Культурные составляющие журналистского текста



Текст как объект исследования

Начать наш разговор о тексте следует, прежде всего, с беседы о языке в целом. Р.О.Якобсон отмечал, что изменения в системе языка нельзя понять вне связи с той системой, в которой они происходят.

Язык является путеводителем в «социальной действительности». Язык существенно влияет на наше представление о социальных процессах и проблемах. Люди живут не только в материальном мире и не только в мире социальном, как это принято думать: в значительной степени они все находятся и во власти того конкретного языка, который стал средством выражения в данном обществе (по Сепиру Э.).

Тексты являются средством передачи и хранения культуры, традиции. Текст есть первичная данность всего гуманитарно-философского мышления и является той непосредственной действительностью, из которой только и могут исходить эти дисциплины (по М.Бахтину). Данная мысль М.М.Бахтина стала основополагающей для лингвистики текста, получившей развитие во второй половине 20-го века.

 

Знаковые определения текста:

1. Текст это:

- последовательность предложений, слов (в семиотике – знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение.

- словесное произведение; в художественной литературе – законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т.д.) (Советский энциклопедический словарь. М., 1981).

2. Текст это:

- слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, документ и т.д., напечатанные, написанные или запечатленные в памяти.

- основной материал какого-либо сочинения, документа и т.п., в отличие от примечаний, комментариев к нему; основная часть набора без выносок, подстрочных примечаний, рисунков и т.п. (Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П.Евгеньевой. М., 1985-1988. Т. 4. С-Я. 1988)

3. Текст это:

- письменная или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации.

- выраженная и закрепленная посредством языковых знаков чувственно воспринимаемая сторона речевого произведения.

- минимальная единица речевой коммуникации, обладающая относительным единством (целостностью) и относительной автономией (отдельностью).

4. Текст это:

- авторское сочинение или документ, воспроизведенный на письме или в печати.

- последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое.

5. Текст есть первичная данность, базовая категория (Шмидт З.Й. «Текст» и «история» как базовые категории // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1987)

6. Текст это:

- языковое выражение комплексной духовной деятельности или комплексного мышления;

- то, что создается с целью дальнейшей передачи другим (коммуникации) или себе самому через некоторый промежуток времени;

- то, что создано на основе знания, которое приобретается в процессе обучения, социального и профессионального общения в определенный исторический период;

- то, что строится с помощью определенных языковых средств в устном или письменном виде как результат мыслительно-языковой деятельности при наличии определенной потребности, мотивации, намерения с учетом возможных условий восприятия (Jager S. Text und Diskursanalyse // Eine Anleitung zur Analyse der politischer Texte. Duisburg Institut fur Sprach und Sozialforschung, pad-Paadagogische Arbeitsstelle. Dortmund, 1991).

На сегодня существует более 300 определений понятия «текст» и рассматривать все просто нерационально (Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М., 2000).

 

Примеры текстов:

 

Интернет-издание «Правмир»; интернет-издание «Медуза», интернет-версия газеты «Московский комсомолец»

На «Медузе» текст достаточно простой. Он понятен, написан специально для широкой, не побоимся сказать массовой аудитории. Текст в статье на портале «Медуза» даже сегментирован, что зрительно облегчает само восприятие.

 

Про сайт «Правмир» стоит поговорить особо. Это хороший сайт, там представлены статьи на самые разные темы. Взятое нами в качестве примера интервью наглядно демонстрирует нам причины скуки детей (влияние гаджетов, наличие ярких развлечений, не требующих работы воображения), подробно объясняет, как бороться с этим (разговаривать с детьми, (строить с ними диалог), играть с ними, стараться ограничивать использование телефонов и планшетов/ноутбуков).

Беседа ведется в экспертом, психологом Еленой Лутковской, что подтверждает серьезность освещаемой информации. Язык статьи сложнее, чем в других рассматриваемых нами изданиях. Текст не лишен образности. Во время беседы психолог говорит о разных возрастных категориях детей, что демонстрирует осведомленность данного человека в обсуждаемой теме.

 

Существует классификация интерпретации понятия «текст» по концепциям, в соответствии с которыми выделяют:

1. Концепции статического аспекта, отражающие результативно-статическое представление. Текст понимается как информация, отчужденная от отправителя, как та единственная форма, в которой язык дан нам в непосредственном наблюдении.

2. Концепции аспекта процессуальности текста, учитывающие способность языка к живому функционированию в речи.

3. Коммуникативные концепции, ориентирующиеся на акт коммуникации, предпологающий наличие отправителя и получателя.

4. Стратификационные концепции, рассматривающие текст как уровень языковой системы.

Таким образом, текст может рассматриваться как некая модель сложного законченного целого и как конкретная реализация данной модели в зависимости от задачи исследования.

К наиболее значимым классификациям текстов относят:

1. По характеру построения (от 1-го, 2-го или 3-го лица);

2. По характеру передачи чужой речи (прямая, косвенная, несобственно – прямая);

3. По участию в речи одного, двух или большего количества участников (монолог, диалог, полилог).

4. По функционально-смысловому назначению (функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и др.).

5. По типу связи между предложениями (тексты с цепными связями, с параллельными, с присоединительными).

6. По функциям языка и на экстралингвистической основе выделяются функциональные стили – функционально-стилистическая типология текстов.

Точка зрения Н.Автономовой: если филология – это универсальный текст о текстах, а философия – универсальный текст о мышлении, то филологическая философия несет в себе некий пародоксальный импульс: она опирается на текст как на свой первичный материал (по пособию В.В.Богуславской).

 

2. Текст и дискурс.

Согласно В.А.Пищальниковой, можно отметить три основных подхода к рассмотрению понятия текст: синтаксический, содержательный и коммуникативный.

По Г.В.Колшанскому, при синтаксическом подходе понятийный аппарат и методы грамматики предложения переносятся на текст. Здесь в основном рассматриваются правила «сцепления» предложений. Содержательный подход устанавливает «глубинные» содержательные отношения элементов в тексте. Наконец, коммуникативный подход исследует прагматическую направленность текста как коммуникативной единицы, поскольку «прагматический фактор пронизывает всю речевую деятельность человека»

 (Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990. – С.100).

 

       Дискурс как совокупность приемов использования языка для выражения определенных способов мышления, призванных целенаправленно воздействовать на читателя или слушателя, внедряя в их сознание определенную систему представлений.

       Дискурс требует особого типа логического анализа, учитывающего систему специфических условий осмысленности высказываний (с.66) (В.А.Пищальникова «Текст и Дискурс»).

В пространстве массовых коммуникаций дискурс является одним из ключевых понятий. Есть разные школы и традиции в подходах к дискурсу (лингвистические, философские и др.). В русистике распространение получили толкования, близкие Т. ван Дейку и П. Серио: «Дискурс, в широком смысле слова, является сложным единством языковой формы, значения и действия, которое могло бы быть наилучшим образом охарактеризовано с помощью понятия коммуникативного события или коммуникативного акта» [Дейк ван 1989: 121].

Исходя из этого, многие ученые рассматривают дискурс как сложное коммуникативное явление, которое включает в себя совокупность экстралингвистических факторов, сопровождающих процесс коммуникации, или как связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами (знания о мире, мнения, установки,цели адресата) (Н.Д. Арутюнова, Ю.Н. Караулов и мн. др.).

П. Серио отмечает, что дискурсом именуют «определенный тип высказываний» какой-либо социальной или идеологической позиции (например, административный дискурс, феминистский дискурс). Таким образом, дискурс не ограничивается рамками языка, он изучает все содержание коммуникации, делая акцент на рассмотрении речевых намерений адресанта, стратегий, тактик при их реализации, оценок, эмоций по отношению к отражаемой действительности, адресату, содержанию сообщения.

Дискурс наделяется признаком процессуальности в отличие от текстафиксированного результата этого процесса. Один из основателей французской дискурсивной теории Мишель Фуко, а также Патрик Серио писали, что дискурс преимущественно осмысляется как речь, текст, высказывание в их процессуальном аспекте и в совокупности с экстралингвистическим фоном. Если текст создается с установкой на воспроизведение, то дискурс воспроизведению не подлежит; если текст может накапливать информацию, то дискурс служит передатчиком информации. Согласно мнению Н.И. Формановской, дискурс, являясь основной единицей общения, «упакован» в форме текста, подобно тому как высказывание «упаковано» в форму предложения [Формановская 2002].

Медиадискурс является понятием, производным от общей концепции дискурса. Т.Г. Добросклонская определяет медиадискурс как «совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия». Дискретной единицей медиадискурса являются медиатексты, позволяющие упорядочить и структурировать «движение информации в условиях глобализованного общества». Специфика понятий «медиадискурс» и «медиатекст» выводится автором из коммуникационной модели (отправитель и получатель сообщения, канал, обратная связь, сообщение, код, социально-исторический и политико-идеологический контекст): «текст – это сообщение, медиатекст – это сообщение плюс канал, а медиадискурс – это сообщение в совокупности со всеми прочими компонентами» [Добросклонская 2008: 197-200].

Сложность дефинирования медиадискурса определяется тем,что он интегрирует в массмедийном поле множественность коммуникативных систем и дискурсов (политический, экономический, рекламный, спортивный, промоцийный, криминальный и т.д.). Характеризуя содержательный компонент современных медиатекстов, Г.Я. Солганик заключает, что «публицистическое пространство – это прежде всего социальное пространство, образующее формально-содержательную рамку, внутри которой функционируют, действуют, сталкиваются политические, философские, экономические, финансовые, культурные и все другие возможные идеи, составляющие внутреннее пространство, т.е. содержание, тесно взаимодействующее с внешним – социальным пространством» [Солганик 2007: 26].

Аргументированным представляется рассмотрение медиадискурса как любого вида дискурса, реализуемого в поле массовой коммуникации (Е.А. Кожемякин). Медиадискурс, пишет Е.Г. Малышева, может мыслиться как своеобразное дискурсивное пространство, организованное из взаимосвязанных, переплетающихся дискурсов различных типов, реализация которых опирается на относительно устойчивый набор социальных практик производства, трансляции и интерпретации массовой информации. Из этого следует, что концептуальное, жанрово-стилистическое и прагмалингвистическое своеобразие текстов определяется прежде всего массмедийностью, устойчивой связью с аудиторией и зависимостью от технических средств передачи информации [Малышева 2011: 19-20].

Публицистический текст представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой совмещаются два плана выражения лингвистических способов убеждения: эксплицитный – открытое убеждение, влияющее на разум читателя, и имплицитный, подтекстовый, оказывающий непосредственное влияние на подсознание адресата. Таким образом, публицистический текст относится к так называемому персуазивному дискурсу, в котором тесно переплетены убеждение, внушение и манипуляция» [Клушина 2008: 6].

 (по М.Ю.Казак (С.22-26))

 

В статье Чернобровкиной Е. П. дается краткий обзор современных направлений исследования идентичности, дискурса и дискурсивной идентичности Согласно автору, выделяется направления в изучении дискурса и идентичности.

Автор выделяет четыре основных направления в изучении дискурса и идентичности: социальный конструкционизм (идентичность как процесс), анализ категоризации членства (разделение общества на «своих» и «чужих»), антиэссенциалистическое видение ― себя (идентичность – динамичный продукт), индексальность (дискурсивная идентичность). Затем раскрывает понятие идентичности в ее традиционной трактовке, а именно, как осознание индивидом себя тем, кем он является, и повествует об особой роли языка и текста в формировании идентичности, которая не просто манифестируется, но и конструируется в дискурсе, в ходе разнообразных социальных практик. Автор приходит к выводу о ситуативном характере идентичности, которая формируется и проявляется в интеракции.

Е.П.Чернобровкина утверждает, что в дискурсивной практике принято различать личную и коллективную идентичности. При этом коллективная идентичность отождествляется с социальной, которая составляет ту долю самовосприятия, что формируется из осознания

себя частью социальной группы в совокупности с эмоциональной составляющей,

свойственной такому восприятию. Таким образом, в социальных науках идентичность во многих случаях определяется как осознание человеком того, чему (например, месту) и кому (например, социальной группе) он принадлежит. В капиталистическом дискурсе, присущем западной научной мысли, существует близкое к данной трактовке понимание идентичности как «владения» своей самостью.

 

ВОПРОСЫ ИЗ ПРОГРАММЫ ГИА

ГУСЬКОВА_2.Концепция лингвосоциокультурного моделирования текстов медиа:

-культурные,

-социальные,

-коммуникативные,

-лингвистические составляющие.

-Индивидуальные характеристики личности журналиста/ автора как составляющие медиатекста.

Согласно С.А.Панкратовой, в наше время многократного ускорения развития информационных технологий, темпов научного прогреса и культурного творчества трансформируется сам способ мышления и познания мира. Человек разумный превращается в человека информационного.

На языковом уровне это проявляется в смене познавательных установок, характерных для целых эпох. «…Общество не выживет, если не перейдет от эпохи просвещения и эрудиции второго тысячелетия (с его лозунгом “Знание — сила”) к эпохе интеллекта третьего тысячелетия с лозунгом “Мышление — могущество”». Теперь интеллектуальный прогресс сказывается не в простом наращивании объема знаний, а в развитии мыслительных способностей, в дополненном интуитивно-творческими методами логико-диалектическом освоении обществом механизмов мышления, в том числе и творческих в своей основе механизмов метафорического выбора (с.72).

Культурные составляющие журналистского текста

Язык был и остается феноменом культуры. Наибольшее количество языков и число животных существует сегодня на территориях, которые не подверглись индустриализации. Исследователь Карстен Рахбек из университета Копенгагена установил, что области планеты, где существует наибольшее видовое разнообразие, отличаются и наибольшим разнообразием человеческих языков (по пособию В.В.Богуславской).

Первые попытки моделирования коммуникативного пространства относятся к началу 50-х годов ХХ века и обычно ассоциируются с именами американских учёных кибернетиков Шэннона и Вивера, которые выделили такие базовые компоненты модели как: отправитель сообщения, его получатель, канал, передающее устройство, обратная связь и сопровождающие шумы (С.153).

Моделирование механизма отображения реальных событий средствами массовой информации позволяет выделить три основных типа медиапрезентаций, которые условно можно обозначить как отражение, реконструкция, миф. Отражение предполагает наиболее точное, максимально приближенное к реальности воспроизведение событий. Примером такого типа медиапрезентации могут служить новостные медиатексты, в которых максимально объективно и достоверно освещаются те или иные события, в том числе события политические. Характерным признаком данного типа медиапрезентации на лингвистическом уровне является большое количество цитатной речи, воспроизведение целых фрагментов из речей и выступлений политиков, обязательное наличие ссылок на источник информации и фактическое отсутствие аналитически-комментирующего и оценочного компонентов (С.56-57).

 

 (Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. Москва, 2008)

Если перифразировать Э.Сепира, то можно сделать вывод о том, что культура – это то, что общество думает, а язык – как думает. При таком подходе целесообразно рассмотрение социального аспекта культуры как формы коллективного негенетического опыта, определенным образом систематизированного и структурированного, передающегося от поколения к поколению и, следовательно, подвергающегося трансляции. Тогда «метакультура» есть абстрактный инвариант, реализовывающийся через конкретные национальные культуры.

Язык необходимо рассматривать как архетип дискурса, постоянно воспроизводящегося и воспроизводящего конкретный социум. Кроме того, характер осмысления продукции прессы требует рассмотрения текста и как культурологического понятия. Рассмотрение текстов СМИ позволяет получить информацию о состоянии культуры общества.

«Выраженность» культурного текста проявляется в ряде функциональных признаков, таких как:

-коммуникативная функция;

-смыслообразующая функция;

-связь с памятью культуры.

Можно выявить следующие факторы внешней среды, определяющие как внешние условия функционирования языка, так и само его содержание:

- культурно-исторические формы деятельности общества;

- события политической истории, влияющие на социальный опыт общества;

- целенаправленная деятельность социальных институтов общества, направленная на производство языка (по пособию В.В.Богуславской).


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!