Модель вторая. Расширяющаяся Вселенная и стрела времени.



АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ЖИЗНИ. ПОТОКОВАЯ ДЕКОГЕРЕНЦИЯ.

Предисловие

Эта статья предполагалась как запись моих невербальных ощущений по вопросам мироустройства. Уже в самом начале своих записей я понял, что без теории многих миров здесь не обойтись. Самая известная интерпретация, подразумевающая бесконечное количество миров и "примиряющая" реально видимый нами мир с квантовым - безусловно теория Эверетта [1]. Освежив в памяти свои знания со студенческой скамьи, я с большим любопытством ознакомился с развитием этой интерпретации Менским М.Б. Область Сознания и Сверхсознания, описываемая им в монографии [2] полностью перекликалась с темой, которая меня занимала. Однако М.Б. Менский основывается на спорных (на мой взгляд) фактах, делая не менее спорные (опять же по моему мнению) выводы. Его теория не может объяснить некоторые феномены, изучаемые в психотерапии (например, такие, как коллективное бессознательное, трансперсональная память, и пр.) Мне очень жаль, что я с ним не смог составить беседу на эту тему, и даже шапочно не был с ним знаком. Мои мысли облекаются в слова уже после его ухода из этого мира. Вполне вероятно, что моя беседа с ним позволила бы мне изменить свою позицию. Вступать в полемику с уважаемым человеком, который уже не может ответить, дело для меня достаточно щепетильное. И все же я постараюсь изложить свое видение мироустройства и сопоставить его со взглядом Менского М.Б., изложенным в вышеназванной книге. Читателю же надлежит самостоятельно принять ту либо иную сторону в зависимости от своих собственных знаний, взглядов на мироустройство или внутренних убеждений и ощущений. Отправной точкой у меня не будет многомировая интерпретация Эверетта, это будет лишь любопытный финиш. Посмотрим, будет ли он соответствовать букве описываемой здесь модели. Затрону я здесь и такую проблему, как стрела времени. Она, на мой взгляд, достаточно органично впишется в мою модель.

Что может знать песчинка, прилипшая к зеленому листу, о жизни живой клетки этого листа?..
Что может знать живая клетка этого листа о жизни гусеницы, по нему проползшей?..
Что может знать гусеница о жизни воробья, ее склевавшего?..
Что может знать воробей, сидящий на ветке, о жизни человека, прошедшего под деревом?..
Так почему же человек решил, что на нем эта цепочка заканчивается?..

Притча

Введение.

Что есть наш Мир, наша Вселенная, где мы живем? Каждый, думается, представит себе необъятные просторы, в которых находятся скопления гигантских галактик, в одной из которых, совсем на ее периферии, невидимой пылинкой затерялось наше Солнце. Но я сейчас немного о другом. Я хочу так показать наш мир, чтобы видны были некоторые доселе необъяснимые явления, происходящие в нем. Предвижу, что сторонник классической космогонической картины нашего мира после прочтения этой статьи воскликнет: да чушь все это! Возможно это так, и я не вижу тех истин, которые ему открыты, и которые на корню рушат все мои предположения. В этом случае бросающий в меня камень да поделится своим знанием, дабы я не пребывал в своем невежестве. А дилетант пусть задаст свой наивный вопрос, поскольку часто именно простые, "приземленные" вопросы ставят в тупик тех, кто летает в облаках своих иллюзий. Надо сказать, что хотя свое изложение я и стремился сделать максимально доходчивым, оно все же предполагает пусть поверхностное, но знание трудов [1] и [2], поскольку иначе бы оно обросло значительной информацией, существенно затрудняющей восприятие описанных здесь и без того запутанных моделей и образов, требующих от читателя возможно значительных умственных усилий и фантазии. 

 

О моделировании.

Мысль человеческая очень приземлена. Наши убеждения большей (если не сказать всей) своей частью связаны с нашим опытом и знаниями, а значит с определенными рамками. Мы моделируем ситуацию исходя именно из этих рамок. Но кто сказал, что наш опыт и наши знания исчерпывают все, что существует в природе? Наша планида такова, что мы, словно пожизненные слепцы, пытаемся описать окружающий, полный причудливых красок и форм мир, оперируя только запахами, вкусом, звуками и тактильными ощущениями. А помните ли вы известную притчу о слепцах, когда они описывали слона? Как и они, я нахожусь в очень сложном положении. (Что может знать песчинка, прилипшая к зеленому листу, о жизни живой клетки этого листа?)

Переводя свои невербальные ощущения в слова, мучительно пытаясь с помощью этих слов предложить читателю новую альтернативную модель жизни (АМЖ), позволяющую понять меня, я вдруг осознал, что либо таланта в этом деле у меня маловато, либо нет возможности в принципе подобрать эту модель, которая смогла бы объяснить полностью все мои ощущения. Поэтому, ничего не придумав более оригинального, я был вынужден пойти по иному пути: предложить читателю на рассмотрение несколько скудных и ущербных моделей, объяснив при этом, по какому принципу их требуется объединить. Мало того, одну из моделей (для лучшего понимания) мне пришлось описывать несколько раз, всякий раз чуть усложняя и, тем самым, последовательно приближая ее к требуемой. Возможно я пошел по излишне сложному пути, но мне показалось это очень важным в части точности восприятия. Для меня оказалось шокируеще странным, когда крайне простая интерпретация нашего мира, существующая лишь в виде "мелодии" в моей голове, и пока еще не облеченная в слова, может быть мной описана только таким способом. Конечно же я был о себе лучшего мнения. А вы пробовали, например, описать мелодию словами?

 

2. Модель первая. Солярис или Океан Сверхсознания

Все живое подобно одному безбрежному океану. На всем протяжении этой бескрайной глади рождаются, движутся и исчезают волны - отдельные живые особи. Каждая из этих "волн" индивидуальна по форме, но состоит из тех же частичек особенной материи, что и проходящая по ее следу другая волна. То есть каждое из живых существ содержат какую-то одну на всех, в нашем мире нематериальную, субстанцию (забегая вперед сообщу, что мы будем называть эту особенную материю Сверхсознанием1). Но вот внешняя (видимая нами) форма этой самой субстанции у каждого живого существа-волны своя, и она "дана нам в ощущениях", т.е. принадлежит (в общепринятом значении) нашему материальному миру.

Мы как эти волны: несемся, плещемся по жизни, вздымая гребни. Видим все, что снаружи, что доступно нашим органам чувств. Именно через них мы и познаем внешний мир. Впечатления об этом мире, поступающие от наших органов чувств настолько сильны и настолько захватывают нас, что не позволяют нам отвлекаться на информацию из той субстанции, из которой мы состоим, из тех глубин общего на всех Сверхсознания, над которыми мы, будучи волнами, проносимся2.

Но ведь человек может заглянуть в свою "глубину". Вполне вероятно, что это "погружение" лежит через состояние нирваны. Если задуматься, то совсем не странно, что входу в это состояние наш мозг активно препятствует.

Сверхсознанием можно объяснить коллективное бессознательное, трансперсональную и перинатальную память, а также многие другие сложнообъяснимые феномены (например, телепатию), которые встречаются (или люди говорят, что встречаются) в нашем мире.

Однако этим странности ассоциаций моего хода рассуждений не ограничиваются. Времени в привычном нам смысле (неумолимо и безвозвратно текущее) в глубинной природе почти не существует, но такое время существует в сознании живых существ. На деле время скрывает от нас такие "выкрутасы", что, вероятно, я вас очень удивлю. Но все же наберитесь терпения, мы пофантазируем еще и на эту тему.

 

Модель вторая. Расширяющаяся Вселенная и стрела времени.

Известно, что наша Вселенная расширяется. Это общепризнанный факт. Если б наш мир был не трехмерный, а двухмерный, то такое расширение выглядело бы как раздутие воздушного шарика3. Я осмелюсь предположить, что величина "радиальной" скорости расширения Вселенной равна скорости света в вакууме4. Не буду распространяться почему я так предположил,- это отдельная тема. Сообщу только, что в этом случае просматривается "красивая" связь между АМЖ и теорией относительности Эйнштейна.

 

Давайте же окунемся двухмерный мир нашего шарика-Вселенной. Эта распространенная модель двухмерного мира предполагает наличие на воздушном шарике приклеенных к его поверхности бумажных (также плоских) объектов: планет, звезд, галактик. Там, где-то на маленькой бумажной планете, живут двухмерные человечки. Каждая точка поверхности шарика, она же точка их двухмерного мира, соприкасается с другим пространством, имеющим три измерения5, но наши человечки даже и не знают о том, что есть что-то вне их шарика. Вся их жизнь проходит на шарике, и даже взгляд их всегда может следовать только вдоль его поверхности. На раздувающемся шарике человечки видят, как расположенные в их мире бумажные звезды и галактики все больше и больше удаляются от их маленькой плоской планеты.

Но теперь мы видоизменим нашу модель. Пусть наш шарик будет не воздушным шариком, но полнотелым шаром, состоящим из бесконечного количества слоев, словно луковица. При этом каждый слой отражает мгновенный полноценный "снимок" истории этого мира. Квант такого перехода очень мал, и мы его заметить не можем. Он, словно мельчайший, незаметный глазу промежуток между кадрами кинофильма, проецирующегося с невообразимо большим количеством кадров за одну секунду. Проследим на примере одного плоского индивидуума А его жизнь. На протяжении всей его жизни его сознание связано только с внешним слоем шарика - тончайшей сферой, постоянно увеличивающейся в диаметре. Усилием воли А и из-за стечения внешних обстоятельств внутри социума, каждый новый слой является легкой модификацией предыдущего. В одном из слоев он родился, и далее вся его жизнь (как и жизнь всего его мира) была словно постоянное, но незаметное для него, восхождение по лестнице: от слоя к слою, все дальше и дальше от центра шара. Каждое мгновение жизни - новый слой. В конце концов человечек А умирает, но все слои, где он жил остались словно записанные на магнитную ленту, его мир продолжает "слоиться" и "записываться" далее, а шарик, соответственно, расти. Эстафету А подхватывает его потомство и потомство его современников, затем потомство потомства и т.д. Одна волна (А) стихает, но уже другая набрала силу и движется дальше. Волна за волной. И так вплоть до гибели цивилизации. Каков в этом смысл? Мне думается, что он в реализации возможностей нашего мира. Действительно, а почему бы и нет?

Одному из мудрецов приписывается изречение: "Всякий человек есть творец своей судьбы". С рождения и до самой смерти человек6 поставлен перед выбором: пойти или не пойти, сказать или не сказать, согласиться или отказаться, узнать сейчас или потом. И это только самые очевидные ситуации, где требуется сделать выбор, а сколько мелких, не замечаемых нами, таких, как глубина вдоха, вид жеста и пр.! При этом каждый выбранный человеком путь влечет новую цепь выборов, а последующие выборы новые цепи и т.д. Таким образом, человек за время жизни "ткет" полотно своего пути, которое определяется цепочкой сделанных (или не сделанных) им за время жизни выборов. Есть альтернативы на первый взгляд не критичные (хотя эффект бабочки никто не отменял), но есть критичные настолько, что, приняв иное решение, человек соткал бы полотно своего пути совсем отличное. К числу очевидно критичных можно отнести выбор учебного заведения, места работы, спутника жизни и пр. Но, как знать, возможно, что однажды даже выбранный иной путь с работы домой может круто изменить жизнь. Текущее состояние "жизненного полотна" определяется всем тем, что было "соткано" ранее, т.е. прожитым жизненным путем. Альтернативный выбор, сделанный нами ранее привел бы нас к другому текущему рисунку полотна. Завершая свою жизнь, мы оставляем свой уникальный трек - созданный нами кусок "полотна жизни".

Если рассматривать нашу цивилизацию, абстрагируясь от существования других цивилизаций, от существования астрономических тел и прочего в нашей Вселенной, то каждый человек своей волей (или невольно, подспудно) точно так, как все человечество, все живое, совместно, объединенное в единый слой творит свой мир-"шар". Наверное это еще можно сравнить с тем, как если бы многочисленная колония паучков, выстроилась в длинную цепочку и совместно слаженно ткала бы одно гигантское полотно-паутину, синхронно продвигаясь вперед. Только эти усердные ткачи вытягивали б паутинку не из себя, а превращали в нее полностью ту неведомую субстанцию, в сторону которой перемещались. Старые паучки, умирая, и оставаясь на паутине в месте своей гибели, уступали место приходящим им на смену новым.

 

Запись в виде слоистого шара остается, и теперь она может "проигрываться" бесконечное количество раз, при этом каждый раз создавая другую запись в виде шара уже с оригинальной аранжировкой. Как же это происходит?

Ровно на том месте, в то же время (т.е. в том же самом слое), где родился человечек А, океан рождает снова человечка, но уже Аi. По строению он такой же, но вот Океан в этом месте может быть уже чуть иной. Поэтому у нашего нового Аi немного другие задатки, другие предпочтения, память его чиста, и он может идти уже по другому пути, т.е. делать иной выбор. Свой мир, свои слои, свои попутчики и свои последователи-волны. И его мир не имеет ничего общего с миром А кроме отправной точки, которая и является "точкой роста" нового шара. Таким образом, для каждой особи появляются "букеты шаров", где отрабатываются нереализованные возможности не только этой особи, но и всего дальнейшего мира, вплоть до его гибели. А что у нас происходит со временем? Оно у нас для каждого мира свое и существует независимо от времени нашего мира. Так, можно сказать, что где-то, условно "сейчас" (хотя слово "сейчас" в данном контексте не корректно, поскольку следуя АМЖ, нельзя сопоставить часы, идущие в разных мирах), родился и живет бездарный Леонардо Да Винчи, пацифист и человеколюб Адольф Гитлер, родились знаменитые личности, которые нам вовсе не известны, а известные нам люди некоторые из миров даже не удостоили своим присутствием, кто-то пришел с охоты на мамонта и греется у костра...

 

Мы рассмотрели только наш, человеческий мир. Но известно, что наш мир является лишь бесконечно малой песчинкой по сравнению с просторами нашей необъятной Вселенной. Можно рассмотреть и другие цивилизации, буде такие существуют. Для них схема та же. Принимая за систему отсчета время, связанное с нами, мы можем следить за эволюцией различных астрономических тел, которые также присутствуют в нашей Вселенной и доступны для наблюдения. Вся Вселенная в этой системе отсчета расширяется. Самое время взглянуть на такое расширение "под микроскопом". Представляя внешнюю, постоянно расширяющуюся сферу сознания нашего шара, как прозрачную для внешнего четырехмерного пространства, можно понять эффект квантовых флуктуаций вакуума - трудноуловимую "рябь пустоты". Это не что иное, как связанный с расширением Вселенной эффект прохождения нашего мира через чуждый четырехмерный, "освоения" его нашим миром. Каков механизм этого "освоения" мне не понятен, но можно предположить, что субстанция, содержащаяся в четырехмерном мире, находится в абсолютно когерентном состоянии7. При этом здесь задействован механизм декогеренции расширяющейся нашей Вселенной внешнего четырехмерного пространства. Нужно заметить, что я не связываю непосредственно декогеренцию с человеческим сознанием, связь лишь опосредована, она происходит лишь постольку, поскольку есть связь с наблюдателем (системой отсчета, лежащей на расширяющейся сфере сознания). Декогеренция в этой системе отсчета происходит независимо от наблюдателя и связана с взаимодействием объектов, составляющих нашу расширяющуюся Вселенную с ее когерентным четырехмерным окружением. То есть текущее время, другими словами сфера сознания, есть та граница, на которой мы существуем и в которой осуществляется постоянный процесс декогеренции.

Р. Пенроуз в предисловии [3]  писал (перевод из источника [2]): "...являются ли специфические черты сильно квантово-механических систем в некотором смысле существенными? Если да, то как достигается необходимая изоляция, чтобы некоторые моды крупномасштабной квантовой когерентности могли сохраняться без того, чтобы быть фатально испорченными декогеренцией со стороны окружения"? На последний вопрос простой ответ дает АМЖ. Наше окружение постоянно декогерирует непрерывно поступающий в результате расширения Вселенной материал в тех объемах, которые для него необходимы. Декогерированный материал сразу же выходит из сферы деятельности окружения,  сохраняясь за пределами внимания и влияния этого окружения. Таким образом развитие нашей Вселенной обеспечивается постоянной, управляемой из Вселенной, декогеренции потока в системе координат, связанной с человеческим сознанием. Точно так, как слоящийся шар имеет постоянный контакт любой точки своего двухмерного мира с третьим измерением, наш трехмерный мир соприкасается любой своей точкой с пространством, куда он расширяется, будь то любая точка внутри горной породы, человека8, любого другого тела или нашего пространства. Следовательно, каждая точка Вселенной принимает участие в ее расширении, т.е. движется со световой скоростью в сторону четвертого измерения. Наш мир - мир, постоянно формирующийся во встречном потоке будущего на острие безвозвратно удаляющегося прожитого. Вселенная, словно луч света, последовательно выхватывает и упорядочивает (ткет) из темноты неопределенности все новые и новые свои слои. Сознание, находясь синхронно в тех же слоях, при этом постоянно и неизбежно делает выбор, творя при этом свою историю.

В логике АМЖ расширяющаяся Вселенная, сознание, постоянно осуществляющее выбор, и текущее время в нашей системе отсчета как наблюдателей, неразделимо связаны. Они не существуют одно без другого. Может ли быть что-то из этого первично, а что-то являться прямым следствием? А почему бы и нет? (Что может знать живая клетка этого листа о жизни гусеницы, по нему проползшей?..)

Из теории АМЖ напрашивается сам собой вывод: в стационарной (не расширяющейся и не сжимающейся) Вселенной жизни нет, время стоит на месте. Т.е. не может существовать никакого действующего наблюдателя, поскольку действие уже означает течение времени. Стрела времени нашего мира определяется расширением нашей Вселенной.

Я только что упомянул сжимающуюся Вселенную тем самым негласно допуская и в сжимающейся Вселенной возможность существования жизни. Действительно, в изложенном мной материале, важен сам факт наличия потока материала четырехмерного пространства, обладающего свойством квантовой когеренции, через "поверхность" нашего трехмерного мира, отнюдь не его направление по отношению к кривизне пространства. Однако на такую возможность смены направления потока могут накладывать ограничение другие факторы, о которых я здесь не упоминал.

Наконец мы и подошли к тому самому месту, где можно сопоставить АМЖ с классической интерпретацией [1] Хью Эверетта (КЭ), ее дальнейшим развитием [2] М.Б. Менским - квантовой концепцией сознания (ККС) и его квантовой концепцией жизни (ККЖ).

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!