Подвижничество Сергия Радонежского.



Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, родился около 1314, годы. Был он сыном Кирилла и Марии, ростовской боярской семьи, переселившейся из Ростова в московский город Радонеж. По смерти родителей Варфоломей удалился с старшим братом Стефаном в пустыню в нескольких верстах от Радонежа. Около 1340 г. эти два пустынника построили себе в лесу келью и деревянную церковь во имя Св. Троицы. Стефан скоро ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался один. Слава о подвигах Варфоломея скоро распространилась повсюду, и около него собралось до 12 иноков, которые уговорили подвижника принять сан и звание игумена. Это произошло в 1354 г. Так основана была Троице-Сергиева обитель. Преп. Сергий в звании игумена так же, как прежде, подвизался в неутомимых трудах и молитве, подавая пример братии. Обитель была очень бедна. Слава о преп. Сергие дошла до патр. Константинопольского Филофея, который прислал свою грамоту и совет завести в монастыре общежитие. С благословения его и митр. Алексия общежитие было введено. Преп. Сергий пользовался большим уважением со стороны митр. Алексия и кн. Димитрия Донского. Дм. Донской перед походом на татар посетил преп. Сергия, который благословил его на Куликовскую битву, причем, отпустил с ним двух иноков - Пересвета и Ослябю. Митр. Алексия настолько уважал преп. Сергия, что хотел видеть его своим преемником, однако скромный инок отказался от такой великой чести. Скончался преп. Сергий 25 сентября 1392 г., сподобившись перед смертью посещения Богоматери. Обитель преп. Сергия была образцом для других монастырей. Она распространяла от себя во все стороны множество новых монастырей Еще при жизни преп. Сергия явилось несколько монастырей: Киржачский и Голутвин, основанные им самим, Симонов (В Москве). Везде первыми игуменами были ученики преп. Сергия. С половины Х1У века, после прославления Сергиевой пустыни, число новых монастырей быстро стало возрастать по всем краям Великороссии. Москва была опоясана целой линией их, как духовной оградой. Усердными строителями их были митрополит Алексий, великий князь Василий Дмитриевич и другие лица.

В Твери было основано 11 монастырей, в Нижнем - 4. В Новгороде по-прежнему являлось более монастырей, чем где-нибудь; их отстроили владыки, иноки и простые люди. Особенно известны были по святости подвижников монастыри: Вишерский, основанный (в 1418 г.) преподобным Саввою Вишерским, великим подвижником и столпником, и Клопский, прославленный подвигами юродивого Михаила Клопского из рода князей московских (1452 г.).  Около Пскова возникло до 12 новых обителей. Из них замечателен монастырь преподобного Евфросина Псковского. Жизнь этого монастыря отличалась также строгостью, трудами и длинными бдениями, что один новгородский священник, приходивший в обитель для проверки слухов о ее святости, после отзывался об игумене с братиею: "Это железный с железными".  В белозерской пустыне поселился симоновский постриженник архимандрит преподобный Кирилл и сделался основателем Кирилло-Белозерского монастыря, одного из знаменитейших монастырей древней Руси. Недалеко от него и в одно время преподобный Ферапонт, тоже симоновский инок, основал Ферапонтов монастырь. Так развивалось в северных пустынях влияние Сергиевой лавры. Пустыннолюбивые иноки достигали даже до Болото моря.

Сподвижники: препп. Пахомии Нерехтскии, Стефан Махрищский, Димитрий Прилуцкий, Стефан Махрищский, Дионисий Суздальский, Кирилл Белозерский и др.

Ученики: препп. Никон, Михей, Исаакий, архим. Симон и др Радонежские чудотворцы; препп. Савва Сторожевский, Феодор Симоновский (Ростовский), Сергий Нуромский, Сильвестр Обнорский, Роман Киржачский, Авраамий Чухломский, Никита Костромской, Иаков Железноборский, Мефодий Пешношский, Андроник и Савва Московские, Афанасии Старший и Афанасий Младший Высоцкие и др.

Ферраро -Флорентийский собор и предпосылки автокефалии РЦ.

После смерти Фотия (1431) вспыхнула междоусобная война. Обстановка этим так усложнилась, что только через два года в 1433 мог собраться собор русских святителей, на котором митрополитом был избран рязанский епископ Иона, В Литве в то же время митрополитом избран был Герасим, который поехал в Константинополь и там был поставлен в митрополиты. В Москву, однако, он не поехал, так как знал, что там избран Иона. Литовский князь Свидригайло настаивал на том, чтобы Герасим ехал в Москву, но Герасим отказался. Тогда Свидригайло раздул против него какой-то донос и сжег Герасима на костре. Между тем Иона поехал в Константинополь, но по дороге разъехался с другим митрополитом, Исидором, посланным на Русь. Ионе обещали митрополию после Исидора. Исидор назначен был под нажимом императора; он должен был провести в РЦ унию с Римом. Исидор, в качестве русского митрополита, поехал во Флоренцию на собор, где в 1439 г. подписал Флорентийскую унию от РЦ. Папа Евгений IV сделал его за это кардиналом. Когда Исидор вернулся и Москву и за богослужением начал поминать папу вместо патриарха, а также прочел акт унии, великий князь при всех назвал его латинским прелестником, волком и посадил под стражу. В 1441 г. собор русских епископов осудил Исидора за измену православию, но Исидор "ушел бездверно". Исидор - Это был последний русский митрополит из греков.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!