя тем самым от других игрушек и потешек. Условный язык безликой безымянной фигурки позволял ей выполнять разные обрядовые роли. Кукла служила оберегом, охраняя ребенка от темных сил. Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, – все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.
Тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях, с давних времен. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах – угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам – платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей. Одна из задач современного этнохудожественного образования – создание условий, способствующих развитию творческой личности и сохранению национального богатства русского народа.
Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры. Начинать знакомить с русской народной куклой можно со старшего дошкольного возраста.
ТИПЫ И НАЗНАЧЕНИЕ КУКОЛ
Традиционная народная тряпичная кукла имеет свою богатую историю и глубокие традиции. По своему назначению куклы издавна делились на три большие группы: обрядовые, куклы обереги и игровые. Были и праздничные, нарядные куклы, такие как Пасха, Масленица, Троица, были обереги жилища, детей, сна, своего хозяйства.
ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ
Богата земля русская обрядами, да и не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай.
Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
Изготавливали куколок, как правило, женщины. Создавались куклы неспешно и обстоятельно, с надеждой и, главное, с большой любовью. Материалы использовались природные: дерево, солома, кости, глина, веточки, нитки. Если использовалась ткань, то брали натуральную и обязательно «счастливую», то есть, ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни болезнями. При изготовлении кукол мастерицы формулировали желания, напевали, читали молитвы, и только в редких специальных случаях хранили молчание.
В народной кукле хорошо прослеживается обрядовая жизнь наших предков. Различают обрядовые куклы календарного цикла, и обрядовые куклы жизненного цикла. Чаще всего обрядовые куклы использовались в «Ритуалах перехода» ли инициации. Инициацией является любой обряд, где заложена сиена, смерть одного и переход, рождение другого. «Ритуал перехода» показывает, что человек перешел с одного уровня своей жизни и опыта на другой. Понимание сакрального осмысления происходящей перемены, человек проходит акт символического «перерождения», то есть умирает в прошлом своём качестве (отказывается от части своего жизненного опыта) и символически возрождается для новой жизни.
Женщины изготавливали ритуальных кукол (в том числе и масленицу) не просто технически, процесс их создания сопровождался обязательным предварительным ритуальным действием. Куклы изготавливались из целых кусков изношенной одежды. Во времена ритуального способа существования костюм рассматривался человеком как особый организм, в котором воедино сплетались утилитарность использования, его «вещественностью» и насыщенность духовным содержанием.
Чтобы наделить куклу волшебной силой, при её изготовлении читали заговор, который иногда надо было успеть прочитать до конца, ни разу не сбившись, точно в течение времени ее делания.
Некоторые куклы женщина делала в молчании. Даже заговоры проговаривала «про себя». Молчание человека при исполнении определённых обрядов и волшебных действий нередко рассматривается и как условие, необходимое для их успешного завершения и достижения желаемого результата, являясь своеобразной формой ритуального поведения. В славянском волшебстве и обрядовой практике запрет разговаривать вступает в силу преимущественно в те моменты, когда человеку необходимо вступить в контакт с представителями «иного» мира и т.п.
Помимо одиночных обрядовых кукол – наиболее распространённых, изготавливали также парные куклы и даже многопредметные композиции из текстильных обрядовых кукол. Они имели размер ладони, пальцев, иногда достигали длины руки до локтя. Так, «трясовицы-сестрицы» были размером с мизинец, а «Кумоха» – высотой в указательный палец. Кукла, которую повитуха клала на свадьбе невесте на колени, была размером в полено.
Обрядовые текстильные куклы использовали как для семейных, так и общественных обрядов. В зависимости от этого они могли различаться по величине. Например, «Малая Масленица», предназначенная для семейных обрядов, была небольшой, около 30-40 см в высоту, а высота «большой Масленицы», изготавливаемой для народных гуляний во время Масленицы, превосходила человеческий рост. В поморье, когда муж уходил в море, жена делала в рост мужа куклу заместителя и одевала её в одежду мужа. Такую куклу кормили, с ней советовались.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
ОБЕРЕГОВЫЕ (ОБЕРЕЖНЫЕ) КУКЛЫ
С давних пор люди умели защищать себя и свой дом от бед, несчастий, сглаза. Они умели делать обереги. И эти обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Оберегове куклы различных народов мира, в том числе и российские, имеют одну характерную особенность: они безлики. Они могут иметь чистый лик, вызванный каким – либо традиционным узором, нитями, природными материалами, но лики не имеют глаз, носа, рта. Безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в куклу и творить зло там, где они находятся. А так же безликая кукла не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло такой кукле – живому человеку.
Кукла-полено представляет собой оберег для семьи. Основой куклы является березовое полено, являющее собой символ мужской силы. Полено одето атрибутами женской силы: одежда, голова, груди, иногда символически обозначены руки. Все детали женского образа привязаны к полену тесьмами, лентами без употребления игл.
Третьими символами берегини являются куклы-младенцы, которые могут быть привязаны к телу матери и подвешены на тесьмах различным образом. Оформленная таким образом кукла является символом единения мужского и женского начала и продолжения человеческого рода.
Кукла-берегиня не покупается, а выкупается. По старинным правилам кукла выбирается из большого количества кукол. Тот, кто хочет иметь ее в доме, общается с куклами, рассматривая их.
Одна или несколько кукол дадут человеку знать, что они хотят жить в его доме. Он поймет это по тому чувству, которое возникнет у него по отношению к определенной кукле. Он даже мысленно увидит, где именно в доме будет расположена принесенная кукла. Тогда он сам определяет ценность этой куклы и кладет на то место, где она стояла, выкуп: деньги, вещь, продукты, ткани и т.п.
Куклы-берегини несут в себе только доброе начало и по народным поверьям, поставленные в доме где-то выше головы людей. Охраняют людей от темных сил, ссор, болезней.
ИГРОВЫЕ КУКЛЫ
В куклы играло и играет все человечество, на протяжении многих веков. Похоже, за этой игрой стоит что-то очень важное и можно попробовать разглядеть, что же такое игра в куклы, что она дает людям, если в нее играют все, невзирая на возраст и пол. Что за основа жизни или устроения мира стоит за этим привычным и обыденным действием, если куклы изменяясь, соответствуя временам - не уходят из нашей жизни, а дети и взрослые все так же играют.
Игровая кукла была и является, по сей день, одной из самых популярных забав для детей. Мягкая, теплая, нарядная. Никакая резина и пластик не идут в сравнение. Куклы украшали в нарядные традиционные костюмы, характерные и отличавшиеся в каждом регионе Руси. Наряжали ярко, красиво, украшали одежду вышивкой. В волосы вплетались ленточки, бусинки, нитки. У каждой девушки такая кукла обязательно лежала в сундуке с приданным. Выдавали замуж рано, с 14 лет. Большинство новоиспеченных невест тайком прятались на чердаке и играли. Потом эти куклы передавались в наследство детям и внукам.
Как правило, тряпичные куклы изготавливались как оберег или талисман . Но и игровые куклы тоже имели место. Для того чтобы дети играли в тряпичные куклы – у них более детально прорабатывались части тела, элементы костюма, добавлялась обувь. Так дети могли проигрывать социальные роли. Ведь куклу можно сделать как бедную, так и богатую, как с прорисованным лицом, так и вовсе без лица. Часто этих кукол делали сами дети, что в дополнение ко всему прививало любовь к рукоделию, а так же способствовало лучшему развитию ребенка.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!