Логический механизм зрительного ощущения предмета



1. Логическим механизмом зрительного ощущения предмета является логическая фотоматрица глаза. Это логическая сторона физиологической фотоматрицы глаза (фоточувствительного слоя сетчатки). Она состоит из 137-и млн. правил её фоторецепторов.

 

П. Логическая фотоматрица глаза – это  психическая сторона светочувствительного слоя сетчатки глаза. Это логическая структура, состоящая из активных  правил всех её фоторецепторов. (3.5.4)   396                                                                                                                                                                                                            

 

Психическая деятельность логической фотоматрицы глаза происходит в полном соответствии с физической деятельностью её материального носителя. Поэтомупринцип материального механизма зрительного ощущения предмета (391) имеет свою логическую (психическую) сторону.

П. Физическое ощущение  зрительного светового изображения предмета фотоматрицей глаза необходимо имеет своей логической стороной психическое ощущение данных этого изображения логической фотоматрицей глаза. Психофизический принцип  ощущения зрительного светового изображения предмета. (3.5.4)                                           397 

                                                                                                                                                                                                                       

Материальным инструментом здесь является фотоматрица. И ощущает она непосредственно не сами видимые предметы, а только их зрительные световые изображения (их материальные световые модели). Психическим (логическим) инструментом здесь, соответственно, является логическая фотоматрица глаза. И ощущает она, соответственно, уже только данные зрительных световых изображений видимых предметов.

 

2. Структура физического ощущения зрительного светового изображения предмета – это сами рецепторы, находящиеся  в активной фазе ощущения этого изображения. А каждый ощущающий это изображение рецептор своей логической стороной необходимо имеет своё ощущающее правило.

П. Данные каждого кванта двумерной структуры любого зрительного светового изображения предмета  необходимо определены двумерной структурой ощущающих это изображение  рецепторов, а значит, и их правил. Поэтому логической  стороной структуры физического ощущения зрительного светового изображения предмета  необходимо является структура психического   ощущения данных этого изображения.   Топический принцип  структуры психического ощущения  зрит ельного светового изображения предмета. (3.5.4)                        398                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Структура  психического ощущения зрительного изображения – это структура правил рецепторов, находящихся  в активной фазе психического ощущения данных этого изображения. Можно сказать, что это и единичное психическое ощущение предмета, поскольку зрительное изображение предмета всегда является его материальной моделью.

Психическая структура ощущения зрительного изображения наблюдаемого предмета существует вовсе не ради самого ощущения, а ради того, чтобы на её основании психические органы восприятия распознали сам предмет.

 

П. Структура психического   ощущения данных зрительного светового  изображения предмета необходимо порождает соответствующую ей структуру вторичных данных этого ощущения.  Топический принцип  структуры вторичных данных ощущения  зрительного светового изображения предмета. (3.5.4)                                                                  399  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

  Эта структура вторичных данных и есть первичный(рецептивный) зрительный образ  ощущаемого предмета.

Но такой образ ещё надо выделить  из множества других рецептивных образов предметов ощущаемой ситуации. А ещё он требует своего распознания, ибо правила рецепторов не различают ощущаемых предметов. Они всего лишь создают мозаику данных ощущаемой ситуации. Они каждую десятую долю секунды создают новый образ. Получается калейдоскоп данных зрительной ситуации, где всё ярко и красиво, но ничего не выделено и ничего не понятно. Вот такое получается «кино».

 

Примечание. Термин «первичный(рецептивный) психический образ  ощущаемого предмета» имеет свой более удобный синоним в виде «рецептивный образ предмета», или синоним «первичный образ предмета».  Физических образов уже не существует. Всё материальное уже осталось там, за «Волшебным Перевалом». 

 

3. Логическая фотоматрица глазапсихически ощущает структуры данных зрительных световых изображений наблюдаемого предмета. А поскольку эти изображения мгновенны и дискретны, то существует поток  изображений наблюдаемого предмета, который, в свою очередь,  порождает поток его дискретных психических ощущений(поток его рецептивных образов).

 

П. Поток психических ощущений зрительных световых изображений предмета – это последовательный ряд дискретных психических ощущений этого предмета в его новых и новых состояниях. (3.5.4) 400                                                                                                                                                                                                           

 

4. Всегда предметом зрительного светового изображения является зрительная ситуация. Она всегда присутствует, поскольку человек не способен ощущать только то, что он хочет.

 

П. Любой предмет зрительного  светового изображения всегда и необходимо принадлежит своей наблюдаемой ситуации. Соответственно,  психическое ощущение любого зрительно ощущаемого предмета всегда и необходимо принадлежит ощущению его ситуации. Соответственно этому, любой рецептивный образ наблюдаемого предмета необходимо принадлежит рецептивному образу его ситуации.  Закон принадлежности рецептивного зрительного образа. (3.5.4)                                                                                                    401     

     

Можно сказать, -- это закон зрительного гештальта.  

 

 

                                                                   

5. Правила рецепторов сетчатки глаза имеют свою жёсткую двумерную пространственную структуру. Их функция состоит в кодировании данных светового сигнала.

П. Логическая фотоматрица глаза – это активная кодирующая матрица. (3.5.4)                                                                                       402                                                                                                                                                                                                            

 Её структура принадлежит не какому-то виртуальному пространству, а обыкновенному, реальному, физическому. Ведь правила не отрываются от своих носителей.

П. Структура возбуждённых,  по причине их взаимодействия с данными зрительного светового изображения предмета,  правил фоторецепторов   всегда и необходимо порождает соответств ующую ей  структуру вторичных данных в виде рецептивного образа этого предмета. (3.5.4) 

                                                                                                                    403  

                                                                                                                                                                                    

6. Многообразие сложных и очень неудобных терминов соответствует многообразию новых типов исследуемых предметов. И здесь уже одним термином «зрительное ощущение предмета» никак не обойтись. 

Ведь объективно существуют: 

а) зрительное световое изображение предмета;

б) место каждого фоторецептора на экране светочувствительного слоя сетчатки глаза; 

в) луч чувствительности каждого фоторецептора в поле зрения глаза;

г) элементарное ощущение фоторецептора; 

д) элементарный физический ответ (вторичный сигнал) фоторецептора;

е) элементарный физический рефлекс фоторецептора; 

ж) активное правило фоторецептора; 

з) элементарное психическое ощущение правила фоторецептора;

и) элементарный психический ответ правила фоторецептора; 

к) элементарный психический рефлекс правила фоторецептора;

л) структура элементарных физических ощущений зрительного светового изображения предмета.

Кроме того, ещё существуют  десяткивидов предметов и процессов зрительных ощущений, и все они требуют своих новых терминов, иначе дойдём до терминов, состоящих из десятка слов. Подобное явление присуще только ребёнку, который не обладает достаточным количеством слов.        

                                                                                                        2008-10-09

 

    

                 

Путь Истины

Можно напомнить, что вторым материальным промежуточным предметом на Пути Истины было зрительное световое изображение состояния предмета истины на светочувствительном слое сетчатки глаза. Это дискретная материальная световая модель состояния этого предмета.  

 Оно породило соответствующий ему третий  материальный промежуточный предмет на Пути Истины, которым  является  структура физического ощущения зрительного светового изображения состояния предмета истины. Этоединичное физическое ощущение предмета истины. Это структура возбуждённых этим изображением рецепторов. 

В свою очередь, структура элементарных физических рефлексов ощущения светового зрительного изображения предмета   породила  конкретный структурированный сигнал, несущий вторичные данные о конкретном изображении предмета истины в его конкретном состоянии. Это четвёртый материальный предмет на Пути Истины.

 

Вторым информационным промежуточным предметом на Пути Истины была структура данных зрительного светового изображения состояния предмета истины на логической фотоматрице глаза.  

Эта структура данных стала причиной возникновения соответствующей ей   структуре психического ощущения зрительного светового изображения предмета. Это структура правил рецепторов, находящихся   в фазе психического ощущения данных этого изображения. Это единичное психическое ощущение предмета.

Это единичное психическое ощущение предмета, в свою очередь, породило соответствующий ему четвёртый информационный  промежуточный предмет на Пути Истины, которым  является структура вторичных данных единичного зрительного ощущения зрительного светового изображения наблюдаемого предмета.    Проще говоря, рецептивный  образ предмета

 

                                                                                                           2009-03-12    

 

 

                                                       

Ощущение

   Существует самое богатое разнообразие ощущений. Принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. То есть, все ощущения принадлежат той или иной системе рецепции. Получается, что на основании существования модальной избирательности пяти систем рецепции,  раздражители также подразделяются по соответствующим модальностям. А благодаря существующей узкой внутри модальной избирательности рецепторов любой их систем, так  раздражители подразделяются уже самими  рецепторами по конкретным признакам.

  Кроме того, ещё существуют внутренние ощущения, обеспечивающие вегетативную и соматическую системы восприятия.  Их создают ещё две системы рецепции.

 Вот такое получается   рецептивное сито.  Главное, оно действительно существует. И первым его открыл Демокрит. Секст Эмпирик пишет: «Как я сказал раньше, у физиков исстари циркулирует некое древнее мнение о том, что подобное познаваемо для подобного. Как известно, и Демокрит приводит для него доказательства и Платон, как известно, мимоходом касается его в «Тимее». Но Демокрит основывает своё доказательство как на одушевлённом, так и на неодушевлённом, потому что «животные, -- говорит он, -- собираются в стада с однородными животными (например, голуби с голубями и журавли с журавлями и так все прочие неразумные). Точно так же [происходит дело] и в неодушевленном, как, например, можно видеть на семенах, когда их сеют сквозь сито, и на камешках в водовороте. Здесь именно, с одной стороны, при трясении сита раздельно располагается чечевица с чечевицей, ячмень с ячменём и пшеница с пшеницей; с другой же, в соответствии с движением волны продолговатые камешки стремятся в одно место с продолговатыми, а закругленные – с закругленными, как будто бы заключённое в них сходство содержит нечто такое, что объединяет эти вещи»1.   

______________________________________

  1 Секст Эмпирик. Соч. Т. 1. М., «Мысль», 1976. С. 83.

И действительно,  органы ощущений устроены природой так, что каждый рецептор (каждая ячейка рецептивного сита) имеет свою узко определённую специализацию,   поэтому он «узнаёт» только то, что он «знает». А знает он только то, что знает его правило.

  Правило – это главный элемент активных знаний.Подобное познаётся знанием о подобных предметах.  Вот и правило любого рецептора является своеобразным отверстиемрецептивного сита, через которое проходит только известные этому правилу данные.  Правило рецептора узко специализировано и переходит в фазу психического возбуждения (ощущения) только при получении первичныхданных строго определённого (этим правилом) типа.И в этом плане оно является инструментом очень тонкого анализа. 

 

Демокрит первым подал идею рецептивного сита. Идею абсолютно верную. И мы ей воспользовались в самой полной мере. По своему влиянию на данное исследование материальной природы психических ощущений предмета, так его идея стоит гораздо больше целого раздела современной психологии, посвящённого ощущениям. Тем более что этот вопрос психологией исследован совершенно поверхностно. Но вот почему до сих пор лучше Демокрита ещё никто не сформулировал идею рецептивного многообразия? Неужели психологи не знакомы с его философией?  

 

  Марксистская философия об ощущениях имеет такое мнение:«Ощущение – это результат переработки центральной нервной системой

(мозгом) нервных импульсов, которые образовались вследствие воздействия внешнего раздражителя на нервные окончания органов чувств (например, на слуховой, зрительный или обонятельный нерв)»1.  Это ошибочное мнение, поскольку ощущают только рецепторы, а они находятся не в мозгу.

 

  У Гегеля куда лучше: «Ощущение есть форма смутной деятельности духа в его бессознательной и чуждой рассудка индивидуальности, в которой всякая определенность еще непосредственна; по своему содержанию, как и по противоположности объективного и субъекта, оно дано в еще неразвитом виде, принадлежит в высшей степени обособленному, естественному своеобразию субъекта. Содержание ощущения как раз потому ограничено и преходяще, что оно относится к естественному, непосредственному бытию, к тому, следовательно, что качественно и конечно»2.   Ощущение – это форма деятельности психики. И это действительно так, только этого мало.

 

  Кант блестяще определил ощущение, более того, он  правильно связал его с явлением. «Действие предмета на способность представления, поскольку мы  подвергаемся  воздействию  его  (afficiert werden),  есть  ощущение.  

______________________________________

   1 Диалектический и исторический материализм. М., Политиздат, 1971. С. 139.  

 2 Гегель. Энциклопедия философских наук.  Т. 3. М., «Мысль», 1977. С. 104.

Те созерцания, которые относятся к предмету посредством ощущения, называются эмпирическими. Неопределенный предмет эмпирического созерцания называется явлением»1. Воздействие ощущаемого предмета на психику – блестящая мысль.   

 

   Но подобное давно уже давно было сказано Аристотелем:  «Ощущение же в действии можно уподобить деятельности созерцания; отличается оно от последнего тем, что то, что приводит его в действие, есть нечто внешнее 

 -- видимое и слышимое, ровно и другое ощущаемое. Причина этого в том, что ощущение в действии направлено на единичное, знание же – на общее. А общее некоторым образом находится в самой душе. Поэтому мыслить – это во власти самого мыслящего, когда бы оно ни захотело помыслить; ощущение же не во власти ощущающего, ибо необходимо, что бы было налицо ощущаемое. Так же обстоит дело со знаниями об ощущаемом и по той же причине, а именно потому, что ощущаемые вещи единичны и внешни»2. –  Какая глубина мысли!

 

Психические ощущения – это первое, что существует за Волшебным Перевалом между Миром материальным и Миром духовным.

 

Это начало деятельности души. Это начало психической деятельности.

 

П. Рецепторы всегда получают  первичный сигнал или непосредственное воздействие от предмета ощущений. Соответственно, их правила необходимо получают первичные данные эт ого сигнала. (3.5.6)                                                                                                        404   

                                                                                                                                                                                                        

Тогда как те  нейроны, которые не являются рецепторами,  напрочь лишены непосредственного общения с проявлениями внешнего Мира. Им не доверены даже внутренние ощущения. Их примерно в двадцать раз больше чем нейронов-рецепторов. Они как гномы Тёмного Царства выполняют невидимую, неощущаемую, но фантастически огромную работу. А их правила сплетены в ту алмазную сеть (красивый термин заимствован у Гегеля), которую мы называем чувствующей и понимающей душой.

 Ощущающую же часть души составляют только правила рецепторов. Точнее, чётко организованные системы этих правил.             

                                                                                                              2007-10-30 

 

 

________________________________________________

   1 Кант И. Соч. Т. 3. M., «Мысль», 1964. С. 127.

  2Аристотель. Соч.  Т. 1. М., «Мысль», 1975. С. 407.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Ключевые моменты процесса зрительного восприятия

Предмет восприятия

Беспредметного восприятия не бывает. Но вот только предметом процесса восприятия можно считать и непосредственно ощущаемый предмет, и данные сигнала от непосредственно ощущаемого предмета, и данные рецепции непосредственно ощущаемого предмета, и образ непосредственно ощущаемого предмета.   И первое, и второе, и третье, и четвёртое действительно входят в категорию предметов восприятия, но  они являются совершенно разными вещами, здесь много промежуточных предметов восприятия. Поэтому  здесь требуется уточнение.

П. Восприятие всегда и необходимо начинается с непосредственно ощущаемого предмета. Предметом восприятия называется непосредственно ощущаемый предмет, поскольку он является первопричиной всех последующих промежуточных предметов этого процесса. Принцип предметности восприятия. (3.6.1)                      405 

 

Только непосредственно ощущаемый предмет является действительной и необходимой первопричиной остальных предметов, перечисленных выше. Остальные предметы являются промежуточными предметами  процесса

восприятия.  Это однозначно, поскольку воспринимается только то, что ощутимо. А ощутимыми являются только материальные предметы.

П. Наши органы ощущений устроены таким образом, что мы ощущаем, а значит и воспринимаем,  только материальные предметы, поскольку от нематериальных предметов не фор мируется материальный сигнал. (3.6.1.)                                                                406                                                                                                                               

                                                                                                                         

Информация способна существовать только на своих материальных носителях. Поэтому смысл текста мы воспринимаем в составе восприятия материального текста. Материальный текст состоит из материальных букв, а последние состоят из материальной краски. Содержание картины мы воспринимаем в составе восприятия самой материальной картины. Зрительное световое изображение предмета на светочувствительной поверхности сетчатки также материально. Оно состоит из квантов света.

Таким образом,   система зрительной рецепции необходимо входит в систему зрительного восприятия. Подобное справедливо и для системы рецепции любой другой модальности.

 

П. Процесс восприятия непосредственно ощущаемого предмета всегда и необходимо включает в себя  процесс его рецепции. Принцип рецептивности восприятия. (3.6.1)                                                    407                                                                                                                                                                                                            

 

Включённость процесса рецепции предмета в состав процесса  его восприятия является известным явлением. Например:  «ВОСПРИЯТИЕ, -я, ср.1.см . воспринять.  2. Форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ»1.  

 К этому  следует прибавить мнение Канта: «Восприятие есть эмпирическое сознание, т. е. такое сознание, в котором есть также ощущение»2.     Удивительно, но Кант сказал более точно.  Всё дело в том, что  существуют не только ощущения предметов внешнего мира. Например, в психике существует и такая система восприятия, которая воспринимает ощущения мышц и суставов (соматическая система психики). Есть и такая система восприятия, которая воспринимает ощущения  внутренних органов (вегетативная система психики).

 

П. Процессы восприятия в равной мере осуществляются, как по отношению  к внешним, так и по отношению к внутренним ощущаемым предметам.   (3.6.1)                                                              408 

 

А если  разум не воспринимает печень или схему тела, то это вовсе не значит, что их не воспринимают другие органы психики. Ведь без восприятия частей тела абсолютно невозможны ни гомеостаз, ни любое движение рукой или ногой. С другой стороны, так разуму внутреннее восприятие и вовсе ни к чему, поскольку он создан для управления более сложными формами деятельности.

2009-10-05

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!