Крещение Руси при св. равноап. кн. Владимире и первоначальная организация РЦ.



Предание об апостоле Андрее Первозванном.

Господь воздвиг РПЦ на громадных просторах восточной Европы когда папский Рим отделился от Вселенской Церкви, и начала свое существование РКЦ. В 1204 году, под ударами западных крестоносцев пал и был разграблен Константинополь. С ее гибелью Византии в мире, могло уйти в небытие и Православие. Но Православная Церковь Христова не может прекратить свое бытие. Церковь пребудет на земле до конца времен. Накануне Великого Раскола 1054 года возникает новая, великая в будущем, православная держава, а с ней вместе и новая Поместная Православная Церковь. Руси было предначертано стать в дальнейшем преемницей Византийской империи и новым оплотом Вселенского Православия. В этом проявился несомненный Промысл Божий о русском народе. Крещение Руси, которое произошло при св. князе Владимире, не было первым знакомством Руси с христианством. К этому времени уже была подготовлена почва для скорого распространения Православия среди русского народа. Надо отметить, что существует широко известное предание о проповеди святого апостола Андрея Первозванного в наших землях. Преподобный Нестор Летописец в "Повести временных лет" сообщает о проповеди святого Андрея на месте будущего Киева. Устойчивое почитание св. апостола Андрея РПЦ в качестве провозвестника христианства на земле будущей Руси, отмечаемое с домонгольской эпохи и до новейшего времени. Вполне достоверным можно признать тот факт, что апостол Андрей проповедовал в Северном Причерноморье. В частности, церковный историк IV века Евсевий Кесарийский, ссылаясь на Оригена, сообщает, что Андрей Первозванный получил по жребию для проповеди Скифию. Вполне мог св. А.Первозванный подниматься и вверх по Днепру до места, где позднее возник Киев. Имеются археологические находки, свидетельствующие об оживленной торговле греко-римских черноморских колоний с племенами, населявшими территорию будущей Руси. Летописное известие о проповеди апостола Андрея, для нас чрезвычайно дорого. Через это драгоценное предание освящается наша Русская земля, в состав которой, как бы сегодня не перекраивалась политическая карта, исторически вошло и северное побережье Черного моря. Сказанием апостоле Андрее наш народ всегда хотел прежде всего подчеркнуть апостольское преемство РЦ, особое избранничество Руси как хранительницы неповрежденного апостольского Предания. В то же время Русь никогда не пыталась сказанием о проповеди А.Первозванного создать какую-то подоплеку для канонических притязаний на главенство в христианском мире, что было весьма характерно для Рима, а позже и для Константинополя.

Христианство на Руси в IX - X вв.

В конце IX в. складываются основы древнерусской государственности. Киев и Новгород почти делаются центрами для окрестных и даже для отдаленных славянских племенных княжеств. В этот период под властью новгородского кн. Олега, перенесшего потом свою резиденцию в Киев, объединяется основная масса славянских княжеств. При Олеге подавляющее большинство населения Руси и даже жителей столицы - Киевабыли язычниками, идолопоклонниками. Но наличие в Киеве христиан совершенно очевидно. Как известно, Олег совершил успешный набег на Царьград в 911 (912) г., в результате победы значительно усилились мирные торговые сношения Руси с Византией. Греки не только охотно показывали русским свои святыни, но и отвели для приезжающих русских хороший район города близ монастыря св. Маммы, братия и священнослужители которого деятельно вели христианскую проповедь. Около 944 г. преемник Олега, кн. Игорь, повторил набег на Царьград. Несмотря на неудачу похода в военном отношении, Игорю удалось подписать с Византией выгодный для Киевской Руси мирный договор о торговле и о взаимной военной помощи против общих врагов. Изучение договора приводит к выводу, что в составе Игоревой дружины было немало христиан, а среди послов Игоря они занимают основное место. И в самом договоре о христианах говорится прежде, чем о язычниках. Есть свидетельства о том, что в Киеве были уже христианские Церкви, среди которых выделяется Церковь св. Илии, именуемая "сборной" (скорое всего, в смысле соборной, в отличие от приходских).После смерти Игоря в 945 г. великокняжение на двенадцать лет переходит к его вдове Ольге, и первой женщине правительнице Руси. Ольга провела ряд мероприятий, укрепивших Киевскую Русь и усиливших сплочение русско-славянских земель вокруг Киева.  Она сама принимает св. веру, и ее примеру следуют многие киевляне.В 957 году, кн.Ольга предпринимает путешествие в Царьград в сопровождении большой свиты, ближайшим спутником княгини был священник Василий, вероятно, ее духовник и наставник ее в св. вере. Она была встречена Император Константином Багрянородным торжественно как христианская правительница, соседка и союзница. Исторически считают, что цель ее визита была не столько гражданско-государственная, сколько - религиозная. Современная византология сомневается в принятии ею св. Крещения в самом Константинополе.Кн. Ольга причислена к лику святых (+969). Летописи и предания утверждают, что она усердно внедряла христианство. Однако при ней христиане даже в Киеве оставались меньшинством. Это можно объяснить только тем, что Ольга (во св. Крещении - Елена) была противницей какого бы то ни было давления в вопросах веры и поборницей исключительно идейного воздействия. Язычником оставался и ее сын и преемник Святослав (957-972 гг.), прославленный в истории как выдающийся полководец древней Руси. Летописи свидетельствуют, что при нем многие дружинники принимали христианство. Святослав совершил знаменитый поход на Балканы, усмирив при этом волжских болгар, половцев, прошел Каспийское море и основал на берегу Черноус моря колонию Тмутаракань. Знаменитый поход Святослава на Балканы, имел большое значение для дальнейших исторических судеб христианства на Руси. Народы придунайских стран не только были приобщены к христианству, но благодаря бессмертным трудам св. Кирилла и Мефодия и их продолжателей имели как книги св. Писания и богослужебного обихода на славянском языке, так и священнослужителей-соотечественников. Русские дружинники имели возможность слушать богослужение и проповедь на понятном языке. С берегов Дуная христианское слово переносилось на берега самого Днепра.

Крещение Руси при св. равноап. кн. Владимире и первоначальная организация РЦ.

Заслуга Владимира перед Церковью и народами Руси - не в его личном крещении, а в том, что он приобщил к христианству широкие массы русского народа и создал условия для победы св. веры на всей территории нашей необъятной Родины. Крещение Руси сблизило Киевское государство со странами тогдашнего мира и сделалось средством быстрого развития русской культуры. Широко известно предание об "испытании вер" Владимиром. Вкратце его содержание сводится к следующему: в 986 г. к Владимиру приходили с предложением своих вер посланцы мусульман (с Волги), иудеев (из Крыма), Римского папы и византийских греков. Владимир отверг предложения. Его убедили впечатляющие речи греческого философа. В следующем 987 г. Владимир снарядил 10 "добрых и смышленых мужей", "слов" в разные страны для ознакомления с перечисленными выше верами на местах. Послы возвратились, неотразимо очарованные византийским храмом и богослужебным великолепием, тогда Владимир окончательно склонился к христианству. Есть сведения, что в Киеве были молитвенные дома мусульман, иудеев, армян и др. В 988 г. Владимир во главе войска идет походом на крымские владения Византии. Поход носил карательный характер. Дело в том, что в соответствии с греко-русским договором (подписанным еще при Игоре) о взаимной помощи Владимир помог византийским импер. Василию и Константину преодолеть серьезную угрозу их власти со стороны одного из своих полководцев. В награду греки обещали многое; в числе обещаний был и брак Владимира с сестрой императоров Анной. Однако греки столь упорно оттягивали обещанное, что Владимир решился на названный поход. Русские овладели крупнейшим крымским форпостом Византии, городом Корсунь (Херсонес). Владимир с достоинством заставил византийцев быть верными своему обещанию. В Корсуне в торжественной обстановке было совершено христианское бракосочетание Владимира с Анной и одновременно крещение дружины Владимира. Вполне вероятно, что Владимир при совершении брака произнес исповедание св. веры, что потом могло быть летописцами сочтено за факт крещения его. В Киев Владимир возвратился с большим числом священников. Нужно полагать, что далеко не все они были греками по национальности, совершенно очевидно, что многие из них были славянского происхождения, к болгарской народности принадлежал и первый поставленный для Руси Константинопольским патриархом и вскоре прибывший киевский митрополит Михаил. По приезде в Киев митрополит, все вновь прибывшие и бывшие здесь ранее священники, развернули широкую проповедническую деятельность. И после того, как под здание святого дела был подведен могучий фундамент, приступили к истреблению языческих идолов; Владимир издал указ о явке всех некрещеных русских киевлян на р.Почайну и совершился великий исторический акт. Христианство волей Божией становилось гос.религией Киевской Руси.

После крещения князя и киевлян получила начало и РЦ. После крещения киевлян христианство стало распространяться по всей Руси. Правда, такой успех проповеди был не везде. В Новгороде, хотя митр. Михаил, в сопровождении епископов и духовенства, после проповеди большую часть новгородцев обратил в христианство, позже, однако, когда в Новгород прибыл первый епархиальный архиерей Иоаким и стал уничтожать языческие истуканы, язычники оказали вооруженное сопротивление. Город пришлось брать штурмом. Выступление Новгородцев имело определенный политический характер - онисделали попытку выйти из-под власти Киева. Победа христианства над язычеством совершилась не без борьбы, хотя эта борьба не была такою сильною, как это видим в греко-римском мире. Волнения против новой веры были лишь на севере - в Новгороде, Ростове и Муроме, и эти волнения были, главным образом, со стороны главных представителей язычества - волхвов. Успеху христианства способствовало то, что оно на Руси распространялось мирными средствами - проповедью, убеждениями и притом на родном языке, и христианская Церковь явилась церковью национальною. Но это распространение было количественное, славяне не имели внутреннего усвоения Христовой веры. И еще долго после крещения Руси тянулся период двоеверия: смешение язычества с христианством. Двоевер чтил и священника, и волхва. И много старых верований перешло в христианство, получив здесь христианскую окраску и значение.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!