Задания по теме «Комментарий к проблеме»



Задания по теме «Проблема текста»

Задание 1.Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

1. В чем опасность политики национализма? 2. Можно ли избежать социальной несправедливости? 3. В чем смысл человеческой жизни? 4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? 5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? А. философская Б. политическая В. Экологическая Г. нравственная Д. социальная

 

Задание 2.прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец, он создатель, он бог. Человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, следил за звездами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.  (Д.Гранин)

 

1) Что такое гармония?

2)  Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

3) Каковы границы познания окружающего мира?

4) Каковы перспективы технического прогресса?

Задание 3. Прочитайте текст. Отметьте вопрос, на который в тексте нет ответа.

Создание коллектива в школе или других учебных заведениях было неотъемлемой частью российской системы образования, тесно связанной с ее целями и задачами, а также национальными особенностями. Безусловно, явление яркое и положительное, оно диктовало во многом свои законы, влиявшие на систему в целом. Сейчас нередко приходится слышать о том, что среди российских студентов распространено такое явление, как списывание. Особенно негодуют сталкивающиеся с этим американские педагоги. В американский университетах плагиат является одним из самых страшных нарушений, за которое студент подлежит немедленному исключению. В Росси же на это смотрят сквозь пальцы, а на того, кто сообщит о подобном нарушении, еще и посмотрят косо. Часто подобного рода явления приписывают советской системе и «тоталитарному» режиму. Однако корни его гораздо глубже. (А.Павловская)

1) Нужно ли мириться со списыванием в российских учебных заведениях?

2) Чем объяснить широкое распространение списывания в российской системе образования?

3) Уступает ли российская система образования американской?

4) Что является неотъемлемой частью российской системы образования?

Задание 4. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

 

У нас есть свое место – и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только – не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому – с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, - но только любить… Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придем – со слезами на глазах, как поется в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего уважительного времени… (По Ю.Полякову)

1) Проблема отношения человека к своей Родине.

2) Проблема исторической памяти

3) Проблема взаимоотношений между государствами.

4) Проблема патриотизма.

Задание 5. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

Библиотека – это не сумма книг, а система книг. Редкие книги собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения. Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга еще драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса – из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтенной книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки – это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! (По Б.Шкловскому)

 

1) Как следует подбирать книги для личной библиотеки?

2)  Роль книги в формировании личности.

3) Какие книги можно назвать редкими?

4) Проблема отношения человека к книге.

Задание 6. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В.Сухомлинский)

1) Какова роль детства в жизни человека?

2) Почему все, что связано с детством, представляется прекрасным?

3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?

4) Какое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители?

Задание 7. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

Глубочайшее заблуждение думать, что сначала нужно обеспечит людей необходимыми материальными ценностями,- нужно, без этого человек жить не может, а искусство…для тех, кто уже наелся досыта. Но человечество за всю свою длинную и очень печальную историю никогда еще не наедался досыта. Не было такого случая. И тем не менее оно всегда создавало произведения искусства, и для этого выделялись не слабые, ни на что не годные люди –самые талантливые, лучшие, гениальнейшие выделялись. И это необходимо, потому что именно здесь создается норма жизни. Это норма жизни. Иначе жизни не будет вообще. Представление, что сначала хлеб, а потом творчество,- одна из распространенных ошибок. Не будет хлеба без творчества. (По Ю.Лотману)

1) Как обеспечить людей необходимыми материальными ценностями?

2) Каковы предпосылки для создания искусства?

3) Как соотносится духовное и материальное в жизни человека и общества?

4) Можно ли утверждать, что искусство создается только тогда, когда люди обеспечены материальными ценностями

Задание 8. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему, поднятую в тексте. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплен ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови. Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю.Лотману)

 

1) В тексте Ю.Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, как остро стоящая в наши дни.

2)  В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.

3)  Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.

4) Ю.Лотман поднимает одну из  актуальных на данный момент проблем – проблему межнациональных конфликтов.

5)  Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.

Задание 9. Прочитайте формулировки проблем текста Ю.Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочеты исправлены учителем?

Исходный вариант Отредактированный вариант
1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов 1)Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов
2) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман 2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман.
3)В тексте поднимается проблема национализма народов 3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.
4) Ю.Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов 4) Ю.Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.
5) автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? 5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

 

Задание 10. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

«Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего»,- писал мне дедушка в моей тетради, когда мне стукнуло восемь лет. Теперь этот закон кажется мне выражением настоящей жизненной мудрости. Жизнь есть борьба, в которой мы должны побеждать: а победителем становится тот, кто осуществляет благое и справедливое. Всю жизнь нам грозят лишениями. Всю жизнь нас беспокоят мысли и заботы о возможных «потерях», «убытках», унижениях и бедности. Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом – подготовка к успеху, закал для победы. То, чего требует от нас школа, - есть духовное преодоление угроз и лишений. Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство из душевного равновесия. «Не хватает?»- «Пускай себе не хватает. Я обойдусь»… Нельзя терять священное и существенное в жизни; нельзя отк5азываться от главного, за которое мы ведем борьбу. Но все несущественное, повседневное, все мелочи жизни – не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать… Искусство сносить лишения требует от человека двух условий. Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, все определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. Это и есть то, чем он живет и за что он борется; то, что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то, пред чем все остальное бледнеет и отходит на задний план. Это есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. Именно таков путь всех героев, всех верующих, исповедников и мучеников. И, во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать свое внимание, свою любовь, свою волю и свое воображение – не на том, чего не хватает, чего он «лишен», но на том, что ему дано. Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб, вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству. И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы. Такому человеку довольно простого цветка, чтобы коснуться божественного миротворения и изумленно преклониться перед ним; ему, как Спинозе, достаточно наблюдения за простым пауком, чтобы постигнуть строй природы в его закономерности; ему нужен простой луч солнца, как Диогену, чтобы испытать очевидность и углубиться в ее переживание. (По И.Ильину)

1) Иван Ильин поднимает проблему убытков в жизни человека.

2) Должен ли человек бояться лишений? Над этой проблемой размышляет философ Иван Ильин

3) как научиться легко переносить заботы и лишения? Такова проблема, которая привлекла внимание И.Ильина.

4) В этом тексте я увидел одну проблему. Это проблема – счастье.

5)Автор поднимает проблему жизненных мелочей.

6) Как научиться сохранять душевное  равновесие несмотря на жизненные заботы и лишения?

7) Что такое истинная любовь? Этот вопрос ставит перед читателями И.Ильин.

8) В чем заключается искусство сносить лишения? Этой проблеме посвящает свой текст И.Ильин.

9) Что такое жизненная борьба? Над этим вопросом рассуждает автор.

10) Текст И.Ильина посвящен важной философской проблеме: как  научиться  не бояться жизненных трудностей.

 

Задание 11. Отредактируйте формулировки проблем, затронутых в тексте И.Ильина, предложенные учащимися.

Исходный вариант Отредактированный вариант
1. Автор поднимает проблему о преодолении лишений.  
2.Как преодолеть подстерегающие лишения человека?  
3.автор поднимает проблему жизненных трудностей и как к ним относиться.  
4. Как получить искусство сносить лишения?  
5. Прочитав текст, возникает проблема, как овладеть «искусством жизни».  

 

Задание 12. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему, затронутую в тексте.

Два богача. Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю его и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный  домишко. - Возьмем мы Катю, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить… - А мы ее… и не соленую, - ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика! (И.Тургенев)

 

Задание 13. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему, затронутую в тексте.

Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий – человек сталкивается с непониманием; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлиться, раздражиться. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытство, о чем они говорят…. Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю – я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу – «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они бояться людей, которые почему-то не понимают, которые чем-то непохожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют… А черт его знает, чего он там на скрипке играет?.. (Ю.Лотман)

 

Задания по теме «Комментарий к проблеме»

1. Прочитайте текст.

В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился! (Ф.Кривин)  

Сформулируйте проблему, затронутую в тексте. Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов

1) Должны ли дети продолжать семейное дело своих родителей и можно ли привить любовь к профессии насильно?

2) Ф.Кривин поднимает проблему воспитания детей и ставит перед читателем следующий вопрос: всегда ли оправдана чрезмерная забота родителей о своих детях?

3) Всегда ли, выбирая для ребенка профессию, родители оказываются правы?

4) В тексте Ф.Кривина поднимается проблема неправильного подхода к воспитанию ребенка.

5) Ф.Кривин поднимает проблему воспитания детей и показывает, что влияет на формирование личности.

6) Должны ли дети продолжать дело своих родителей вопреки своим желаниям?

7) Ф.Кривин поднимает проблему становления личности.

8) Родителей всех времен волновала проблема воспитания. Следует ли баловать детей, потакать их слабостям? – такой вопрос возникает после прочтения текста Ф.Кривина.

9) Любовь родителей к своим детям – глубокое, безграничное чувство. Способны ли дети осознать семейную любовь?

10) В центре внимания автора проблема отцов и детей.

2. Определите типы ошибок, допущенных при формулировании проблемы. Соотнесите примеры из левой колонки с типом ошибки, указанным справа.

Пример Тип ошибки
1. Проблема текста Ф.Кривина заключается в том, что родители не должны баловать своих детей. 2. Как правильно выбрать профессию. Этой проблеме посвящен текст Ф.Кривина. 3. проблема текста Ф.Кривина в том, что Сверла воспитывали сына на пробках, а когда пришла пора заниматься серьезным делом, он не захотел браться за работу. 4. С помощью иносказания автор поднимает проблему человеческий отношений. А. Неоправданное расширение проблемы Б. Подмена формулировки проблемы пересказом. В. Подмена проблемы авторской позицией. Г. Непонимание проблемы

 

3.Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Ф.Кривина до и после редактирования. Объясните, какие недочеты в комментарии исправлены

Исходный вариант Отредактированный вариант
1) В данном тексте автор Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в личности. Многое в личности человека зависит от родителей. Автор приводит людей в аналогию со сверлами и штопором. Родители (Сверла) оградили сына (Штопор) от грубого металла. Учился сын на пробках. Вот и выросло не крепкое рабочее сверло, а хрупкий и тонкий штопор. 1) Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в формировании личности зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевленными предметами: Сверла – это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребенка (Штопор) от серьезной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду.
2) Примером неправильного воспитания автор приводит семью Сверла, в которой рождается сын Штопор. Родители любуются своим сыном, наблюдают, как он растет. Родители оберегают ребенка, думают, что он еще молод, дают ему легкую работу. Отец приносит домой пробки, на которых, как думает отец, он научится сверлильному мастерству. Но когда приходит время переходить к более тяжелой работе, сын не хочет отказываться от более легкой. И после этого родители не так любуются своим сыном. 2) В качестве примера неправильного воспитания автор описывает семью, в которой родители чрезмерно балуют своего ребенка, дают ему самую легкую работу. Писатель показывает, что чрезмерная забота родителей пагубно сказывается на детях, которые вырастают не приспособленными к самостоятельной жизни.
3) В данном тексте с помощью мастерской метафоры автор повествует о том, как в целом хорошие родители, проявляя излишнюю заботу о ребенке, лишают его перспективного будущего. Все делая для него, они не дают развиваться ему и стать самостоятельным, приспособиться к взрослой жизни, в которой есть не только развлечения. Но и труд . 3) Автор мастерски использует прием олицетворения и, рассказывая историю семьи Сверла, показывает нам типичную ситуацию, когда любящие родители, проявляя излишнюю заботу о ребенке, по сути, лишают его будущего. Оберегая детей от любых серьезных дел, взрослые не дают им развиваться, становиться самостоятельными, готовиться к взрослой жизни, в которой есть не только развлечения, но и труд.
4)Бытует мнение о том, что имя человека предопределяет его судьбу. Убедиться в этом можно, прочитав текс: назвав сына Штопором, родители самостоятельно определили род деятельности. Разногласия начинаются с этого момента. Ведь штопор предназначен совсем для других целей, нежели рабочие сверла по металлу. Олицетворяя неодушевленные предметы, автор подбирает им «говорящие» имена. Сверла (рабочие инструменты) символизируют людей, знающих цену труду. Не случайно Кривин называет их «потомственными металлистами». Но даже у таких людей дети вырастают лентяями, если родители неправильно их воспитывают. Отсюда имя ребенка Штопор – воплощение праздной жизни.

 

4. Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Ф.Кривина. Объясните, какие ошибки допущены учениками при комментировании проблемы.

1) на шуточном примере Сверла и Штопора автор раскрывает серьезную проблему отцов и детей, с которой сталкиваются многие. Кривин подчеркивает, что в семье Сверла все были потомственными металлистами, поэтому будущее ремесло юного Штопора было заранее известно. Но он пошел наперекор родителям, решив заниматься тем, что его действительно привлекало. Семья была в недоумении: «Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?» Но Штопор совершил этот поступок не из-за непослушания или каприза, а из-за потребности заниматься любимым делом.

2) Для родителей воспитание ребенка – это очень тяжелый труд, от которого зависит то, каким будет их ребенок в будущем. Если ребенок хочет попробовать себя в чем-то, то не нужно ему в этом препятствовать, как это делали родители Штопора. Если дети стремятся развивать свои таланты, то родители не только не должны мешать им, но и должны помогать в этих начинаниях.

3) Рождение ребенка – всегда радостное событие для родителей. Но не все знают, как правильно воспитать свое чадо. В данном тексте автор стремится донести до читателя мысль о том, что не нужно сверлить своих детей и препятствовать их развитию

4) Когда в семье Сверла родился сын, которого назвали Штопор, его любили, опекали. Ему не давали попробовать себя на чем-то серьезном, потому что боялись за него. Но когда родители все-таки решились дать ему4 металл, Штопор отказался, так как он или сам начал бояться, или настолько привык к пробкам, что и металл ему был не нужен. А родители и не поняли, что из-за их воспитания он стал таким.

5)В совеем произведении Феликс Кривин поднимает злободневную проблему воспитания индивида. Используя олицетворение, автор призывает нас задуматься о будущем. Ф.Кривин не критикует родителей, не осуждает их поступок. Он лишь констатирует факт. Читатель сам должен дойти до нужной мысли, осознать проблематику и важность рассказа. Автор не случайно использует вымышленные имена из неживой природы (Сверла, Штопор). Имена эти – обобщенные образы многих родителей, если не губящих своих детей, то делающих эти судьбы проштампованными, стереотипными.

5. Отредактируйте неудачные формулировки проблем в сочинениях по тексту Ф.Кривина.

Исходный вариант

1) У автора есть проблема, которая его волнует. Это проблема воспитания.

2) Автора данного текста беспокоит проблема о воспитании детей.

3) Проблема текста, автором которого является Ф.Кривин,- это воспитание.

4)Каждый птенец рано или поздно выпадает из гнезда. До какого момента надо воспитывать своего ребенка? Над этой проблемой предлагает задуматься автор.

5) В своем произведении Ф.Кривин поднимает злободневную нравственную проблему воспитания индивида.

 

6. Прочитайте текст и прокомментируйте проблему. В комментарии вам помогут подчеркнутые фрагменты текста.

Книги, открывающие нас. Я убежден, что у слова есть свои недра… Человек по-разному приходит к пониманию этой вечной истины.  Многое зависит от того. Как сложилась судьба, жизнь человека. Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, проникать в сокровенные глубины духа, контактировать и настоящим, прошлым и будущим. Книга связывает людей. Объединяет людей и телевидение; это понятно, но для того, чтобы одолеть огромное количество литературы, накопленной человечеством за века, творения Гомера, Данте, Вергилия, Толстого, Хемингуэя, Фолкнера и других гениев человечества, хотя бы часть этого богатства, а его можно осваивать без конца, следует от чего-то отказаться… Восемь часов у человека уходит на сон, восемь на работу, и, если он будет просиживать часами у телевизора, ему некогда будет читать… К книгам относишься так же, как и к друзьям,- в юношеском возрасте их много, но отношения с ними более поверхностные, некритические, легковесные; нравится, допустим, кому-то же, что и тебе, ты и его считаешь другом, единомышленником, хотя, может, и общего-то между вами разве что одна полюбившаяся книжка… С годами круг знакомств сужается, может быть, остаются один-два человека, которых называешь друзьями, но зато уж это подлинные, испытанные друзья. Так и с книгами. К каким-то авторам, которыми увлекался в юности, уже нет особенного желания возвращаться – эти книги ты навсегда прочитал. С другими писателями наоборот. Вот Достоевский, он не только остается для меня тем же, кем и был, но и день ото дня укрупняется, вырастает в моих глазах. Эпоха эта миновала, исчез, канул в Лету мрачный, призрачный Петербург, но творения Достоевского, дух его прозы, слово его – продолжают меня волновать, не дают мне покоя. Круг друзей неизбежно сужается, но также неотвратимо углубляется и любовь к ним. Есть тут определенная взаимосвязь…. …Каждая книга требует отрешенности от суетных дел, полной погруженности в тему, в систему образов – вся душа должна быть там. Иначе ничего не получится. Не знаю, наверное, во мне осталось испытанное некогда, еще в самом раннем детстве, благоговейное отношение к книге, к печатному слову. Я всегда с трепетом брал в руки книгу как нечто действенно святое. Для меня в ту пору не было плохих книг, я восхищался каждой буквой, а человек, написавший книгу, мне неизменно представлялся таким, как Пушкин и Толстой. Увы, позднее пришлось узнать, что могут быть и плохие книги, равнодушные, написанные без искорки святости. Пусть это будет несколько наивно, но я и по сей день все же мечтаю, чтобы не было плохих книг, чтобы не разрушали то представление о книге и писателе, которое зарождается у человека в детстве. (По Ч.Айтматову)

7.Прочитайте текст. Вопросы, которые даны в таблице после текста, помогут вам написать комментарий. Ответьте на них.

Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами – в нем все крупно, все широко, привольно и загадочно – он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета своего существа. Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьешь эту воду. Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитости с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди. Обетованная жизнь… А очищающее, а вдохновляющее, а взбадривающее и душу нашу, и помыслы действие Байкала!.. Ни учесть, ни пометить его нельзя, его опять-таки можно только почувствовать в себе, но с нас достаточно и того, что оно существует. Вернувшись однажды с прогулки, Л.Н.Толстой записал: «неужели можно среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе и в сердце человека бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и доброты». Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной ее может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока еще рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли крепится наше благоразумие и благодеяние?! Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся, тех, кто был до нас и будет после нас. И разве все мы не слышим этот зов? Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить для надобности березку, долго каялся и просил прощения у березки за то, что вынужден ее погубить. Теперь мы стали иными. И все-таки не оттого ли и в состоянии мы удержать занесенную уже над березкой, как двести и триста лет назад, а над самим батюшкой Байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой, в том числе и им?! За добро добром, за милость милостью – по извечному кругу нравственного бытия… Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота не погубленной, воздух не засоренным, а жизнь в нем и вокруг него – неиспорченной. Это прежде всего необходимо нам. Байкал, Байкал… Он давно уже стал символом наших отношений с природой, и от того, быть или не быть в чистоте и сохранности Байкалу, зависит ныне слишком многое. (В.Распутин)

 

1. На каком материале автор раскрывает проблему?

2) какими фактами, событиями автор иллюстрирует свою мысль?

3) На чье мнение ссылается автор? Какую роль играет цитата в тексте?

4) какие высказывания автора заслуживают особого внимания? Почему?

 

8. Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки – материал для сочинения.

   Чуть ли не на каждом шагу мы вносим свой вклад в уничтожение дикой природы. Таких примеров можно приводить множество. И все это происходит лишь потому, что нарушается простой жизненный принцип: если можешь, не причиняй беспокойства другим. Великий французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери вложил в уста одного из своих героев мудрые слова: « Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Гордясь своим разумом и силой, не следует забывать о том, что человек, в сущности, лишь совсем недавно перешагнул тонкую грань, отделяющую его от животного. И не абсолютный разум в нас, а только первые проблески его.  Чтобы лучше осознать необходимость защиты природы, мы должны определить, чем же мы обязаны животному миру, кроме того, что сами являемся его представителями. (По А.Агееву)

 

Материал для сочинения

-Автор поднимает такую проблему, как…

 -По мнению Агеева, в своем отношении к миру человечество должно руководствоваться простым принципом…

 - Не случайно автор цитирует….

- Эти слова напоминают нам о том, что…

- Действительно, человек не должен забывать о том, что…

- Я думаю, что позицию автора можно сформулировать следующим образом…

9. Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки – материал для сочинения.

 Как бы ни был увлечен человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.  Ведь что такое культура? Культурным мы называем все, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок дает кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмешь. Яблоня, над которой работали, дает плоды большие, красивые,  вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитали, и культура тела, если он занимался спортом. А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды культур тоже не приходят сами собой. Тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания. Иначе выходит человек-дичок. Дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, - дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями. Чувствами, интересами. (По С.Соловейчику)

Материал для сочинения

- Что такое…? Какого человека можно назвать…? Такие вопросы привлекли внимание Симона Соловейчика.

- Размышляя над поставленной проблемой, автор подчеркивает, что культурным принято называть…

- Соловейчик проводит аналогию между… (автор сравнивает..)

 - Публицист пишет о…

- По его мнению, дикарь в наши дни – это…

- Таким образом, автор приходит к следующему выводу…


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 3288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!