Природное наследие (характеристика объекта).
Историко-культурное наследие (новодевичий монастырь).
Современная политика исторического исследования (по Козелу)
Матрица дискурса охраны исторического наследия
Рамки анализа политики охраны памятников истории, которые мы обсуждаем в этой статье, установлены в соответствии с крайними точками; с их помощью можно проводить различия между эмпирически выявленными тенденциями: например, в дискуссиях об исторической подлинности, о чувстве принадлежности к эпохе, перепрофилировании объектов и их экономическом развитии. Расположение их по двум направлениям позволяет уложить в схему и объяснить множество конкретных кейсов и практик.
Илл. 1. Матрица дискурса охраны исторического наследия.
Вдоль первой из двух осей мы поместили тему давнего спора, развернувшегося среди практиков охраны исторического наследия, – в результате на этот спор можно взглянуть по-новому. До сих пор продолжается дискуссия о том, что важнее в отдельном артефакте, строении или конкретном пространстве: его собственная ценность или те ассоциации, которые он вызывает. Спор между сторонниками имманентной ценности (эссенциалистами) и ассоциативной ценности (популистами)[9] описан в литературе[10], но не в таких терминах.
Как можно видеть на второй оси, дискуссии об ассоциативной/имманентной ценности в более общем смысле дополняются полемикой о рыночно ориентированном аспекте охраны памятников истории[11]. Многие сторонники охраны наследия, действуя в рамках дихотомии имманентной/ассоциативной ценности, считают рыночные аспекты этого процесса важным, но все же вторичным моментом, который возникает из-за смены государственной политики и сокращения бюджетов[12]. Сейчас много размышляют о том, как оценивать тенденцию выражать охрану наследия в денежном эквиваленте: как потенциальную угрозу или как благоприятную возможность? Если идею «монетизации» охраны исторического наследия счесть за позицию, противоположную традиционным взглядам, то возникает второй аспект исследования.
|
|
Итак, две бинарные оппозиции порождают четыре отличных друг от друга (хотя и утрированных) взгляда на охрану исторического наследия. Популист, для которого на первом плане стоит идентичность, полагает, что ценность сохраняемых объектов состоит в их способности стимулировать память и чувство привязанности. Эссенциалист, для которого важна ценность самого объекта, выступает в качестве куратора. Для ориентированных на собственность приватистов к имманентной ценности объекта добавляется его столь же важная роль объекта недвижимости. Коммерциалисты полагают, что историческое наследие имеет рыночный потенциал, но объект охраны не обязательно должен быть чьей-то частной собственностью. В следующей далее таблице эти два аспекта представленной выше матрицы объяснены более детально в том виде, как они расположены по осям – от имманентной к ассоциативной ценности и от немонетизированного состояния к монетизированному. В матрице эти аспекты сведены к четырем категориям: популист, эссенциалист, приватист и коммерциалист.
|
|
Социокультурное проектирование: анализ ресурсной базы.
Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.
|
|
Ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:
· создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
· обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.
|
|
Задачи проектной деятельности:
· анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
· поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
· выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
· разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.
Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.
Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Проект может существовать в двух формах:
· как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
· как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен:
· во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.);
· во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки.
Исследовательская процедура выражается здесь не только в сборе эмпирических показателей с помощью социологического исследования или анализа прессы. Проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования - и социум, и культура - рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени - искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!