Как лист лотоса, остающийся несмоченным водой, йог, который действует, оставив привязанность и посвящая свои действия Бесконечному, несвязан путами чувств.



Хотя и пребывая на поверхности грязной воды, лист лотоса остается не пронцаемым, незагрязненным своим окружением. Также живет и освобожденный йог в загрязненном чувственном мире майи.

 

       Чувствительный человек эмоционально возбуждается, смотря мелодраматическую кинокартину; спокойный человек остается невозмутимым. Аналогично, мирские люди полны страстей, рассматривая хорошие и плохие сновидения-картинки жизни. Йоги, с другой стороны, необеспокоены. Молоко не может плавать на воде, но масло может. Умы, разжиженные несчастьями и принуждающими чувственными импульсами становятся смешанными и загрязненными водами ядовитых злых окружений. Поконяющиеся, взбивающие масло Самореализации, могут легко плавать на поверхности, неиспорченные ядовитыми водами майи.

       Есть и более глубокое значение этой станзы, которое будет понято продвинутыми йогами. Я объясню это сколь возможно просто. Читаемая с интуицией, Гитовская беседа становится удивительным выражением науки йоги.

       Когда йог в экстатической медитации отводит свою жизненную силу от триллионов телесных клеток и от нервов, он созерцает токи жизненной силы, как ручейки, журчащие назад к берегам плоти по бесчисленным маленьким каналам в большой канал позвоночного шнура. Все токи тела, так втянутые в позвоночник, затем проходят последовательно в и через три сияющие нади (тонкие трубки или каналы жизненной силы) астрального позвоночника (сушумну, ваджру и читру) и становятся одним током, когда он проходит через наиболее внутренний канал, брахманади, позвоночник причинного тела.* Брахманади называется так, потому что это основной канал, через который Брахма – Дух, как душа, жизнь и сознание – низошел в тело, и через который йог предпринимает восхождение в Дух.

       В нисхождении, Дух или Брахма, присутствующий в душе человека спустился через брахманади и позже вошел в астральные трубки, проходя в конце концов через их отверстия в более грубые каналы нервов и клеток всего физического тела. Продвинутый йог, переживающий удаление, или восхождение, в брахманади, жизненной энергии (от всех ее активностей и процесса сознания), описывается как “сдавший свои действия Бесконечному”, Духу или Космическому Сознанию, присутствующему в брахманади.

       Когда йог отводит свою жизненную силу и процесс сознания через брахманади, он видит, с той изначальной божественной точки, удивительные астральные феномены. Он предупреждается не привязываться к ним (так как каждая форма привязанности принуждает йога спуститься снова к сенсорной поверхности тела). Он должен проходить мимо чудесных феноменов, пока он не достигнет Универсальной Сущности.

       Продвинутый йог проводит свое эго, жизненную силу и процессы сознания вверх через брахманади причинный “позвоночник” к отверстию последнего (Брахмарандхре) на верхушке головы, чтобы обеспечить своему трансформированному эго, жизненной энергии и уму проход за пределы телесного заточения и привязанности и соединение с Вездесущим Блаженством.

       Когда йог может так соединить свою душу с Бесконечным, этот союз разрушает всю его прошлую карму, и он становится известным, как поднявшийся над плотью. Сжигая всю свою прошлую карму в огне экстаза (савикалпа самдхи), он воспринимает Бога вне творения. Он затем научается, посредством высшего экстаза (нирвикалпа самадхи), проявлять свое Богосознание во плоти и исполнять все действия, не будучи опутан их добрыми и злыми следствиями. В этом высочайшем состоянии йог видит Бога, творение и свои телесные восприятия, существующими и работающими в гармонии (как описано в V:8-9). Тот йог затем исполняет все действия тела и ума без привязанности, смотря на них одинаково, как на волны Космического Сознания. Личность подбрасываемая на волне в океане не может очень хорошо воспринять весь океан; но когда выходит из этого океана и стоит на берегу, она может видеть обширный океан без концентрации на какой-либо индивидуальной волне. Подобно этому, йог отделяется от движения волны специфической жизни и глядит с берега божественного блаженства на океан Космического Сознания без волн творения (савикалпа самдхи). Совсем как человек на берегу может видеть весь океан, как единую массу воды, затем замечать индивидуальные волны, так же как и океан в целом, так и йог, после восприятия Моря Космического Сознания без волн творения, может глубже нырнуть в свою интуицию, чтобы воспринимать одновременно океан Космического сознания, а также и волны всего творения (нирвикалпа или высочайшее самадхи).

 

Стих 11

Для очищения эго, йог исполняет действия единственно (инструментами действия) телом, умом, интеллектом, или даже чувствами, отбрасывая привязанность ( недопуская вовлечения эго, с его привязанностями и желаниями).

Искусство подобающей деятельности ведет к очищению эго. Это значит исполнение добрых дел, которые противодействуют результатам прошлых ложных действий или уничтожают их, что способствует трансформации эго в в его изначальное чистое состояние, как душа.

       Эго всегда отождествляется с материальными вещами и погружается в них. Его влияние на действия результирует в само-увековечивающихся привязанностях и желаниях. Желание производится контактом инструментов действия с материей, когда те инструменты находятся под влиянием эго. Йог использует свои Богом-данные инструменты действия, но ограничивает участие их обычного собутыльника, эго, и так действует без привязанности и желания.  

_________________________________________________________________

* Астральные трубки составляются из прекраснейших и наитончайших форм жизненной энергии “жизнетронов” – электронов и протонов, сделанных из праны. Причинный брахманади - всеже более тонкий канал “мыслетронов”, вибраторного сознания – крепкая ткань, на которой напечатаны образцы вселенной и человека. 

    Привязанность есть отпрыск желания; привязанность тогда порождает другое желание. Привязанность невозможна без желания, но желание может быть рождено без очевидного побуждения привязанности. Это по причине подспудной, присущей эго, привязанности к вещам материальным.

       Каждый раз, когда эгоистический человек предается желанию, он налагает на себя условие, которое он должен будет исполнить. Каждое желание есть отягощение, которое он должен будет отработать когда-то в будущем. Даже забытое желание продолжает приманивать за экраном его подсознания, готовое в подходящий момент опутать своего хозяина и выбить его долги. С каждым желанием человек отходит дальше от естественного мира своей души, потому что неразумный темперамент желания принуждает его позабыть цель своего существования. Он ведом привязанностью, рожденной от желания, склоняться к вещам, несоизмеримым с природой его души; он молится о вещах, которые даже опасны для его мира.

       Душа, так запутанная в желаниях, становится ограниченным, материальным эго, его привязанностью туннельного-видения, отсекающей восприятие высшего блаженства души. Ясновидящий йог, тем не менее, знает, что действие с привязанностью и желанием есть предвестник беспокойства и страдания, тогда как деятельность без этих беспокоящих элементов открывает настоящие человеческие обязанности, которые в свою очередь очищают я и восстанавливают постоянный мир и блаженство души, как отмечается в следующем Гитовском стихе.

       Поэтому, йоги не должны исполнять никакого действия, подстрекаемого эгоизмом с его привязанностями и желаниями, поднимающимися от симпатизирующего-несимпатизирующего сердца; они должны исполнять действия долга, как вдохновленные Богом и гуру, лишь используя, без привязанности, инструменты тела, чувств, ума и интеллекта. Тот, кто не может различить между божественным вдохновением и себялюбивыми желаниями должен искать руководства своего гуру.

       Когда поклоняющийся  осознает обязанности своей жизни, он должен исполнять их с интенсивным интересом, чтобы доставить приятное Богу и гуру, без привязанности к плодам действия. По-настоящему любящий Господа счастлив преуспеть в любых своих божественных начинаниях. Но, когда ему мешают или противодействуют, он не плачет и не теряет энтузиазма, стараясь с более глубоким интересом и с большим усилием достичь того, что ему не удалось до сих пор совершить для Бога, если только его гуру не указывает ему сделать по-другому.

       Продвинутым ученикам дается несколько намеков в следующих строках об “очищении эго”.

       Нервы суть основные пути для жизненной энергии в теле. Они сообщаются с более тонкими и сложно устроенными надями астрального тела. Многие нервные проходы засорены или повреждены в теле обыкновенного человека, из-за телесных ядов и неестественной жизни; к тому же, нервная жизненная сила, занятая наслаждением чувственными объектами, становится материально-ориентированной. Течение этой жизненной силы направлено от мозга к чувствам; нисхождение, привлекающее сознание к материальным объектам. Эти направленные вовне нервные импульсы и энергии, и их грубое состояние впутанности в чувства противоположны восприятию души. Йоги, поэтому, советуют правильную диету, позы и Крийя Йогу, чтобы очищать нервы, делая из них каналы, направленные к Духу, ведущие сознание прочь от чувств. Асанами, мудрами*, контролированием жизненной силы, повторением мантр, проникновением в ум и жизненную энергию через семь церебро-спинальных центров, концентрацию на Бесконечном и глубокую преданность, человек может очистить тело, ум и сердце, чтобы они служили приемниками Бесконечного.

 

 

Стих 12

Соединенный с Богом йог, оставляя привязанность к плодам действий, достигает непоколебимого мира (мира, рожденного самодисциплиной). Человек, не соединенный с Богом, управляется желаниями; посредством такой привязанности, он остается в рабстве.

Йог, работающий без желания плодов его действий, благодаря отсутствию ненужного отвлечения, соединяется с Богом и обретает божественный мир.

       Самодисциплина или контроль тела и ума упорной практикой правильных методов медитации и очищения тела (как отмечено в V:11) дарует практикующему победу над чувствами. Ставши Господином чувств, он соединяется с Богом и выражает Бесконечный мир.

       Ведущие несбалансированную жизнь, без духовной дисциплины, исполняют действия для своих эгоистических интересов. В растерянности они блуждают в лабиринте нескончаемых желаний. Деятельностью, с целью удовлетворения ненасытных желаний эго, они совсем лишаются мира.

       Освобожденный йог, единый с благословенным Богом, работает лишь для Него. Он знает землю, как драму сновидения божественной деятельности.

__________________________________________________________________

* Асаны суть позы придуманные, чтобы расслабить защемленные нервы, очистить и укрепить жизненную силу и сделать тело гибким и крепким, способным выдержать долгие медитации.

    Мудры, применяемые в йоге, суть позы, скомбинированные с контролем дыхания, с целью стимулировать течение жизненного тока назад от чувств к мозгу.


27 Bhagavad Gita 26 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p. 545 - 579 )

 

 

Я, Трансцендентный Свидетель: укрытый в блаженстве, не подверженный влиянию мира

 

 

Стих 13

Воплощенная душа, владыка чувств, умственно отбросив всякую деятельность, пребывает блаженно в телесном девятивратном городе – не действуя сама и не заставляя других (чувства) действовать.

Йог, cозерцающий вездесущий Космический Свет, оперирующий в его теле и в телах всех тварей, а также во всех объектах космического сна, внезапно понимает, что он никогда не был деятелем или причиной материального следствия.

       Когда преданный, посредством самодисциплины и концентрации, поднимается над всеми привязанностями к телу, он становится царем-победителем чувств, счастливо возведенным на трон телесного дворца. В состоянии внутреннего экстаза он остается сторонним свидетелем деятельности его тела и интеллекта, которые исполняют все работы, единственно молчаливой силой Божества. Он не относит никаких своих действий к его собственным способностям, и не принуждает чувства работать для желаний эго. В этом состоянии высочайшего экстаза йог, сознавая Дух внутри и вовне в его окружении, всеже не впутан ни в какие плоды своей деятельности.

       “Девятивратный град” относится к девяти отверстиям тела: двум глазам, двум ушам, двум ноздрям, двум органам выделения и воспроизведения и рту. Йог, подобно отошедшему от дел царю, наблюдает за своими подчиненными (телесными клетками, чувствами, мыслями и эмоциями), как направляемыми внутренним присутствием Бога, а не эго. Таким образом, йог, единый с трансцендентной душой, видит и чувствует себя недействующим.

       Все действия, связанные с телом, более не касаются йога; он видит себя, как абсолютно недействующего. Как человек может обозревать, безучастно, деятельность рядом находящегося индивидуума, так и йог, установившийся в Боге, рассматривает тело исполняющим все действия, не влияя на него.

       Очень трудно для обыкновенного человека представить себе состояние йога, описанное в этой станзе Гиты. Поэтому уместно подчеркнуть здесь, что йог, соединенный с Богом, не действует, как марионетка или автомат. Человек отождествленный со своим телом, страдает от любого следствия его деятельности. Но поклоняющийся, видящий Бога, как единственного Деятеля, остается отделенным от всех плодов действий, хороших и плохих, которые исполнило тело и ум. В этом смысле, йог не только свободен от плодов настоящих действий, но также и от непредсказуемых будущих следствий прошлых действий. Как царь-завоеватель города может поручить управление достойному приемнику, и сам жить там, мирно удалившись от дел, так и умный йог завоевывает телесный город непокорных чувств и затем отдает управление им его возлюбленному Господу; сам он проживает тихо внутри, в уютном блаженстве. В этом возвышенном состоянии йог находит, что Бог направляет и укрепляет его во всех необходимых формах деятельности, не делая его ответственным в каком бы то ни было смысле от последствий.

       Можно сказать, обычный смертный является плохим актером, нарушающим сновиденческую драму Бога. Йог не создает никаких собственных сновидений; он объединяет свое сознание с Господом и научается видеть Его сны. Он наслаждается космическим сновидением так, как Бог блаженно воображает его, без эгоистического введения в него каких-либо ночных кошмаров своего производства. Человек может взглянуть вокруг на современный хаотический мир и уверенно заявить, что эго не заботится о гармоничности драматического действия!

 

 

Стих 14

Господь Бог не сотворяет в людях сознание исполнителей действий, а также не толкает их к деятельности и не запутывает их следствиями действий. Иллюзорная Космическая Природа является источником всего этого.

Бог есть Творец всего, даже космической иллюзии; но это человеческая реакция на майю, посредством ложного использования божественного дара свободной воли, которая сотворяет в нем чувство эгоизма и желание действовать в соответствии с его приказаниями и наслаждаться плодами действий.

       Когда человек упражняет разумность и не реагирует на космическую иллюзию, он использует свою свободную волю правильно, чтобы выбирать только влияние внутренней божественной мудрости. Так он избегает наказания, результирующего от ложного убеждения в том, что человек является независимым исполнителем действий.

       Ординарные индивидуумы направляются природными (Природой рожденными) тенденциями, которые посуществу неестественны по отношению к божественности души, совершенному образу Бога. Когда сознание человека едино с Богом, он находит свое собственное сознание свободным от влияния космической иллюзии и “человеческой” природы. Но, когда человек поддается влиянию космической иллюзии в человеческой природе, он находит, что майя направляет и контролирует его сознание, создавая физические и психологические опасности.

       Природа есть супруга и служанка Бога. Сливающийся с Господом, находит Природу и своей служанкой.

       Хотя Господь ответственен за сотворение человека и помещения его в космическую иллюзию, присутствующую в Природе, всеже Он дал Своим сыновьям способность свободного выбора – уступать ли вредным, творящим-несчастье искушениям своих физических импульсов и окружения, или следовать внутреннему водительству мудрости, истекающей от Бога. Ординарный человек выбирает так называемый “легкий путь”потакания своим импульсам, что в итоге ведет к уничтожению всего его счастья. Но йог использует свою, Богом данную, свободную волю, чтобы следовать внутреннему водительству совести и интуитивной мудрости, и отдает управление своим телесным городом Богу; этим он возвращает себе свой потерянный рай.

       Отождествляющийся со своим телом, применением самоанализа находит, что сознание эгоизма и эгоистическая деятельность с желанием наслаждаться ее плодами возникла из его ошибки - реакции на влияние космической иллюзии в Природе. Не виня безупречного Господа, как Источник своих несчастий, мудрец видит, что все зло происходит от неверного использования его свободного выбора, коим он прореагировал на Природу, скорее чем на Бога.

       Хотя Природа, или майя, и ответственна за страдания, проистекающие от эгоистической деятельности человека, тем не менее, использованием разума и силы воли, мы можем отвратиться от Природы к Духу, в результате делая Природу нашим рабом, также как она является рабом Бога.

       Ученик может всегда обратиться к Господу в глубочайшей молитве и сказать: «Отец Небесный, я не желал быть сотворенным и помещенным вблизи манящих злых искушений. Пожалуйста, О Бог, так как Ты сотворил меня и подверг экзамену жизни без консультации со мной, благослови меня использовать мою свободную волю укрепить ее в следовании путем освобождения, а не путем иллюзии”.

       Божественное вездесущее сознание Господа знает все человеческие молитвы. “Сотворивший ухо, не услышит ли? Сформировавший глаз, не увидит ли?....Научающий человека знанию, не узнает ли?”* Бог сотворил человека не страдать, но чтобы тот преодолел все телесные и материальные ограничения непобедимой силой души.

 

Добро и зло, и их отношение к душе

 

Стих 15


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!