О, Учитель, посмотри на эту огромную армию сынов Панду, выстроенную в боевом порядке твоим талантливым учеником, сыном Друпады.



(Царь Материальное Желание, во время интроспекции поклоняющегося, обращается к своему наставнику Дроне, Привычке:)

       “Посмотри на эту могучую армию Пандавов (силы разума, окопавшиеся в позвоночных центрах), всецело готовую к бою под управлением твоего ученика (спокойного внутреннего света интуитивного пробуждения, ученика “Дроны” - привычки к медитации, из прошлого). Этот сын Друпады (рожденный от “Друпады” - бесстрастия к материальным удовольствиям, происходящего от истинного духовного пыла и божественной преданности) был тренирован тобою для совершенства в искусстве психологических войн. Теперь он встал против нас! могущественный генерал армии Пандавов (предводитель оккультных солдат разума)”. Дурьодхана – Материальное Желание – ошеломлен и раздосадован, увидев, что тот выдающийся генерал, который готовит силы чистого разума к психологической битве, является его со-учеником,             *

сыном Царя Друпады, искусным учеником его           Символическая сила

собственного учителя и основного союзника            спокойного внутреннего

Дурьодханы, Привычки Прошлого, Дроны.              света божественного

Сын Друпады, Дриштадьюмна, метафорически                    восприятия

представляет собой спокойный внутренний свет                                

божественного восприятия, пробуждающуюся интуицию поклоняющегося. Короткая ссылка на аллегорию Махабхараты объяснит значимость этого:

       В их юности, Дрона и Друпада были близкими друзьями. В более поздние годы, когда Друпада взошел на трон, как царь Панчалы, он презрительно насмехнулся над Дроной, когда тот, в надежде на их прежнюю дружбу, пришел просить царских милостей. Разгневанный Дрона, с помощью Пандавов, отомстил Друпаде, явившись причиной его страдания от унизительного военного поражения, в котором он потерял свое царство и был взят Дроной в плен. По доброте, Дрона освободил Друпаду и позволил ему сохранить южную половину своего бывшего царства. Тем не менее, Друпада поклялся отомстить Дроне. Во воремя жертвенного ритуала он молился, и это было пожаловано, о сыне , который бы обладал мужеством и способностью уничтожить Дрону. Этот сын, Дхриштадьюмна, поднялся из жертвенного огня, как небесный воин, сияя лучезарным светом и наделенный несомненным мужеством. Во время войны Курукшетра, это от руки Дхриштадьюмны, в конце концов погиб Дрона.

       Как уже было установлено, Дрона представляет самскару, или тенденцию прошлых привычек. Друпада, как будет объяснено полнее в следующем стихе, представляет бесстрастие, презрение к материальному наслаждению из-за серьезного духовного пыла и божественной преданности. Вначале, поклоняющийся находит, что его пылкое духовное желание и его внутренние наклонности, или самскары, кажутся друзьями. Но, когда самскара выражает свои материально-чувственные тенденции, духовное желание презрительно отвергает такую компанию. Тогда Привычка, в отместку, стремится захватить духовный пыл поклоняющегося узником прошлых привычек и дремлющих склонностей, восставших, чтобы помешать ему. До тех пор пока поклоняющийся устойчиво не установился в своей духовной жизни, он прежде всего подвергнется нападению своих дурных привычек. Остерегаясь их, он неожиданно найдет, что лелеемая господская свобода все еще не полностью свободна, но находится в заключении у спавших до сих пор самскар, которые ослепляют его разумную свободную волю. Ученик видит, что его духовный пыл может править эффективно в той половине телесного царства, которое соединено с материально склоненными чувствами – южной порцией, или нижними центрами позвоночника, которые управляют чувственными активностями физического телесного царства. Но привычка, своими принуждающими тенденциями и импульсами, все еще держит в рабстве способность чистого разума. Решительный ученик тогда пробуждает свое духовное рвение с намерением освободить душу от всякого рабства. Его неуклонная глубокая преданность дает ему потомка, сына, который есть выявляющий истину свет и способность пробуждающей интуиции, Дриштадьюмну. Эта внутренняя убежденность, тренированная привычкой медитировать, становится генералом духовных сил ученика, определяя необходимое боевое построение и стратегию, которые контролируют его беспокойный ум в медитации и ведут силы разума к победе.

       Добрые способности, натренированные привычкой, могут уничтожить своих со-учеников, материальные желания и их злые силы, которые тоже натренированы привычкой. Но в конечном итоге йог поднимается выше влияния всех привычек и полагается только на чистую различительную способность души, интуицию, управляющую всеми действиями. Это единственно чистый различительный свет интуиции, божественная реализация, которая имеет силу убить Дрону, или привычку. Вот что присутствует в самом имени Дриштадьюмна. Дрста значит смелый, решительный, уверенный; дьюмна значит великолепие, слава, сила. От этого мы получаем “великолепная смелость”, которую можно определить, как Спокойный Внутренний Свет, открывающая истину интуиция, которая смела и уверенна, так как безошибочна; это – единственная сила, могущая уничтожить привычку. Это – внутренний свет возрастающей реализации в медитации, развивающейся в конечном итоге в самадхи, что разрушает все рабство самскар.   

       О Дхриштадьюмне говорится, как об искусном ученике Дроны (самскара в своем хорошем или духовном аспекте), потому что сила привычки, повторно прилагаемая к практике медитации, есть то, что развивает Спокойный Внутренний Свет интуитивного божественного восприятия. В трудные времена, этот Спокойный Внутренний Свет видится и чувствуется медитирующим учеником, направляя, поддерживая и подбадривая его медитативные усилия.

 

Это – психологическая правда, что привычка является “наставником” как хороших так и плохих склонностей в человеке. Когда злое Материальное Желание пытается использовать влияние привычки, чтобы уничтожить способности разума, Царь Зла в удивлении обнаруживает, что есть хорошие воспитанники привычки, которые готовы сопротивляться. Утешительна мысль, что независимо от того как сильны злые привычки и материальное желание в любой данный момент, солдаты хороших привычек этой жизни и прошлых воплощений присутствуют, всегда готовые дать сражение. Эти хорошие самскакры, хорошие отпечатки божественных восприятий, оставленные прошлыми привычными действиями, суть оккультные солдаты, охранники Царя Души. Эти воины остаются спрятанными за психологическими армиями различения, готовые рвануться в атаку и проявиться свои способности в битве, когда в ней кажется побеждают враги, злые чувственные солдаты Материального Желания. То есть, когда ученик имеет сильную армию хороших самскарических тенденций от прошлых привычек и действий, они вовремя придут ему напомощь, чтобы поддержать настоящие хорошие привычки и разумные действия.

       Большинство людей, тем не менее, по воле позволяют, чтобы их царство сознания управлялось злыми тенденциями, рожденными от прошлых привычек. Так, разумные тенденции попадают в изгнание; и оккультные солдаты различения возникшие от прошлых привычек, метафизические охранники, спрятанные за психологическими армиями различения, должны тоже оставаться в бездействии.

       Человек, который всегда беспокоен и никогда не медитирует, верит что “с ним все в порядке”, потому что он привык быть рабом чувств. Он понимает свое истинное тяжелое положение, как только духовное желание пробуждается в нем, и он пытается медитировать и оставаться спокойным; тогда он, естественно, встречает ожесточенное сопротивление плохих привычек умственного непостоянства.

       Йог-новичок находит, что его солдаты разума, ведомые желанием быть хорошим, все же, к сожалению, несут многие огорчительные поражения. Когда он медитирует дольше и молится горячо о внутренней помощи, он видит, что спокойная уверенность интуитивного восприятия, старый оккультный генерал пробуждающегося внутреннего света, является из сверх-сознания, чтобы активно возглавить силы разума. Неважно сколько раз он терпит от сильных атак чувственных привычек, рожденные медитацией оккультные солдаты этой жизни и прошлых воплощений всеже приходят ему напомощь. Когда привычки беспокойства пытаются узурпировать трон его сознания, эти оккультные солдаты предлагают эффективное сопротивление.

       Оккультные солдаты появляются на сцене психологической борьбы только по двум поводам: во-первых, когда авангардные солдаты разума разбиты солдатами чувственных искушений; во-вторых, когда солдаты разума сигналом горна медитации попросили помощи оккультных сил. Вместе, оккультные солдаты прошлых реализаций и солдаты разума могут легко разгромить силы беспокойства, если сражение происходит до того, как трон сознания был узурпирован Царем Материальное Желание. Гораздо более трудно для оккультных солдат помочь в борьбе за возвращение трона, когда он уже попал в руки Материального Желания. Человек, поэтому, должен взять все, что можно, от своих духовных склонностей, пока еще войска его желания-медитировать сильны. Хорошо начать медитировать в раннем восрасте; или, если этого не случилось, начать медитировать регулярно и ежедневно по расписанию, как только ментальная расположенность развилась.

       Привычки медитировать, приобретенные недавно или в далеком прошлом, в силах пригласить того Генерала Внутреннего Света. Личности, разочаровавшиеся в медитации из-за беспокойности, все еще не понимают силу сопротивления злу их разумных наклонностей и риергарда [прикрытия] их оккультных солдат прошлых хороших привычек медитации. Но даже будучи узниками в руках беспокойства, если они сопротивляются в борьбе, стараясь успокоиться, они узнают, что спрятанные оккультные солдаты – грозные, стойкие силы интуиции, пытаются ворваться из сверх-сознания, чтобы духовно помочь.

       Это объясняется в Бхагавад Гите так, что когда Материальное Желание и его армия чувственных тенденций и их беспокойные мысли пытаются подкрепиться Материальной Привычкой Прошлого, чтобы отговорить духовного аспиранта от практики медитации, они находят, что Спокойный Внутренний Свет пробуждающейся интуиции, хорошо тренированный Духовной Привычкой Прошлого, эффективно выстраивает способности разума, чтобы дать метафизическое сопротивление.

 

 

Стихи 4-6

 

4) Здесь присутствуют могущественные герои, выдающиеся лучники, искусные в сражении, как Бхишма и Арджуна – старые воины Юйудхана, Вирата и Друпада;

5) Могучий Дриштакету, Чекитана и Кашираджа; возвышенный среди людей, Пуруджит; и Кунтибходжа, и Шайбья;

6) Сильный Юдхаманью, доблестный Утамаюджас, сын Субхадры, и сыновья Драупади – все обладатели великих колесниц*.

________________________________________________________________________

 

* Махаратха, “великий воин на колеснице” (маха, от “великий, благородный, царский”; ратха, “колесница, воин”, описывает того, кто в высшей степени искусен в науке битвы, командует тысячью человек, и способен одной рукой сражаться против десяти тысяч лучников одновременно.

 

 

Божественно направляемая интроспекция Арджуны обнаруживает Царя Дурьодхану – Материальное Желание, открывающего Дроне-Самскаре, наставнику злых и добрых наклонностей:

       “Лучники разума, как искусный Арджуна (Самоконтроль) и Бхима (Контроль Жизни), могучие управители телесной колесницы, все построены, чтобы уничтожить моих солдат чувственных действий. Это Юйудхана (Божественная Преданность), Вирата (Самадхи), Друпада (Исключительное Бесстрастие); Дхриштакету (Сила Умственного Сопротивления), Чекитана (Духовная Память), Кашираджа* (Различительный Интеллект), Пуруджит (Умственное Углубление), Кунтибходжа (Правильная Поза), Шайбья (Способность Умственного Прилипания); Юдхаманью (Контроль Жизненной Силы), Утамайуджас (Жизненный Целибат); сын Субхадры, т.е., Абхиманью (Управление Собой); и сыновья Драупади (проявления, характерные для каждого из пяти позвоночных центров)”.

       Выше представленные, четвертая, пятая и шестая станзы, будут взяты вместе, по причине их взамосвязанного значения. Они описывают метафизических солдат души, пробужденных медитацией, в приготовлении ко внутренней духовной борьбе, этими силами Самореализации против тех врожденных чувственных привычек отождествления с телом – соревнование, которое должны выиграть духовне силы, прежде чем душа, возведенная на трон своего мозгового дворца сможет править со своими божественными придворными интуитивных качеств.

       Душа вступает в эту высочайшую метафизическую борьбу после победы в моральной битве между хорошими и злыми мыслями и действиями, а также в внутренней психологической войне, которая имеет место в ранних стадиях духовного предприятия между тягой чувственного ума в направлении сознания тела, ответственной за физическое и ментальное беспокойство, и тягой внутренних сил разума души в направлении спокойствия и концентрации на Боге. Моральные и психологические битвы между наклонностями чувственного ума и разума ведутся с помощью привычек и оккультных солдат внутренних тенденций (самскар), результирующих от прошлых действий, хороших или плохих. Метафизическая битва имеет дело с еще более глубоким конфликтом внутренних сил, когда йог уже начал испытывать в медитации плоды своей садханы, или духовных практик.

 

Развернутый комментарий:

Символические силы способностей души

Популярно заблуждение, что практика йоги подходит только для мистиков-адептов, и что эта наука лежит вне досягаемости кругозора обыкновенного человека. Всеже, Йога есть наука для всех существ. Человек, также как и каждый атом во вселенной, является внешним результатом этой божественной науки в действии.

____________________________________________________________________

* Царь Каши. Здесь используется титул, а не имя собственное.

 Практика йоги представляет собой набор дисциплин, посредством которых понимание этой науки развертывается, через прямой личный опыт Бога, Высшей Причины.

       Ученый-материалист начинает с обозреваемого следствия материи и стремится в работе назад к причине. Йога, с другой стороны, описывает ту причину и как она развилась вовне в феномены материи, и показывает, как следовать тому процессу в обратном направлении, чтобы испытать истинную духовную природу вселенной и человека.

       Чтобы понять значимость Гитовских стихов 4, 5 и 6, которые описывают метафизических солдат души (и последующие стихи, описывающие враждебных солдат телесного сознания), следует держать в уме определенные основы йоговской науки.

 

Физический мир есть в реальности ничто иное, как ----------------*-----------------

 инертная материя. Наличие жизни и движения во всех Йоговская физиология

формах, от атомов до человека, приходит от тонких сил     астрального и

астрального мира. Эти, в свою очередь, развились от     причинного тел

еще более тонких сил причинного или идеального

творения, творческих вибраторных мыслей, истекающих из сознания Бога. Человек, микрокосм, есть во всех отношениях миниатюрное изображение макрокосма. Его физическое тело есть грубая материя; его жизнь и способность воспринимать через чувста и понимать интеллектом зависят от тонких сил и способностей его астрального и причинного тел – инструментов души, живущей внутри, или индивидуализированного сознания Бога.*

        

________________________________________________________________________

* Роль тонких астральных и причинных сил сознания в оперировании человеческих чувсв еще не была установленна материальной наукой. “Также фундаментальны, как наши чувства, многие секреты которых не поддаются еще научному исследованию,” –гласило сообщение в журнале Дискавэр (Июнь 1993), что подводит итог последним исследованиям чувственного восприятия. Например, - «Чувство осязания, и физический мир, который оно вводит в существование, имеет дело гораздо больше с тем, что происходит у нас в голове, чем в кончиках пальцев.”

   В Мозговой Революции (Нью Йорк: Бантам Букс, 1973), Мэрилин Фергюсон пишет:”Через мириады взаимодействий в мозгу мы воспринимаем; наши чувства выбирают из стимулов, мозговые структуры интерпретируют информацию, окончательной модели реальности где-то там во вне, с которой наши восприятия могут быть выверены, как верные или неверные, не существует….Роза является розой только потому, что человек видит ее таковой; без него был бы лишь образец водоворотов энергии”. [Что, с философской точки зрения, является тоже сомнительным утверждением, т.к. какой смысл имеет утверждение о существовании чего-либо, что никто и никогда не воспринимает? И как же тогда человек знает о существовании этого “водоворота” или чего-либо еще, и то, что это именно “водоворот”, а не “сапоги всмятку”? (Примечание переводчика)]

   “Чувства обычно производят два чуда”, говорит доктор философии Роберт Орнстайн в Психологии Сознания (Нью Йорк: Пенгвин Букс, 1986). “Во-первых каждый орган чувств действует, преобразуя определенный вид физической энергии –коротковолновый свет, молекулы кислого вкуса – в иной вид энергии: электрохимический процесс нейронной стрельбы. Этот процесс называется трансдукция. Каждое чувство имеет специализированные рецепторы, ответственные за эту трансдукцию внешней энергии в язык мозга. Глаз преобразует свет, ухо – звуковые волны, нос – газовые молекулы. Во-вторых, в какой-то точке сенсорной и Физическое тело прямо создается и поддерживается силами астрального тела. Астральное тело и силы, в принципе, суть жизненные потоки праны. Жизненный поток есть смесь сознания и электронов, которой я дал название “жизнетроны”. Разница между жизнетронами и электронами состоит в том, что первые сознательны, тогда как вторые механичны. Электричество, сияющее в лампочке не создает лампочку. Есть только механическое взаимоотношение между лампочкой и электричеством, горящим в ней. Но жизненный поток в соединившихся спермотозоиде и яйце развивает ту первичную клетку в зародыш, и, в конечном итоге, в человеческое существо. Творческая энергия астрального тела нисходит в физическое тело через семь тонких центров в позвоночнике и мозгу, и остается там сконцентрированной, а также выражается вовне через эти центры. В течение лишь дней после зачатия, в эмбрионе можно заметить “нервный желобок”. Из этой первой фазы развития формируется позвоночник, мозг и нервная система, и, от этих развивающихся частей, развивается остальной человеческий организм – все это – работа сил астрального тела.

   Как у физического тела есть мозг,  спинной мозг с парами нервов, формирующими сплетения в шейной, спино-грудной, поясничной, крестцовой и копчиковой областях, а также разветвленную перефирийную нервную систему, так и астральное тело имеет астральный мозг тысячи лучей (тысячелепестковый лотос), астральный позвоночник с тонкими центрами света и энергии, и астральную нервную систему, мириады светящихся каналов которой называют надии. Физиология астрального тела дает жизнь физиологие физического тела. Астральное тело является источником сил и инструментов пяти чувств восприятия и пяти - действия. Астральная нервная система направляет движение жизни или праны в ее пяти различных формах, которые в физическом теле проявляются, как кристализация, циркуляция, ассимиляция, метаболизм и выделение. Основной астральный позвоночник света, сушумна, содержит в себе еще два сияющих позвоночника. Эта сушумна, или внешняя оболочка света, контролирует грубую активность астральных жизнетронов (тех, ассоциируемых со всеми функциями семи астральных спинальных центров с их пятью вибраторными творческими элементами – землей, водой, огнем, воздухом и эфиром), которые создают и поддерживают физическое тело*. Сушумна тянется от муладхара чакры, или копчикого центра, к мозгу.

_____________________________________________________________________

мозговой системы, имеет место вторая трансформация: Миллиарды электрических взрывов и химических выделений “нейронной стрельбы” становятся деревьями и пирогами, серебристой рыбой и смехом – познаваемыми миром человеческого опыта.

   Эти два чуда случаются в каждый момент нашей жизни, и такие непрерывные и обычные, что мы естественно не осознаем их. Мы на пути к пониманию, как работает первое чудо, но каждый ученый остается полностью мистифицирован вторым.»

   Австралийский физик Рэйнор Джонсон выразил это так: «Соборы и прима-розы, произведения искусства и стальной промышленности – что за мир сконструировал ум из электрических штормов в нескольких кубических сантиметрах серого вещества!” (Заметка издателя)

*См. XIII : 1, подробное описание того, как физическое тело создается и наделяется жизнью воздействием трех гун – тамас, раджас, саттва – на пять элементов.  

 

 Как вспомогательные сушумне, существуют две астральные надии по обеим сторонам от нее: слева - ида; справа - пингала.

Эти две, важнейшие из 72000 надей, представляют собой основные каналы астральной симпатической нервной системы – которая, в свою очередь, контролирует соответствующую симпатическую нервную систему грубого физического тела.*

Внутри сушумны находится второй астральный позвоночник, называемый ваджра, который дает способности расширения, сжатия и всех двигательных асктивностей астрального тела. Этот ваджра протянут вверх от свадхистхана чакры, от крестцового центра. Внутри ваджры спрятан читра астральный позвоночник, контролирующий духовные активности (относящиеся к сознанию). Активности этих трех астральных позвоночников контролируются в основном астральным мозгом, сахасрарой, тысячи лучей. Особые лучи жизни и рассудка из тысячелепесткового лотоса света прямо отражаются в разных астральных позвоночных центрах, давая каждому его особые активности и сознание, так же точно как участки физического мозга присоединены к специальным нервам и нервным центрам в физических позвоночных сплетениях.

Как физическое тело сделано принципиально из плоти, а астральное тело из праны, разумного света или жизнетронов, так и причинное тело особо сделано из сознания, идей, которые я назвал “мыслетроны”. Это присутствие сил  

________________________________________________________________

*Анатомия грубого физического тела, являющегося внешним выражением более тонких астральных сил, в общем построена по образцу жизнетронной астральной формы. Физический спинной мозг и цепочки нервных узлов симпатической нервной системы, идущей вдоль позвоночника, совпадают, соответственно, с астральной сушумной и надями, идой и пингалой, слева и справа от сушумны. Как сушумна есть наиболее внешний футляр двух более тонких каналов (ваджра и читра) астрального позвоночника и причинного “позвоночника” интеллекта (брахманади) – описывамого в комментарии на этот стих – физический позвоночный шнур также состоит из четырех концентрических слоев, защищенных позвоночником:

1. Наиболее внешний есть узкое, наполненное лимфой капилярное  пространство, ограниченное твердой мембраной, dura mater

2. слой губчатого вещества, наполненного цереброспинальной жидкостью, покрытый деликатной паутинной оболочкой

3. белое и серое вещество, окруженное сосудистой оболочкой, наз. pia mater, которое содержит афферентные и эфферентные нервные волокна, соединяющие мозг с мускулами, чувствами и жизненными органами, посредством перефирических нервов

4. исключительно тонкий центральный канал в середине серого вещества.

Два глаза физического тела, которыми воспринимается мир двойственности, сделанны по образцу трех фаз астрального духовного глаза: золотое кольцо астрального глаза окружающее сферу голубого (синего) света, в центре которого сияет яркий звездный свет пяти лучей, что симулируется в физических глазах – белком, радужной оболочкой и зрячком, соответственно.

           Физическое тело, в целом, когда располагается с вытянутыми в стороны руками, напоминает пятиконечную звезду, символизирующую пять звездных лучей, видимых в духовном глазе, который выслал вовне пять вибраторных элементов, создающих физическое тело: землю, воду, огонь, воздух и эфир (голова представляет тончайший элемент, эфир; две руки – воздух и огонь; а две ноги – более грубые элементы воды и земли).

           Все физическое творение, настолько вызывающее восхищение человеческого ума и интригующее для ученых исследователей, представляет собой  лишь мучительно дразнящие намеки на лежащие подспудно чудеса бытия – идеограммы Космического Автора, подлежащие расшифровке просветленными умами.

причинного тела за астральным и физическим телами является причиной и поддержкой их существованию, а также делает человека сознающим, чувствующим существом.

                   *                 Причинное тело имеет духовный мозг мудрости и Структура астрального и      духовный позвоночник, называемый брахманади, не

причинного позвоночников    имеющей световых оболочек, как трех-частный                                   *                 астральный позвоночник; он сделан из сильного потока сознания. Брахманади обычно описыватся как внутренность, или единственная внутренность, астрального позвоночника, читры. Это одновременно – факт и неправильное употребление термина. Брахманади, будучи “позвоночником” причинного тела, которое есть мысле-вибрации или сознание, можно только описать в относительных терминах, как находящегося “внутри” или покрытого теми тремя астральными позвоночниками, которые в свою очередь покрыты позвоночником физического тела. “Формы” трех тел и их “позвоночников” суть предмет степени грубости наложений одного на другое, затрудняющих восприятие более тонкого более грубым, но не мешающих их функционированию. Физические, астральные и причинные инструменты души существуют и функционируют, как интегрированное целое, через взаимодействие различных грубых и тонких сил.

       Внутри причинного цереброспинального “канала”, или брахманади, находятся семь духовных центров сознания, соответствующих тонким центрам света и силы в астральном теле. Физическое, астральное и причинное тела скрепляются вместе в этих центрах, объединяя три тела для совместной работы: физическая машина, энергизируемая астральной жизнью, с причинным сознанием, дающим способность понимать, думать, направлять по воле и чувствовать.

       Причинный мозг является резервуаром космического сознания, вечно-существующего, вечно-сознающего, вечно-блаженного Духа и его индивидуализированного выражения, души. Когда это сознание нисходит через причинные цереброспинальные центры, оно проявляется, как мудрость в причинном мозгу, интуиция – в причинной медулле, спокойствие в причинном шейном центре, сознание за жизненной силой – в спино-грудном центре, сознание силы самоконтроля - в причинном поясничном центре, сила разделения желания - в причинном крестцовом центре и сила сдержанности - в причинном копчиковом центре. Эти выражения космического сознания души, нисходящие через причинные цереброспинальные центры, посылают, через волевые действия,

 мудрость “клеткам” нескончаемых мыслей, составляющих причинное тело.

       Как только это сознание течет вовне причинного тела в астральное тело, и затем в физическое тело, притягиваемое магнетизмом чувственной привязанности к материи, прекрасное выражение оригинального космического сознания в возрастающей степени становится обманутым и грубым, теряя свою истинную Духовную природу. Чистое блаженное сознание, или мудрость, становится различением [разумом]. Разум, искаженный органиченностью чувственных восприятий, становится слепым капризным умом. Выраженный еще грубее, ум становится жизнью без способности понимания. Жизнь становится инертной материей.     

 

 

5 Bhagavad Gita 4 by Yogananda, translated form English by A. L. Koudlai (p.63 - 82 )

 

 

Эти стадии выражения называются в йоге футлярами (ножнами) или кошами. Все творение упаковано в одном или более из пяти кош. Они суть экраны иллюзии, каждый из которых, в нисходящем порядке, в большей степени затрудняет видение реальной Причины и Сущности всего творения, Бога.                      *

Эти пять кош суть: анандамайа коша, или оболочка Коши – стадии эволюции в

блаженства; джнанамайа коша, интеллект или обо- творении и человеке

лочка различения; маномайа коша, оболочка ума,                  *

манаса; пранамайа коша, оболочка жизни или праны; и анамайа коша, грубая материя. Футляр блаженства охватывает и является причиной причинного мира и тела человека. Три футляра, интеллекта, ума и жизни, суть покрывала астральной вселенной и тела человека. Материальный футляр выражается, как физическая вселенная и тело человека.

       В восходящем порядке, от материи к Духу, пять эволюционных стадий жизни являются результатами этих пяти оболочек. Когда, одна за другой, эти оболочки снимаются, имеют место соответственные проявления прогрессивно более высокого выражения жизни.

       Инертные минералы заключены во все пять оболочек. Со снятием анамайа коши или материального футляра, обнаруживается пранамайа коша, оболочка жизни, и результирующим проявлением является растительная жизнь. Когда снимается пранамайа коша, обнаруживается маномайа коша, оболочка ума, и проявляется животное царство. (Животные имеют восприятие и сознание, но не интеллект, позоляющий различать между правильным и ложным.) Когда маномайа коша отвертывается, обнаруживается джнанамайа коша, разумный футляр, и мы имеем выражение интеллекта, человека, со способностью думать, осмысливать и напралять свои действия, на основании различения и свободного выбора. Когда человек правильно использует эту способность разума, джнанамайа коша в конечном итоге снимается, и анандамайа коша, или оболочка блаженства, обнаруживается. Это - состояние божественного человека, отделенного только тонкой вуалью индивидуальности от Бога.*

_____________________________________________________________________

* ”В конечном рассмотрении,” – заявил видный английский генетик Дж. Б. С. Холдэйн, - “вселенная не может быть ничем иным, как только прогрессивным выражением Бога”.

           Недавние открытия во многих областях исследования постепенно рассеивают долго лелеемое научное мнение, что эволюция развития жизни и интеллекта, которая произвела человека, была случайным процессом. Само существование живой материи приводит многих ученых к признанию присутствия плана в творении. “Тщательный анализ подсказывает, что вероятность случайного формирования даже слегка впечатляющей живой молекулы весьма мала.” Сообщил журнал Тайм, 28 декабря, 1992. Также статья в Ньюсуик, 19 июля, 1993, поставила вопрос: «Как частички газа и глины пришли к жизни?... Где бы составляющие жизни ни развились, соединение их во что-то более живое все еще кажется до сумасшествия невероятным. Фрэд Хойл, английский астроном (основатель Института Теоретической Астрономии при Кеймбриджском Университете) однажды сказал, что вероятность этого события подобна вероятности конструирования Бойинга 747 способом насылания ураганов на свалку.”

           “Одно интригующее наблюдение пришедшее от физики.” – утверждала статья в Тайм , - “это то, что вселенная кажется сконструированной и отрегулированной для существования жизни. Если бы сила гравитации немного увеличилась, звезды бы сгорали быстрее, оставляя мало времени для развития жизни на окружающих их планетах. Если бы на волос изменили относительные массы

Человек, будучи микрокосмом вселенной, имеет в себе все пять оболочек – материи, жизни, ума, интеллекта и блаженства. Только он из всех форм творения имеет способность отвернуть все эти пять оболочек и освободить свою душу, чтобы стать единым с Богом. Йога, как описывается в Бхагавад Гите и выражается этими самыми станзами, является методом, посредством которого это освобождение может быть достигнуто. Правильной практикой медитации подвинутый йог, через пранаяму, или контроль жизненной силы, развертывает оболочку жизненной энергии (пранамайа коша). Он находит, что эта жизненная энергия является звеном между материей и Духом. Обуздав жизненную силу, он понимает истинную природу материи (анмайа коша), как обманчивую объективизацию Духа. И, направляя вовнутрь жизненную энергию, отключает сознание от отождествления с ограниченным чувственным умом (маномайа коша), эта оболочка снимается, чтобы различительные способности интеллектуальноцй оболочки или буддхи (джнанамайа коша) могли преобладать в его жизни и его медитации. Культивация разумных качеств, посредством правильных духовных действий и йоговской медитации, дает ему в конце концов способность свернуть эту интеллектуальную оболочку, чтобы открыть тонкую оболочку блаженства

(анандамайа коша), которая есть покрывало причинного тела для его души, с его способностью чистой всезнающей интуиции и мудрости. Отвертывание оболочки блаженства есть глубочайшая медитация, йог погружает свою душу в благословенное единство с Богом.

___________________________________________________________________________________

протонов и нетронов, звезды могли бы никогда не родится, т.к. водород, который они сжигают не существовал бы. Если бы встряхнуть во время Биг Бэнга некоторые основные цифры –“начальные условия” – материя и энергия никогда бы не сгустились в галактики, звезды, планеты или другие платформы, достаточно устойчивые для жизни, как мы ее знаем.

           Одним мало-публикуемым фактом является то, что эволюционные биологи теперь верят, что эволюции, очень вероятно, было дано достаточно времени, чтобы создать вид, ненаделенный нашей сущностной принадлежностью - интеллектом, столь значительным, что он осознает себя и начинает соображать, как вещи работают. В действительности, многие биологи давно верили, что (учитывая основную структуру вселенной,) приход жизни высоко сознательной был почти неибежен.”

           В Необъятном Путешествии (Нью Йорк: Рэндом Хаус, 1957), биолог Лорэн Айзели комментировала на долженствующий быть слепым эволюционный процесс “естественного отбора” и “выживание наиболее приспособленного”, которые сформировали сложные живые существа из сырых материалов земных: “Люди много говорят о материи иэнергии, о борьбе за существование, которая формирует жизнь. Эти вещи существуют, это верно; но более тонким, ускользающим, быстрее чем плавники в воде, является тот таинственный принцип, известный как организация, который оставляет все другие тайны, имеющие отношение к жизни, несвежими и незначительными в сравнении. Хотя, очевидно что без организации жизнь не приходит к концу, всеже эта организация не является , строго говоря, продуктом ни жизни, ни селекции. Подобно какой-то темной и случайной тени внутри материи, она выхватывает маленькими окнами (или пространствами) глаз образы о пении полевого жаворонка…. Если мертвая материя стоит за всем этим любопытным пейзажем скрипачей-сверчков, чирикающих воробьев и диву дающихся людей, это должно быть ясно даже наиболее преданному своей вере материалисту, что материя, о которой он говорит содержит удивительные, если не страшные силы, и может оказаться, как заметил Харди, “лишь одной из многих масок Великого Лица за ними.”” (Примечание издателя) 

 

Как объяснялось в комментарии на первый стих, -------------------*------------------

Ученик может приобрести опыт просветления в ме- Принципиальные раз-

дитации, и даже блаженство самадхи, но все же найти умные способности

что он не в состоянии сохранять то сознание постоянно,    души

так как он оттягивается назад снова в телесное сознание

самскарами, или отпечатками, оставленными на его сознании от прошлых привычек и желаний. Это тогда есть состояние йога, готовящегося к метафизической битве. Способности чистого разума – те принципиальные, символически представленные, как сыновья Панду – были пробуждены в йоге, готовом востребовать назад телесное царство души.

       Пять Пандавов суть основные герои Гитовской аналогии, контролирующие армии сознания и энергии (праны) в пяти тонких центрах позвоночника. Они представляют качества и способности, приобретенные учеником, чья глубокая медитация сонастроена с астральными и причинными центрами жизни и божественного сознания.

           

В восходящем порядке, значение пяти Пандавов таково:

 

Сахадева: Сдержанность, Способность Воздерживаться от Зла (Дама, действенная сила сопротивления, упорство, которым беспокойные внешние чувственные органы могут быть контролированны); и вибраторный элемент земли в копчиковом центре, или муладхара чакре.

 

Накула: Приверженность, Способность Придерживаться Хороших Правил (Сама, позитивная способность впитывать, внимание, которым ментальные тенденции могут контролироваться); и вибрирующий элемент воды в крестцовом центре, или свадхистнана чакре.

 

Арджуна: Самоконтроль; и вибраторный элемент огня в поясничном центре. Этот центр, манипура чакра, дарует огненную силу ментальной и телесной способности сражаться против развернутого наступления чувственных солдат. Это подкрепление хорошим привычкам и действиям; тренер привычек. Он держит тело прямо и является причиной очищения тела и ума, а также делает возможной глубокую медитацию.

       Мы увидим позже, почему этот центр аллегорически представляет Арджуна, наиболее искусный из всей армии Пандавов, когда мы рассмотрим его двойную функцию. Это есть поворотный пункт жизни ученика от грубого материализма к более тонким духовным качествам. От поясничного к крестцовому и копчиковому центрам жизнь и сознание стекают вниз и вовне к материалистическому и привязанному к чувствам телесному сознанию. Но в медитации, когда ученик помогает жизни и сознанию притянуться к магнетизму в более высоком спино-грудном центре*, сила этого огненного поясничного центра,

____________________________________________________________________

*См. I:21-22 о магнетизме между центрами: копчиковым, спино-грудным и третьего глаза.

 диссоциирует себя от материальных забот и поддерживает духовную работу ученика, посредством способностей более высоких центров.

       Когда сознание ученика погрузилось очень глубоко в медитацию, превосходя физическое сознание и начальные состояния астрального футляра души, он открывает внутренний астральный позвоночник (читру) в поясничном центре или манипура чакре, отверстие из астрального тела к более тонкой причинной оболочке души. Это широко известное отверстие брахманади, или причинного позвоночника с его центрами божественного сознания, ведущего через читру, ваджру и сушумну. Когда жизнь и сознание были повернуты вовнутрь в глубокой медитации, это здесь ученик погружается в поток канала брахманади и входит в более тонкую сферу души, последний футляр, через который необходимо пройти йогу, прежде чем он сможет, посредством еще более глубокой медитации, в конечном итоге взойти через брахманади к Духу.

       Когда Арджуна, сила самоконтроля в поясничном центре, возжигает огонь медитации и духовного терпения и решимости, он тянет вверх жизнь и сознание, которые текли вниз и вовне, через поясничный, крестцовый и копчиковый центры,

и этим дает медитирующему йогу необходимую силу, чтобы следовать курсом глубокой медитации, ведущей к Самореализации. Без этого огня и самоконтроля духовный прогресс невозможен. Так Арджуна, более буквально, представляет ученика самоконтроля, терпения и решимости, внутри которого происходит битва Курукшетры. Он является основным поклонником и учеником Господа, Бхагавана Кришны, которому в диалоге Гиты Кришна показал путь к победе.

 

       Оставшиеся двое Пандавов суть:

 

Бхима: Сила Жизненности, контролируемая душой жизненная сила (прана); и вибраторно творческий элемент воздуха (или прана) в спино-грудном центре, или анахата чакре. Сила в этом центре помогает ученику в практике правильных техник пранаямы, чтобы успокоить дыхание и контролировать ум и чувственные нападения. Это – способность усмирить внешние и внутренние органы, и так уничтожить нашествие какой-угодно страсти (вроде похоти, жадности или гнева). Это – разрушитель болезни и сомнения. Это – центр божественной любви и духовного творчества.

 

Юдхиштхира: Божественное Спокойствие; и творческий вибраторный элемент эфира в шейном центре, или вишуддха чакре. Юдхиштхира, старший из сыновей Панду (буддхи, или чистого интеллекта), подходяще изображен, как царь всех различительных способностей, потому что спокойствие есть необходимый фактор для любого выражения правильного распознавания. Все, что волнует сознание, чувственное или эмоциональное, искажает все, что было воспринято. Но спокойствие есть ясность восприятия, сама интуиция. Как вездесущий эфир остается неизменным, неподлежащим смуте насилия Природных сил, которые разыгрываются на его фоне, так и разумная способность Юдхиштхиры есть неизменное спокойствие, которое различает все вещи без искажения. Это – способность планировать свержение враждебной страсти. Это – сила внимания, продолжительного внимания на правильном объекте. Она управляет продолжительностью и проницательностью внимания. Это способность логического вывода последствий дурных действий, и способность приобретения добродетели через спокойствие. Это – способность сравнения добра и зла, а также здравого смысла в восприятии добродетели поддержания друга и уничтожения врага (например, в отношении чувств и привычек). Это – сила интуитивного воображения, способность представить или увидеть правду до того, как она проявится.*

       Основной советник и поддержка Пандавов есть Сам Господь, который в форме Кришны, представляет разнообразно Дух, душу, или интуицию, как выраженные в состоянии сверхсознания, Кутастха , или сознании Христа, и космическом сознании в медулле, Христовом центре, и тысячелепестковом лотосе; или как учитель наставляющий своего ученика, поклоняющегося Арджуну. Так, внутри поклоняющегося, Господь Кришна есть направляющее божественное сознание, говорящее с более низким я, впавшим в заблуждение, опутавшись чувственным сознанием. Это Более Высокое Сознание является мастером и учителем, тогда как более низкий ментальный интекллект – учеником; Более Высокое Сознание советует более низкому я, как поднять себя в гармонии с вечными истинами, исполняя свои врожденные, Богом данные обязанности.

 

--------------*--------------- Описание тонких цереброспинальных центров и их Соответствие Йоги деликатных функций жизни и сознания было вызовом Патанджали аллего- ученым в поколениях. Увесистые тома были написаны, рическому сражению в которых даже острейшие умы заблудились в

Гиты                        лабиринтах, ими же созданных. Несказанные тысячи                                        надий (астральные нервы-проводники праны), электромагнитные силы астрального и причинного тел, их воздействие на сознание, все служат, чтобы оперерировать атомической, клеточной и химической активностью, а также состояниями сознания грубого физического тела и ума. Но, принадлежа другому измерению, они превышают языковые ресурсы и не вписываются в ограничения сферы трех измерений. Всеже, даже без интеллектуального понимания, в каждом климате и эпохе существовали те, кто, практикуя основы истинной религии, пришли к интуитивному восприятию реальной природы человека и вселенной, в которой он живет, а также Божественной Причины, из которой оба возникли. Увесистая Махабхарата божественного пророка Вьясы является не только историей, но доступной пониманию аллегорией этой науки о творении и природе Творца. ______________________________________________________________________

*Недавнее научное исследование способности ума воплощать видения, подтвердило, что люди могут научиться, как обуздать их способность создавать и работать с резкой ментальной образностью для физического, ментального и духовного благосостояния. В одном семилетнем исследовании, доктор С. Рапапорт анализировал 25 индивидуумов, которые достигли необыкновенных физических трансформаций – преодоления врожденных дефектов, выздоровления от неизлечимых болезней, относящихся к функциональности после изуродовавших их несчастных случаев, и т.д.”Все эти люди говорили мне тоже самое. Они все имели образ в уме, того кем и чем они хотели быть, и они буквально выростили свои физические тела в те воображаемые формы.” (Примечание издателя).

 

Гита, маленькая порция эпоса Махабхараты, является сущностью той йоговской науки. Она устанавливает основы истинной религии, практикой которых Самореализация достигается.    

       Великий мудрец Индии Патанджали, даты жизни которого являются предметом догадок ученых*, понимал что Бхагавад Гита была “Небесной Песнью”, которой Господь хотел объединить души своих невежественных и заблудших детей со своим Духом. Это должно было быть осуществлено научно, посредством физического, ментального и духовного закона. Патанджали объяснил эту духовную науку в точных метафизических терминах в его прославленных Йога Сутрах. Его целью было добраться до самого ядра йоги, применение которой предоставляет ученику средства реализовать Бога и, с высоты этого, познать, через интуитивную Самореализацию, сложные феномены проявленного творения. Тогда как Гита описывает аллегорически процесс Богопознания, Патанджали говорит о научном методе объединения души с нераздельным Духом в такой красивой, ясной и сжатой манере, что поколения ученых признавали его наилучшим выразителем йоги.

       Цель Гиты становится ясна сразу, как только мы видим, как каждый из воинов, упомянутых в стихах 4 – 8 относится к практике йоги, описанной Патанджали в его Йога Сутрах. Соответствие находится в метафорическом значении различных метафизических воинов, на которое намекают их имена, или их санскритские корни, или же их значения в эпосе Махабхараты.

       В стихах 4, 5 и 6, Царь Желание (Дурьодхана) информирует своего наставника Привычку Прошлого (Дрону) о духовных солдатах в цереброспинальных центрах, которые построислись в боевом порядке. Эти метафизические солдаты, собравшиееся поддержать дело пяти Пандавов, суть духовные следствия ученической практики йоги. Они, наряду с пятью основными Пандавами, приходят напомощь йогу в его борьбе против злых солдат чувственного ума.

       Дурьодхана называет их Ююдхана, Вирата, Друпада, Дхриштакету, Чекитана, Царь Каши (Кашираджа), Пуруджит, Кунтибходжа, Шайбья, Юдхаманью, Уттамаюджас, сын Субхадры (Абхиманью) и пять сыновей Друпади. Их метафорическая значимость будет объяснена в категорическом порядке, принятом Патанджали.

       Патанджали начинает свои Йога Сутры определяя Йогу, как “нетрализацию изменчивых волн сознания» (читта вритти ниродха – 1:2) Это также можно перевести как “прекращение модификаций умственного вещества”. Я объяснил в Автобиографии Йога: “Читта есть понятный термин для думающего принципа, который включает пранические жизненные силы, манас (ум или чувственное сознание), ахамкара (эго), и буддхи (интуитивный разум). Вритти (буквально “водовороты”) относится к волнам мысли и эмоции, которые непрестанно поднимаются и падают в человеческом сознании. ________________________________________________________________

*“Даты жизни Патанджали неизвестны, тем не менее, многие ученые относят его к второму веку до н.э. Риши писали трактаты на многие темы, с такой проницательностью, что века были бессильны превзойти их; хотя, к последующему ужасу историков, эти мудрецы не приложили усилий приложить свои собственные даты и личную печать к их литературным работам. Они знали, что их скоротечные жизни были лишь временно важны, как вспышки великой бесконечной Жизни; и что

истина вневременна, не подлежит торговому клейму, и не является их личной собственностью.” – Автобиография Йога

  Ниродха означает нетрализацию, прекращение, контроль.”

       Патанджали продолжает: “Тогда видящий пребывает в своей собственной природе, или Я” (1:3). Это относится к его истинному Я, или душе. Это значит, он достигает Самореализации, единства его души с Богом. Патанджали объясняет в сутрах 1:20-21 : “[Достижение этой цели йоги] предворяет шрадха (преданность), вирья (жизненно-важный целебат), смрити (память), самадхи (опыт Божественного единения во время медитации), праджна (различающий интеллект). Достижение этого ближе всего к тем, обладающим божественным пылом (пламенной преданностью и стремлением к Богу, и экстримальным бесстрастием к миру чувств)”.

       Эти сутры дают нам первых шесть метафизических солдат, готовых помочь йогу в битве за Самореализацию:

 

1. Ююдхана – Божественная преданность (Шраддха)

               

           От санскритского корня юдх, “сражаться”, Ююдхана значит буквально “тот, кто сражался для своего собственного блага.” Метафорически: “Тот, кто пламенно желает сражаться, чтобы выявить духовное сознание”. Это представляет собой привлекательный принцип любви, чья “обязанность” есть притянуть творение назад к Богу. Чувствуемое поклоняющимся как шраддха, или преданность Богу, это есть естественное влечение сердца познать Его. Это побуждает ученика к духовной активности и поддерживает его садхану (духовные упражнения). Шраддха часто переводится как вера; но более аккуратно определяется, как естественная склонность, или преданность, сердечной способности обращения к своему Источнику, и вера есть интегральная часть подчинения этой тяге. Творение есть результат отталкивания, движения прочь от Бога – экстериаризация Духа. Но сила притяжения присуща материи. Это есть любовь к Богу, магнит, который в конечном итоге притягивает творение назад к Нему. Чем больше поклонник настраивается на это, тем сильнее эта тяга становится, и ускоряется очищающее воздействие йоговской божественной преданности.

       Ююдхана, Божественная Преданность, борется с силами неуважительного сатанического безверия или сомнения, которые стремятся разубедить и обессилить аспиранта.

 

2. Уттамаюджас Витальный Целибат (Вирья)

 

       Буквальное значение  Уттамаюджас, воина Махабхараты, есть “исключительно доблестный”. Обычное истолкование, даваемое Патанджаливскому вирья, есть героизм или мужество. Но в йоговской философии, вирья также относится к творческому семени, которое вместо чувственного рассеивания, преобразуется в его чистую жизненную сущность, дает великую телесную силу, жизненность и моральное мужество.*

________________________________________________________________________

*Женский эквивалент семени есть воспроизводительный элемент, создающий яйцо и развивающий его в живое существо. Йога учит, что в сексуальном акте, оба мужчина и женщина растрачивают ресурс тонкой жизненной силы, присущий воспроизводительным органам.

 

Так, мы находим, что Уттамаюджас от санскритского уттама, “главный капитал” и оджас , “энергия, мощь, телесная сила”, можно также перевести, как “принципиальная сила, главная телесная сила”. Отсюда метафорически: “Тот, чья мощь непревзойденна (сила высшего качества)”. Жизненная сущность, когда поставленна под контроль йогом, является основным источником его духовной силы и моральной крепости. Эта жизненная сущность, чувственный ум, дыхание и прана тесно соотносятся. Контролирование даже одного, ставит под контроль также и другие три. Ученик, применяющий научные техники йоги, чтобы контролировать одновременно все четыре силы, быстро достигает более высокого состояния сознания.

           Уттамаюджас, Витальный Целибат, предоставляет свою силу ученику, чтобы победить силы искушений и дебоширских привычек, и, так, освободить жизненную силу для поднятия над грубыми удовольствиями к божественному блаженству.

 

3. Чекитана – Духовная Память (Смрити)

 

       Чекитана означает “сознательный”. От его санскритского коня чит происходят “казаться-являться, сиять, помнить”. Метафорически:”Он припоминает, реализует, истинное знание, восприятие коего ясно, отчетливо.” Патанджалевское смрити означает память, божественная и человеческая. Это та способность, посредством которой йог припоминает свою истинную природу, как сделанного по образу и подобию Бога. Когда эта память является или сияет его сознанию, она дает ему то сознание или ясное восприятие, которое помогает осветить его путь.

       Чекитана, Духовная Память, готов противостоять материальной иллюзии, которая заставляет человека забыть Бога и считать себя телесно-ограниченным смертным существом.

 

4. Вирата – Экстаз (Самадхи)

 

       Когда пять Пандавов были изгнаны из их царства Дурьодханой, условия были таковы, что они должны провести двенадцать лет в лесу и затем тринадцатый год они должны прожить неузнаные шпионами Дурьодханы. Так случилось, что Пандавы провели этот тринадцатый год инкогнито при дворе царя Вираты. Метафорически это означает, что как только материальные желания и привычки берут полную власть, требуется цикл двенадцати лет для освобождения телесного царства от узурпаторов. Прежде чем законные разумные качества смогут вернуть свое царство, ученик должен приобрести эти качества из самадхи медитации, и быть в состоянии придерживаться их, выражая через физическое тело и чувства. Когда различительные способности так докажут свое могущество, они готовы для метафизического сражения, чтобы востребовать свое телесное царство. Так, Вирата представляет Патанджаливские самадхи, временные состояния Божественного соединения в медитации, из которых йог черпает свою духовную силу. Вирата происходит от санскритского ви-раадж, “править, сиять изнутри”. Ви выражает отчетливость, противопоставление, подразумевая разницу между правлением обычным образом и управлением от божественного сознания, испытанного в самадхи. Метафорически: “Полностью погруженный в свое внутреннее Я”. Под влиянием или управлением самадхи, сам ученик просветляется и управляет своими действиями, посредством божественной мудрости.

       Вирата, Самадхи, состояние единства с Богом, достигнутое в глубокой медитации, разбивает иллюзию, которая заставляла душу видеть через ее эго-природу, не Один Истинный Дух, но материю и пары противоположностей.

 

5. Кашираджа – Различительный Разум (Праджна)

 

       Слово Кашираджа происходит от каши, “лучезарный, великолепный, светлый” и раадж, “править, управлять, сиять”. Это означает управлять с помощью света, или великолепным, ясным способом; свет, проявляющий субстанцию за кажущимся. Метафорически: “Тот, чье сияние является причиной сияния всех других вещей (их действительного откровения).” Этот союзник Пандавов соответствует Патанджаливскому праджна, различающему разуму – интуиции или мудрости – которая является принципиальной просветляющей силой в ученике. Праджна не есть всего лишь интеллект ученого, в рамках логического вывода и памяти, но выражение божественной способности Высочайшего Знатока.

       Кашираджа – Различительный Разум, защищает поклоняющегося от западней хитрых солдат ложного рассудка.

 

Друпада – Исключительное Бесстрастие (Тивра-самвиджа)

 

       Буквальный перевод санскритских корней в Друпада – дру, “бежать,спешить” и пада, “шаг, стопа”. Метафорически: “Быстро шагающий”. Подразумевается “быстро наступающий”. Это соотносится с Патанджаливским тивра-самвиджа ; тивра – “экстремальный”, сам – “вместе” и видж – “двигаться быстро, спешить”. Слово самвиджа также означает бесстрастие по отношению к мирским вещам, возникающее из пылкого стремления к освобождению. Эта бесстрастная отрешенность от мирских объектов и привязанностей упоминается также в Гите, как вайрагья.* Патанджали говорит, как цитировалось раньше, что цель йоги есть ближайшая (т.е. достигается быстрее) теми, кто обладает тивра-самв иджа. Это интенсивное бесстрастие не есть негативное безразличие или обездоленное состояние отречения. Значение этого слова скорее охватывает такую пламенную преданность достижению духовной цели – чувство, побуждающее поклоняющегося к позитивной активности и ментальной интенсивности – что желание мирского естественно преобразуется в исполнение желания достигнуть Бога.

       Друпада, Исключительное Бесстрастие, поддерживает ученика в борьбе против сильной армии материальных привязанностей, которая стремится отвратить его от духовной цели.        

_______________________________________________________________________

*См. например, VI:29 и XVIII:52. 

 

 

 Следующие союзники Пандавов представляют --------------*---------------

собой основные части йоги. Эти йогаанги, или части   Восемь основных

йоги, известны, как Восьмиступенный Путь Йоги     ступеней Раджа

Патанджали. Они пронумерованны в его Йога Сутрах,        Йоги

II:29 : Яма (моральное поведение, воздержание от аморальных действий); нияма (соблюдение религиозных предписаний); асана (правильная поза для телесного и ментального контроля); пранаяма (контроль праны или жизненной силы); пратьяхара (интериаризация ума); дхарана (концентрация); дхьяна (медитация); и самадхи (божественное единение).

Продолжая теперь описывать метафизических солдат:

 

7. Дхриштакету – Способность Умственного Сопротивления (Яма)

 

В санскрите корень дхриш имеет значения: “быть смелым и мужественным; решительно агрессивным”. Кету значит “шеф или вождь”; также “яркость, ясность; интеллект, суждение”. Метафорически: “Побеждающий трудности своим разумом”. Объект, против которого направлена сила Дхриштакету, выявляется также в его имени. В дополнение к значению смелый и отважный, дхришта означает “распущенный, безнравственный”. Дхриштакету отражает собой ту способность внутри ученика, которая имеет правильное убеждение атаковать мужественно злые наклонности к аморальному поведению – что представляет собой ментальную способность сопротивлятся. Так, это соответсвует Патанджаливской яме, моральному поведению. Эта первая ступень Восьмиступенного Пути выполняется послушанием “Да, не совершит он…” – воздержанием от причинения вреда другим, лжи, воровства, невоздержанности, особенно половой, и алчности. Понимаемые в полном смысле их значения, эти предписания охватывают все моральное поведение. Послушанием им, йог избегает первейших или основных трудностей, которые могут препятствовать его прогрессу к Самореализации. Нарушение правил морального поведения производит не только несчастья настоящего, но и длительные кармические последствия, которые ослепляют ученика и ведут к страданию и моральной слабости.

Дхриштакету, Сила Ментального Сопротивления, борется с желаниями поддаться распущенному поведению, противоречащему духовному закону, и помогает нейтрализовать кармические последствия прошлых ошибок.

 

8. Шайбья – Сила Ментальной Дисциплины (Нияма)

 

Шайбья, часто пишется Шайвья и относится к Шиве, слову, которе в свою очередь происходит от санскритского корня шии, “в ком лежат все вещи”. Шива значит также “благоприятный, благожелательный, счастливый; милостыня, вспоможение”. Метафорически: “Придерживающийся того, что хорошо или благоприятно – того, что ведет к его собственному благополучию.” Шайбья соответствует Патанджаливской нияме, религиозным послушаниям. Это представляет собой способность ученика придерживаться духовных предписаний ниямы, “Ты должен (соблюдать)…”: чистоту тела и ума, удовлетворенность во всех обстоятельствах, самодисциплину, самоизучение (созерцание), и преданность Богу.

Шайбья, Сила Ментальной Дисциплины, доставляет йогу армию позитивных, духовных и самодисциплинированных солдат, чтобы победить батальоны злых произодящих страдание активностей и следствий прошлой дурной кармы.

Яма-нияма суть основание, на котором йог начинает строить свою духовную жизнь. Они гармонизируют тело и ум с божественными законами природы, или творения, производя внутренне и внешнее благосостояние, счастье и силу, которая влечет йога к более глубоким духовным практикам и делает его восприимчивым к благословениям его, гуру-данной, садхане (духовного пути).

 

9. Кунтибходжа – Правильная Поза (Асана)

 

Бходжа, в Кунтибходжа, происходит от бхудж, “входить во владение, управлять, править”. Кунтибходжа – это приемный отец Кунти. Метафорически: “Тот, кто входит во владение и поддерживает духовную силу – Кунти – призывающую божественные силы на него самого.” Кунти – жена Панду и мать трех старших братьев-Пандавов - Юдхиштхиры, Бхимы и Арджуны – и приемная мать двух младших братьев, близнецов – Накулы и Сахадевы. Она обладала способностью вызывать богов (космические творческие силы), посредством чего были рождены эти пять сыновей.* Метафорически, Кунти (от ку, звать) есть духовная сила пламенного поклоняющегося вызвать помощь творческой жизненной силы в его садхане. Кунти (также как и Друпада) символизирует ученическое бесстрастие к миру и стремление к Богу, что, во время медитации отворачивает от внешнего поток жизненной силы, чтобы сконцентрироваться внутри. Когда жизненная сила и сознание соединяются с Панду, буддхи (разумом), таттвы, или элементы в тонких позвоночных центрах (зачатые в микрокосмической матке, или центрах тела, макрокосмическими, или универсальными творческими силами) открываются йогу (т.е., Кунти дала им рождение).

Кунтибходжа соответствует Патанджаливской асане, способности возникающей от обездвиживания или контролирования тела, т.к. правильная поза исключительно важна для йоговской практики контроля жизненной силы. Как Кунтибходжа “удочерил и вырастил” Кунти, так и асана “поддерживает” способность вызывать божественную жизненную энергию в подготовке к практике пранаямы, или контроля жизненной силы (ступень, следующая за асаной в Восмиричном Пути).

Асана предписывает необходимую правильную позу для йоговской медитации.  

________________________________________________________________

*См. Введение, стр.

 

 

Хотя развилось много вариантов, сущностные основы состоят в следующем: тело с прямым вертикальным позвоночником, подбородком, параллельным земле; плечи назад, грудь выпуклая, живот втянут; и глаза сфокусированы на Кутастха, центре между бровями. Тело должно быть смирно и неподвижно, без натяжения и напряжения. Когда освоена, правильная поза, или асана, становится, как выразился Патанджали, “устойчива и приятна”* Это дает телесный контроль и ментальное и физическое спокойствие, делая йога способным медитировать часами, если он хочет, без утомления и беспокойства.

Это очевидно, тогда, почему асана необходима для контроля жизненной силы: она поддерживает внутреннее бесстрастие к требованиям тела способность пламенности, нужную чтобы вызвать помощь жизненных энергий в поворачивании сознания вовнутрь к миру Духа.

Кунтибходжа, Правильная Поза, обеспечивает физическое и ментальное умиротворение, необходимое для борьбы с телесными ограничениями, тенденциями к лени, беспокойству и привязанности к плоти.

 

10. Ююдхаманью – Контроль Жизненной Силы (Пранаяма)

 

От юдх, “сражаться”, и манью, “высокое настроение, рвение”, Ююдхаманью означает “сражаюшийся с великим жаром и решимостью”. Метафорически: “Тот, чья основная активность состоит в борьбе, чтобы выявить божественное сознание.” Жизненная сила есть звено между материей и Духом. Течением вовне она открывает ложно-влекущий мир чувств; обращаясь вовнутрь, она тянет сознание к вечно удовлетворяющему блаженству Бога. Медитирующий поклоняющийся сидит между двумя этими мирами, стремясь войти в царство Бога, но оставаясь вовлеченным в борьбу с чувствами. С помощью научной техники пранаямы, йог, наконец, побеждает, поворачивая назад жизненную энергию, которая сделала внешним и уловленным чувствами его сознание в деятельности дыхания, сердца и жизненных токов. Он вступает во внутренне, спокойное по своей природе царство души и Духа.

Ююдхаманью, Контроль Жизненной Силы, - неоценимый воин в армии Пандавов, который разоружает и обессиливает армию чувств слепого ума.

 

11. Пёруджит – Интериаризация (Пратьяхара)

 

Пёруджит, в буквальном переводе, значит “завоевывающий многих”, от пёру (корень при), “многие”, и джит (корень джи), “ завоевывающий; устраняющий (в медитации)”. Метафорически: “Тот, кто завоевал бастионы астральных сил, управляющие чувствами”. Санскритское слово пёр (корень при ) значит “бастион” и здесь относится к чувственным крепостям ума и его органов чувств, функции которых управляются астральными силами в тонких позвоночных центрах. В санскритском корне джи есть значение “подчинять, господствовать”.

 ____________________________________________________________________

*Йога Сутр ы II:46.

 Пёруджит, как соответствует Гитовскому контексту, подразумевает, того, кем многие (чувственные солдаты) чувственных бастионов тела покоряются и подчиняются. То есть, Пёруджит соответствует Патанджаливской пратьяхаре, оттягиванию сознания от чувств, результат успешной практики пранаямы, или контроля жизненной силы (астральных сил), которая оживотворяет чувства и несет их передачи к мозгу. Когда ученик приобрел пратьяхару, жизнь отключается от чувств, а ум и сознание смирны и интериаризованны (внутри).

Пёруджит, Интериаризация, обеспечивает йога устойчивостью ментального покоя, который препятствует внезапному рассеиванию ума (на материальных объектах) врожденными привычками чувственной армии.

 

12. Саубхадра, т.е. Сын Субхадры (Абхиманью) – Самоконтроль   (Самьяма)

 

Субхадра – жена Арджуны. Их сына зовут Абхиманью, от абхи, “с интенсивностью; понаправлению, в” и манью, “дух, настроение, ум; пыл”. Абхиманью символизирует интенсивное внутреннее состояние (духовное настроение, или бхава), в котором сознание притягивается “понаправлению” или “в” единство с объектом его концентрации, или пыл, дающий совершенный самоконтроль или самообладание. Об этом говорит Патанджали в своих Йога Сутрах, III:1-4, как о самьяме, совокупный термин, под которым три последние ступени Восьмиричного Пути сгрупированы вместе.

Первые пять ступений суть предворительная йога. Самьяма, от сам, “вместе”, и яма, “удерживание”, состоит из оккультной троицы: дхараны (концентрации), дхьяны, (медитации) и самадхи (божественного единения), и представляет собой собств енно йогу. После того, как ум оттянут от чувственных беспокойств (пратьяхарой), дхарана и дхьяна, в сочетании, производят различные стадии самадхи: экстатической реализации и, в конце концов, божественного единения. Дхьяна, или медитация, есть фокусировка освобожденного внимания на Духе. Это включает медитирующего, процесс, или технику, медитации и объект медитации. Дхарана есть концентрация или фиксация на той внутренней концепции или объете медитации. Так возникает из этого созерцания восприятие Божественного Присутствия, вначале внутри медитирующего, и затем развиваясь в космическую концепцию – понимание величия Духа, вездесущего внутри и за пределами всего творения. Кульминацией самьямы (самообладания) является то, когда медитирующий, медитация и объект медитации становятся одним – полная реализация единства с Духом.

Упоминанием в Гите Абхиманьювского происхождения по матери, Саубхадра, нас направляют к значению Субхадры, “славный, великолепный”. Так, Абхиманью есть то самообладание, которое дарует свет или просветление. Метафорически: “Тот, чей интенсивно концентрирующийся ум сияет везде”, т.е. освещает или выявляет всё; проявляет просветленное состояние Самореализации.  

 

Абхиманью, Самообладание, есть тот великий воин Пандава, чьи победы дают йогу способность оттеснять нападения беспокойного, обманывающего сознания эго, чувств и привычек, и так, оставаться дольше и дольше в состоянии божественного сознания души – одинаково, во время и после медитации.

 

13. Cыновья Драупади – пять позвоночных центров,                        пробужденных Кундалини

 

Драупади – дочь Друпады (Исключительного Бесстрастия). Она символизирует духовную силу, или кундалини, которая пробуждается, или рождается от Друпады, божественного пыла и бесстрастия. Когда кундалини поднимается, она “вступает в брак” с пятью Пандавами (творческими вибраторными элементами и сознанием в пяти позвоночных центрах), и таким образом рождая пять сыновей.

Сыновья Драупади суть проявления пяти открытых и пробужденных позвоночных центров – такие как особенные формы, огни или звуки, характерные для каждого центра – на которых йог концентрируется, чтобы развить способность различения и бороться с чувсвенным умом и его отпрысками.

 

Стих 7

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!