Только лишь путем праведности, Джанака и другие, подобные ему, достигли совершенства. Также, тебе следует действовать, просто для того, чтобы верно направлять смертных.



Джанака, благородный царь и просветленный йог предисторической Индии, выполнял свою достойную мирскую миссию (хорошее управление своими подданными) и также исполнял высший долг, предписанный каждой воплощенной душе, достижение Бого-реализации. Уже совершенные существа, такие как Джанака, от которых больше не требуется осуществлять действия для цели их собственной эволюции, продолжают тем не менее вовлекаться в консттруктивные действия, для того чтобы показать высокий пример обществу, члены которого могут освободиться только посредством праведности, а не незаслуженной самонадеянной бездеятельностью.

       Великий святой Джанака обладал настолько сильной волей, что он никогда не позволял своим сложным государственным обязанностям, мешать его высочайшему отношению с Богом. Ординарные поклоняющиеся, с другой стороны, склонны переоценивать необходимость своих мирских обязанностей, как условия счастья. Погруженные в свои занятия, они не уделяют внимания медитации для достижения вечного Божественного Блаженства.

       Бездельники, и заблуждающиеся незрелые йоги, ссылаясь на состояние бездействия, которого достигли некоторые просветленные йоги, удобно заключают, что Высшая Цель может быть достигнута отсутствием деятельности. Гита, поэтому, напоминает им, что царь Джанака и подобные святые достигли совершенства посредством правильной деятельности (а не посредством ни эгоистических действий, ни преждевременной бездеятельностью).

       Великие йоги могут в экстазе удерживать жизненную силу отключенной от чувств, так что тело остается инертным, подобным трупу. Они достигли полного контроля над телом посредством пранаямы (контролирующих жизнь приемов). Они могут, тем не менее, воздерживаться от того состояния часть времени, лишь для того, чтобы проиллюстрировать молодым йогам необходимость исполнения определенных обязанностей в божественно запланированной космической драме, до того как ими может быть достигнуто неактивное состояние.

       Комментируя станзы 19 и 20, Свами Пранабананда* говорит, что в них

_____________________________________________________________________

* Свами Пранабананда был возвышенным Крийя Йога учеником великого Йогаватара Лахири Махасайи. Посредством прилежной практики Крийя медитации и благословения своего Гуру, Пранабананда стал полностью просветленным матером. Моя встреча с этим святым описана в Автобиографии Йога, “Святой с двумя телами”.

 

показано различие между материальными и духовными действиями: “Материальные действия суть те, которые исполняются в связи с физическим человеком, тогда как духовные действия – те, что выполняются в связи с духовным человеком”. Физические действия грубы и ощутимы. Духовные действия реальны, но утонченны. Цель материальных действий – обретение некоторого материального комфорта в мире. Цель духовных действий – нахождение души.

       “Посредством материальных действий (чистоплотности, правильного питания и подобающего мирского поведения), поклоняющийся очищает свое тело и делает его более гармоничным для духовной культуры. Но духовные действия (бесстрастие к чувственным объектам, любовь души, интуиция, медитация), хотя неощутимы, принудительно необходимы, чтобы найти скрытые способности души”.

       Ученику может показаться, что подчеркивание Гитой непривязанности означает даже непривязанность к душе. Это толкование не имеет цены, потому что творящая несчастье заноза привязанности к ощущениям может быть вынута лишь острой иглой привязанности к божественной любви в душе.

       Лахири Махасайя часто цитировал поучение великого риши Аштавакры: Если вы хотите освободиться от перевоплощения, возненавидьте чувственные удовольствия, как покрытую сахаром отраву; и привяжитесь, с верностью, к делам прощения, жалости, удовлетворения, любви к истине  и Богу, как к вкушению нектара!”

 

Стих 21

Менее развитые личности подражают всему, что делает более развитое существо. Действия последнего устанавливают стандарт для людей этого  мира.

Зная, что пример говорит громче слов, многие мастера, даже после достижения ими Высочайшего и тем самым трансцендирования подверженности космическим принуждениям, всеже продолжают придерживаться правил правильного поведения, как верного критерия для добронастроенных, но несбалансированных мирских людей.

       Всего лишь своим присутствием, человек, преобразовавший себя, может преобразовать тысячи, хотя бы и не произнеся ни одного слова. Как роза, он одаривает своим ароматом всех.

       Человек, достигший Бога, мог бы курить или пить или есть мясо, мог бы жениться и иметь детей – все это без потери своего божественного состояния. Во                          *                 имя установления примера , тем не менее, он Преобразовавший себя  возможно продолжал бы свое аскетическое поведение, способен преобразовать    потому что аскетизм необходим для йогов-новичков.

тысячи.                           Личности ординарные могут рассуждать: “Иисус пил                                       вино и ел рыбу; поэтому я буду подражать тем его действиям. Я буду позже подражать его духовным действиям!”

       С какой готовностью люди воспроизводят любую мирскую привычку мастера, но должны неизбежно упустить следование его высочайшим добродетелям, если те спрятаны в его душе и не выражены внешне.

       Нетренерованные ученики могут рассуждать: “Мастер сделал это или то без дурных последствий. Он не медитирует регулярно, поэтому и мне не нужно этого делать”.

       Такой ученик не понимает духовного состояния мастера: как только мастер един с Богом, он достиг цели своей медитации, и таким образом более не нуждается в той садхане. Стремящийся ученик не может наслаждаться таким освобождением [от занятий ].

       Ученик может сказать себе, хоть возможно и бессознательно: “Почему мне скорее не следовать поступкам мастера, чем его словам?” Гита поэтому напоминает “более развитому индивидууму” быть осторожным для блага других, потому что его медитации и практика хороших привычек представляют собой в действительности серию демонстраций для его последователей, или даже для тех, кто следит за ним издалека или как-то еще слышит о нем. Мирские люди также спешат неправильно понять внешние действия мастера, как медлительны они схватить его божественное наставление!

       Даже несмотря на то, что великие мастера иногда игнорируют правила, установленные для новичков, они всегда могут доказать истинному ученику, что они не привязанны и не под влиянием никакой материальной привычки. Я часто цитирую рассказ о святом, евшем мясо, который с одинаковой легкостью поглотил и переварил раскаленные гвозди, чтобы наставить его непонимающего ученика-вегетарианца.

 

Слова этой станзы также могут интерпретироваться, как относящиеся к способностям скорее чем к личностям. Когда жизненная сила отттянута от чувств и переведена в направлении к мозгу, в результате образуется чувство превосходящей силы, в котором растворяются менее сильные телесные ощушения. Йог обнаружил, что он не должен держать жизненную силу все время присоединенной к чувствам, иначе она будет рабски привычна к удовольствиям ощущений. Экстатической медитацией он оттягивает свою жизненную силу к превосходному пути спинного и головного мозга, автоматически побуждая все меньшие чувства следовать, т.е. быть поглащенными в свете мозга. Это переживание случается даже в глубоком сне, когда все чувственные восприятия поглащаются в полусознательном наслаждении души. В очень глубоком состоянии сна без сновидений, жизненная сила полностью отключается от какого бы то ни было подсознательного восприятия внешнего мира. Сонастроенные с высшим Блаженством, человеческие чувства перезарежаются, побуждая его сказать по пробуждении: “Я прекрасно поспал!”

       Аналогично, человек может думать об уме, как о превосходной способности в теле. Что ум видит и на что обращает внимание, тому будут следовать слепо наклонности, настроения, желания и привычки. Они автоматически наряжаются в преобладающие привычки и действия ума и отражают его выступающие черты характера. Превосходящую силу ума следует внешне занимать рутиной конструктивной деятельности, даже когда внутренне она соедина с высочайшим Блаженством. Если ум поддается настроениям или гневу, чувства будут выражать мрачность или ярость; но если ум блаженен, чувства также отразят блаженство*.

  

________________________________________________________________________

 

* “Ум, будучи мозгом, чувством и восприятием всех живущих клеток, может держать человеческое тело пробужденным или подавленным”, - сказал Парамаханса Йогананда. “Ум это царь, и все его клеточные подчиненные ведут себя в точном соответствии с настроениями их господина. Как мы заботимся о содержательности нашего повседневного пищевого меню, также должно заботится о психологическом меню которое мы повседневно предлагаем уму”.

           Норман Кузинз, небезизвестный издатель Субботнего Обозрения, который учил в UCLA Медицинском Институте, писал: “То, что мы загружаем в наш ум, может быть также важно, как то, что мы загружаем в наше тело. Настроения очень влияют на здоровье. Негативные эмоции, продолжающиеся долгое время, могут ослаблять иммунную систему, тем понижая защищенность тела от болезней”.

           Более 1300 научных статей, показывающих влияние ума на иммунную систему, было опубликовано между 1976 и 1982гг., согласно библиографии, составленной доктором Стивеном Локом и Мэди Хорнинг-Роан.

           Доктор Бернард Сигел, профессор Ельского Университета, Медицинского Факультета, писал в Любви, Медицине и Чудесах (Нью Йорк: Харпер и Роу, 1986): “Научные исследования других докторов и мой собственный повседневный клинический опыт убедили меня в том, что состояние ума меняет состояние тела, работая через центральную нервную систему. Мир ума посылает телу сигнал “живи”, тогда как депрессия, страх и неразрешенный конфликт сигнализирует “умри”.

           “Если кто-то принимает, что ум и тело неразрывно соединены, неудивительным выводом является то, что оптимисты более здоровы”, - писала Мэриэн Сэндмайер в статье, опубликованной в журнале Самореализация. “Психолог Мартин Силигман сообщает, что оптимисты реже подхватывают заразные болезни, чем пессимисты, и менее подвержены серьезным проблемам здоровья в среднем и пожилом возрасте. Возможно наиболее впечатляющее и пугающее свидетельство дают пятидесятилетние исследования здоровья 200 человек из Харварда. Работая с известным психоаналитиком Джорджем Вэлиантом и другими, Селигман открыл, что оптимизм в возрасте 25 сильно предсказывал здоровье в возрасте 60. Начиная с возраста 45, пессимисты начинают развивать мольше болезней среднего возраста, и страдать от более жестоких симптомов, чем их более приподнятые [в настроении] противоположности….

           “Иммунная система просто не может выдерживать хроническую мрачность. В большом исследовании пожилых американцев, его исследовательская группа анализировала образцы крови, чтобы обнаружить что пессимисты действительно имеют более слабую иммунную активность, чем оптимисты – независимо от их общего состояния здоровья”.

           “Физические блага медитации недавно были хорошо документированны Западными медицинскими исследователями”, - утверждает Д-р Сигел. “ Она имеет тенденцию понижать или нормализировать кровяное давление, пульс, и уровни гармонов стресса в крови. Она создает перемены в мозговых активностях, показывая меньшую возбудимость. Эти физические перемены отражают перемены настроения и образа мышления, которые проявляются на психологических тестах, как уменьшения соревноватьельного типа А поведения, которое увеличивает риск сердечного приступа. Медитация также повышает порог боли и уменьшает биологический возраст.... Короче, она сокращает износ в теле и уме, помогая людям жить дольше и лучше». (Примечание издателя).    

 

Стих 22

О Сын Притхи (Арджуна), нет никакой обязанности, которую бы я должен был  исполнить; нет ничего, чего бы я не достиг; нет ничего в трех мирах, чего бы я не приобрел! И всеже я сознательно присутствую при исполнении всех действий.

“Я есмь космический луч, который творит разнообразные картины жизни, не из какой-либо необходимости, но из желания без желания выразить Себя во многих формах сновидения. Я есмь Высочайший; нет ничего, что оставалось бы мне достичь в моих сновидческих драмах, так как ничто не лежит за моими пределами. Тем не менее я продолжаю творить мои сны-представления и активно участвовать в них, чтобы мои дети, индивидуализированные множественные формы Моего Единого Существа, могли аналогично действовать в них, как божественные существа, и затем возвратиться ко Мне в Мой дом вечного блаженства без сновидений”.

       Бесконечное есть Высочайшая Причина за пределами всей причинности, всех причинно-развитых объектов. Кришна,поэтому, говорит сбитому с толку ученику Арджуне: «Когда ты достигнешь Моего сознания, ты обнаружишь, что Первопричинный Дух не имеет принудительных обязательств для исполнения. Тройственное творение развилось из Моего ума, как тонко организованная игротека удовольствий (лила, игра Господа)”.

       О Боге обычно думают, как о всемогущем Творце и Правителе вселенной, находящемся, по мнению большинства людей, в вечном движении, или деятельности, только потому что они воспринимают творение через иллюзорные способности чувств. Человек космического сознания воспринимает Бога не только как водоворот вечного движения, но [также] как невибрирующую бесконечность вечной радости.

       Этот Бесконечный разделяется на два: Невибрирующую сферу Абсолюта – неподвижного, нерожденного, самодержавного, вечного; и вибрирующего космоса, в котором Дух рождает сны о Себе, как многих. Так как вселенная есть ничто иное, как Божественное сознание, видящее сны, Он вездесущ во               *

вселенной, беспристрастно наблюдая и подспудно направ- Учась быть транс-

ляя упорядоченную деятельность творения, как космичес- цендентально спо-

кий Разум (Кутастха Чайтанья), и активно рождая все     койным и одновре-

формы через Его Творческое Сознание (Природу или         менно активным

Пракрити). Аналогично все человеческие существа, соз-

данные по образу Бога, имеют внутри невибрирующую душу; а также направляющий разум души, и ее псевдо-природу эго, активную в уме, жизненные силы, и телесные активности. Каждый человек должен вести себя, как образ Духа, которым он является: трансцендентально спокойно и замкнуто в экстаическом блаженстве в его душе, и одновременно акивно в теле, без запутанности в иллюзорных желаниях и их результирующих кармических усложнениях.

       “Три мира” относятся к тройственному космосу: причинному (ментальному), астральному (энергии) и физическому (материи). Бог создал всю материю ментально; затем он выразил причинные идеи в виде астральной или энергитической вселенной; и наконец Он сгустил астральные жизнетроны в формы видимой вселенной. Сущностная природа материи есть, таким образом, вещество ума (мысль) Бога. Законом относительности Он разделил ум, энергию и материю, так чтобы они казались расходящимися, различными. Все они реальны и нереальны, как субстанция сна. Посредством космической иллюзии, Бог дает нам знать о кажущихся различиях между теми тремя формами вибрации: сознания, астральной энергии и физической субстанции.

       Бог знает мир, как творение Своего ума; Он не имеет надежд или страхов о мире. Но Он продолжает действовать внутри и через творение, чтобы, напоминаниями о Его неотъемлемом Присутствии, Его обманутые дети тоже могли понять, что эту вселенную, вечно продолжающееся представление космического кино, не надо принимать серьезно, как реальность, но рассматривать, как развлекательный и образовательный спектакль.

       Кришна вдохновляет Арджуну показать единство последнего с Духом, вместо того чтобы бесконечно оставаться попрошайкой, расстроенным неудовлетворенностью ничтожными крохами удовольствия и оскорблениями боли. Посредством божественного единства ученик понимает, что все вещи, принадлежащие его Отцу, принадлежат также и ему. Он вновь обрел внутренний рай.

       “Но”, - Господь подчеркивает, - “как даже Я, непривязанный к космосу, всеже присутствую в каждом действии, так каждый из моих божественных сыновей должен делать какую-то работу, чтобы помогать Моему обманывающемуся творению и его смертным вернуться ко Мне”. Все должны работать, когда Господь космоса сделал выбор работать.

       Оттого что незаинтересованная воля Всемогущего состоит в работе во всем, как Космический Разум, Он хорошо понимает, что человек и вибраторная жизнь во всех сотворенных атомах не помнит своего единства с Духом. Какое несчастье! Человеческим существам и всем частицам природы, поэтому, оказывается помощь Богом и каждым освобожденным святым вновь обрести их потерянную память. В этом заступничестве мы находим возвышенное уверение Бога в том, что все души, произошедшие от Него, возвратятся к Нему. Вот почему, как Божественный Разум, Он продолжает работать через человеческую совесть и через пророков, поднимающих человека до его наследия, что отражается в прекрасной мудрости, выраженной Иисусом: “Ищите прежде Царствие Божие, и Его праведность; и все эти вещи приложаться вам”.

       Используя Свою беспредельную силу, Бог мог бы действовать, как Космический Диктатор, и насильно возвратить творение к Себе. Но, так как Он дал всем людям свободную волю принять или отвергнуть Его, Он работает тайно и через Своих святых, чтобы мягко убедить отчужденных смертных возвратиться к Нему.

 

Стих 23


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!