Изменяется восприятие времени



Время может субъективно то уплотняться, когда часы пролетают как одно мгновение, то растягиваться, когда за считанные минуты, а то и секунды «внешнего», реального времени во «внутреннем» времени проходят часы, дни, а то и годы (помните, как люди успевали вспомнить и пережить заново всю свою жизнь за краткие мгновения свободного падения). В то же время внутренние «биологические часы» продолжают идти, не сбиваясь со своего размеренного ритма, что позволяет человеку заранее «запрограммировать» время своего пребывания в состоянии транса. Кстати, и в механизмах развития ИСС наши биологические часы, или внутренние маятники, играют весьма важную роль. Быть может, даже все течение ИСС определяется тем, как раскручивается туго заведенная пружина этих часов. К обсуждению этого важного механизма мы вернемся чуть позже.

Изменяется восприятие окружающего пространства

Для человека, погруженного в транс, лежащего или сидящего с закрытыми глазами, в его мысленном представлении окружающее пространство может то сужаться, как бы сжимаясь вокруг него, облегая его тело, сливаясь с его границами («Не существует ничего вне моего тела — ничего, кроме моего собственного «Я», как центра Вселенной»), то расширяться до бесконечности («мое «Я» — лишь ничтожно малая песчинка в океане беспредельности»), то «надвигаться» на него, то «отступать», либо изменяться еще каким-то иным, иногда весьма причудливым образом. Изменяться может не только восприятие пространства, но и ориентация в нем, или, как принято говорить, нарушается ориентация человека в месте своего нахождения. Она изменяется, а то и совсем пропадает, когда человек на время забывает об этом пресловутом месте, «выпадает» из него. Прибегая к физической аналогии, хотя в значительной мере условной, можно представить, что человек как бы выходит за границы нашего привычного трехмерного мира, попадая в четвертое измерение. Пользуясь сравнением, предложенным философом П.Д. Успенским (учеником Г. Гурджиева), можно сказать, что четвертое измерение «находится внутри нас».

Изменяется восприятие собственной личности

Это совершенно естественным образом вытекает из положения, когда в результате прохождения трех предыдущих этапов — «ступенек» углубления транса наше «Я» оказывается в состоянии вне тела, вне времени и пространства. Вначале наше «Я» может наблюдать за происходящим как бы со стороны — ощущение «мыслящей точки», или «стороннего наблюдателя». В традиционных психотехнологиях это именуется диссоциацией (вспомним соответствующее упражнение), в дианетике — экстериоризацией «Я». А затем наше «Я» может и совсем растворяться, как бы воплощаясь в другие объекты в нашем мысленном представлении. Впрочем, это уже характерно для перехода к более глубоким ИСС, нежели транс.

Именно этот сдвиг восприятия собственного «Я», погружение внутрь своего «Я», позволяющее увидеть себя с иной точки зрения, и дает нам возможность действительно познать себя. Понять, что на самом деле лежит в основе наших желаний и поступков. Увидеть, что творится в укромных закоулках и тайниках нашей собственной души, в подсознании. Недаром, по мысли того же П.Д. Успенского, в обыденной жизни (в обычном состоянии сознания) человек «живет как бы на поверхности самого себя, не зная и не осознавая того, что именно находится в его глубине».

В различных ИСС может происходить как расширение сознания (Козлов В.В., 1998), так и его сужение (Кардаш С, 1998). В рамках медицинской терминологии вкратце можно суммировать описанные феномены как аутизацию сенсорной сферы на фоне изменения восприятия времени и гипермнезии (Козлов В.В., 1998; Козлов В.В., Бубеев Ю.А., 1997; Бубеев Ю.А., Ремизов Ю.И., 1996). Чтобы лучше представить, как это происходит на физиологическом уровне, нам необходимо еще раз вернуться к изменениям психологического и биологическго времени, когда человек находится в состоянии транса. Или, в более общем смысле, подробнее остановиться на роли «биологических часов» в развитии ИСС. О том, что роль эта исключительно важна, свидетельствует следующее. Механизмом развития ИСС является синхронизация разных маятников, о которой мы говорили на примере синхронизации ритмов биоэлектрической активности правого и левого полушарий. Помимо этого, развитие ИСС, по-видимому, управляется определенными короткопериодны-ми (или, как их называют, ультрадианными) биоритмами. Так, изменение различных физиологических показателей во время переживания человеком длительных ИСС — по крайней мере, продолжающихся более часа (ребефинг, «Свободное дыхание») — показывает закономерную связь протекания подобных состояний сознания с 90-минутными биоритмами. Эти ритмы особенно ярко проявляются во время сна, определяя чередование периодов медленного сна (сна без сновидений) и быстрого сна (REM, или сна с быстрыми движениями глаз — в это время человек, собственно, и видит сны). Но эти ритмы так же четко прослеживаются и в состоянии бодрствования, например, у грудных детей, когда они тянутся к материнской груди или хотя бы к соске-пустышке. У взрослых эти ритмы... в общем, тоже прослеживаются. Например, когда они тянутся к сигарете. И этот так называемый фундаментальный цикл активности — покоя (basic rest-activity cycle), возможно, связан с периодическими колебаниями динамической асимметрии полушарий. Как в цикле-монаде инь-ян, вечного единства и борьбы противоположностей, в котором они постоянно чередуются, меняясь местами, так и в отношениях полушарий. То одно «командует», а другое покорно ему внемлет. То они меняются местами, когда бывший лидер, притомившись от тяжкого бремени власти, передает «бразды правления» своему подчиненному. Шаг влево — шаг вправо. И так каждые 90 минут... Те же механизмы, возможно, лежат и в основе кратковременных, мимолетныхтрансовыхсостояний —таких, как краткие 90-секундные состояния «осознавания», описанные в гештальт-терапии (Дж. Эйнрайт).

Обязательным условием, скорее даже основой, произвольного (подчеркиваем, произвольного — по собственной воле и за счет лишь собственных усилий) погружения в транс, как, впрочем, и в любое ИСС, является произвольное управление собственным сознанием. В принципе неважно даже, достигается ли это целенаправленно или как побочный эффект, когда целью является не переживание ИСС само по себе, а нечто другое — от целей возвышенно-духовных (совершение молитвенных ритуалов в восточных религиозно-духовных практиках, творческое вдохновение поэта, художника и музыканта, интуитивное озарение мыслителя, погруженного в поиски истины) до приземленно-практических (например, таких, как придание телу нечувствительности к боли в восточных боевых искусствах). Но если вы хотите использовать транс как полезный рабочий инструмент в жизни - то, что официально именуется утилизацией ИСС, — необходимо научиться добиваться этого целенаправленно.

В данном контексте для более глубокого представления о физиологических механизмах трансовых состояний, заложенных самой природой в устройстве мозга, необходимо наряду с дихотомией «левого» и «правого», функциональной асимметрией полушарий мозга, рассмотреть еще одну заложенную в конструкции мозга дихотомию - различия функций передних и задних отделов полушарий.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!