Отказываясь действовать, человек не сможет освободиться от кармических реакций, а самоотречение само по себе никогда не приведет его к совершенству.



КОММЕНТАРИЙ: Вести жизнь в отречении может лишь тот, кто выполняя предписанные ему обязанности, очистился от материальной скверны. Деятельность, совершаемая в соответствии с правилами и предписаниями, призвана очистить сердца зараженных материализмом людей. Тот, кто не очистился, не сможет достичь совершенства, даже если примет санньясу (последняя из четырех ступеней духовного развития). Философы-эмпирики утверждают, что достаточно человеку принять санньясу, то есть перестать заниматься кармической деятельностью, и он тотчас же достигнет уровня Нарайаны. Однако Господь Кришна отвергает подобную точку зрения. Если человек, чье сердце не чисто, примет санньясу, он только внесет смуту в размеренную жизнь общества. С другой стороны, когда человек занимается трансцендентным служением Господу (буддхи-йогой), то его служение, каким бы великим или малым оно ни было, будет принято Господом, даже если преданный не выполняет предписанные ему обязанности. Св-алпам апй асья дхармасья траяте махато бхаят. Даже незначительное продвижение по этому пути поможет человеку преодолеть величайшие трудности.

 

Б.Г. Текст 3;5

 

на хи кашчит кшанам апи джату тиштхатй акарма-крит

карйате хй авашах карма сарвах пракрити-джаир гунаих

на - не; хи - безусловно; кашчит - кто-либо; кшанам - мгновение; апи - также; джату - когда бы то ни было; тиштхати - остается; акарма-крит - в бездействии; карйате - вынужденный действовать; хи - безусловно; авашах - в беспомощном состоянии; карма  - деятельность; сарвах - все; пракрити-джаих - порожденная гунами материальной природы; гунаих - качествами.

 

Каждый из нас беспомощен перед лицом материальной природы и вынужден действовать в соответствии с качествами, которые он получил от материальных гун; поэтому мы и на мгновения не можем удержаться от действия.

КОММЕНТАРИЙ: Активное начало не является результатом обусловленной жизни. Оно заложено в самой природе духовной души. В отсутствии души материальное тело не сможет даже сдвинуться с места. Тело всего лишь мертвая машина, приводимая в движение духовной душой, которая всегда активна и не может провести в бездействии даже мгновения. Вот почему душа должна быть занята благоприятной для нее деятельностью в сознании Кришны, иначе она будет действовать по указке иллюзорной энергии. Войдя в контакт с материальной энергией, душа приобретает материальные качества и для того, чтобы очистить душу от материальной скверны, необходимо выполнять предписания шастр. Однако, если душа занимается естественной для нее деятельностью в сознании Кришны, то все ее действия приносят ей одно только благо. Подтверждение этому мы найдем в Шримад-Бхагаватам (1;5;17):

тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер

бхаджанн апакво 'тха патет тато йади

йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким

ко вартха апто 'бхаджатам сва-дхарматах

"Даже если тот, кто занимается деятельностью в сознании Кришны, не выполняет предписанные ему обязанности, совершает служение с огрехами или вообще сходит с этого пути, он ничего не теряет и не совершает греха. Но что толку от того, что человек следует всем предписаниям шастр, которые предназначены для очищения, если сам он не обладает сознанием Кришны?" Таким образом, очищение необходимо для того, чтобы подняться на уровень сознания Кришны. Следовательно, санньяса (жизнь в отречении) или любой другой процесс очищение должен помочь человеку достичь высшей цели жизни и обрести сознание Кришны, ибо тот, кто не обладает им, обрекает себя на поражение.

 

Б.Г. Текст 3;6

 

кармендрийани самйамйа йа асте манаса смаран

индрийартхан вимудхатма митхйачарах са учйате

карма-индрийани - пять органов действия; самйамйа - контролируя; йах - тот, кто; асте - остается; манаса - в уме; смаран - размышляя об; индрийа-артхан - объектах чувств; вимудха - глупый; атма - душа; митхйа-ачарах - притворщиком; сах - он; учйате - зовется.

 

Тот, кто ограничивает чувственную деятельность в уме сохраняя привязанности к объектам чувств, безусловно пребывает в заблуждении и зовется притворщиком.

КОММЕНТАРИЙ: Есть много притворщиков, которые отказываясь действовать в сознании Кришны, делают вид, будто занимаются медитацией, тогда как их ум переполнен мыслями о чувственных удовольствиях. Эти лицедеи нередко пускаются в философские рассуждения, дабы пустить пыль в глаза своим искушенным последователям. Однако в данном стихе Господь называет их величайшими мошенниками. Тот, кто стремится к чувственным удовольствиям, может действовать в рамках любого из четырех социальных укладов; но если человек следует правилам и предписаниям, регламентирующим деятельность того уклада, к которому он принадлежит, то с течением времени он сможет очиститься от материальной скверны. Того же, кто выдает себя за йога, а сам все время ищет возможности удовлетворять свои чувства, следует считать величайшим мошенником, даже если он иногда разглагольствует на философские темы. Познаниям такого грешника грош цена, ибо его знания украдены иллюзорной энергией Господа. Ум этого лицемера всегда остается оскверненным, и все его усилия, направленные на то, чтобы создать видимость медитации, не имеют совершенно никакого смысла.

 

 

Б.Г. Текст 3;7

 

йас тв индрийани манаса нийамйарабхате 'рджуна

кармендрийаих карма-йогам асактах са вишишйате

йах - тот, кто; ту - однако; индрийани - чувства; манаса - умом; нийамйа - управляя; арабхате - начинает; арджуна - о Арджуна; карма-индрийаих - рабочими органами чувств; карма-йогам - преданность; асактах - освободившись от привязанностей; сах - он; вишишйате - значительно превосходят.

 

Однако тот, кто опираясь на ум искренне стремится обуздать свои рабочие чувства, и освободившись от привязанностей начинает заниматься карма-йогой [деятельностью в сознании Кришны] - такой человек значительно превосходит всех остальных.

 

КОММЕНТАРИЙ: Вместо того, чтобы становиться псевдотрансценденталистом ради беззаботного житья и чувственных удовольствий, гораздо лучше продолжать заниматься своим делом и стремиться достичь цели жизни - освободиться от материального плена и войти в царство Бога. Высшей свартха-гати, высшим благом и целью каждого из нас является постижение Вишну и система варнашрама-дхарма призвана помочь человеку достичь этой цели жизни. Домохозяин может также прийти к Богу, следуя регулирующим принципам и занимаясь служением в сознании Кришны. Чтобы осознать свою истинную сущность, человек должен вести регулируемый образ жизни в соответствии с указаниями шастр и выполнять предписанные ему обязанности, не привязываясь к плодам своего труда - таким образом он обретет духовное совершенство. Тот, кто искренне следует этому методу, на голову выше лицемеров и притворщиков, которые создают видимость духовной жизни с тем, чтобы обмануть неискушенную публику. Искренний дворник, подметающий улицы, значительно превосходит какого-нибудь шарлатана-йога, который занимается медитацией только для того, чтобы заработать себе на жизнь.

 

Б.Г. Текст 3;8

 

нийатам куру карма твам карма джйайо хй акарманах

шарира-йатрапи ча те на прасиддхйед акарманах

нийатам - предписанные; куру - выполняй; карма - обязанности; твам - ты; карма - деятельность; джйайах - лучше; хи - безусловно; акарманах - чем бездействие; шарира - тело; йатра - поддержание; апи - даже; ча - также; те - твой; на - никогда; прасиддхйет - достичь; акарманах - не работая.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!