Сампраджната и асампраджната самадхи
Патанджали подразделяет самапраджната самадхи на четыре стадии:*
(1) савитарка (“с сомнением или предположением”): интуитивный опыт, смешанный с аргументативным или, одержимым сомнением, умом;
(2) савичара (“с размышлением или выводом”): интуитивный опыт, смешанный с разумно-направленным интеллектом;
(3) сананда (“с радостью”): внутренний интуитивный опыт, интерпретируемый читтой или пронизанным радостью чувством; и
(4) сасмита (“с “самостью” или индивидуальностью”): интуитивный опыт, смешанный с чистым чувством бытия. Эти четыре состояния, приходящие после углубления вовнутрь (пратьяхары), суть результат глубокой концентрации (дхараны), или сверхсознательного восприятия, как ограниченного телесно.
Растворив по одной эти четыре стадии самапраджната в следующее по порядку более высокое состояние, йог идет за их пределы и достигает асамапраджната самадхи. Это приходит в глубокой медитации (дхьяне), в которой концентрация (дхарана) непрерывна, без мгновения перерыва; тогда объект медитации (т.е., частный аспект проявления Бога) испытывается, как выраженный не только в теле, но и в вездесущности. За пределами этих состояний, в продвинутых стадиях реализации, самапраджната и асамапраджната значат соответственно, савикалпа и нирвикалпа самадхи.
Патанджали говорит, что достижение высочайшего самадхи возможно “посредством глубокой, преданной медитации на (Господе) Ишваре (I:23)…Его символ есть Аум (I:27).”
|
|
Все вышесказанное имеет следующее приложение ---------------*---------------
к Гитовским стихам 15-18: (Значение раковин пяти Йоговская наука в
сыновей Панду, упомянутых в стихах 15 и 16, дается приложении к стихам
сначала, объясненное согласно духовной прогрессии 15-18; опыты в позво-
реализации, а не в порядке представления их в тех сти- ночных чакрах
хах).
_____________________________________________________________________
*Йога Сутры I:17.
**Аллегорическая значимость находится не в буквальном переводе слов мани (драгоценность) и пушпа (цветок), но в санскритских корнях ман, “звучать”; и пуш, “развертывать или являть”.
Рассуждение и догадка ученых умов могут прийти к буквальной или традиционной интерпретации терминологии, используемой риши Вьясой в Гите; но более глубокие значения часто скрываются в намеках в самих словах – подобно тому как Иисус прятал правду в притчах, и апостол Иоанн скрывал значение своей реализации в метафорах Откровений Святого Иоанна. Очевидная интерпретация хороша для вдохновения ординарного человека; скрытая метафора – для серьезного практика йоговской науки.
Сахадева, с его раковиной, называемой Манипушпака (“то, что становится проявленным посредством своего звучания”),* представляет элемент земли в копчиковом центре (муладхара чакре) в позвоночнике. Ученик, концентрируясь на этом центре, слышит Аум космической вибрации в особом звуке, подобном жужжанию, одержимой жаждой меда, пчелы. Ученик тогда недоумевает в сомнении, является ли этот звук телесной вибрацией или астральным звуком. Это состояние концентрации, поэтому, называется савитарка сампраджната самадхи, “одержимое сомнением состояние внутреннего поглощения”. Этот центр является местом пребывания углубившегося медитационного ума в его самой первой стадии.
|
|
Накула, со своей раковиной, называемой Сугхоша (“то, что звучит ясно и приятно”), представляет элемент воды, проявляющийся в крестцовом центре (свадхистхана чакре). Ученик, концентрирующийся на этом центре поднимается над сомневающимся состоянием ума к превосходному более различительному состоянию; он слушает более высокий астральный звук, подобный прекрасным звукам флейты. Сомнение прекращается, и его интеллект начинает измерять [постигать] природу этого звука. Это состояние называется савичара сампраджната самадхи, или “интеллектуальное, ведомое разумом состояние внутреннего поглощения”.
|
|
Арджуна (называемый здесь Дхананджайа, “Победитель Богатства”), с его раковиной, называемой Девадатта (“то, что дает радость”),* представляет элемент огня в поясничном центре (манипура чакре). Ученик, концентрируясь на этом центре, слышит астральный звук, подобный арфе или вине. Благодаря растворению умственного состояния сомнения и различительному интеллектуальному состоянию, он теперь достигает состояния восприимчивой Самореалезации, в которой ясное восприятие звука и его истинной природы производит пронизанное радостью чувство внутренней поглощенности или сананда сампраджната самадхи.
Бхима, с его раковиной, называемой Паундра (“то, что разлагает” более низкие состояния),** представляет элемент воздуха или жизненной силы (праны) в спино-грудном центре (анахата чакре), Ученик, концентрируясь на этом
центре, слышит Аум “символ Бога”, как глубокий затянувшийся звук астрального колокола. После растворения всех (ментального, интеллектуального и восприимчивого) сотояний, ученик приходит к интуитивному внутреннему блаженному поглощению, смешанному с эго-сознанием, не как телесному сознанию, но как чистому чувству индивидуального существования или “я есьмь”.
|
|
Это состояние есть сасмита сампраджната самадхи.
Юдхиштхира, со своей раковиной, называемой Анантавиджайа (“то, что завоевывает бесконечность”), представляет элемент эфира в шейном центре позвоночника (вишуддха чакре ). Ученик, концентрируясь на этом центре, слышит
________________________________________________________________________
*Девадатта значит буквально “дар Бога”. В этом аллегорическом контексте его значимость находится в одном из многих значений санскритского корня дэва, который есть див, и значит “возрадоваться или усладиться“.
**От заключенного там санскритского корня панд, букв., “превратить в порошок”, т.е., дисинтегрировать.
вечно-контролирующий бесконечно-простирающийся космический звук
всепроникающей эфирной вибрации Аум, чье звучание подобно грому, или реву отдаленного могучего океана. В этом состоянии четыре предыдущих фазы углубления –ментальная (манас), интеллектуальная (буддхи), восприимчивая (читта), и эгоистическая (асмита) – будучи растворенными, уступили место более глубокому состоянию чистого интуитивного восприятия безграничного блаженства, называемому асампраджната самадхи.
Хотя познавательные интрументы человеческого сознания теперь исчезли, асампраджната самадхи не есть бессознательность, но прямое знание через Самореализацию, чистая интуиция души. Коль скоро “самость” ученика была трансцендирована, его сознание отождествляется с эфирной вибрацией Аум во всем пространстве: расширяясь от маленького тела до бесконечности, его сознание охватывает вездесущность.
Шри Кришна, которого здесь называют Хришикеша, “Господь Чувств”, затем трубит в свою раковину, называемую Панчаджанья, “то, что генерирует пять таттв или элементов”. Этот звук является смешением звуков пяти нижних центров. Это есть истинная или нераздельная космическая вибрация. Эта “симфония” пяти звуков Пранавы слышится в объединенном центре медуллы и Сознания Христа (аджна чакре). Здесь ученик наслаждается более великим савикалпа самадхи. Он достигает полной реализации Бога в Его творческом аспекте, представленном вибрацией Аум. “В начале было Слово (творческая вибрация – Святой Дух, Амен, или Аум), и Слово было с Богом, и Слово было Бог”.* Настройка на Бога, как Аум, поднимает сознание к имманентному Сознанию Христа. Через Сознание Христа продвинутый йог восходит к Космическому Сознанию в высшем мозговом центре. “Никто не приходит к Отцу (Космическому Сознанию) кроме как через меня (через Сына, или Сознание Христа)**. Эти состояния “Святой Троицы” символизированы в Индусских писаниях, как Аум, Тат, Сат – Святой Дух, вибрация, Кутастха, Сознание Христа, и Бог, Космическое Сознание.
Когда поклоняющийся достигает космического сознания в высшем мозговом центре (сахасраре) и может войти в то состояние по воле и оставаться там, сколько пожелает, он со временем будет благословен испытать тот экстаз в высшем или окончательном недифференцированном состоянии – нирвикалпа самадхи.
Когда йоговское единение с Богом переживается в этих возвышенных состояниях, в которых сознание было поднято к центрам в медулле (чистое сознание души), междубровью ( Кутастха, Сознание Христа), и коре мозга (Космическое Сознание), он реализует более высокое значение сампраджната и асампраджната, соответственно как савикалпа и нирвикалпа самадхи.
В сампраджната савикалпа самадхи, савитарка опыт Богане нагружен сомнением в негативном смысле, но присутствует вопрос с почтением и удивлением: “Неужто действительно это есть Бог, который был столь молчалив и
______________________________________________________________________
*Иоанн I:1 ** Иоанн 14 : 6.
невидим во вселенной? Неужто это правда, что Он пришел наконец ко мне?”. Савичара переживание есть острое различение природы Бога в одном из Его многих аспектах или качествах - Космической Любви, Блаженстве, Мудрости и т.д. Сананда переживание испытывается, как неопределимое блаженство, которое
сопровождает общение с Богом в Его вечной природе вечно-существующего, всегда-сознательного, вечно-нового Блаженства. В состоянии сасмиты ученик чувствует свое расширенное “я” в каждом атоме пространства, как будто все творение есть его собственное тело – это есть состояние совершенного покоя, в котором поклоняющийся подобен зеркалу, отражающему все вещи. Когда ученик встает на якорь в космическом сознании и сохраняет свое состояние Бого-восприятия и вездесущности, даже когда он возвращается к телесному сознанию и материальным действиям, тогда он достиг асампраджната нирвикалпа самадхи.
В стихах Гиты, 17 и 18, упомянуты другие ключевые воины Пандавы, о значении которых говорилось уже в интерпретации предыдущих стихов. Эти божественные Пандавы, следуя руководству Кришны, и те пять Пандавов, трубят в свои раковины. Эти суть поддерживающие нади, или астральные нервные токи, проводники жизненной энергии, чьи вибраторные активности также производят характерные звуки. Все эти вибрации во время медитации повернуты к Богу, чтобы одухотворить все тело и ум и притянуть сознание вовнутрь, в направлении Самореализации.
Мирской человек, читая все эти объяснения, может гадать, о чем это все!
Но те добросовестные искатели правды, которые практиковали правильные методы Раджа Йога медитации, также как и ученики, следующие Крийя Йог е Лахири Махасайи, через Уроки Общества Самореализации, знают из своего собственного опыта, что эти астральные звуки могут быть отчетливо слышны. Правда этого может быть доказана любым, практикующим йоговские техники. В книге, доступной широкой публике, я не могу дать сами эти техники; потому что они священны, и определенные древние инструкции должны соблюдаться, чтобы обеспечить уважительность и неразглашаемость, а также последующую правильную практику. Однако, в этом манускрипте я попытался дать достаточное теоретическое объяснение, чтобы убедить любого разумного мирянина в том, что йога действительно есть наука, совершенно организованная мудрецами древней Индии. В приготовлении интерпретации святой Бхагавад Гиты, я желаю и молюсь пробудить новые сердца и умы к физическим, ментальным и духовным благословениям, доступным через верное знание и применение йоговской науки, и вдохновить и ускорить прогресс тех учеников, которые уже устойчивы на йоговском пути.
8 Bhagavad Gita 7 by Yogananda, translated form English by A. L. Koudlai (p.122 - )
--------------------*-------------------- Иллюстрация может помочь объяснить Аналогия Творения , как глубокий смысл, заключенный в этих стихах космическая кинокартина Гиты: Примитивный дикарь, не имевший контакта с современной цивилизацией и видящий кинокартину в первый раз, может легко поверить, что картинки на экране - живые мужчины и женщины. Один способ убедить его, что озвученная кинокартина есть ничто иное как игра кинопленки и эллектрических вибраций, это подвести его к экрану и позволить потрогать теневые образы, чтобы обнаружить их обманчивую природу. Другой способ дать ему понять, что говорящие картинки суть игра огней и теней, это показать пленку и кинооборудование, и как поток электрического света, исходящего из отверстия будки оператора, несет в себе этот луч энергии, проектирующий на экран серию реалистических форм.
Для материалиста, весь мир – его сочетания твердых тел, жидкостей, огней, газов и т.д. – кажется составлен из реальных материальных субстанций: “Это, как я воспринимаю его; поэтому это должено быть фактом.” Но подвинутый йог, чья Самореализация проникла ко внутреннему источнику внешней материи, может сказать: “Этот мир, этот космос, есть только тени жизни, брошенные на экран пространства, и отраженные в наших сознательном и подсознательном умственных палатах».
Подобно тому как эфирический поток света, истекающего из кинобудки, видится прозрачным лучом карманного фонаря, свободным от каких-либо, заключенных внутри, картинок, и всеже образы таинственно появляются на экране; так и Бог, из своей будки в центре вечности, испускает сферическую связку лучей, невидимые лучи фонариков, которые – проходя через пленку иллюзорных взаимодействующих принципов природы – производят в своей сущности на экране пространства бесконечное разнообразие видимо реальных картин. Но эти образы суть иллюзии теней; единственная реальность есть Бог и Его индивидуализированное сознание в формах, которые видят и взаимодействуют в драме космической иллюзии.
Йог, вглядывающийся при закрытых глазах в темную непроглядность внутри, в конце концов находит там шесть тонких астральных будок – копчиковый, крестцовый, поясничный, спино-грудной, шейный и комбинированный медулларный и Христовый центры, расположенные в позвоночнике и в основании мозга и междубровье. Он видит, что “как-живая” картина его тела, производится током земли в копчике, вибрацией воды в крестцовом, огненной вибрацией в поясничном, воздушной вибрацией в спино-грудном, эфирной вибрацией в шейном, и интеллектуальной-и-жиненно-энергетической вибрацией в медуле и Христовом центрах.
Как луч электрического света, брошенный на экран, издает специфический звук в своем источнике, явля.щийся результатом электрической вибрации, так и астральные позвоночные центры издают разные “музыкальные” звуки, когда они посылают вовне свои различные пранические (жизненной силы) токи, производящие цветную картину физического тела, с ее “как настоящими” зрительными, осязательными, слуховыми обонятельными вкусовыми восприятиями. От сосредоточения на этих шести центрах, медитирующий ученик слышит последовательно музыку шмеля, флейты, арфы, колокольчиков, рокота моря, и затем симфонии всех астральных звуков. Эти эманации из шести центров суть вибрации пяти элементов, или таттв в природе, макрокосмически присутствующих во вселенной и микрокосмически оперирующих в теле человека.
Земляной жизненный ток в копчике есть сила, ответственная за приведение в твердое состояние атомов плоти изначальной жизненной силы и за произведение
* чувства запаха; во время своей активности этот центр издает Пять вибраций эле - звук жужжащей пчелы.
ментов создают и Водяной элемент в крестцовом центре поддерживает поддерживают тело атомы всех жидких субстанций в теле, и ответственен за чувство вкуса; его активность производит музыкальный звук флейты.
Огненный элемент в поясничном центре поддерживает астральное сияние жизни и электрический жар тела, и производит чувство зрения – активности, сопровождаемые прекрасными звуками, подобными арфе.
Воздушный элемент в спино-грудном центре наделяет кислород и жизненную энергию, прану, в теле способностью соединяться с физическими клетками, а также ответственен за чувство осязания; его работа производит подобный колоколу или гонгу звук.
Эфирный элемент в шейном центре сплетении поддерживает электрический фон в теле, приспосабливая его ко всем пространственным вибрациям. Тонкая эфирная вибрация является экраном, на который образ тела и всей природы проецируется. Шейный центр производит чувство слуха и отдается космической вибрацией океанического рокота.
Объединенный центр медуллы и Христа есть динамо сознания, жизненной силы, и матриц вибраторных элементов. Этот высокий центр постоянно перезаряжает жизнью и сознанием все суб-динамо вибраций элементов земли, воды, огня, воздуха и эфира, которые поддерживают телесную плоть, кровь и все субстанции, жар, кислород и жизненную силу, и электрическую активность*.
Другими словами, тело есть совсем не то, чем оно кажется! Это есть сложный результат комбинации шести токов, истекающих из шести астральных центров. И эти токи, в свою очередь, суть эманации сферической космической энергии творческой вибрации Аум, которая производит в своей сущности макрокосмический кино-сон вселенной.
Духовный аспирант, стремясь разрешить загадку тела, понимает ее только тогда, когда его внимание оттягивается от тела к шести внутренним будкам, которые выдают шесть токов, ответственных за производство картины тела. Знанием этих шести токов и многолетней практикой медитации, йог учится видеть тело не как твердую массу, но как проявление вибрирующего света. Такой йог тогда поправу понимает, что основанием физических клеток является атомистическая энергия, приходящая от жизнетронов, или астральной энергии, приходящей от мыслетронов, или причинной (ментальной) энергии; и что все они суть разной частоты вибрации космического разума, или разные сны Божьего ума.
______________________________________________________________________
*Более подробно об этих тонких активностях элементов в позвоночных центрах см. в XIII:1
Когда такое восприятие станет частью личной Самореализации йога, он будет способен сознательно контролировать все функции телесных инструментов и даже материализовывать или дематериализовывать свое тело по воле.*
Подведем итог важной значимости звучания боевых раковин Пандавов в этих стихах Гиты:
Мирской человек, чье внимание привлечено материей, слышит только шумы внешнего мира. Но в психологической и метафизической борьбе между чувственным умом и связанным с душой разумом, и воюющие чувства, и силы души производят разные вибрации в попытке *
завоевать сознание медитирующего ученика. Итог: вибрации чувств и сил души
Во время медитации внимание ученика *
сначала покидает сферу физических звуков материального мира. Затем внимание привлекается различными звуками, происходящими от внутренних активностей физического тела – таких, как циркуляция крови, пульсация сердца, беспокойство дыхания. Эти вибрации становятся очень слышимыми и беспокоющими, когда внимание человека полностью концентрируется внутри. Более глубокой медитацией ученик продвигается за пределы физических звуков; и проходя через астральное царство, он начинает слышать различные вибраторные звуки астральных жизненных сил (звуки, подобные звучанию боевых раковин: или охватывающие, полные, раскатистые музыкальные вибрации): шмеля, флейты, арфы, колоколов, рокота моря и астральной симфонии. Прислушиваясь к этим звукам, он научается локализировать центры жизни и сознания. Определяя местоположения центров, он со временем действительно видит их. Это достижение обычно требует годы медитации под руководством и с благословением продвинутого гуру. Наконец, видя центры и возводя свое сознание через них в разных стадиях самадхи , йог разрешает тайну тела; он знает последнее, как контролируемую форму световых вибраций.
________________________________________________________________________
* Австралийский физик Пол Дэвис, доктор, выигравший в 1995 г. Темплтоновский приз за прогресс в религии, писал в Суперфорс ( Нью Йорк: Саймон и Шустер, 1984): «Для наивного реалиста вселенная есть коллекция объектов. Для квантого физика это нераздельная паутина вибрирующих типов энергии, в которой ни один компонент не имеет реальности, независимой от всеобщности; и обозреватель включен в эту всеобщность”.
Профессор Брайан Д. Джозефсон из Кеймбриджского Университета, Нобелевский лауреат в физике в 1973, похвалил древние Индийские системы философии: «Веданта и Санкхья содержат ключи от ума и процесса мышления, которые соответствуют квантовой области, т.е., активности и распределению частиц на атомном и молекулярном уровнях”.
Много примеров способностей продвинутых йогов – тех, кто овладел наукой Йоги, практическим приложением мудрости Веданты и Санкхьи – было приведено в Автобиографии йога, включая главу “Закон чудес” (Замечание издателя).
Стих 19
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!