С чего обычно начинаются рассуждения о политике?
Рассуждения о политике обычно начинаются с выяснения отношений между правителем и подвластным, сувереном и подданным, государством и человеком.
Где можно встретить «зёрна» размышлений о природе и характере политических отношений?
«Зёрна» размышлений о природе и характере политических отношений можно встретить ещё в общественной мысли Древней Индии и Китая, Востока вообще.
Какова точка отсчёта истории политических концепций по мнению большинства политологов?
По их мнению, точкой отсчёта истории политических концепций является Древняя Греция (эпохи) воплощённая в философии Платона и Аристотеля.
5. Представления Платона и Аристотеля о природе и характере границах политического мира открывали как бы первую стадию – условно говоря, государствоцентристскую – в длительной стадии эволюции его осмысления .
Аристотель довольно чётко проводил идею о том, что политика – это прежде всего государство , а сфера политического есть сфера государственных отношений , т. е., государственного общения политических людей – греч. politike – по поводу ведения общественных дел и такого же управления .
7. Столь жёсткое определение во многом было обусловлено известной недоразвитостью политической сферы , в которой, естественно, отсутствовала ещё комплексность и распространённость современной политической системы, включающей:
- разделение властей ;
|
|
- многопартийность ;
- сложный избирательный процесс ;
- профсоюзы ;
- социальные движения ;
- наднациональные структуры (Европарламент и др.) и т. д.
Какова была реальная основа для построения политических моделей Платона и Аристотеля?
Этой реальной основой был город-полис, в котором тогда отсутствовало чёткое разграничение функций и составляющих государства и общества.
9. Каждый гражданин полиса выступал в двух качествах (ролях):
Как частное лицо (житель городской общины). Из-за этого политика приобретала «очеловеченные» черты, т. е., в ней видели отношение человека и к миру, и к другим людям .
2. Как участник (государственно-публичного процесса) государственно-публичной жизни. Таким образом, житель мог влиять на процесс управления (обществом) и принятия решений, а нередко – и определять его .
Слитное представление о политике, совмещённой с этикой (в сложном смешении мифологических, богословских и антропоморфных, т. е., уподобляющих то или иное явление человеку, идей), показывало её в виде жизни посредством государственного общения людей (становящимися из-за этого людьми политическими ) (по поводу управления обществом) . Подобный подход преобладал на протяжении почти двух тысячелетий , начиная от «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля вплоть до «Государя» Никколо Макиавелли и «Левиафана» Томаса Гоббса (1588 - 1679).
|
|
11. Несмотря на то, что в этот период тематика:
- природы государства ;
- характера государственного управления ;
- внутригосударственных отношений –
непременно соприкасалась с социальными проблемами ( отдельного человека, общественной группы и т. д.) – мир политики расценивался прежде всего как ( сфера управления людьми, общественной жизнью) область государственного управления гражданами или подданными.
Основное содержание следующей стадии в развитии воззрений на политику (своего рода переходной от государствоцентризма ) связано со смещением внимания мыслителей с размышлений о внутригосударственных отношенияхк анализу взаимодействия государства и гражданского общества . С XVII по XIX в. от трудовБенедикта Спинозы (1632 - 1677) и Джона Локка (1632 - 1704) до сочиненийГеорга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831) и Карла Маркса (1818 - 1883) этот вопрос в различных вариантах находился в центре проблемного поля политики. Локк едва ли не первым в мире заметил по данному поводу, что под государством он понимает не какой-то тип устройства или форму правления, а независимое общество людей , которое создаётся для поддержания социального порядка и для сохранения частной собственности. Английский мыслитель даже использовал особый термин «политическое общество» , - который шире понятия «государство», ибо включил в него все виды добровольных союзов и соглашений людей при выборе своих способов правления. Например, племенную организацию американских индейцев, не имевших «постоянных королей» , однако в случае необходимости в мирное или военное время выбиравших себе руководителей по собственному желанию .
|
|
Уже в XVIII в., помимо
- негосударственных,
- экономических,
- социальных
факторов объяснения политики, французский философ-просветитель Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) в книге «О духе законов» ввёл в аналитический оборот и внесоциальные условия её развития. Тем самым, он увеличил размах представлений : отметив влияние иных обстоятельств на эту сферу жизнедеятельности человека ( географических, климатических, демографических и др. ). Природа основных политических форм, по предположению Монтескье, зависит также от размеров территории (т. е., от геосферы распространения государственной власти):
а) Республика требует небольшой территории, иначе она не удержится;
б) Монархия может быть средней величины;
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!