Первая кафизма — «Блажен муж»



Определение и история отправления ночного богослужения во времена гонений

 

Всенощным бдением называется особая церковная служба, представляющая в настоящее время соединение великой вечерни и полиелейной утрени с первым часом и отправляемая накануне известных праздников.

Свое название она получила от обычая древней Церкви совершать молитвы в течение целой ночи, до самого рассвета. Первое по времени свидетельство о ночных службах, совершаемых христианами, принадлежит апостольскому веку. Так, в книге Деяний Апостольских (16 гл. , ст. 25) упоминается о ночной молитве и пении апп. Павла и Силы, а также ночной молитве (12 гл. , 12 ст.) всей апостольской общины. В «Первый день недели», когда ученики собрались (в Троаде) для преломления хлеба, апостол Павел беседовал с ними и провел в беседе всю ночь (Деян. 20, 7-11). В соответствии с этим некоторые св. Отцы и учители Церкви, например, св. Иоанн Златоуст (в 27 беседе на первое послание к Коринфянам) и Ориген (в 12 гл. «О молитве»), указывают на совершение ночного богослужения как на установление самих апостолов. Плиний Младший (61-113 гг.) в одном из своих писем (10, 26) говорит, что христиане «перед восходом солнца собираются и поют песнь Христу». Это свидетельство язычника, подтверждающее тексты Деяний и Посланий и относящееся ко времени апостольских проповедей и деяний, существенно важно для нашей Церкви. Появившись в первом столетии, ночное богослужение никогда уже не забывалось Церковью, наоборот, в эпоху гонений оно стало распространяться еще более. Угнетаемые и преследуемые язычниками, христиане должны были удаляться для совершения богослужения в места, недоступные гонителям, и избирать для этого ночное время. Право на подобное понимание дает одно место сочинения Тертуллиана «О бегстве». Когда некоторые робкие христиане, боявшиеся преследования, спрашивали его, как собираться в это тяжелое время на богослужение, то он отвечал им: «Если нельзя собираться днем, у тебя есть ночь»; или «при свете Христовом». Подверженное опасностям в эпоху гонений это богослужение пережило, по свидетельству истории, то время, а это обстоятельство, без сомнения, подтверждает то, что было и нечто другое, аргументирующее его существование. И действительно, в основе обычая совершать Ночную молитву, по учению св. Отцов и учителей Церкви (Киприан, Амвросий Медиоланский, Ипполит Римский, Лактанций и др.), лежит указание Самого Иисуса Христа и данная Им апостолам заповедь: «Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет» (Мф. 25, 13). Известное со времени апостолов ночное богослужение получает особенное развитие в IV и последующих столетиях. Так, в письме св. Василия Великого к неокесарииским клирикам отмечается, что оно совершалось в его время в церквах Египта, Палестины, Сирии, Месопотамии, Ливии и Финикии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Начало всенощного бдения

 

Первые строки Священного Писания говорят нам о том что в начале сотворил Бог небо и землю, земля же была неустроена («безвидна» – по точному слову Библии) и пуста, и над нею в тишине носился Животворящий Дух Божий, по словам преп. Ефрема Спирина, подобно птице согревая землю своим теплом.

Начало всенощного бдения, великая вечерня, напоминает нам об этих первых минутах творения: богослужение вечерни начинается с безмолвного каждения престола и алтаря. Это священнодействие является одним из самых глубоких и многозначительных моментов православного богослужения. В храме не звучат ещё песнопения, не слышно ни молитв, ни возгласов священника. Безмолвие крестовидного каждения как бы указывает на вечный покой премирного Божества. Оно напоминает нам, что Сын Божий, Иисус Христос, Который ниспосылает от Отца Святого Духа, есть тот самый «Агнец, закланный от создания мира», а крест – орудие нашего спасения имеет тоже премирное, вечное и непреходящее значение.

 

Начальный возглас

После каждения священник становится перед престолом, а диакон, выйдя царскими вратами и став на амвоне к западу, то есть к молящимся, возглашает: «Востаните!» и затем, обращаясь к востоку, продолжает: «Господи, благослови!»

Священник, совершая в воздухе перед престолом кадилом крест, возглашает: «Слава святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Смысл этих слов и действий в том, что сослужитель священника, диакон, приглашает собравшихся встать на молитву, быть внимательными, «воспрянуть духом». Иерей же своим возгласом исповедует Начало и Творца всего – Святую, Единосущную и Животворящую Троицу. Совершая в это время кадилом крестное знамение, священник показывает, что через Крест Иисуса Христа христиане сподобились частично прозреть тайну Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого.

После возгласа «Слава Святей…» священнослужители прославляют Второе Лицо Пресвятой Троицы, Иисуса Христа, воспевая в алтаре: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу… Самому Христу, Цареви и Богу нашему», призывая нас к поклонению Спасителю мира и человека.

Предначинательный псалом

Затем хор начинает петь 103-й, «предначинательный»псалом, начинающийся словами: «Благослови, душе моя, Господа» и заканчивающийся словами: «Вся премудростию сотворил еси!». Своё название этот псалом получил потому что он звучит в начале богослужения, кроме того в нем последовательно, шаг за шагом, живописуется картина сотворения мира от самого его начала. Псалом этот является гимном о сотворенной Богом вселенной – мира видимого и невидимого. 103-й псалом вдохновлял поэтов разных времен и народов. Известно, например, стихотворное переложение его, принадлежащее знаменитому русскому ученому, философу и поэту Михаилу Васильевичу Ломоносову. Его мотивы звучат и в оде «Бог» Державина и в «Прологе на небесах» Гете. Основное чувство, которым пронизан этот псалом – восхищение человека, созерцающего красоту и стройность сотворенного Богом мира. Неустроенную землю Бог «устроил» в шесть дней творения – все стало прекрасным («добро зело»). Псалмопевец удивляется тому что даже самое незаметное и малое в природе таит не меньше чудес, чем грандиозное и великое.

Каждение храма

 

Во время пения этого псалма совершается каждение всего храма при открытых царских вратах. Это священнодействие призвано напомнить всем верующим о животворящей благодати Святого Духа, освящающей мир. Священник, в сопровождении диакона со свечой, совершающий каждение, знаменует собой, по словам святых отцов, Адама, любующегося красотами рая и воздающего хвалу Творцу. Открытые царские врата символизируют в этот момент рай, то есть состояние непосредственного общения людей с Богом, в котором пребывали первые люди. Священнослужитель кадит попеременно иконы и людей, находящихся в храме, своим поклонением напоминая всем что каждый человек есть образ Божий, живая икона, Богом созданная. Сразу же после каждения храма царские врата закрываются, напоминая верующим о том как совершенный Адамом первородный грех закрыл для человека двери рая и отдалил его от Бога.

Во всех священнодействиях и песнопениях начала всенощного бдения раскрывается удивительная символика православного храма, который представляет собой реальный образ мироздания. Алтарь с престолом символизирует рай и небо, где царствует Господь; священнослужители символизируют ангелов, служащих Богу, а средняя часть храма с молящимися есть образ земной Церкви, мира.

Светильничные молитвы

Сразу же после каждения священником храма, царские врата закрываются, подобно тому, как первородный грех Адама закрыл двери рая и отдалил его от Бога. Теперь падшее человечество перед закрытыми вратами рая молится о своём возвращении к Богу. Подобно Адаму, каящемуся в своих грехах, священник становится перед закрытыми царскими вратами, с непокрытой головой и без фелони, в которой он совершал начало службы – в знак покаяния и смирения – и про себя читает семь «светильничных молитв». В этих молитвах, являющихся древнейшей частью вечерни (они были составлены в 4-ом веке), – слышится осознание человеком своей беспомощности, просьба о помощи Божией, наставлении на путь истины. Во время чтения священником семи светильничных молитв по церковному уставу полагается зажигание свечей и лампад в храме – действие, которое символизирует ветхозаветные надежды, откровения и пророчества, относящиеся к грядущему Мессии, Спасителю – Иисусу Христу.

Великая ектения

 

Затем диаконом произносится великая или мирная ектения. Ектения – это собрание коротких молитвенных прошений-обращений к Господу о земных и духовных нуждах верующих. Поскольку диакон не может священнодействовать сам, в ектении он приглашает верующих к молитве — «Миром Господу помолимся». Хор, тоже от имени всех присутствующих на службе, отвечает на эти прошения словами «Господи, помилуй». «Господи, помилуй» – краткая, но одна из самых совершенных и полных молитв, которые может произнести человек. В ней сказано все.

«Великая ектения» часто называется по ее первым словам – «Миром Господу помолимся» – «Мирной ектенией». Мир – необходимое условие для всякой молитвы, как общественно-церковной, так и личной. О мирном духе, как основе всякой молитвы, говорит Христос в Евангелии от Марка: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец вам Небесный простил вам согрешения ваши» (Марк; 11, 25). Преп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи себе дух мирный и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот почему в начале всенощного бдения и большинства других своих богослужений Церковь приглашает верующих молиться Богу со спокойной, мирной совестью, примирившись с ближними и с Богом.

 

Далее в мирной ектении Церковь молится о мире во всем мире, о соединении всех христиан, о родной стране, о храме, в котором происходит данное богослужение и вообще о всех православных храмах, и о тех, кто входит в них не из любопытства только, но, по выражению ектеньи, «с верою и благоговением». В ектении вспоминаются также путешествующие, недугующие, плененные, звучит просьба об избавлении от «скорби, гнева и нужды». В заключительном прошении мирной ектеньи говорится: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, друг друга и весь живот наш (т. е. жизнь нашу) Христу Богу предадим». Эта прошение заключает в себе две глубокие и основные православные богословские идеи: о молитвенном заступничестве Божией Матери, и посвящении своей жизни Христу Богу. Божией Матери в этом прошении усваиваются семь высочайших титулов-Она именуется:

«Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной, Владычицей нашей, Богородицей и Приснодевой»

 

Заканчивается великая ектения возгласом священника, в котором также, как и в начале всенощного бдения, прославляется Святая Троица – Отец, Сын и Дух Святой.

Первая кафизма — «Блажен муж»

Как Адам у врат рая в раскаянии обратился с молитвой к Богу, так и диакон пред закрытыми царскими вратами начинает моление – Великую ектенью — «Миром Господу помолимся…»

Но Адам только что слышал обещание Божие – «семя жены сотрет главу змия», придет на землю Спаситель, – и у Адама горит в душе надежда на спасение.

Эта надежда слышится в следующем песнопении всенощного бдения. Как бы в ответ на прошения мирной ектении снова звучит библейский псалом. Этот псалом – «Блажен муж» – первый встречающийся в книге псалмов, Псалтири, является как бы указанием и предостережением верующих от ошибочных, грешных путей жизни.

В современной богослужебной практике исполняется лишь несколько стихов этого псалма, которые торжественно поются с припевом «аллилуйя». В монастырях в это время не только поется первый псалом «Блажен муж», но и полностью прочитывается вся первая «кафизма» Псалтири. Греческое слово «кафизма» означает «сидение», так как по церковному уставу во время чтения кафизм разрешается сидеть. Вся Псалтирь, состоящая из 150-ти псалмов, разделяется на 20 кафизм или групп псалмов. Каждая кафизма, в свою очередь, разделяется на три части или «славы», потому что оканчивается словами «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Вся Псалтирь, все 20 кафизм вычитываются на богослужениях в продолжение каждой недели. Во время Великого Поста, сорокадневный период, предшествующий Пасхе, когда церковная молитва бывает более усиленной, Псалтирь вычитывается два раза в неделю.

Псалтирь была принята в богослужебную жизнь Церкви с первых дней ее основания и занимает в ней очень почетное место.

 
 
 

Малая ектения

Вслед за пением первого псалма произносится «Малая ектения» – «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «еще и еще Господу помолимся». Эта ектенья является сокращением Великой ектении и состоит из 2-х прошений:

«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

«Господи, помилуй».

«Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».

«Тебе, Господи».

Цель малой ектении — освежить в нашей памяти прошения недавно прозвучавшей ектении мирной.

Малая ектения завершается одним из положенных по уставу возгласов священника.

Из библейской истории известно, что голоса скорби и надежды, прозвучавшие впервые у самых врат райских вскоре после грехопадения прародителей, не замолкали до самого пришествия Христова.

На всенощном бдении скорбь и раскаяние согрешившего человечества передаются в покаянных псалмах, которые поются отдельными стихами, с особой торжественностью и особыми напевами-гласами.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!