Как вид педагогических технологий



Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) способу различаются на Селевко Г.К.

1. Игровые

2. Догматические, репродуктивные

3. Объяснительно-иллюстративные

 4. Развивающее обучение

5. Проблемные, поисковые

6. Программированное обучение

7. Диалогические

8. Творческие

9. Саморазвивающее обучение

10. Информационные (компьютерные).

    М. Новик, выделяет неимитационные и имитационные и формы (виды) занятия. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса либо деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связи между преподавателем и обучаемыми. Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной либо коллективной профессиональной деятельности). Изюминка имитационных способов это разделение их на игровые и неигровые. Способы, при реализации которых обучаемые обязаны играться определенные роли, относятся к игровым. М.Новик показывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической либо профессиональной деятельности. При этом существенно усиливаются мотивация и активность обучения.

 

Сущность и функции игры

И игровой деятельности

Вначале попробуем разглядеть «историю вопроса», выделить значительные характеристики игры, сравнив игры людей и животных, игру в разных культурах. Игры есть и в животном мире. Играми животных мы называем, по преимуществу, абиотические формы поведения животных, то есть те случаи, когда животные делают то, что не приносит им ни удобства, ни пищи, не удовлетворяет витальных потребностей, не попадает в категорию «ориентировочной деятельности».

Несерьезные схватки детенышей, забава кошки с пойманной мышью… В большинстве случаев игра в животном мире имеет определенную функцию: это тренировка, безопасный метод освоения какого-либо деяния. «Человеческие» игры, по мнению большинства исследователей, выполняют сходную тренировочную  функцию в онтогенезе. Исследователи детства -- М.Мид, де Моз отмечают, что игры детей простых культур, как правило -- имитация профессиональных действий взрослых. Дети возятся с маленькими луками, горшочками, строят мелкие домики и т.д. Даже и сейчас, когда детская игра поменялась не лишь по атрибутам, но и по сущности, многие детские игрушки воспроизводят рабочие инструменты взрослых -- лопатки, ведерки и т.д. Самое распространенное мировоззрение о функции игры как о тренировке навыков «взрослых» действий.

Конкретно об этом пишет А.Н.Леонтьев в работе «Психологические базы дошкольной игры».

Впрочем, есть и остальные точки зрения на функцию игры в жизни людей. В.Н.Дружинин считает, что основная функция интеллекта -- это создание прогностических моделей, построение вероятных вариантов грядущего. Тогда игра (создание вероятных миров и деяния с ними) -- это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Это свойство не зависит от возраста, просто «порождение моделей мира» взрослыми именуется по-другому искусством, философией. И чем интеллектуальнее человек, тем более он обязан быть склонен к игре.

Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошедшего столетия направил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав данной книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. «...Уже давно найдено, -- пишет Л.С.Выготский, -- что игра не представляет из себя чего или случайного, она постоянно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых различных народов и представляет неустранимую и естественную изюминка человеческой природы».  Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают соединены с разрешением достаточно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного деяния самых различных способностей и сил.  В игре усилие ребёнка постоянно ограничиваются, и регулируется обилием усилий остальных играющих. Во всякую задачку-игру входит, как непременное ее условие умение координировать своё поведение с поведением остальных, становиться в активное отношение к иным, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд итог собственного хода в общей совокупности всех играющих. Таковая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совсем незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. Изюминка игры подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового либо сложного столкновения частей среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает просто и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как лишь среда представляет нам какие либо нежданные и новейшие композиции, требующие и от нашего поведения новейших композиций и реакций, стремительной перестройки деятельности, там возникает мышление как некая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно подходящих в согласовании с основной целью, которую обязано решить поведение.

 Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но конкретно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая способности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачку заслуги определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и энтузиазм ребёнка до высшей точки, вынудить его организовать своё поведение так, чтоб оно подчинялось известным правилам, чтоб оно направлялось к единой цели, чтоб оно сознательно решало известные задачки. Другими словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения либо издержка энергии.

Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой издержкой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением лишь результатов.

Таковым образом, при всей объективной разнице, имеющейся между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совсем совпадает. Это показывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок постоянно играется, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке подходящих навыков и умений».

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра  характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он обучается и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубочайшим образом. Согласно Шуману, игру можно принимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

В исследованиях содержания детской игры Е.О.Смирновой зафиксировано, в частности, преобладание нереалистического содержания современных игр. Дети играются в «черепашек-ниндзя», «инопланетян», «покемонов», большая часть игр не имеют ничего общего с нарабатыванием нужных навыков. Е.О.Смирнова объясняет данный факт культурно обусловленным разрывом меж детством и взрослостью, о котором пишут исследователи психологии подростков. Если ранее дети сосуществовали рядом с взрослыми, часто конкретно участвуя в их деятельности, то сейчас детство - это отдельный период жизни, совсем изолированный от взрослых форм деятельности. Игра так многофункциональна, оригинальна, уникальна, её границы так обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверняка, просто нереально.

Существует три влечения, находящихся за инстинктами: желание к освобождению, желание к слиянию с окружающим, желание к повторению. В признании первичности этих влечений Бойтендайк следует за З.Фрейдом, рассматривающим всю жизнь и деятельность как проявление изначальных биологических влечений. Фрейд, в свою очередь, показывает на две формы проявления бессознательного и конфигурации реальности, которые подходят к искусству ближе, чем сон и невроз, и называет детскую игру и фантазии наяву. «Несправедливо мыслить, говорит он, что ребенок глядит на созданный им мир несерьезно; напротив, он относится к игре совсем серьезно, вносит в нее много одушевления. Противоположение игре не серьезность, но  реальность. Ребенок замечательно различает, не смотря на все увлечения, созданный им мир от реального и охотно ищет опоры для воображаемых объектов и отношений в осязаемых и видимых предметах реальной жизни» Цит. По: Выготский Л.С.

В анализе детской игры Фрейд показал, что и в играх ребенок претворяет частенько истязающие переживания. Ученый отмечает, что ребенок никогда не стыдится собственной игры и не прячет собственных игр от взрослых. Но заметим, что есть случаи, говорящие как раз обратное. Дети частенько стыдятся собственных игр перед взрослыми и скрывают их, даже если ничего непозволительного в них нет. В особенности, когда ребенок играется во взрослого, присутствие постороннего мешает ему и принуждает смущаться.

Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из главных видов деятельности человека. Г.К.Селевко описывает игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение публичного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» Селевко Г. К.

Таким образом  большая часть исследователей сходятся во мировоззрении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1. развлекательную (основная функция игры -- развлечь, доставить наслаждение, вдохновить, пробудить энтузиазм);

2. коммуникативную: освоение диалектики общения;

3. по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

4. терапевтическую: преодоление разных проблем, возникающих в остальных видах жизнедеятельности;

5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6. коррекционную: внесение положительных конфигураций в структуру личных характеристик;

7. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

8. социализации: включение в систему публичных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Значение игры в обучении

Мы подробно разглядели сущность и функции игры, чтоб выделить тезис о том, что потребность в игре одна из базовых потребностей человека вообще и дитя, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок.

Некие исследователи считают, что не лишь содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра это деятельность конкретно дошкольного возраста. В.Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа дитя от нее, а из-за отсутствия объективной способности её осуществления…». Другими словами, потребность в игре сохраняется, нет только форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.

Дети дошкольного возраста не могут не играться. Взрослые не играться могут. Но потребность в игре у многих людей сохраняется в течение всей жизни, доказательства чему можно отыскать не лишь в исследованиях, но и в обыденном опыте. Эпидемии компьютерных игр обрушиваются на организации, оснащенные современным информационным оборудованием; играются люди, справедливо считающиеся основой консерватизма и практичного подхода к жизни дамы 40-50 лет, обремененные семьей и работой. Стихийное движение «ролевых игр», включает возрастные группы от школьников до людей 30-40 лет и считается самым массовым стихийным движением, как в нашей стране, так и за рубежом. В силу неких обстоятельств, о которых будет сказано далее, игра необычайно привлекательна для участников хоть какого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на роль в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может употреблять весь этот потенциал в «конверсионных» целях.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!