Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
двоеточие | Печален я: со мною друга нет. --------------------------------------------------------------------- Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников. --------------------------------------------------------------------- Снял часы, глядит: машина, точно мельница, в пыли. | Причина Потому что Так как Пояснительные А именно Как-то Дополнительные Я вижу, как что |
тире | Семь раз примерь – один раз проверь. --------------------------------------------------------------------- Солнце взошло – начинается день. --------------------------------------------------------------------- Закуковала кукушка – сей ячмень. --------------------------------------------------------------------- Молвит слово- соловей поет. --------------------------------------------------------------------- Сыр выпал – с ним была плутовка такова. --------------------------------------------------------------------- Выпала роса – день будет жаркий. | Противительные А, но Временные Когда Условные Если Сравнительные Как, будто Быстрая смена событий Вывод, следствие Следовательно, значит |
Связь предложений в тексте
· слова-заместители - местоимения (девушка - она), наречия (в лесу - там), синонимы (быстро, стремительно), метафоры, различные оценочные обозначения (храбрец - богатырь), родовидовые слова (деревья - берёзы), имя собственное - имя нарицательное (Соболевский - офицер);
· отношения и связи, существующие между словами и зафиксированные словарями и грамматиками (здания - окна, перекрытuя, двери, квартиры);
|
|
· лексические повторы;
· соответствие видовременных глагольных форм;
· предлоги;
· анафора (единоначатие) и эпифора: вдали слышится страшный шум; вдали грохотали пушки; вдали медленно двигали армейские колонны;
· парaллелизм: ... Что знаешь в детстве - знаешь на всю жuзнь... чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь.
· противопоставление;
· вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы?);
· союзы;
· порядок слов в предложениях (прямой, обратный);
· последовательность в изложении мыслей (встал; умылся, позавтракал);
· слова - организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;
· вводныe слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.
· Внимание! Предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последующим, а и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.
В8
Аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы | |||||||||||||||||
Анафора (единоначатие) – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. | Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. | ||||||||||||||||
Антитеза (противопоставление) – это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия | Черный вечер, белый снег. Ветер. Ветер. | ||||||||||||||||
Антонимы – слова, противоположные по значению Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления | Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. | ||||||||||||||||
Вводные слова - это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает отношение к тому, о чем он сообщает. Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова | Представьте себе, открывается дверь и вбегает Маша. | ||||||||||||||||
Вопросно-ответная форма изложения (гипофора)– форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними | Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Дани один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача для всех. | ||||||||||||||||
Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление | В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках… | ||||||||||||||||
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости | Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. | ||||||||||||||||
Диалектизмы – местные слова, распространенные в ограниченной области | Яр – круча, баз – двор. | ||||||||||||||||
Жаргонизмы – (арго) использование ненормативного условного языка | Хаза – притон, бабки – деньги. | ||||||||||||||||
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы | Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. | ||||||||||||||||
Ирония – скрытая насмешка | Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью… | ||||||||||||||||
Контекстные антонимы- слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте | Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. | ||||||||||||||||
Контекстные синонимы - слова, которые в языке не близки значению и являются синонимами только в исходном тексте | Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний. | ||||||||||||||||
Лексика с точки зрения употребления
| |||||||||||||||||
Лексика с точки зрения стилистической окраски
| |||||||||||||||||
Литота – художественное преуменьшение | Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок | ||||||||||||||||
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. | Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре) | ||||||||||||||||
Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями | Я три тарелки съел. | ||||||||||||||||
Многосоюзие (полисиндетон) – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее | И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют… | ||||||||||||||||
Неологизмы – новые (новообразованные ) слова языка | Компьютер, принтер, космонавт. | ||||||||||||||||
Неполные предложения – предложения, в которых опущен какой-либо член (главный или второстепенный) Он легко восстанавливается из предыдущей речи, подсказывается обстановкой разговора. | В молодых сосенках более пахнет нежной смолой зеленой иглы, в старых соснах – зрелой терпкой смолой древесины. | ||||||||||||||||
Однородные члены предложения – синтаксическое средство выразительности, позволяющее подчеркнуть различные качества, увидеть динамику действия, понять, услышать что-либо. | Татьяна верила преданьям простонародной старины: и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. | ||||||||||||||||
Окказионализмы (ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ) | Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других? | ||||||||||||||||
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение | Живой труп. | ||||||||||||||||
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать | Осторожно ветер из калитки вышел. | ||||||||||||||||
Омонимы - слова разные по значению, но совпадающие по звучанию. | Мир (вселенная), мир (тишина) | ||||||||||||||||
Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты. | Я поэт. Я не связан. Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия. | ||||||||||||||||
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты | Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Лермонтов ) | ||||||||||||||||
Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Лексический повтор (повторение слов) Морфемный повтор (повторение окончаний, суффиксов, приставок, корней) Экспрессивный повтор (эмоциональное обращение, носящее условно обобщенный характер) | А как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель!.. Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, « невольник чести», но ведь чести… А вы, надменные потомки…Вы, жадною толпой стоящие у трона… таитесь вы под сению закона. | ||||||||||||||||
Профессионализмы – слова, имеющие ограниченное распространение в какой-либо профессии | Файл. Директория, сидиром, скачать. | ||||||||||||||||
Развернутая метафора – это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. | Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохнувшим ртом к святому роднику добра. | ||||||||||||||||
Риторический вопрос- выражение утверждения в вопросительной форме | Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? | ||||||||||||||||
Риторическое восклицание - выражение утверждения в восклицательной форме | Какая магия, доброта, свет в слове «учитель»! | ||||||||||||||||
Риторическое обращение - фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чём говорится. | Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Ах! Уймись ты, буря! | ||||||||||||||||
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними | Все спит – и человек, и зверь, и птица. | ||||||||||||||||
Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (это позволяет точнее выразить мысль, избегая повторов) | Выхожу я один на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит… | ||||||||||||||||
Синтаксический параллелизм –это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. | ||||||||||||||||
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого | Глаза, как небо, голубые. Посмотрит – рублем одарит. Река, как зеркало. | ||||||||||||||||
Термин- слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. | |||||||||||||||||
Умолчание – это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал. | ||||||||||||||||
Устаревшие слова (Архаизмы) – вышедшие из употребления слова | Ланиты – щеки. | ||||||||||||||||
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. | Тянуть лямку, повесить нос, впасть в детство, яблоко раздора, ариаднина нить | ||||||||||||||||
Цитирование – использование чужих слов, вставленных в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения. | А.И. Герцен писал, что «поэзия Гоголя – это крик ужаса и стыда». | ||||||||||||||||
Эллипсис – это пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма | Мы сёла – в пепел! Града – в прах! В мечи – серпы и плуги! | ||||||||||||||||
Эмоционально-оценочные слова – слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям | Лузгать (прост.) Вонять (груб.) Водрузить (высок.) | ||||||||||||||||
Эпитет - художественное определение | Тучка золотая; утёс-великан; стоит одиноко; в пустыне чахлой и скупой . | ||||||||||||||||
Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков | Струится нетихнувший дождь, томительный дождь. | ||||||||||||||||
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!