Пластические и цветовые решения в модерне



Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека

Наиболее заметная особенность модерна — отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых, как подражание природным формам растений. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В формах модерна преобладал — отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую. Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

Для живописи характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур и лиц первого плана (Густав Климт, Фернан Кнопф, Михаил Врубель), а также больших цветовых плоскостей (Леон Бакст , Эдвард Мунк) и тонких подчёркнутых нюансов (Михаил Врубель, Александр Бенуа). Всё это придавало картинам большую выразительность. Также символизм привнёс в живопись модерна символику линии и цвета; были широко представлены темы мировой скорби, смерти, эротики; распространённым стало обращение художников к миру тайны, сна, легенды, сказки и др. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта.

 

Методика ведения работы в технике по сырому

Техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу, такой способ возможен только в акварельной живописи. Метод «по-сырому» часто применяется в комбинации с работой акварелью «по-сухому». Он требует от художника точности в выборе цвета и тона. Даже опытный мастер, работая по мокрой бумаге, не может предвидеть окончательный результат, так как рисунок остаётся «в движении» до полного высыхания. В то же время именно своей непредсказуемостью акварель «по-сырому» привлекает многих художников. Также этот метод, дающий возможность легко наносить краски и смывать их при ошибках, не затирая бумагу, позволяет лучше изучить специфику акварельной живописи начинающим.

Произведениям, выполненным акварелью «по-сырому», свойственна мягкость мазка и неповторимая фактура красочного слоя, которых невозможно добиться ни в какой другой живописной технике. Этот метод акварельной живописи особенно подходит для выполнения пейзажей и передачи атмосферных эффектов.

Не следует наносить краски, многократно наслаивая их друг на друга, так как их тон получится загрязнённым. Если требуется прописать мелкие детали, необходимо дождаться полного высыхания и работать кистью уже с небольшим количеством краски; возможна также работа на постепенно высыхающем рисунке с переходом от «заливок» к цветовым пятнам с чёткими границами. Краска наносится быстро, в полную силу, одним касанием. Пигменты разных цветов с водой, нанесённые на мокрую бумагу, не смешиваются до конца, краски «отодвигают» одна другую и «просачиваются» друг в друга, создавая новые неожиданные сочетания. Чтобы избежать потёков, рисунок рекомендуется разместить на горизонтальной поверхности.

Фовизм

           Фови́зм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало). Классическим периодом фовизма принято считать время с 1904 по 1908 год. Наиболее важный этап приходится на 1905—1907 годы. Характерный приём фовизма — обобщение пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.

           Фовизм как художественное движение начался с выставки Осеннего салона в Париже в 1905 году. Представленные на ней новые, совершенно неожиданные работы Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса де Вламинка завораживали и шокировали зрителей кричащими цветами, бурной экспрессией и дикой энергетикой. Одним из зрителей оказался художественный критик Луи Воксель, который назвал их картины «оргией цветов», а самих живописцев окрестил «дикими зверями» (от французского «fauve»). Более точное определение подобрать было сложно, самим художникам оно очень понравилось и быстро получило широкое распространение.

           Однако фовизм, несмотря на свою революционность, конечно, не мог взяться из ниоткуда. Почву для его появления подготовили еще импрессионисты, а затем щедро удобрили Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн и Жорж Сёра. В определенном смысле фовизм объединил в себе яркие цветовые эксперименты пост- и нео-импрессионизма и «одномоментность» импрессионистских работ, став неким синтезом этих художественных направлений. Следуя за попиравшими традиции предшественниками, фовисты отказались от привычных «трехмерных» изображений и стали создавать новое художественное пространство, используя плоские области и цветовые пятна. Фовизм часто сравнивают с немецким экспрессионизмом, который появился приблизительно в это же время и тоже вырос из пост-импрессионизма.

• Одной из самых важных и ценных вещей, которую фовисты привнесли в современное искусство, была их радикальная идея об отделении цвета от его описательного, репрезентативного предназначения и предоставлении ему возможности существовать на холсте в качестве независимого элемента. Цвет мог выражать определенное настроение или формировать структуру внутри картины, но ему больше не нужно было соответствовать реальности.

• Другой центральной художественной задачей фовистов было единство и баланс композиции. C помощью максимального упрощения форм и ярких насыщенных цветов художники привлекали внимание зрителя к изначальной плоскости холста или листа бумаги, где каждый элемент в живописном пространстве играет определенную роль. Моментальное визуальное впечатление от такой работы должно было быть сильным и цельным.

• Важнейшей ценностью фовизма было личное высказывание. Непосредственное переживание художником своих сюжетов, его эмоциональная реакция на природу и интуиция были важнее академической теории или возвышенных сюжетов. Для достижения этой цели использовались все элементы живописи.

 

Несмотря на то, что фовизм оказал внушительное влияние на развитие авангардных художественных течений и современную живопись в целом, просуществовал он недолго. Стиль, который родился из противоречия нормам и традициям, в итоге стал слишком распространенным. К 1907 году десятки французских художников стали называть себя фовистами, что сводило на нет всю его провокационность и бунтарство.

Более того, амбициозные новички стали своими работами бросать вызов уже самим фовистам. Художники начали понимать, что на смену им приходит еще более свободное и открытое всему новому поколение творцов, которое плевать хотело на любые авторитеты. В случае с Матиссом, например, это вылилось в нешуточное соперничество с Пабло Пикассо, в котором оба художника были вынуждены непрерывно меняться и развиваться. И Матисс стал стремиться к еще большему упрощению в своих работах, не теряя при этом выразительности.

Поворотным моментом для многих фовистов стала смерть Поля Сезанна и его ретроспективная выставка в 1907 году, которая вызвала новый всплеск интереса к его упорядоченному и структурированному стилю. Вскоре Жорж Брак, к примеру, начал отдавать предпочтение более спокойной и ограниченной цветовой палитре, уделяя больше внимания тонким градациям цвета. После чего вполне закономерно пришел к кубизму. Комментируя однажды свой уход от фовизма, Брак сказал: «Невозможно вечно оставаться в состоянии пароксизма».

Приблизительно начиная с 1908 года фовисты стали постепенно двигаться в разных направлениях. Брак нашел нового союзника в лице Пикассо, Дерен тоже на короткое время посвятил себя кубизму, а палитра и сюжеты де Вламинка стали более мрачными. В конце концов и другие фовисты — Марке, Дюфи, Руо — начали работать в других стилях.

 

Локальный цвет.

           Локальный цвет в живописи - используемый художником условный цвет, соответствующий исходной окраске изображаемого предмета. Доминирующий оттенок цвета, без учёта света, теней, рефлексов от окружающих предметов, вне зависимости от расположения предмета в пространстве.

Данное понятие ввел Леонардо да Винчи в своей книге «Трактат о живописи». В работах Леонардо этот приём отчетливо виден в пейзажах находящихся на заднем плане картин. Применение локального цвета свойственно для изобразительного искусства времен средневековья, раннего Возрождения и классицизма.[1]

Локальный цвет отвергался импрессионистами, использовался активно экспрессионизмом и в других направлениях искусства XX века.

 

Супрематизм

Одно из основных течений абстрактного искусства, основанное в 1-й половине 1910-х г. в Украине К.С. Малевичем и ставившее целью выразить высшую реальность (структуру мироздания) в наипростейших формах, которые, по мнению приверженцев супрематизма, лежат в основе всех других форм физического мира.

Малевич определяет три периода развития С. в соответствии с тремя квадратами — черным, красным и белым — как черный, цветной и белый. «Периоды были построены в чисто плоскостном развитии. Основанием их построения было главное экономическое начало одной плоскостью передать силу статики или видимого динамического покоя». Стремясь освободить искусство от внехудожественных элементов, Малевич своим черным и белым «периодами» фактически «освобождает» его и от собственно художественных, выводя «за нуль» формы и цвета в некое иное, практически внехудожественное и внеэстетическое измерение. «О живописи в супрематизме не может быть речи. Живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого», — эпатирует он публику и своих коллег-художников. «Построение супрематических форм цветного порядка ничуть не связано эстетической необходимостью как цвета, так формы или фигуры; тоже черный период и белый».

Мы приходим к тому выводу, что изменение формы и цвета происходит в художественном творчестве не на основе оптических восприятий, но в силу изменения психической стороны, т. е. творческих представлений.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 456; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!