Краткий перечень психологических проблем: показания к применению метода



Что же мы подразумеваем под психологическими проблемами в нашем практически-ориентированном изложении? В первую очередь это проблемы внутреннего порядка, связанные с особенностями личности человека. Быть может, вы раньше не задумывались о том, что во многих случаях мы добровольно вешаем себе на шею тяжелый камень и самостоятельно связываем себя по рукам и ногам (даже собираясь на пляж), сами собираем трудности, хлопоты и неприятности на свою голову. И большинство наших проблем созревают внутри нас, в тайниках мозга, в глубинах души; все же остальное, внешнее является только поводом для того, чтобы скрытые до сего времени проблемы наглядно проявились. Появление проблемы (точнее, ее «всплывание», или внешняя манифестация) может быть вызвано внешними обстоятельствами, конкретной жизненной ситуацией, но ее корни уходят вглубь индивидуальной психологии. Ее центр тяжести лежит в подсознании человека, в области детских воспоминаний, прошлых обид и негативного опыта, а также ограничивающих стереотипов мышления и поведения, которые человек усваивал в детстве путем подражания и послушания (простой пример: вредные привычки взрослых в глазах ребенка становятся атрибутами «взрослости», самостоятельности). Перечислим хотя бы некоторые из подобных проблем:

· Неуверенность в себе, в своих силах (сомнения, негативные ожидания, внутренние противоречия). Это, пожалуй, основной ограничивающий фактор, мешающий человеку и начать по-настоящему значительное дело, сделать первый шаг, и довести свои начинания до победного финала. Наличие внутренних противоречий, зачастую разрастающихся до настоящего внутреннего конфликта, как мы увидим в дальнейшем, связано с существованием противостоящих друг другу автономных частей личности. И если одна из них выступает как «рабочая лошадь», впряженная в ярмо повседневности, тянущая на себе весь ворох забот и суеты, спотыкаясь от усталости, но двигаясь вперед за миражом успеха, вот уже вроде бы замаячившим за ближайшим поворотом, то другая активно ей противодействует, не брезгуя никакими средствами, от саботажа до диверсии, направленных... на собственный организм.

· Неумение «подать» себя в общении, «закомплексованность» (это понятие скорее обиходное, в его основе, как правило, лежит недовольство собой, образом своего «Я», недостаточное самоуважение). Как утверждают приверженцы направления духовного совершенствования «нью эйдж», одна из основных проблем человека в современном обществе — недостаток... любви к самому себе.

· Излишняя эмоциональность, приводящая к бурным вспышкам эмоций, порой с драматическими последствиями. Зачастую это связано просто с неумением контролировать эмоции, отсутствием необходимых навыков, которым можно научиться. Повторяющиеся травматичные воспоминания о пережитых стрессах, отравляющие жизнь и нарушающие самочувствие, — посттравматические стрессовые расстройства. Постоянная или свободно плавающая тревожность, порой приступообразно усиливающаяся — панические атаки. Навязчивые страхи, самым распространенным из которых является страх смерти (на самом деле он представляет собой подавленные воспоминания о травме рождения). Иные навязчивые мысли, действия, невозможность «держать себя в руках». Беспричинное, немотивированное снижение работоспособности, сопровождающееся снижением общего тонуса (астенические состояния и синдром хронической усталости). «Психологическая часть» многих проблем со здоровьем, обусловленных стрессом (психосоматических заболеваний).

· Важно отметить, что для решения проблемы роста психосоматических заболеваний, наблюдающегося в последнее десятилетие, необходим системный подход к проблеме здоровья. Напомним, что здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения — не что иное, как состояние полного физического, психического и социального благополучия. К этому необходимо добавить еще и высший уровень — благополучие духовное. Так выстраивается «пирамида здоровья», соответствующая пирамиде человеческих потребностей (по А. Маслоу) — от низших к высшим. Поэтому обеспечение полноценного здоровья должно в обязательном порядке учитывать и его психолого-духовные аспекты. В этой связи немаловажно отметить, что, по мнению авторитетных специалистов в области холистической медицины (Л. Дуль), современная медицина вступила в период глубоких перемен, она быстро усваивает концепции из смежных областей. И, пожалуй, главным направлением ее развития является именно продвижение к «медицине духа и тела», или психологической медицине (Коллиндж У., 1997).

· Стойко пониженное настроение, потеря интереса к жизни, иными словами — депрессия (частой причиной которой служит назревающий конфликт между сознанием и подсознанием). Как мы убедимся в дальнейшем, зачастую это всего лишь негативные мысли, которые можно отбросить, как и все остальные, мешающие самореализации человека.

Здесь уместно сделать некоторое отступление, посвященное проблеме депрессии, важность которой в нашем обществе до сих пор недооценивается. К сведению читателя, интересующегося медицинскими аспектами этой проблемы: депрессия — весьма распространенное расстройство, лишь ненамного уступающее по частоте таким известным в народе проблемам, как перхоть и кариес. Этой иронией автор лишь хотел подчеркнуть, что в депрессии нет ничего постыдного, и человек, страдающий ею, не должен стесняться сказать о своих переживаниях врачу. Говоря же серьезно, нужно обратить внимание читателя, что люди, которые страдают депрессией, в подавляющем большинстве являются пациентами не психиатра, а обычного участкового терапевта. В западной медицине описывается современная «эпидемия» депрессивных расстройств. При этом депрессия выступает как обыкновенная форма реакции человека на жизненные обстоятельства и способ их осмысления (Тополянский В.Д., Струковская М.В., 1986). Правда, подход к диагностике депрессии по международной классификации (МКБ-10) довольно жесткий: если у человека в течение двух недель постоянно снижено настроение — пора к врачу. Наши же люди, которых жизнь откровенно не балует, настолько терпеливы, что предпочитают собственную депрессию не замечать. По выражению С.Н. Осколковой (1995), в этом отношении для них характерно «смирение-привыкание». Поэтому будьте бдительны: если у ваших близких в течение длительного времени (нескольких недель) отмечается стойко пониженное настроение, подавленность и «тяжесть на душе», нарушения сна и ухудшение самочувствия в утренние часы, обязательно проконсультируйтесь с врачом. Все перечисленное выше представляет собой один взгляд на психологические проблемы, их медико-психологическую трактовку. Здесь психологической проблемой выступает срыв психологической адаптации, нарушение процесса непрерывного приспособления психики человека к требованиям окружающей физической и социальной среды, обеспечивающего возможность его нормального физиологического, психологического и социального функционирования. И здесь как нельзя более необходимо и уместно применение психологических технологий (в русле психотерапии либо психологической саморегуляции), позволяющих подобное положение исправить.

Другой взгляд на психологические проблемы предлагают экзистенциальная психология и психотерапия, с точки зрения которых все проблемы человека сводятся к четырем основным: страх смерти, бегство от свободы (от ответственности и необходимости делать выбор), одиночество и отсутствие смысла жизни. При этом, как подчеркивает И. Ялом (1999), «тревога смерти значительно повышается неудачей жизни». Таким образом она превращается в глубинный источник множества психологических проблем, на первый взгляд, казалось бы, не имеющих прямой связи с ней. Попытка защититься от страха смерти приводит к формированию стратегий его отрицания — убеждению в собственной исключительности и бессмертии либо поиску защитника/спасителя. Бегство от свободы лежит в основе инфантильного ухода от ответственности, перекладывания ее на других, неумения сделать выбор (принять решение) и тем самым избегания чувства вины за собственные ошибки. С этим же связаны вытеснение человеком своих желаний и, соответственно, подавление эмоций. При этом страх смерти является основной, фундаментальной проблемой человеческого бытия, из которой вытекают все остальные.

С точки же зрения трансперсональной психологии (холотропной парадигмы, развиваемой С. Грофом) в основе страха смерти лежит бессознательное желание человека избежать неопределенности, связанной с вытесняемыми воспоминаниями о собственном рождении («травма рождения» по О. Ранку). Отсюда и описанные ранее поиск человеком «бессмертия» как беспроблемного существования, нежелание расти и стареть как стремление вернуться к внутриутробному состоянию (1 перинатальная матрица) или поиск «спасителя» как «высшего» существа, берущего на себя заботу о беспомощном новорожденном ребенке (ИV перинатальная матрица).

Другая область применения психотехнологий связана с психолого-социальной трактовкой психологических проблем, на стыке проблем внутреннего порядка и проблем внешних — жизненных обстоятельств, конфликтов... Влияет ли наше внутреннее благополучие на разрешение внешних проблемных ситуаций? Может ли психология здесь чем-либо помочь? Конечно, психология не может подсказать универсальные решения на все случаи жизни. Да это и не входит в ее задачи. Зато психология может обучить человека навыкам саморегуляции, то есть помочь мобилизовать внутренние ресурсы, дремлющие потенциальные возможности, интуицию (внутреннюю мудрость), а заодно и наладить отношения с окружающими, достигнув собственного внутреннего равновесия и спокойствия. И если обычно внутренние противоречия, создающие искусственные барьеры и ограничения, ослепляющие человека, обезоруживающие его, заставляют человека принимать неверные решения, совершать необдуманные поступки, вносящие в его жизнь сложности, которых иначе можно было бы избежать, то разрешение психологических противоречий, дающее спокойную уверенность, внутреннюю решимость и целеустремленность, помогает избавиться от этих досадных осложнений. Достижение спокойствия и уверенности в себе, их демонстрация (если она естественная, а не притворная) также помогает повысить влияние на окружающих. Разумеется, видя перед собой человека, уверенного в своей силе, контролирующего свои эмоции, его партнер по общению воздерживается от агрессии, да и чаще идет на уступки. Кроме того, как считают практичные американские психологи, чем меньше человек подвержен стрессу, тем более ясно его сознание. А это -основа и для здоровья, и для успешной деятельности (Ротх Р., 1994).

Профилактика стресса и освоение практических навыков психологической саморегуляции приносят большую помощь и при решении проблем профессионально-личностных отношений. Иными словами, везде, где возникает источник стресса или длительной психологической напряженности: как в отношениях между сотрудниками и клиентами, так и среди сотрудников (западные психологи называют проблемы взаимоотношений человека с коллективом термином «моббинг»), а также в отношениях начальник — подчиненный («боссинг»). Владение приемами саморегуляции необходимо человеку и для формирования и укрепления навыков лидерства.

Еще один аспект обсуждаемой проблемы связан с личностно социальным развитием. Типичная ситуация: у человека все вроде бы в порядке, в жизни ему спокойно и комфортно, но вот незадача — при попытке выйти за пределы привычных обжитых рамок, добиться большего, чтобы перейти на качественно иной уровень достижений, что-то как будто мешает, сводя на нет все усилия и подрывая уверенность в успехе. То обстоятельства никак не складываются нужным образом, то внезапные болезни расстраивают планы в самый неподходящий момент. На самом же деле в основе неуспеха лежит внутренняя неготовность к переменам.

Показано, что любые изменения жизни, включая позитивные, требуют психологических жертв и повышают риск расстройства здоровья (Холмс Т.Х., Рейх Р.; цит. по А. Тоффлеру, 1997). Поэтому планирование и осуществление реальных жизненных изменений требуют соответственного внутреннего настроя, психологической готовности.

Наконец, для любого человека, даже не имеющего на сегодняшний день актуальных психологических проблем, безусловно важна профилактика их возникновения в будущем, связанная с личностным ростом, достижению которого также способствуют навыки психологической саморегуляции.

Краткий перечень составляющих личностного роста (по И. Ялому, 1999; с дополнениями) охватывает:

1) изменение жизненных приоритетов, повышение значимости главных жизненных целей и снижение актуальности мелких рутинных, житейски-бытовых проблем;

2) достижение чувства освобожденное™, способность производить осознанный выбор, не делая то, что не хочется делать (и наоборот);

3) обостренное переживание жизни в настоящем вместо откладывания ее на потом;

4) переживание единства с природой;

5) более глубокий контакт с близкими людьми;

6) улучшение способности общения, снижение межличностной напряженности и страха одиночества;

7) выработка осознанного отношения к риску, переход к жизненному сценарию «удачника» (по В.В. Макарову, 2000); более ясное осознание своих жизненных целей и более полное использование собственных потенциальных (подсознательных) ресурсов.

Все описанное выше — область приложения классической научной психологии. По мнению же психологов, работа которых протекает в русле духовно-эзотерической традиции, любая жизненная проблема, любая неуспешность человека в жизни является, по сути, проблемой психологической. С этой точки зрения каждый человек - кузнец собственного несчастья, которое он создает собственными руками из-за незнания или непонимания духовных принципов и психологических законов, главным образом своего места в жизни («изначального намерения» по Дж. Редфилду), своих отношений с окружающими и обязанностей по отношению к ним. Его положение напоминает неудачливого студента, которому вновь и вновь приходится пересдавать «заваленный» экзамен, пока он не дотянет до спасительной троечки. Так же и человека, несущего в себе нерешенную судьбоносную («кармическую») проблему, судьба вынуждает вновь и вновь проходить одинаковые испытания, бежать по замкнутому кругу, в котором он оказывается, до тех пор, пока не сделает для себя надлежащие выводы. Когда же меняется сам человек, когда проблема его разрешается изнутри, на психологическом уровне, тогда она находит и внешнее разрешение в окружающей его жизни.

Почему же проблема внешняя, жизненная тянет за собой проблему внутреннюю, психологическую? Как возникает замкнутый круг психологической проблемы, которая не разрешается, несмотря на все усилия? Психологическая проблема напоминает ловушку, которую разум устраивает сам себе: один шажок... одна мысль... одно воспоминание... еще одно... Хлоп! И дверца захлопнулась. А иногда она затягивает как трясина, в которой «если коготок завяз, то и всей птичке пропасть». И чем больше жертва барахтается, тем глубже погружается в бездонную трясину. Применительно к реальной жизни и реальному человеку это означает, что в поисках выхода из житейской ситуации человек «зацикливается» на проблеме, думает только о ней, снова и снова «прокручивая» одну и ту же цепочку мыслей, как говорят американцы, «застревает» на проблеме... А это значит, что на самом деле используется один и тот же участок мозга. Естественно, что при этом возможности собственного мозга используются далеко не полностью. И если проблема реальная, жизненная действительно серьезна и создается иллюзия безвыходности, то организм реагирует сообразно этой пессимистической картине не только на уровне психологии, но и на уровне физиологии. И растет стресс, и развивается по своим законам, вступая в «пограничную» третью и болезненную четвертую стадию (см. далее о стрессе). И вот уже человек не видит возможности выбраться из всего этого, испытывая астенические отрицательные эмоции, разочаровываясь в собственных силах. И затем наступает состояние пассивности, когда человек перестает предпринимать практические, конструктивные действия, уходя из мира реальности в искусственный мир призрачных иллюзий. И тогда человек в своих мыслях от конкретно-практического вопроса «Что делать?» переходит к абстрактному «Кто виноват?». И в этих, на мой взгляд, полностью бесперспективных, поисках виновников скорее мнимых, чем действительных, человек может занимать, по мнению психолога Э. Берна (в интерпретации Т. Харриса), одну из двух противоположных позиций: позицию обвинения окружающих («Они не благополучны») или позицию самообвинения («Я не благополучен»).


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!