Именно в таком виде гекзаметр часто использует в строках Энеиды Вергилий уже на рубеже эпох.
Цезура, в соответствии со своим названием – рассекать, рубить, делит в обязательном порядке одну из стоп, чаще всего третью, после сильной доли и второе полустишие обычно начинается со слабых долей. Цезура обязательны, иначе может теряться общая ритмика стиха. Помимо трехполовинный (на второй стопе) и пятиполовинных (на третьей) цезур в поздних формах буколик Феокрита и Вергилия использовалась дополнительная пауза диереза, не рассекающая стопу и стоящая обычно перед последней стопой дактиля.
В классическую эпоху поэтическая система стихосложения принимает вид собственно метрической и включает в себя следующие понятия.
Заданная последовательность от одного до пяти долгих и коротких слогов составляет стопу. Последовательность из четырех и до одиннадцати стоп называется стихом. Хор в театре успевает за время одного прохода туда-сюда по орхестре пропеть от двух до четырех стихов, после чего делает поворот, называемый строфой.
Стих делится на метры, то есть группы стоп, объединенные ритмическим ударением иктом. В стихах из трехсложных и более длинных стоп метром бывает обычно одна стопа. В стихах, состоящих из двусложных стоп метр либо из одной стопы, либо из двух с иктом на первую.
Стихи делятся по составу метра и количеству метров.
Стихи с двусостопным метром – диподии: монометр, диметр, триметр, тетраметр, пентаметр. Одностопный метр по количеству метров начинался с тетраметра и кончался декаметром. На это многообразие метров накладывалось многообразие видов стоп, даюшее огромные возможности для поэтического творчества:
|
|
Двусложные:
U U дибрахий (пиррихий)
- U трохей (хорей)
U - ямб
- - спондей
Трёхсложные:
U U U трибрахий
U - U амфибрахий
U U - анапест (палимбакхий)
- U U дактиль
- U - кретик (амфимакр)
- - U антанапест
U - - бакхий (антидактиль)
- - - молосс (тримакр, экстенсипес)
Четырёхсложные:
U U U U прокелевсматик (дипиррихий)
- U U U пеон первый
U - U U пеон второй
U U - U пеон третий
U U U - пеон четвёртый
- U U - хориямб
U U - - ионик восходящий
- - U U ионик нисходящий
U - - U антиспаст (ямбхорей)
U - - - эпитрит первый
- U - - эпитрит второй
- - U - эпитрит третий
- - - U эпитрит четвёртый
- - - - диспондей
Пятисложные:
- U U U U промакр
U - U U U парапик
U U - U U месомакр
U U U - U пиррихотрохей
U U U U - пиррихиямб
U U - - U антамебей
U U U - - дасий
U - U U - киприй
- - U U - амебей
U - - U - дохмий
- - - U U моллоссопиррихий
U - U - - париамбод
U - - - - пробрахий
- - U - - месобрахий
- - - U - моллоссиямб
- - - - - молоссоспондей
|
|
При таком многообразии стоп на концах стиха может возникать уменьшение длины последней стопы, это каталектический стих, или увеличение длины стопы – гиперкаталектический стих. Это создает дополнительный простор для творчества.
Однако подлинные новаторы метрики ищут свои пути на стыках разных метрических конструкций. Так возникли логаэды, то есть миксы двухстопных метров с трех и четырехстопными. Наиболее известны из них Алкеев одиннадцатисложный стих U ¦ —U | —U | —UU | —UU и Сапфические Малый и Большой стихи, которые формализуют строфу целиком.
Малая Сапфическая строфа, три сапфических одиннадцатисложных стиха + адоний:
-U │ -X | -UU- | U- │ X
-U │ -X | -UU- | U- │ X
-U │ -X | -UU- | U- │ X
-UU | -X
Приписывается легендарной женщине-поэту Сапфо, в Риме использовалась активно Катуллом и Горацием.
Большая Сапфическая строфа, первый акаталектический ферекратей + большой сапфический стих:
-UU|-U│-X
-U │ -X | -UU- | -UU- | U- │ X
В русской силлабо-тонической системе, сложившейся в середине XVIII векапо РХ, мы можем только условно имитировать эквиритмически античные стихи , заменяя долгий слог ударным, а короткий – безударным, называя пиррихием вписывание длинных слов в двусложный размер, отчего происходит пропадание ударения, а спандеем – использование коротких односложных слов, отягчающих лишним ударением стопу. Мы раскладываем длинные размеры и логаэды на пять элементарных размеров (ямб, хорей, дактиль, анапест и амфибрахий), миксуем их, уходим от силлабики в тонику, экспериментируем с рифмой и звуковой инструментовкой, и все это для того, чтобы поставить наилучшие слова в наилучшем порядке. Что и можно назватьпоэзией, одним из самых древних самовыражений творческой натуры человека, заниматься которой гораздо интереснее, если вникать в предыдущий опыт человеческой мысли, изучать историю возникновения и развития поэзии. Приятное дело, в котором все европейские страны не минули увлечения античностью с ее сложной, но такой занимательной и разнообразной метрикой системы стихосложения.
|
|
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!