Раскройте особенности формирование чувственных образов внешнего мира при нарушениях зрения



Сенсорная система - это система органов чувств, или анализаторов, позволяет человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем мире. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности является средством чувственного познания мира, порождение ощущения, восприятия, представления. Поскольку каждый анализатор, входящий в систему органов чувств несет на себе влияние деятельности всей системы, то нарушения зрения или полная его потеря меняет взаимодействие анализаторов и связи между анализаторами.

Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.

Примерно 90% всей информации человек получает через зрение. Однако это не значит, что при слепоте и глубоких нарушениях зрения человек теряет возможность к впечатлениям: другие анализаторы могут отображать ту же сторону предмета и те же его качества, и зрение. Прикосновение, например, как и зрение, позволяет выяснить форму, протяженность, величину, удаленность объекта.

В процессе обучения математике, родному языку, физкультуре, при ознакомлении с окружающим на основе рельефных цветных дидактических материалов слепые дети не только показывали больший объем признаков и свойств объектов воспринятых на ощупь и зрение. Главное заключалось в гораздо большей положительном влиянии совместной деятельности соприкосновения и зрения на всю познавательную сферу учащихся, на их эмоциональный настрой. Дублирование сигналов в различных модальностях является средством повышения их надежности и эффективности (Б. Ломов). Сравнение процессов обучения кода Брайля абсолютно слепых детей и слепых, которые имеют остаточное зрение показывает, что последние дольше по времени и труднее овладевают касательное чтением и письмо.

Создание образов предметов внешнего мира на основе остаточного зрения осуществляется слепыми быстрее, легче, точнее, дольше сохраняется в памяти, что сказывается на улучшении их осязательного узнавания. Введение подготовительного этапа в систему обучения кода Брайля, когда образ каждого знака создается с помощью зрительного анализатора и осязания, позволяет осуществить процесс обучения слепых детей с остаточным зрением за более короткие сроки и с меньшими затратами.

Зрительные образы, как и любые психические образы, сложные и включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и уровень вербально-логический (Б. Ломов, В. Пономаренко). Они играют важную роль в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы, в формировании многих умений и навыков. Наглядность - основной результат процесса восприятия, ее уровень определяет, насколько целостно и осмысленно воспринят объект, или отражена в восприятии его структура.

Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна константа, то есть способность узнавать объект независимо от его положения, расстояния от глаз, освещенности, то есть от условий восприятия. Для слабовидящих зона константного восприятия сужается в зависимости от степени поражения зрения.

Важным свойством восприятия является способность абстрагироваться от случайных, несущественных признаков объекта, выделять его существенные качества. Это свойство обобщения выступает в единстве с умственными операциями анализа, синтеза, сравнения. Трудности выделения существенных качеств, отсутствие целостности образа, его фрагментарность и неполнота определяют низкий уровень обобщенности образов при глубоких нарушениях зрения.

При слабозорости и слепоте страдает также скорость и правильность зрительного восприятия, непосредственно связано со снижением остроты зрения.

Изучение процесса формирования зрительных образов у слепых и слабовидящих детей показывает, что формирование страха зависит от степени и характера нарушения зрения: более грубые отклонения от нормы свойств восприятия наблюдаются у детей, частично видят. У них наблюдаются также низкий уровень выделения признаков объектов и их интеграции.

Результаты исследования образов восприятия и различения таких качеств объектов, как цвет, форма, размер, показали зависимость их адекватного восприятия от условий восприятия и качеств самих объектов.

При восприятии силуэтные изображения объектов были получены более высокие результаты, чем при выполнении аналогичных задач с контурными изображениями.

Анализ одновременного различения двух признаков объекта детьми с нарушениями зрения показывает низкую результативность выполнения задач, большой процент ошибок и увеличения времени восприятия. Качественная характеристика процесса познания, а именно нарушение симультанности отражение, переход на сукцесивний способ восприятия показывает затрудненность параллельного анализа нескольких признаков объектов. Это позволяет говорить о необходимости активизации познавательных процессов, участвующих в акте сенсорного отражения, на чем и строится теория компенсации. Трудности выделения и дифференциации размеров фигур свидетельствуют о нечеткости сложившихся стандартов размера; нужно больше времени для их формирования.

Таким образом, зрительные системные образы слепых и слабовидящих детей формируются на основе сукцесивного процесса. Поэтому формирование образа требует специально организованной деятельности детей, включая развитие процессов анализа, идентификаций синтеза, процессов интеграционной деятельности с использованием речи, то есть механизмов компенсации. Образы внешнего мира как слепых, так и слабовидящих никогда не бывают одномодальных. В структуре образа объекта внешнего мира слепых и слабовидящих значительное и важное место отводится слуха и слуховым характеристикам, позволяет дистантно воспринимать объект. Возможность дистантного восприятия звуков имеет особую ценность, поскольку позволяет использовать звуки как сигналы взаимодействия объектов внешнего мира. По мере того как звуки приобретают значение сигнала и связываются в представлении слепого с предметами и их действиями, ориентирование в социальной жизни становится более точным и определенным.

Пространственная ориентация и разного рода деятельность слепых требует способности дифференцировать звуки, шумы, локализовать источники звуков, определять направление звуковой волны, поэтому у них чаще используется слух при выполнении различных видов деятельности, повышается слуховая чувствительность.

В общей психологии выделяются три вида слуховых ощущений, восприятия, представления: речевые, музыкальные и шумовые.

Развит фонематический слух у слепых детей, как и у зрячих, является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой. Он развивается и совершенствуется в процессе обучения, формирования представлений о звуковом составе языка.

Однако под влиянием шума и длительной звукового воздействия может проявляться усталость слухового анализатора, развиться тугоухость. У лиц, работающих в шумных условиях наблюдается ухудшение слуха. При этом не менее повреждения слуха резко сказывается на приспособлении слепых к окружающему миру. Основное качество слуховых образов - предметная относительности - непосредственно связывается у слепых с формированием соприкосновения с использованием руки и ее способностью тактильного освоения внешнего мира.

Тактильные образы объектов является отражением целого комплекса качеств объектов восприняты человеком с помощью осязания, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате столкновения объектов с внешними покровами тела человека и дают возможность узнать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло и холод, характерные объекта. В основе этих образов лежит деятельность кожно-механического анализатора, осуществляющих пассивный ощупь. Однако пока осязательные раздражители действуют на тело, находящееся в покое, локализация их отличается крайней неопределенностью, а образ - глобальности.

В тифлопсихологии было несколько классификаций соприкосновения: разделялось одномерное и последовательное формирование осязательного образа восприятия (Т. Геллер). А. Крогиус (1926) выдвинул принятую в настоящее время классификацию, включающую два вида соприкосновения - активное и пассивное. Первостепенная роль в познании отводится активному прикосновения.

Особое место занимает ощупь при чтении брайлевский шрифт, дает возможность слепому приобщиться к мировой культуре. Процесс формирования образа брайлевского буквы носит системный, комплексный характер. В структуру образа включаются представления различных модальностей и различного уровня обобщения. Это находит отражение в методике формирования сенсорного образа брайлевского алфавита: форма буквы соотносится с реальными предметами сверяется с геометрическими эталонами, используются цветные увеличены разборные колодки, которые дают опору для зрения и осязания в активной деятельности по воспроизведению структур брайлевский букв на разных приборах .


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!