Почему Софья отвергает любовь Чацкого? (Грибоедов А. С.)



 

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», среди прочих сюжетных линий, развивается любовная интрига, а именно – любовный треугольник. Главный герой пьесы Александр Чацкий, вернувшись в Москву после трёхлетнего отсутствия, чтобы жениться на своей возлюбленной Софье. Но та отвергает его притязания, ведь он за время своей поездки ей «не писал трех слов», и её сердце уже избрало другого. В чем же причины этой перемены? Прежде всего – разлука. Софья «переросла» свою детскую влюбленность: три года для ее лет – большой срок. Кроме того, Софью пугает независимость, неуправляемость Чацкого, а также отталкивают его прямолинейность и отсутствие стеснения в высмеивании чужих пороков. И наконец, новая любовь. Секретарь её отца Молчалин, представитель т. н. «фамусовсовского общества», а, следовательно, антипод Чацкого, привлекает Софью своими покорностью, смирением и добротой (как кажется ей). Хотя девушка отнюдь не глупа, а Молчалин не блещет умом, разум её затуманен модными в то время французскими любовными романами. Молчалин добивается расположения Софьи, давая ей то, чего она хочет (угождает всем, как ему завещал отец). Противопоставление Чацкого и Молчалина и – шире – Чацкого и всего «фамусовского общества» лежит в основе главного конфликта пьесы. Любовная линия в сюжете создана автором для того, чтобы подчеркнуть остроту конфликта.

 

Жизненные принципы Чацкого и Молчалина (Грибоедов А. С.)

 

Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия "Горе от ума" была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии - в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века. Кроме того, эти же самые проблемы актуальны и по сей день. "Комедия полна характеров, обрисованных смело и резко", - писал А. Бестужев. Одним из основных вопросов, поднятых автором, является противостояние между умным человеком и глупцами - единицей общества и толпой. В произведении этой единицей, безусловно, является Чацкий, глупцами - фамусовское общество. На протяжении всей комедии наблюдаются четкие границы между данными двумя сторонами. У них заметно отличается поведение, мировоззрение, отношение к любви, деньгам, долгу и чести, образованию и жизни в целом. Чацкий появляется и проходит через всю комедию "громом среди ясного неба". Он возникает шумно и внезапно (по описаниям в произведении, так же внезапно он и исчез за три года до этого). Далее эта самая "выскочка" восхваляет Европу, ее ритмичное движение, наполненное жизнью, образуя еще один пункт в социальном конфликте между ним и московским обществом с давно устоявшимися и неизменными нравами и характерами. Однако не стоит считать, что Грибоедов призывает подстраиваться под Европу - он выступает за собственное начало движения жизни в России. В основе жизненных принципов Александра Андреевича Чацкого лежат разум и образование, негативно встреченные в месте го появления. Чацкий не гонится за чином и богатством, отвечая на вопросы о них совершенно равнодушно (диалог с Молчалиным в третьем явлении третьего действия). Для него дела есть дела, веселье есть веселье, любовь есть любовь, деньги есть деньги. В отличие от противопоставляемого ему общества, Чацкий четко разграничивает эти понятия, не ищет выгоду для одного из них в другом. Служба, в первую очередь, является служением делу в благих намерениях, а не прислуживанием какому-либо человеку ради получения денег. От лица всего фамусовского общества в противопоставление Чацкому выдвигается Молчалин. Вначале их сталкивает между собой любовный конфликт. Являясь "жалким созданием", по словам Александра Андреевича, Алексей Степаныч все равно лидирует в борьбе за сердце девушки, что приводит Чацкого в недоумение: "Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?" Софья является частью фамусовского общества, соответственно, она ищет более близкого к ней человека. До Чацкого она разумом не дотягивает, а из Молчалина воображает себе идеальный образ. Собственно, даже Молчалин сумел ее обмануть, из так называемой "любви" к девушке пытаясь извлечь денежную выгоду. Своего развития мыслей Алексею Молчалину не хватает для обладания личным мнением. Он объясняет это "небольшим чином" и тем, что "ведь надобно же зависеть от других", в то время как Чацкий не понимает, "зачем же мнения чужие только святы". Несмотря на превосходство над Алексеем Степанычем, Александр Андреевич терпит поражение, а вскоре его и вовсе считают сумасшедшим. Это связано, главным образом, с тем, что Молчалин - представитель фамусовского общества, а Чацкий выступает против него, значит и против них всех, а как давно известно: "один в поле не воин". Человек с мнением, отличающимся от общепринятого, с иным мышлением всегда считается "другим", "не своим", а иногда и вовсе сумасшедшим, как в данном случае. Эта проблема в наше время особо актуальна, так как со временем она только усиливается и распространяется на всё большее и большее количество людей. Все чаще люди боятся своего собственного мнения лишь потому, что его могут воспринять с осуждением, причем боятся не только оглашать это мнения, но и даже в принципе иметь его.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 2261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!