Немного подробнее о гекзаметре, поскольку именно им астрофически написаны главные для нас эпические поэмы античности.



Способность к творчеству присуща человеку изначально. Разные виды творчества можно с некоторой точки зрения обобщить, как стремление упорядочить и организовать окружающее человека пространство и время. Работа с пространственными формами доют человечеству такие виды деятельности в области искусств, как архитектура, изобразительные искусства, живопись, скульпткра, дизайн. Упорядочивание во времени звуков и внаков порождает музыку и поэзию. Все остальные виды искусств являются синтезом этих двух. И самое древнее из них – танцы, а затем, наверное, театр, визуализирующий поэзию и музыку на сцене в естественных, как у греков, или рукотворных римских декорациях, и берущий начало в мистериях и ритуальных праздничных действиях. При организации последовательности звуков естественным образом все народы упорядочивают последовательность звуков разной длинны и акцентованности. Длительности звуков составляют ритм произведения, акценты выстраиваются на фоне заданного шаблона, некоторой сетки чередования ожидания разнотипных периодов в системе организации звуков. Таких периодов в ближайших к нам цивилизациях выделяют два и называют сильной и слабой долями в музыке и поэзии. Чередование, повторение сильной и слабой доли задается динамически по мере временного развертывания 0оизведения и может быть переменчивым и нестабильным. Его осознанная констатация, характеризующая периодичность, постоянность и вариативность, выраженная в неких формулах, схемах, логически понятная и определяемая на слух, называется обычно метром. Наиболее распространенные метры имеют свои давние названия. Соотношение акцентов, ожидаемых согласно метру с акцентами, создаваемыми ритмом или интонацией, шрихом извлечения звука на музыкальном инструменте, создает неповторимую ажурную ткань ритмического рисунка произведения. Совпадение производит впечатление «регулярности», некой правильности, маршеобразности, несовпадение – синкопированности, джазовости, хулиганства, выводит слушателя из состояния покоя и равновесия, но и тем самым создает определенное настроение. В древние первобытние времена, в отсутствии музыкальных инструментов, племя у костра во время ритуальных пений аккомпанировало себе именно отсчитывая метрические доли либо ударом ноги в землю (т.н. groundbeat – сильная доля, либо хлопком в ладоши на слабую долю. Скорее всего, что самые древние метрические размеры были двудольными.

Территориальное расселение народов сложилось так, что у одних, славянских, англо-саксонских, германских племен, ударение было динамическое (силовое, акцентное), во многих случаях свободное, не привязанное к конкретному месту (слогу) в слове. Поэтому при организации поэтической речи считалось красивым и закрепилось как система чередование сильной доли (ударного слога) и некоторого количества слабых долей, безудаоных слогов. Такой способ построения стиха дал начало акцентному стиху и тонической поэзии вообще. Например, устоявшийся только в Средние века немецкий народный тонический стих, используемый менензингерами и трубадурами, представлял собой дольник, то есть стих, строка которого состояла из обязательных 4 ударных сильных слогов, разделенных одним, двумя или тремя (это называется расшатанный дольник или тактовик), а то и большим числом (акцентный стих) слабых безударных слогов. В середине такой строки была обязательная метрическая, интонационная, а часто и синтаксическая и смысловая пауза – цезура. Количество безударных слогов было достаточно случайно, иначе бы, при наблюдаемой регулярности, литературоведы отнесли бы этоттип стиха к т.н. логаэдам, о которых речь впереди. Скреплялась все шаткая ритмическая конструкция не только акцентами, но и предшественниками рифм – двумя или тремя аллитерациями при удароном слоге.

Однако, за 20 веков до «Кольца нибелунгов», «Песне о Роланде» и «Большой Эдды» скальда и автора исландской поэтики Снорри Стурлусона уже существовала древнегреческая поэтика, которая зародилась, вероятно, ещё в XV - XIV веках до РХ в недрах Крито-Микенской цивилизации, от которой не осталось письменных памятников, но осталась устная эпическая традиция, заставляющая вновь и вновь переживать ужас трагедии Троянской войны. Падение Трои настолько сильно потрясло Древний мир, что даже три «тёмных» века с XI по IX до РХ разграбления ахейского наследия ещё более дикими и свирепыми дорийцами не смогли стереть в народной памяти имена, даты, картины и подробности великой битвы. Преклонение перед эпическими героями было столь велико, что для воспевания их деяний был выбран высокий стиль, которым ранее, возможно, вещали только пифии.

Как зафиксированная литературная система стихосложения он доходит до нас от греков-колонистов Малой Азии из богатой и благополучной, мажорной Ионики, в IX - VIII веках до РХ, а ныне получил название квантитативной (т.е. равнодлительной) метрики или архаической силлабики.

Силлабика предполагает разбиение слова на слоги, учет их количества и особенностей. И вот тут-то невозможно не сказать, что у народов Средиземноморья (греков, персов, позже римлян) в отличии от «варварских» народов севера, ударение мелодическое, интонационное. Поэтому у них было невозможно деление слогов на сильные и слабые, но была возможна оппозиция слогов с точки зрения их длительности. Сильным считался долгий слог, состоящий из дифтонгов, долгих глассных, гласной и не менее двух за ней согласных, гласной в обрамлении согласных, а слабым считался короткий слог, состоящий из короткой гласной и одной согласной за нею. Две короткие гласные сливались в одну долгую, поэтому метрически длительногсти смлогов считались пропорциональны некой временной мере (море) их звучания: слабый слог – одна мора, сильный слог – две моры.

В архаической метрике чередование сильных и слабых слогов было неравномерным и единицей метрики как правило выступало полустишие (до цезуры) или даже весь стих. Монотонность стиха скрадывалась прежде всего разными квантитативными окончаниями. Приведу цитату из работы М.Л.Гаспарова «Очерк истории европейского стиха».

«Определяющим местом в этой концовке был предпоследний слог: эта позиция стремилась заполняться или только долгими слогами (сильное место на предпоследнем слоге — так называемое женское окончание стиха), или только краткими слогами (слабое место на предпоследнем слоге — мужское или дактилическое окончание стиха, обычно взаимозаменяемые). Последующий, заключительный слог в таких концовках был произвольным — безразлично, коротким или долгим; а предыдущий, предпредпоследний слог стремился быть противоположным определяющему, предпоследнему, чтобы лучше оттенять его: в женском окончании, перед непременно-долгим,он предпочитал быть кратким, вне-женском окончании, переднепременно-кратким,он предпочитал быть долгим. Урегулированность слогов в концовке сопровождалась и урегулированностью словоразделов: избегался словораздел перед последним слогом, потому что его легко спутать с последующим стихоразделом. (Такой запрет на словораздел между такимито слогами называется «зевгма» — что значит «связка», «спряжка» — или же «мост».)»

Фактически в архаичнеской силлабике была, как мы видим, большая вольность в интерпретации третьего составляющего метра – произвольного слога. Он мог быть одновариантным (только кратким или только длинным), анкепсом – двухвариантным долгим или кратким по необходимости, который мог вылиться в бикепс (долгий или два кратких), а то и в трехвариантный трикепс (долгий, или краткий, или два кратких). При таком метрическом произволе членение на слух произведения на стихи было возможно только благодаря регулярным квантитативным окончаниям, положившим начало будущей внутренней ритмике стиха, обусловивишей ее появление.

Постепенно складывается не только концевая, но и собственно строчная метрика стиха, берущая за условную еденицу членения стиха стопу. Разбиение на стопы вызвано наличием в стихе иктов (толчков) – логических и ритмических вкцентов в стихе. Принималось, что такие акценты всем слышны, а по времени произнесения они занимают одну или две стопы. Так танцевальный подход к метру, когда делается за один элемент танца один или два шага, перешел в стихосложение. Это наглядно показывает, что изначально все виды искусив существовали и развивались слитно и совместно, взаимно проникали друг в друга. Поэтому можно считать, что нет деления, высказанного ранее на элементарные и синтетические искусства, а есть некое единое человеческое проявление творчества, являемое нам в разных своих ипостасях.

Подобно тому, как в танце нога полнимается не так быстро как опускается и танцевальный шаг разбит на долгий арсис и быстрый тезис, в стихотворных стопах слог в две моры получил название арсиса, в одну – тезиса. Также

, заметим, по аналогии быстрого, зажигательного военного танца с оружием пиррихия было взято название возможного, но не употреблявшегося практически размера пиррихий или дибрахий, одноморная стопа которого состояла из двух коротких (слабых) слогов. Писать стихи таким размером было затруднительно, но пиррихий как нерегулярная стопа позволил разнгообразить будущую ритмику классического стиха и примирить в строке путем замены сильной доли на две слабые расхождение ударения в словах и ритме.

До появления многообразия размеров классической эпохи в архаической силлабике использовалось пять размеров, три основных и два сопутствующих им вспомогательных. Это шестистопный гекзамтр (позже названный дактилическим), четырехстопный трохеический тетраметр и трехстопный ямбический триметр. Первым из них целиком написаны дошедшие до нас целиком две важнейшие эпические поэмы Троянского цикла «Илиада» и «Одиссея». Триметр Архилоха позже стал основой для лирических диталогов в античной трагедии. Тетраметр использовался в дальнейшем как язык динамичных сатирических диалогов в античной комедии.

Второстепенные размеры — дактилический пентаметр и ямбический диметр. Эти размеры использовались только в чересстрочном сочетании; пентаметр с гекзаметром, диметр — с ямбическим триметром; таким образом, ионийская квантитативная строфика была только двустрочной. Такие двустрочные системы, длинный стих + короткий, назывались «эподы»; длинная строка воспринималась как запев, короткая — как припев-развязка. Наибольшее распространение получили элегический дистих (дактилический гекзаметр + дактилический пентаметр) и ямбический эпод (ямбический триметр + ямбический диметр).

Немного подробнее о гекзаметре, поскольку именно им астрофически написаны главные для нас эпические поэмы античности.

Изобретение гекзаметра приписывается богу Апполону или полулегендарному певцу Орфею, однако упоминаний о последнем ранее VIII века до РХ не встречается, но и для Гомера этот век – наиболее позднее вероятное время жизни. Хотя Геродот относит житие Гомера в XII век до РХ, а иные историки античности считали, что он был современником самой Троянской войны, так как описывает слишком много деталей и подробностей. Так что возможно, что метрика гекзаметра менялась и развивалась, но ко времени фиксации «Илиады» и «Одиссеи» на папирусе в классическую эпоху ( VI век до РХ) пришел к следующему метрическому виду:

—́UU | —́UU | —́ UU | —́UU | —́UU | —́X итого 22 – 23 моры.

Шесть стоп гекзаметра имели двухвариантное заполнение. Арсис –только долгий слог, но тезис мог содержать либо два коротких, либо один длинный- спандей. С точки зрения классической уже метрики , гекзаметр состоит из пятистопного дактиля и хореического окончания с нулевой или единичной клаузулой. Однако спондеические замены двух коротких слогов на один длинный давали 32 разновидности гекзаметра: в зависимости от места и количества замен, от канонического 17 сложника до спондейного 12 сложника. Чисто спондейческий гекзаметр встречался редко, обычно в пятой стопе всегда был строгий дактиль, служивший маркером окончания строчки.

—́— | —́— | —́— | —́— | —́UU | —́


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!