Цветовые и тоновые отношения в живописи



Технические особенности работы в акварельной живописи.

Акварель – это растертый пигмент с клеящим веществом, в ней не присутствуют белила, поэтому белым цветом служит исключительно лист бумаги, а тоновая растяжка контролируется количеством воды и пигмента на кисти.

· Дифференцированное размытие

Смачивание отдельного участка бумаги водой и нанесение пигмента на область сверху вниз

· Остекление

Пигмент на сухой лист, далее размытие водой

· Мокрым по мокрому а-ля прима

На равномерно смоченный лист наносится пигмент с водой в разных пропорциях для создания эффектов перелива цвета и тона

· Сухая кисть

Упругой едва влажной кистью наносится пигмент, создавая жесткий выделенный след, в зависимости от текстуры бумаги, меняется текстура мазка

· Смывание

Вымывание пигмента из бумаги после полного высыхания красочного слоя для туманного эффекта, высветления тона или для изменения вымытого участка

Воздействие водой на красочный непросохший слой

Для создания особого эффекта светлых пятен

· Лессировка

Способ многослойного нанесения пигмента слой за слоем, после полного высыхания каждого из слоев

· Процарапывание

Снятия тонкого окрашенного слоя бумаги острым предметом для создания белых участков

· Маскировка

Если требуется оставить некоторые участки работы белыми, перед началом работы акварелью нанести на эти участки маскирующую жидкость или парафин, а после снять с листа.

· Добавление цвета

Добавления цвета в непросохший цветной слой для создания сложных эффектов

 

Агломерация и коагуляция акварели

           Некоторым краскам, например ультрамарину, железоокисной светло-красной, кадмию оранжевому свойственна агломерация – выпадение пигмента в осадок. Большая часть корпусных красок, как в чистом виде, так и в смесях, обладает хорошей светостойкостью. Их целесообразно применять в освещенных местах и на передних планах, где требуется передача яркого цвета и фактуры различных поверхностей.

Кобальты, церулеум, ультрамарин и другие тёртые пигменты активно коагулируют, т.е ложатся хлопьями на бумаге и оставляют осадок

 

 

Монохромные цвета

           Монохромная живопись – произведения искусства, написанные при помощи только одного цвета. На самом деле слово «монохром» буквально означает «один цвет».

Термин монохромный (в один цвет) часто используется для описания произведений выполненных в одном тоне на тончайших градациях оттенков и нюансов. Классическим примером монохромной живописи является гризайль. В ХХ столетии мастера авангарда обратились к созданию монохромных произведений, исследуя символические и психо-эмоциональные возможности цвета (например, «белая живопись» К.С. Малевича или монохромы Ива Клейна).

Портрет. Формирование и виды.

Слово «портрет» (portrait) в европейской культуре первоначально означало «изобразительное воспроизведение» любого объекта, в том числе и животного. И только в XVII в. Андре Фелибьен, французский историк искусства и официальный придворный историк короля Людовика XIV, предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа».

Изображения лиц Иисуса Христа, Богоматери и святых не являются портретами – они написаны не с конкретного человека, это лишь обобщающие образы. Исключение составляют портреты святых Нового времени, созданные при их жизни.

           Первые образцы портрета относятся к древнеегипетской скульптуре.

Средневековый портрет в основном был лишён персонализации, хотя фрескам и мозаикам византийских, русских и других церквей присущи ясная физиономическая определённость и духовность: художники понемногу придают святым черты лица реальных людей.

Особого расцвета жанр портрета достиг в эпоху Возрождения. Это и понятно: ведь изменилась идеология эпохи – человек стал личностью и мерой всех вещей, поэтому его изображению придавалось особое значение. Хотя первые портреты ещё повторяли изображения античных монет и медалей (изображения в профиль).

· Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

· Аллегорический портрет - разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории.

· Военный портрет - разновидность парадного портрета - портрет в образе полководца.

· Групповой портрет - портрет, включающий не менее трех персонажей.

· Донаторский портрет - разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине (например, рядом с Иисусом).

· Жанровый портрет - портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

· Интимный портрет - камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой

· Исторический портрет - портрет какого-либо исторического деятеля.

· Карикатура - (произошло от итал.caricare - преувеличивать) - сатирический или юмористический портрет.

· Камерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

· Конный портрет - разновидность парадного портрета.

· Малоформатный и миниатюрный портреты - портрет небольшого формата (до 20 см), обычно это акварель, тушь или тиражная графика: офорт, литография, ксилография и т.п.

· Трони (от нидерл. tronie - голова, лицо) - разновидность голландского портрета XVII века. Представляет собой поясной или поплечный портрет, часто изображавший анонимных моделей с необычным выражением лица или костюмом.

· Шарж - сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека.

 

Композиция портрета

По формату (живописные):

· головные (оплечные)

· погрудные

· поясные

· по бедра

· поколенные

· во весь рост

 

По повороту головы:

· в анфас (фр. en face, «с лица»)

· в четверть поворота направо или налево

· вполоборота

· в три четверти (фр. en trois quarts)

· в профиль.

 

Цветовые и тоновые отношения в живописи

           Основу колорита составляют тоновые и цветовые отношения. Можно смело, таким образом, утверждать, что в живописи все строится на отношениях, которые определяют такие качества живописного произведения, как общий цветовой тон, гармония цветовых пятен. Свето-цветовые отношения определяют и целостность восприятия натуры.

Объективную основу отношений в живописи составляют многие физические и психофизиологические закономерности — как, например, явление цветовой и темновой адаптации, светлотный и цветовой контрасты, законы оптического смешения цветов. Тональные отношения прежде всего выражают взаимодействие света и цвета в натуре, независимо от того, работает ли художник непосредственно с натуры или пишет по представлению. Поскольку реальные явления света и цвета передаются в живописи через окрашенную плоскость, под светом следует понимать ахроматическую шкалу окрашенных плоскостей, а под цветом — хроматический ряд. В первом случае мы будем иметь отношения по светлоте, во втором — прежде всего по цвету., черно-белая графика также отображает цветовые отношения, а посредством цвета выражается не только окраска предметной среды, но и свет и тень, светлота предметов и световоздушной среды.

Наконец, и это, пожалуй, главное — зависимость цветовых отношений от композиции, содержания, которые ставят живописца перед необходимостью выделения, сдвига одних светлотных или цветовых контрастов и приглушения других.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 925; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!