Упражнение «Немного кинезиологии, или Держите голову... в руках»



Концентрация внимания на телесных ощущениях в области головы или, по выражению Ч. Брукса (1997), «чувствование собственной головы», помогает нормализовать эмоциональное состояние. В этой области, пожалуй, наиболее часто проявляются телесные «сигналы» подсознания. Фокусирование на них может помочь человеку вступить в контакт со своими подсознательными процессами и найти внутреннее согласие с ними. Предлагаемое ниже упражнение, известное в кинезиологии под названием «фронтально-окципитальной [т.е. лобно-затылочной] коррекции» (Сиротюк А.Л., 2000) представлено в нашей модификации. Оно направлено на то, чтобы способствовать выравниванию баланса передних и задних отделов полушарий, наряду с межполушарным балансом. Для этого рекомендуется:

1) «Приглушить» активность передних отделов полушарий при одновременной синхронизации, углублении ее связи с активностью задних отделов. С этой целью необходимо направить все внимание на ощущения, на непосредственный сенсорный опыт, тем самым временно оградить сознание от словесно-оформленных мыслей.

2) Активировать работу задних отделов полушарий. Для этого нужно одновременно, синхронно задействовать функционально различные их зоны, специализирующиеся на разных видах ощущений (рис. 13).

В первую очередь это собственно телесные ощущения (кожное и мы-шечно-суставное чувство), которые проецируются на «экраны», занимающие теменную долю полушарий мозга. Главный из них — область постцентральной извилины (помните «человечка Пенфилда»?). Если же ощущения связаны с движениями, хотя бы представляемыми мысленно, то подключается еще и дополнительный «экран» в области верхней теменной дольки. (Кстати, при движениях, включая мысленную подготовку к ним, активируется еще и соответствующая двигательная зона мозга, расположенная в области прецентральной извилины лобной доли полушарий). «Экран» для проекции звуковых ощущений находится в области височной доли, для зрительных ощущений — затылочной доли.

205

Рис. 13. Мозговые «экраны» - анализаторы телесной чувствительности (а), зрения (б) и слуха (в)

Для большей активации перечисленных зон мозга при выполнении упражнения целесообразно:

а) Совместить несколько очагов возбуждения в области проекции тела на кору мозга (постцентральной извилины) пространственно (топически). Для этого можно задействовать одновременно два участка, два «экрана», соответствующих лицу и кисти руки.

б) Совместить по времени, синхронизировать различные виды ощущений так, чтобы они взаимно усиливали друг друга. При этом «включается» физиологический феномен синестезии, традиционно применяемый в психотерапевтических методиках, например, НЛП (О'Коннор Дж., Сеймор Дж., 1997).

Предварительно мысленно «разогрейте» кисти рук (вспомните упражнение «Дыхание через ладони»). Итак, вначале сосредоточьте внимание на телесных ощущениях в области лба и затылка. Для того чтобы дать вниманию соответствующую пищу, создайте эти ощущения своими собственными руками—в буквальном смысле. Поместите одну ладонь в области лба — так, чтобы она не соприкасалась с кожей лица, а находилась от него на небольшом расстоянии, а другую расположите в области затылка. (При выполнении упражнения в положении лежа эта рука «закинута» за голову.) Расстояние должно быть таким, на котором чувствуется исходящее от ладони слабое тепло (обычно это промежуток 0,5-1 см). Понаблюдайте за ощущением тепла в области лба, представьте, как оно распространяется в область затылка. Установите ровный, спокойный ритм релаксационного брюшного дыхания с замедленным выдохом (живот приподнимается и опускается как бы сам собой). Постарайтесь уловить пульсации тепла, возникающие в связи со вдохом и выдохом. Усильте эти естественные колебания ощущения с помощью небольших движений ладони, слегка отдаляя ее от лица на вдохе и приближая на выдохе. Постепенно добейтесь ощущения пульсирующего тепла, равномерно наполняющего голову, от лба до затылка.

Теперь настала очередь слуховых ощущений. Прислушайтесь к звукам, окружающим вас, представляя, как будто они волнообразно нарастают и приближаются вместе с вдохом и стихают и удаляются на протяжении выдоха. (Можете просто прислушиваться к звуку собственного дыхания.)

Далее — ощущения зрительные. Итак, представьте монотонный зрительный фон — мысленный «экран» приятного цвета, яркость и освещенность которого также волнообразно усиливаются на вдохе и ослабевают на выдохе (для облегчения задачи можно использовать образное представление как будто во время выдоха перед вашими глазами включается источник света, а во время вдоха свет гаснет). Для усиления ощущений к этому можно добавить активизацию участка коры мозга, связанного с движениями глаз (корковый центр взора), производя вращение глазами синхронно с дыханием (прием В. Райха).

Позвольте вниманию поочередно переходить, переключаться от одного вида ощущений к другому с промежутком 1-2 мин. После некоторой практики постарайтесь совместить ощущения всех трех модальностей таким образом, чтобы все они — пульсирующее тепло, волнообразно «плавающий» звук и ритмически мерцающий цветовой фон — синхронизировались с ритмом дыхания. Побудьте в этом комфортном состоянии несколько минут.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!