Принципы методики экспертизы народных промыслов.



Маркетинг в сфере культуры. Прикладные аспекты и примеры исследований.

 

Маркетинг в сфере культуры — это технология достижения тех сегментов рынка, которые наиболее вероятно заинтересованы в данном продукте, адаптируя к продукту коммерческие переменные — цену, место, продвижение, чтобы установить контакт продукта с достаточным числом потребителей и достичь целей, совместимых с миссией организации культуры.

Главная цель маркетинга — создать клиента и удовлетворить его потребности, опираясь на миссию компании. Маркетинг не является технологией манипуляции, он не стремится к обману, не навязывает продукт клиенту и не ограничивает свободу творчества. Маркетинг — это философия менеджмента, а не функция организации.

В коммерческой сфере вся маркетинговая деятельность строится в ориентации на рынок. В этом случае рынок — определяющая позиция, критерий выбора стратегии и тактики.  

В области культуры и искусства рынок состоит из ряда следующих субъектов:

— Организации культуры и искусства, создающие условия для творчества или реализующие само творчество.

— Потребители, голосующие за удовлетворение своих художественных потребностей своим кошельком.

— Дистрибуторы, или распространители художественных продуктов.

— Государство, создающее законодательную базу и другие институциональные условия существования культуры и искусства ( культурная политика и механизмы ее реализации).

— Спонсоры (различные коммерческие и некоммерческие организации, способствующие внебюджетному и многоканальному финансированию сферы культуры и искусства)..

Для рынка культуры и искусства западные исследователи предлагают совершенно иную схему маркетинговых действий по сравнению с коммерческой сферой.

Следуя позиции Ф. Колбера, можно отчетливо представить, что выведение художественного продукта на рынок начинается не с изучения рынка, а с изучения самого продукта, его особенностей и качественных характеристик. Сведения о художественном продукте передаются в информационную систему, а через нее рынку (потребителям, государству, спонсорам, агентам на местах). Далее полученная обратная связь от рынка транслируется в информационную систему, анализируется и возвращается компании- производителю. Компания производитель принимает решение относительно критериев маркетингового комплекса и устанавливает цену, место и способы продвижения и воздействует ими на целевые аудитории потребителей.

В сфере культуры и искусства традиционная маркетинговая модель меняется кардинально и включает дополнительные звенья. Если в традиционной модели маркетинга для коммерческого сектора все идет от рынка и эта цепочка состоит из 4-х основных звеньев, то в маркетинговой модели, которая применяется в сфере культуры и искусства, все начинается с продукта, а затем последовательно транслируется в информационную систему, затем всем субъектам рынка; далее — всё в обратном порядке — в информационную систему и компанию, и только после этого в маркетинговый комплекс и опять субъектам рынка.

Наряду с усложнением классической маркетинговой модели при ее адаптации к художественному рынку, классический закон «4 Р» тоже претерпевает определенные изменения и некоторые маркетологи предлагают дополнить его еще тремя «Р»:

People — Люди

Physical evidence — Физическое присутствие

Process — Процесс

People / Люди в услугах, и особенно культурных, — очень важная составляющая. В этой позиции смыкаются и творец, и посредник (продюсер, импресарио, арт-дилер, куратор), и потребитель (целевая аудитория). В искусстве от человека зависит практически все.

Physical evidence / Физическое присутствие обязательно в момент получения культурной или художественной услуги, так же как, например, обязательно непосредственное присутствие конкретного человека при оказании услуги по стрижке волос: заочно подстричь невозможно, этот процесс не поддается трансляции.

Process / Процесс — услуга предполагает большую или меньшую продолжительность во времени. Важен эффект присутствия в момент совершения всей услуги. В культурно-художественной услуге в этом плане выделяются три важных момента:

1. Потребитель должен получить услугу;

2. Потребитель должен остаться доволен ее качеством;

3. Потребитель должен получить удовольствие от самого процесса получения услуги.

Особенно концентрировано эти параметры проявляются в исполнительских искусствах, протекающих on-line. Блистательный режиссер ХХ века Г. Товстоногов, подчеркивая специфику сценического искусства, писал, что если в « театре играют Софокла, то его играют “здесь” и “сейчас”».

Специфика маркетингового подхода к сфере культуры и искусства проявляется на уровне создания художественного продукта, на уровне позиционирования и определения целевой аудитории, на уровне продвижения и сбыта.

Актуальность маркетинга для уч. культуры обусловлена следующим: - сокращением спроса на культурные продукты (после 1985 г. резкое сокращение посещаемости учр. культ.); - кризисные явления в экономике РБ снижают реальные доходы населения, что приводит к отсутствию денежных средств, которые можно было бы потратить на посещение учр. куль.; - отсутствие времени для посещения учр. культ.; - всевозрастающая конкуренция со стораны современных средств коммуникаций, так и альтернативных форм проведения досуга; - культ. продукты не являются продуктами первой необходимости, и человек не испытывает необходимость в культурном обогащении

 

2. Культурологическая экспертиза. Проблемное поле. Возрастные ограничения для печатной и кинопродукции.

Культурологическая экспертиза: цели и задачи

Культурологическая экспертиза – это класс искусствоведческих судебных экспертиз, объединяющих историко-культурную, искусствоведческую и собственно культурологическую экспертизу.

 

Основной задачей всех видов культурологической экспертизы является изучение объектов культуры с целью установления их ценности, свойств, функций, качеств, обстоятельств создания. Данный вид исследований сегодня становится все более востребованным, что объясняется увеличением значимости культуры в жизни современного общества.

 

Объектом культурологической экспертизы может выступать широкий круг объектов, исследование которых требует наличия специальных знаний в области культурологии и применения разработанных данной наукой методов исследования. Культурологическая экспертиза может исследовать различные произведения изобразительного искусства, такие как произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, фотографии; аудиовизуальные произведения, включающие в себя кино-, теле- и видеофильмы, а также изобразительные и аудиовизуальные компоненты сообщений СМИ, рекламных роликов; объекты недвижимого наследия, в том числе произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; музыкальные произведения; произведения декоративно-прикладного искусства; предметы антиквариата (оружие, монеты, мебель, одежду); издательскую и электронную продукцию.

 

Проведение культурологической экспертизы необходимо в самых разнообразных случаях. В первую очередь данный вид экспертиз проводится в ходе расследования различных уголовных и гражданских дел, в том числе дел, связанных с хищением антиквариата и произведений искусства, контрабандой, мошенничеством, нарушением авторских прав, повреждением или уничтожением памятников культуры и истории, распространением порнографических материалов. Культурологическая экспертиза востребована и в процессах, касающихся экстремистской деятельности. Целью её является установление наличия в исследуемом объекте пропаганды насилия и вражды по отношению к некоторой расовой, этнической социальной или религиозной группе.

 

Проведение культурологических исследований широко востребовано также и вне рамок судебных дел. Одной из задач, решаемых культурологической экспертизой, является определение культурной ценности некоторого объекта искусства. Проведение исследований по установлению ценности объекта бывает необходимо, например, в случае вывоза предметов искусства за границу, а также при выставлении объектов искусства на аукционе. Культурологическая экспертиза памятников культуры необходима для обеспечения сохранения памятников. Также данный вид исследований проводится при разрешении вопроса о включении некоторых объектов искусства, памятников культуры в реестр объектов культурного наследия. Культурологическая экспертиза необходима также для установления законности сноса того или иного объекта.

 

В связи со всем вышесказанным, в число задач культурологической экспертизы входит следующее:

 

определение культурной, художественной, научной, исторической ценности исследуемых объектов: предметов искусства, старины, оружия, объектов недвижимого наследия и т.д.;

определение таких свойств предметов искусства, как стиль, жанр, время создания, подлинность;

установление наличия или отсутствия признаков порнографии в исследуемом объекте: видеоматериалах, изображениях и т.д.;

установление авторства предметов искусства;

установление наличия или отсутствия в исследуемом объекте признаков авторского произведения (творческого характера, новизны, оригинальности, уникальности);

установление наличия или отсутствия сходства или тождества исследуемых объектов (музыкальных произведений, произведений живописи, скульптуры и т.д.);

установление функций визуально-графических, музыкальных и других компонентов, использующихся в СМИ и других видах коммуникации.

В соответствии с решаемыми задачами выделяются различные виды культурологической экспертизы, такие как экспертиза порнографии, экспертиза по установлению наличия или отсутствия признаков авторского произведения; экспертиза по выявлению признаков плагиата (установлению сходства или тождества двух произведений); экспертиза по выявлению функций тех или иных компонентов, использующихся в СМИ и других видах коммуникации.

 

Возрастные ограничения.

 

"Знаки 0+, 6+, 12+, 16+, 18+" - это знаки информационной продукции.

 

              

 

- Возрастная классификация информационной продукции в России (http://ru.wikipedia.org)

 

 

 

Знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона

 

(Глава 1. Общие положения, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ)

 

 

 

Классификация информационной продукции

 

(Глава 2. Классификация информационной продукции, Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ)

 

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

 

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

 

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

 

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

 

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

 

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

 

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

 

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

 

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

 

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

 

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

 

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих соответственно основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области образования.

 

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

 

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

 

 

 

Глава 3. Требования к обороту информационной продукции

 

 

 

Статья 12. Знак информационной продукции

 

1. Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

 

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";

 

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";

 

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";

 

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";

 

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".

 

2. Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана.

 

3. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.

 

4. Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.

 

5. Текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей выполняется на русском языке, а в случаях, установленных Федеральным законом от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

 

(Источник: http://base.garant.ru)

 

 

 

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

 

АННОТАЦИЯ:

 

Запрещается распространять среди детей информацию, побуждающую к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способную развить порочные наклонности (алкоголизм, наркоманию, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством). Распространяемые среди детей сведения не должны оправдывать насилие и жестокость, противоправное поведение; отрицать семейные ценности; содержать нецензурную брань и порнографию. Названная информация не может транслироваться по телевидению и радио с 4.00 до 23.00 (кроме платных каналов).

 

Предусмотрены возрастные ограничения в отношении изображения (описания) насилия, преступлений, смерти, заболеваний, самоубийств, несчастных случаев, аварий, катастроф, их последствий, а также половых отношений. Вся информационная продукция подразделяется на 5 категорий. Так, детям до 6 лет могут демонстрироваться ненатуралистические изображения или описания насилия (за исключением сексуального) при условии торжества добра над злом, выражения сострадания к жертве и осуждения насилия.

 

Изображение половых отношений между мужчиной и женщиной (эпизодического характера в ненатуралистической форме) допустимо лишь в продукции, предназначенной для детей 12 лет и старше. Указанная информация не должна эксплуатировать интерес к сексу, носить возбуждающий или оскорбительный характер. Отдельные бранные слова (кроме нецензурных) могут содержаться в информационной продукции для детей 16 лет и старше. Ограниченные к распространению среди детей материалы могут транслироваться по телевидению и радио с 21.00 до 7.00 (исключение - платные каналы).

 

Производители и распространители классифицируют информационную продукцию самостоятельно. Регламентирован порядок ее экспертизы. Знак информационной продукции (текстовое предупреждение) размещается перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма, а также в углу кадра (кроме показа фильмов в кинозале). Он также печатается на афишах, входных билетах, в программах передач.

 

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2012 г.

 

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Глава 2. Классификация информационной продукции

 

Глава 3. Требования к обороту информационной продукции

 

Глава 4. Экспертиза информационной продукции

 

Глава 5. Контроль (надзор) в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

 

Глава 6. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

 

Глава 7. Заключительные положения

 

 

 

 (Источник: http://base.garant.ru/)

 

 

 

с 1 сентября 2012 г. вступил в силу федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно закону, запрещенной для распространения среди детей является информация, побуждающая подрастающее поколение к самоубийству, пропагандирующая использование алкоголя, табакокурения, наркотиков и других веществ, негативно воздействующих на здоровье подростков, содержащая нецензурную брань, порнографию, влияющая на нравственное воспитание детей, на психику молодого поколения.

 

Одним из средств массового распространения вышеперечисленных явлений являются радио, телевидение, Интернет, печатные средства массовой информации. Поэтому выше названным законом СМИ предписывается обозначать вредность для детей своей продукции знаками 12+, 16+ и т.д. Это значит, что та или иная информация рекомендуется для просмотра или чтения только детям в возрасте старше 12, 14, 16 лет.

 

(Источник: http://www.shatki.ru/)

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОСКОМНАДЗОРА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2010 Г. N 436-ФЗ "О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ"

 

ОБЗОР ДОКУМЕНТА

 

Роскомнадзор разъяснил, как осуществлять возрастную маркировку телерадиопрограмм, печатных и сетевых изданий

 

Даны рекомендации по возрастной маркировке информационной продукции при телерадиовещании, в печатных и сетевых изданиях.

 

В частности, знак 6+, 12+, 16+ или 18+ указывается в программах теле- и радиопередач для каждой программы (передачи). При телетрансляции его помещают в углу кадра в начале каждой новой телепрограммы (телепередачи) и при каждом ее возобновлении после перерыва на рекламу. Размер знака - не менее логотипа телеканала. Продолжительность его демонстрации - минимум 8 сек. При этом он не должен накладываться на логотип, субтитры и иные надписи.

 

При радиовещании перед каждым выходом в эфир программы делается соответствующее звуковое предупреждение. При непрерывном вещании оно производится не реже 4 раз в сутки.

 

Разрешено транслировать без знака программы и передачи, идущие в прямом эфире.

 

Также не маркируется продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

 

Запрещенные для детей программы (например, способные вызвать желание употребить наркотики, алкоголь, табак; отрицающие семейные ценности; оправдывающие противоправное поведение) можно показывать только после 23.00 до 4.00 либо днем с применением декодирующих устройств.

 

С 7.00 до 21.00 нельзя транслировать по телевидению отдельную информационную продукцию для детей, достигших 16 лет. Исключение - платные каналы.

 

Требования по маркировке распространяются и на анонсы.

 

В печатных и сетевых изданиях знак о возрастном ограничении помещают на 1-й полосе (главной странице). При этом он должен соответствовать самой старшей возрастной категории напечатанного в данном выпуске материала. Приведены требования к размеру знака. Разрешено не маркировать печатные издания общественно-политического или производственно-практического характера, новостные ленты, оставляемые на сайте комментарии и сообщения читателей.

 

При распространении периодических изданий на электронных носителях знак ставят на обложке (футляре) и самом носителе.

 

На продукцию информагентств, размещаемую в Интернете в открытом доступе, распространяются правила маркировки сетевых изданий. Та, что рассылается по подписке, классифицируется производителем и (или) распространителем самостоятельно.

 

 

 

Подробно - на www.rsoc.ru.

 

 

 

Кинотеатры лишились права пускать молодых зрителей на многие фильмы

 

20.09.2012

 

С 1 сентября Министерство культуры выдает прокатные удостоверения фильмам в соответствии с законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». По словам прокатчиков и управляющих кинотеатрами, все больше фильмов получают маркировку «только для взрослых» или «для детей старше 16 лет». Среди картин, вышедших в российский прокат на этой неделе, более 70% оценены как кино для зрителей старше 16 или 18 лет, рассказал гендиректор «Синема парка» Сергей Китин. Вчера в этой крупнейшей российской сети кинотеатров можно было посмотреть 22 фильма, из них половина промаркирована 16+, еще восемь — как 18+, убедились «Ведомости». Такие «взрослые» маркировки уже получили вполне стандартные голливудские боевики, любимое зрелище подростков, например, «Обитель зла: Возмездие», «Судья Дредд», «Медальон», рассказал директор по кинопрокату «Централ партнершип» Вадим Верещагин: сами студии-производители оценили их мягче — как PG-13 (по американским правилам допускаются дети старше 13 лет) или R (допускаются только в сопровождении родителей).

 

Кинотеатры не имеют права продавать билеты и пускать на сеансы детей не соответствующего маркировке возраста, говорит директор департамента кинематографии Минкульта Вячеслав Тельнов.

 

Прежде министерство при выдаче прокатных удостоверений руководствовалось собственным приказом. По нему в фильмах для детей, к примеру, старше 16 лет допускались «частое количество сцен насилия и жестокости» и «сцены употребления наркотиков», но без оправдания таких действий. По новому закону после 16 лет детям можно показывать жестокость и насилие только при отсутствии натуралистических деталей, которые могут вызвать страх и панику, и при обязательном осуждении таких действий и выражении «сочувствия к жертве». Демонстрировать, как употребляются наркотики, вообще запрещено.

 

Если следовать закону и не пускать подростков более младшего возраста на фильмы 16+ и 18+ даже в сопровождении взрослых, то кинотеатры лишатся большого числа зрителей, предупреждает Китин. По его словам, около 20% посетителей «Синема парка» моложе 16 лет. А есть фильмы, аудитория которых практически исключительно подростки, добавляет директор по маркетингу сети «Киномакс» Лариса Матрусенко. К примеру, сага «Сумерки» (продолжение выходит в прокат в ноябре) — прежде всего для девочек 13-15 лет. Если картина получит оценку 16+, то резко потеряет в сборах. Так закон может подхлестнуть пиратство, расстраивается она.

 

«Как мы понимаем закон, ответственность за посещение детей кинотеатров несут родители, — говорит Матрусенко, — а сети должны максимально широко информировать о возрастных ограничениях фильмов». С этим согласен президент профильной ассоциации «Киноальянс» Олег Березин.

 

Новые правила уже привели к тому, что фильмы начали недобирать кассу, говорит гендиректор «Каро проката» Алексей Рязанцев: «Происходит это прежде всего потому, что “взрослой” маркировки пугаются сами родители, сомневаясь, стоит ли вести на “нехороший” фильм ребенка. С таким количеством фильмов 16+ и 18+ кинотеатры воспринимаются уже чуть ли не как порнографические залы».

 

Закон написан очень нечетко, говорят руководители кинотеатров и прокатчики. Нет прямой нормы, запрещающей доступ детей несоответствующего возраста на сеанс, не указано, как и кто должен проверять возраст подростков, особенно тех, кому пока не положен паспорт, кто будет следить за соблюдением этих правил кинотеатрами. Формально кинотеатры и прежде не могли пускать детей на взрослые сеансы, но делали это исключительно добровольно, никто за этим не следил, говорят Китин и Рязанцев. Теперь за этим будут следить гораздо более строго, уверены они. По Кодексу об административных правонарушениях кинотеатр, который нарушит требования закона, может быть оштрафован на 20 000-50 000 руб. или и вовсе закрыт на срок до 90 суток.

 

Надзорным органом по соблюдению нового закона определен Роскомнадзор. Его представитель не смог ответить на вопрос, будет ли служба теперь следить и за прокатом фильмов.

 

3. Историко-культурная экспертиза. Нормативная рамка. Ответственность эксперта.

 

Общие требования к Акту экспертизы

 

Законодательно требования к структуре и содержанию Актов государственной историко-культурной экспертизы (далее – Акты экспертизы) определены в следующих нормативных актах РФ:

 

- Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 №73-ФЗ;

 

- Положение "О государственной историко-культурной экспертизе", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569;

 

- Положение "О порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 03.08.2010 № 671-ПП.

 

В процессе проведения государственной историко-культурной экспертизы эксперт обязан:

 

- обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов;

 

- самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;

 

- обеспечивать конфиденциальность полученной при проведении экспертизы информации;

 

- соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы;

 

- информировать экспертную комиссию и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия о случаях воздействия на экспертов в целях оказания влияния на результаты экспертизы.

 

Акты экспертизы в обязательном порядке составляются в письменном виде и должны отвечать принципам и формальным требованиям, установленным действующим законодательством, в частности:

 

- принципам проведения экспертизы, установленным ст. 29 Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 №73-ФЗ;

 

- формальным требованиям, предусмотренным пп. 19-25 Положения "О государственной историко-культурной экспертизе".

Акты экспертизы должны быть технически оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. С целью соблюдения формальных критериев оформления Актов экспертизы, сведениями, обязательными для включения в Акт экспертизы, являются:

 

- Дата начала и окончания проведения экспертизы;

 

- Место проведения экспертизы;

 

- Сведения об эксперте (экспертах), предусмотренные пп. "г" п. 19 Положения "О государственной историко-культурной экспертизе"

 

- Сведения о заказчике экспертизы;

 

- Информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении;

 

- Цели и объекты экспертизы;

 

- Местонахождение (адрес) объекта экспертизы;

 

- Перечень документов, представленных заказчиком;

 

- Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы (если имеются);

 

- Перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);

 

- Перечень приложений к заключению экспертизы;

 

- Дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.

 

Каждая страница Акта экспертизы должна быть пронумерована и заверена подписью ответственного секретаря экспертной комиссии или подписью эксперта, индивидуально проводившего экспертизу. Подчистки, дописки и незаверенные исправления в заключении экспертизы не допускаются.

 

Акт экспертизы должен быть прошит, на оборотной стороне прошивка должна быть заклеена контрольной полоской бумаги с указанием количества прошитых листов и скреплена подписью эксперта (ответственного секретаря комиссии экспертов).

 

К Акту экспертизы в обязательном порядке должны быть приложены документы и материалы, предусмотренные Положением "О государственной историко-культурной экспертизе", в частности:

 

- фотографические изображения объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы, соответствующие требованиям, предусмотренным пп. 7 п. 3 "Методических рекомендаций по регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и порядку оформления паспорта объекта культурного наследия", утвержденных Приказом Росохранкультуры от 14 апреля 2010 г. N 59;

 

- материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;

 

- копия договора между заказчиком и экспертом;

 

- документы, представленные эксперту заказчиком экспертизы, или их копии;

 

- копии документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы (если имеются).

 

К Акту экспертизы в обязательном порядке должны быть приложены и подшиты обосновывающие материалы: копии историко-архивных данных и других материалов на усмотрение эксперта, имеющих наиболее важное значение для обоснования выводов экспертизы.

В целях обеспечения объективности, всесторонности и полноты изложения информации об объекте экспертизы, методах исследования, обоснования выводов экспертизы и пр. Акт экспертизы в обязательном порядке должен содержать:

 

- сведения о наименовании объекта;

 

- сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

 

- сведения о виде объекта;

 

- сведения о категории историко-культурного значения объекта;

 

- Сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов;

 

- Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);

 

- Обоснования вывода экспертизы;

 

- Вывод экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 20 Положения "О государственной историко-культурной экспертизе".

 

Акт экспертизы может содержать также иные сведения, являющиеся, по мнению эксперта, важными для полноты отражения примененного им метода оценки историко-культурной ценности конкретного объекта экспертизы.

 

Сведения, содержащиеся в акте экспертизы, должны полно и недвусмысленно отражать содержание исходных данных для обоснования оценки историко-культурной ценности объекта недвижимости.

 

В Акте экспертизы необходимо привести формулировки всех критериев и их ранжирования, не требующие дополнительного толкования, от которых зависит обоснованность заключения об историко-культурной ценности объекта экспертизы. Также в Акте экспертизы должны быть определены специальные, особые или необычные качества объекта, а также определена степень (градация) их выраженности.

 

Акт экспертизы должен содержать описание современного состояния объекта исторической застройки и содержать характеристику степени сохранности его архитектурной формы.

 

В договоре на проведение историко-культурной экспертизы могут быть определены дополнительные требования к содержанию и структуре Акта экспертизы.

 

4.Принципы методики экспертизы проектов культурных событий.

Культурологическая экспертиза проекта культурного события имеет свою специфику, которая основана на функциях культурного события и характеристиках его эффективности. Главная особенность культурного события заключена в его глубокой эмоциональности. Задача данного мероприятия – произвести необходимое впечатление на зрителя, передать с помощью различных видов искусства определенную идею, создать и поддерживать в течение всего события соответствующую эмоциональную атмосферу. Вместе с тем, необходимо обратить особое внимание на детали, которые могут либо усилить, либо резко ослабить эмоциональное воздействие. Недостаточное внимание к деталям, в том числе к комфорту зрителя – основная проблема многих культурных проектов. Организаторы часто не думают о транспорте, туалетах, мусорных бачках, кондиционерах и прочих материальных вещах, воплощая некую интересную и важную идею.

 

Задача эксперта оценить целостную картину будущего события, обнаружить основные риски и предложить пути их устранения.

 

Структура экспертизы проекта культурного события состоит из следующих основных элементов:

 

1. Оценка основной идеи события. Идея события должна легко восприниматься, содержать в своей основе фундаментальные человеческие ценности. Необходимо обратить внимание на ее соответствие основным ценностям общества, культурным традициям, религиозной идентичности потенциальной аудитории, ее возрастным особенностям.

 

Культурное событие должно иметь какую-либо ценностную доминанту; просто увеселительное действие или надуманный праздник редко становится успешным, поскольку не несет в себе никакого скрытого смысла и объединяющей идеи.

 

Такие культурные мероприятия, как, например, фестивали, как правило, являются результатом объединения представителей различных стран или регионов, художественных направлений и творческих объединений. Таким образом, подготовка успешного культурного события должна начинаться с уникальной идеи, умелое воплощение которой в будущем позволит каждому зрителю ее воспринять.

 

2. Оценка правильности выбора целевой аудитории. В проекте необходимо четко обозначить целевую аудиторию будущего события, чтобы максимально учесть ее интересы и особенности при разработке детального плана мероприятия. В данном аспекте представляется важным учет таких характеристик аудитории, как: количество зрителей, их возраст, пол, социальный статус, профессиональная принадлежность и др.

 

Принципы методики экспертизы народных промыслов.

1. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Субъекты Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона устанавливают порядок отнесения изделий, изготовляемых на их территориях, к изделиям народных художественных промыслов.

3. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе:

строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах - автоматах или полуавтоматах - без сочетания с ручной вышивкой или с вышивкой, выполненной на вышивальных машинах, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку;

изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий;

изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением;

изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов ручной декоративной обработки металла;

керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий;

изделия, изготовленные на вязальных машинах - автоматах без сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными способами ручного декорирования изделий;

другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства.

3.1. К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, при изготовлении которых заимствованы художественно-стилевые особенности определенного народного художественного промысла, но которые изготовлены не в месте его традиционного бытования.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 256-ФЗ)

4. Решения, принимаемые по вопросам отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов, могут быть обжалованы в суд

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!