Псалом «Господи, воззвах» и каждение



После пения «Блажен муж» и малой ектении звучат стихи 140-го и 141-го псалмов, начинающиеся словами «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». Эти псалмы передают скорбь падшего человека по Боге, о его желании сделать свое служение Богу истинным. Эти псалмы являются характернейшей особенностью всякой вечерни. Во втором стихе 140-го псалма мы встречаем слова «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (это молитвенное воздыхание выделяется в особое умилительное песнопение, которое звучит во время Великого поста на Литургии Преждеосвященных Даров). Во время пения этих стихов совершается каждение всего храма.

 

Каков смысл этого каждения?

 

Церковь дает ответ в уже упомянутых словах псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя», – то есть пусть поднимется к Тебе (Богу) моя молитва, как кадильный дым; воздеяние рук моих – как вечерняя жертва Тебе. Стих этот напоминает нам то время в древности, когда, по закону Моисееву, вечером каждого дня приносилась в скинии, то есть в переносном храме израильского народа, направлявшегося из египетского плена в землю обетованную, вечерняя жертва; она сопровождалась поднятием кверху рук приносившего жертву и каждением алтаря, где хранились святые скрижали, полученные Моисеем от Бога на вершине Синайской горы.

 

Восходящий ввысь дым ладана символизирует поднимающиеся к небу молитвы верующих. Когда совершающий каждение диакон или священник кадит в сторону молящегося, тот в ответ наклоняет голову в знак того, что принимает каждение в его сторону как напоминание, что молитва верующего должна также легко возноситься к небу, как кадильный дым. Каждение в направлении молящихся также раскрывает ту глубокую истину, что Церковь видит в каждом человека образ и подобие Божие, живую икону Божию, обрученность Христу, полученную в таинстве Крещения.

Во время каждения храма продолжается пение «Господи, воззвах…» и с этим молением сливается и наша храмовая, соборная молитва, ибо и мы такие же грешные, как и прародители люди, и поэтому из глубины сердца звучат заключительные слова песнопения : «Услыши мя, Господи.. »

 

Стихиры на Господи, воззвах

Среди дальнейших покаянных стихов 140-го и 141-го псалмов «Изведи из темницы душу мою… Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой» и так далее, раздаются и голоса надежды на обещанного Спасителя.

Эта надежда среди скорби слышится в песнопениях после «Господи, воззвах» – в духовных песнях, так называемых «Стихирах на Господи, воззвах». Если стихи перед стихирами говорят о ветхозаветной тьме и скорби, то сами стихиры (эти припевы к стихам, как бы дополнения к ним) говорят о новозаветной радости и свете.

Стихиры – это церковные песни, составленные в честь праздника или святого. Есть три вида стихир: первые – «стихиры на Господи, воззвах», которые, как мы уже отметили, поются в начале вечерни; вторые, которые звучат в конце вечерни, между стихами, взятыми из псалмов, называются «стихиры на стиховне»; третьи – поются перед концом второй части Всенощной в соединении с псалмами, в которых часто употребляется слово «хвалите», и потому называются «стихирами на хвалите».

Стихиры воскресные прославляют Воскресение Христово, стихиры праздничные рассказывают об отражении этой славы в различных священных событиях или подвигах святых, ибо, в конечном счете все в церковной истории связано с Пасхой, с победой Христа над смертью и адом. По текстам стихир можно определить, кто или какое событие вспоминается и прославляется в службах данного дня.

 

 
 
 

Догматики

Ответом Божьим на раскаяние и надежду ветхозветных людей явилось рождение Сына Божия. Об этом повествует особая «богородичная» стихира, которая поется сейчас же после стихир на Господи, воззвах. Называется эта стихира Богородичном, поскольку она посвящена Божией Матери. Обычай завершать всякую группу песнопений молитвой, обращённой или посвящённой Богородице, очень давний. Богородичные, поемые после стихир на «Господи, воззвах», получили название догматиков, так как в них раскрывается один из центральных догматов христианской Церкви-догмат Боговоплощения. В догматиках – их всего восемь, на каждый глас – сочетается прославление Матери Божией и учение Церкви о воплощении Сына Божия, Иисуса Христа, о соединениии в Нем двух природ – Божественной и человеческой.

Отличительная черта догматиков – их исчерпывающее вероучительное значение и поэтическая возвышенность. Автором всех восьми догматиков литургисты считают преп. Иоанна Дамаскина, известного церковного песнописца.

 

Вход на вечерне

 

Пение догматика на Всенощной символизирует соединение земли и неба. С началом пения догматика отверзаются царские врата в знак того, что рай, в смысле общения человека с Богом, закрытый грехом Адама, вновь открывается пришествием на землю Адама нового – Иисуса Христа. В это время совершается вечерний вход с кадилом. Через северные врата священник исходит вслед за диаконом, подобно тому, как Сын Божий явился людям в предшествии Иоанна Предтечи. Он идёт «прост», как гласит устав, знаменуя тем самым уничижение, «кенозис» Христа. Священнослужителям предшествует свещеносец, свет свечи которого является образом света Христова учения, просветившего и освятившего мир. Хор заканчивает вечерний малый вход пением молитвы «Свете Тихий», в которой словами говорится то же самое, что священник и диакон живописуют священнодействиями входа – о тихом смиренном свете Христа, явившемся в мире почти незамеченным образом.

Молитва «Свете Тихий»

В круге песнопений, употребляемых при богослужении в православной Церкви, песнь «Свете Тихий» известна под именем «вечерней песни», так как она поется на всех вечерних богослужениях. Словами этого песнопения чада Церкви «пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа Бога». Из этих слов видно, что пение «Свете Тихий» было приурочено к появлению света вечерней зари, когда верующей душе должно быть близко ощущение прикосновения иного, высшего света. Вот почему в древности при виде заходящего солнца христиане изливали свои чувства и молитвенное настроение души к своему «Свете тихому» – Иисусу Христу, Который, по словам апостола Павла, есть сияние славы Отца (Евр. 1:3), истинное солнце правды по ветхозаветному пророчеству (Мал. 4:2), истинный свет невечерний, вечный, незаходимый, – по определению евангелиста Иоанна.

Молитва «Свете Тихий», восходящая к катакомбной эпохе христианской Церкви, наряду с псалмом «Господи, воззвах» и новозаветными стихирами, о которых мы уже говорили, является третьей характерной особенностью вечерни. Молитва -песнь «Свете Тихий» содержит также изложение одного из важнейших догматов Православия – исповедание Христа как видимого лица Пресвятой Троицы, на котором основано иконопочитание.

Возглашения перед прокимном

Вслед за пением «Свете Тихий» служащее духовенство в алтаре произносит ряд малых возгласов: «вонмем», «мир всем», «премудрость». Эти слова произносятся не только на всенощном бдении но и на других богослужениях. Эти неоднократно повторяющиеся в храме литургические слова легко могут ускользнуть от нашего внимания. Они малые слова, но с большим и важным содержанием.

«Вонмем» – это повелительная форма глагола «внимать». По-русски мы бы сказали «будем внимательны», «будем внимать».

Внимательность – одно из важных качеств в повседневной жизни. Но внимательность не всегда дается легко – ум наш склонен к рассеянности, к забывчивости – трудно заставить себя быть внимательным. Церковь знает эту нашу слабость, поэтому то и дело говорит нам: «вонмем», будет внимать, будем внимательны, будем собирать, напрягать, настраивать наш ум и память на то, что слышим. Еще важнее: будем настраивать наше сердце, чтобы ничто не проходило мимо из того, что совершается в храме. Внимать – значить разгружать и освобождать себя от воспоминаний, от пустых мыслей, от забот, или, выражаясь церковным языком, избавлять себя от «житейских попечений».

 

Приветствие «Мир всем»

Малое слово «Мир всем» впервые встречается на Всенощном Бдении сразу после малого входа и молитвы «Свете Тихий».

Слово «мир» было формой приветствия у древних народов. Израильтяне до сих пор приветствуют друг друга словом «шалом». Это приветствие употреблялось и во дни земной жизни Спасителя. Древнееврейское слово «шалом» многогранно по своему смыслу, и новозаветным переводчикам его пришлось испытать немало затруднений, пока они не остановились на греческом слове «ирини». Помимо своего прямого смысла, слово «шалом» содержит в себе ряд нюансов, например: «быть полноценным, здоровым, неповрежденным». Основное его значение динамично. Оно значит «жить хорошо» – в благополучии, достатке, здоровье и так далее. Все это понималось как в материальном, так и в духовном смысле, в порядке личном и общественном. В переносном смысле слово «шалом» означало добрые отношения между разными людьми, семьями и народами, между мужем и женой, между человеком и Богом. Поэтому антонимом, противоположением этого слова не обязательно была «война», но скорее все, что могло нарушить или уничтожить индивидуальное благополучие или добрые общественные отношения. В этом широком смысле слово «мир», «шалом» обозначало особый дар, который Бог даровал Израилю ради Своего с Ним Завета, поэтому совсем особым образом это слово звучало в священническом благословении.

Именно в этом смысле это приветствие употреблялось Спасителем. Им Он приветствовал апостолов, как об этом повествуется в Евангелии от Иоанна: «в первый день недели (по воскресении Христа из мертвых) … пришел Иисус, и стал посреди (учеников Своих) и говорил им: «мир вам!» И затем: «Иисус сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. » И это не просто формальное приветствие, как часто случается в нашем человеческом обиходе: Христос совершенно реально облекает Своих учеников в мир, зная, что предстоит им пройти сквозь бездну вражды, преследований и через мученическую смерть.

Это тот мир, о котором в посланиях апостола Павла говорится, что он не от мира сего, что он один из плодов Святого Духа. Что он, этот мир – от Христа, ибо «Он есть мир наш».

Вот почему за богослужениями епископы и священники так часто и многократно благословляют народ Божий словами: «мир всем!»

Как возглас, звучавший из уст Самого Христа, его запрещалось произносить в древней Церкви в присутствии язычников. Учитель Церкви Тертуллиан обличает еретиков за то что они «всех без исключения приветствуют миром».

Прокимен

После приветствия всех молящихся словами Спасителя «мир всем!» следует «прокимен». «Прокимен» означает «предшествующий», «предлежащий», поскольку он всегда раньше предварял целый ряд чтений из Священного Писания. Еще свят. Василий Великий призывал выбирать из Священного Писания «стих сильный, содержащий высокое учение». Прокимен и является кратким изречением из Священного Писания, которое читается вместе с другим стихом или несколькими стихами, дополняющими мысль прокимна, перед чтением большого отрывка из Священного Писания Ветхого или Нового Завета.

Паремии

 

«Паремия» буквально означает «притча» и представляет собой отрывок из Священного Писания Ветхого или Нового Завета. По предписанию Церкви эти чтения (паремии) – читаются в дни великих праздников и содержат как правило пророчества о воспоминаемом в тот день событии или лице. Паремий большей частью бывает три, но иногда и больше. Например, в Великую Субботу, накануне Пасхи, читается 15 паремий. Обычно паремии это отрывки из Священного Писания Ветхого Завета, но во дни памяти святых апостолов читаются и новозаветные паремии.

Сугубая ектения

С пришествием в мир Христа, которое вспоминается в священнодействиях вечернего входа, вернулась близость Бога и человека, стало возможным и действенным их молитвенное общение. После входа все богослужение вечерни приобретает более дерзновенный и молитвенный характер. Вот почему сразу после прокимна и чтения паремий Церковь предлагает верующим усилить свое молитвенное общение с Богом через «сугубую ектению». Вообще-то термин ектения означает «сугубое моление», но в этой ектении молитва действительно усугубляется троекратным «Господи помилуй». Отдельные прошения сугубой ектении напоминают содержание первой ектении вечерни – мирной, но особенностью ектении сугубой являются её прошения о различных категориях людей, нуждающихся в нашей молитве :священноначалии, властях и воинстве, присутствующих в храме, усопших. Ектения начинается словами «Рцем вси (то есть, будем все говорить) от всея души и от всего помышления нашего…», то есть Церковь призывает нас молиться всем сердцем, всем существом.

Молитва «Сподоби, Господи»

После сугубой ектеньи звучит молитва «Сподоби, Господи». Эта молитва, перекликается по своему содержанию со славословием великим на утрени, являясь по сути его сокращённым вариантом. Эта молитва была составленна в Сирийской Церкви в 4-ом веке.

Просительная ектения

Вслед за чтением молитвы «Сподоби, Господи» призносится заключительная ектения вечерни – «просительная». Ещё одно название этой ектении — «Исполним», так как она является последней ектенией в богослужении вечерни. В русских рукописных служебниках она иногда надписывалась словами «кончая наши молитвы» (исполним — закончим). В просительной ектении за каждым прошением, кроме первых двух, следует ответ хора: «подай, Господи», то есть более дерзновенное обращение ко Богу, нежели покаянное «Господи, помилуй», которое слышится в других ектениях. Еще одно обстоятельство отличает просительную ектении от других. В предыдущих ектениях вечерни верующие молились о благополучии мира и Церкви, т. е. о благополучии внешнем. В просительной же ектении звучит моление о преуспеянии в духовной жизни, т. е. о том, чтобы безгрешно окончить данный день, об Ангеле Хранителе, о прощении грехов, о спокойной христианской кончине и о том, чтобы суметь дать Богу правильный ответ о своей жизни на Страшном Суде.

Преклонение главы

После просительной ектении Церковь призывает молящихся преклонить главу перед Господом. В этот момент священник обращается к Богу с особой «тайной» молитвой, которую он читает про себя. В ней содержится мысль, что преклонившие главу ожидают помощи не от людей, а от Бога, и просят Его охранить молящихся от всякого врага, как внешнего, так и внутреннего, т. е. от недобрых мыслей и от темных искушений. Преклонение главы – зримое, видимое выражение полной надежды и упования на Бога. В ранней Церкви похожую молитву читал епископ перед возложением рук, священнодействием, предварявшим исхождение молящихся из храма.

Лития

В конце вечерни, в большие праздники и в дни помяти особо почитаемых святых, совершается особое чинопоследование именуемое литией. Термин «лития» означает усиленное моление. Она начинается пением особых стихир, прославляющих событие праздничного дня или святого, память которого совершается в этот день. Необходимо отметить что такая лития является отличительной особенностью всенощного бдения. В начале пения стихир «на литии» совершается исхождение священнослужителей из алтаря через северные двери. Царские врата при этом остаются закрытыми. Впереди несут свечу. Когда лития совершается вне храма, по случаю, например, народных бедствий или в дни памяти избавления от них, она соединяется с молебным пением и крестным ходом. Бывают также и заупокойная лития, которую полагается совершать по Уставу после вседневной вечерни и утрени.

Профессор Киевской Духовной Академии Михаил Скабалланович пишет, что «в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, непринятых в Церковь или исключенных из нее, – с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер литийных молитв». Таким образом именно «исхождение»является смысловой доминантой этого чинопоследования. Духовенство покидает «облагодатстванную среду»алтаря и храма и вместе с народом исходит в притвор для молитвы о внешнем мире, в том числе и о неведующих об истинном Боге.

Во время литии диакон читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя» и три других кратких молитвенных прошения. Эти молитвы содержат ходатайство о спасении всех людей, о церковной и гражданской власти, о душах христиан, о городах, о данной стране и живущих в ней верующих, об усопших, просьбу об избавлении от нашествия врагов, междоусобной брани. Эти четыре диаконский прошения сопровождаются многократным пением «Господи помилуй».

 

 

Лития проникнута чувством искреннего смирения участвующих в молитве верующих. Во «образ мытарева смирения, подобно Адаму и блудному сыну» обращаются они к Богу с молитвой. Молитва сопровождается обращением за ходатайством к целому сомну святых и прежде всего к Божией Матери. Таким образом акцентируется внимание на одном из основных догматов православия – почитание святых и молитвенном общении с ними.

Один из отличительных признаков литии – это многократное пение «Господи, помилуй».

Многократное пение или чтение «Господи помилуй» есть не что иное как выражение усиленного молитвенного чувства. Целью повторения является сосредотачивание нашего внимания на молитве, которую Церковь считает особенно важной для духовного возрастания человека.

После литийных молитв, произнесенных диаконом, молитвы священника «Владыко Многомилостиве» и при пении «Стихир на стиховне», содержащих прославление святого данного дня или праздника, священнослужители и молящиеся входят в храм. В это время на середину храма выносится «тетрапод» (буквально-четвероножец), стол с сосудом с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые затем освящаются в память древнего обычая предлагать молящимся за бдением пищу, которую позволяет святость храма, для того чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благославляются в воспоминание о чудесном насыщении Спасителем пятью хлебами 5000 человек во время Его евангельской проповеди. Благословение вина и елея в монастыре всегда означало ослабление поста ради праздника.

Молитва «Ныне отпущаещи»

После пения «стихир на стиховне» — ещё одной группы стихир на вечерне, в храме звучит «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…» – молитвенное славословие, произнесенное св. Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском храме тогда когда принял на свои руки Богомладенца Христа в сороковой день после Его Рождества. В этой молитве ветхозаветный праведник благодарит Бога за то, что он сподобил его перед смертью увидеть Спасителя мира (Христа). Эта библейская молитва-песнь как никакая другая подходит к концу вечерни которая начинается воспоминанием о сотворении мира, началом ветхозаветной истории и завершается молитвой «Ныне отпущаещи», символизирующей окончание Ветхого Завета.

Трисвятое

Сразу же после молитвы Святого Симеона Богоприимца читается «Трисвятое», включающее молитву Господню-«Отче наш». Заповедь « молится тако» оставляет своим ученикам Сам Господь и евангельских времён это молитва присутствует в каждом христианском богослужении.

Вслед за «Трисвятым» поется тропарь. «Тропарем» называется краткое и сжатое молитвенное обращение к святому, чья память отмечается в данный день или живописуется событие праздничного дня. Отличительной особенностью тропаря является его краткость с какой он прославляет святого или праздничное событие. На воскресной вечерне трижды поется тропарь посвящённый Божией Матери «Богородице, Дево, радуйся». Этот тропарь поется в конце воскресной вечерни потому, что радость Воскресения Христова была провозглашена после радости Благовещения, когда Архангел Гавриил объявил Деве Марии, что Она родит Сына Божия. Слова этого тропаря состоят главным образом из ангельского приветствия Божией Матери.

Чин благословения хлебов

 

Если на вечерне совершается лития, то во время троекратного пения тропаря священник или диакон трижды кадит вокруг тетрапода с находящимися на нем хлебами, пшеницей, елеем и вином. Затем священник читает молитву, в которой просит Бога «благословить хлебы, пшеницу, вино и елей, умножить их во всем мире и тем, кто вкушает от них, освятить. » Вначале чтения этой молитвы священник сначала поднимает один из хлебов и начертывает в воздухе крест над прочими хлебами. Это действие совершается в память чудесного насыщения Христом пятью хлебами 5000 человек.

Чин благословения хлебов восходит к богослужебной практике первых христиан и является остатком первохристианской вечери любви— «Агапы».

По окончании литии, в воспоминание милостей Божиих, хор трижды поет стих :«Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Таким же стихом заканчивается и Божественная Литургия.

Священник завершает первую часть всенощного бдения с амвона, преподавая молящимся древнее благословение от имени воплотившегося Иисуса Христа : «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков».

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!