Основные тенденции развития благотворительной деятельности в РФ



 

Формирование в XX веке достаточно сильных структур «третьего сектора» есть известная реализация некоторых принципов общественного устройства [1].

«Уровень развития благотворительности как социокультурного явления выражает степень достигнутой меры свободы экономических субъектов самим распоряжаться частью своих доходов для социального воспроизводства.

Это вопросы идеологии, власти и контроля. Объемы налоговых льгот на благотворительную деятельность есть мера, в которой государство допускает свободу граждан реализовывать свою самостоятельность, то есть мера развитости гражданского общества» [1, с. 40].

Ограничивая или не поощряя благотворительность (не предоставляя налоговых льгот), государство укрепляет свои позиции и действует в «своих интересах». У него есть два пути: первый - дать возможность гражданам обобществлять и распределять по своему усмотрению часть подлежащих обобществлению средств, второй - поставить экономического субъекта в такое положение, когда он вынужден осуществлять благотворительность среди принудительных (налоговых) форм обобществления.

Сегодня в России используется несколько модернизированный второй путь: государство рассматривает некоторую часть благотворительных пожертвований в качестве доходов благополучателя и облагает этот «доход» налогами.

В современных условиях благотворительность как знак «социального статуса» входит в набор моральных обязанностей, принимаемых тем или иным индивидом вместе со статусом. Так как принятие статуса осуществляется добровольно, то такого рода «благотворительность» выступает в качестве морально-статусной нормы. «Для государства благотворительность есть особая форма имущественных отношений, связанных с движением материальных ресурсов. Поэтому оно относится к ней весьма заинтересованно как к хозяйственной деятельности и совершенно безразлично к тому, что это в первую очередь этический и культурный феномен, приводящий в движение совсем другого рода ценности - этические и культурные» [3, с. 28].

Первые фонды появились в России в конце 1980-х годов.

Ими были Детский фонд, Советский фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья и ряд других. Они накопили большой опыт благотворительной деятельности.

Так, советский Детский фонд был создан в 1987 году. Он стал первой независимой общественной организацией со времен революции, оказывающей благотворительную помощь детям - сиротам и инвалидам. Его деятельность формально была построена на принципах благотворительности, то есть сбора пожертвований от населения и предприятий и реализации за счет этого программ безвозмездной помощи. За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направленных на разработку и реализацию целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, на формирование источников финансирования, а также на совершенствование личности, осуществление принципа социальной справедливости и улучшение качества жизни в целом. Наконец 1993 года в России было зарегистрировано около 9 тысяч общественных объединений. Из них более чем 1,5 тысячи можно отнести к благотворительным [1; с. 70].

К сожалению, обобщенных данных о работе общественных благотворительных организаций в целом по России нет, но опыт их деятельности в отдельных регионах свидетельствует о том, что многие из них успешно продолжают исторические традиции благотворительности. Инициативы благотворительных организаций весьма разнообразны.

Одни из них занимаются помощью, поддержкой и социальной реабилитацией безнадежно больных. Например, общество «Мы и вы», благотворительная организация «хоспис».

Другие осуществляют социальную защиту военнослужащих Фонд защиты военнослужащих, а также лиц, принадлежащих к определенной профессии Ассоциация профессионалов риска, Благотворительный фонд защиты журналистов, социальную защиту инвалидов, лиц, страдающих отдельными видами заболеваний, в том числе помощь душевнобольным, алкоголикам и наркоманам благотворительный фонд «Душа человека», социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, воспитанникам детских домов благотворительный фонд «Белый журавлик», педагогическая ассоциация «Китеж».

Существует социальная защита жертв экологических катастроф (союз «Чернобыль»), социальная поддержка многодетных и неполных семей (Союз многодетных матерей, ассоциация «Только мама», ассоциация «Отцы и дети»), помощь беженцам, бездомным и безработным (ассоциация исследователей бездонности и безработицы, комитет по оказанию помощи беженцам). Так, в Москве в настоящее время зарегистрировано свыше 500 организаций, большая часть которых осуществляет помощь инвалидам, многодетным семьям, одиноким пожилым людям [1, с. 72]. Примером может служить Московский дом милосердия, зарегистрированный в 1991 году как независимый благотворительный фонд, главной своей задачей считающий создание системы долгосрочной помощи нуждающимся, объединение людей доброй воли в заботе о бедных, пожилых, инвалидах.

Сотрудниками Дома милосердия, его активистами разработаны различные программы, в том числе «Доброта без границ», «Территориальные агентства», «Доступный транспорт».

В муниципальных округах города создано 45 территориальных агентств, строящих свою работу на основе гражданской инициативы и социальной активности жителей. Их деятельность организуется на основе труда добровольцев непосредственно по месту жительства, где создается среда взаимопомощи. Для бедных людей открыта сеть столовых бесплатного питания, проводятся недели милосердия, праздничные мероприятия и т.д. В 1994 году московский Дом милосердия оказал различные виды услуг более чем 150 тысячам нуждающимся в них людей [1, с. 72].

Также в качестве примера может быть приведен опыт работы благотворительного фонда «Сопричастность», оказывающего необходимую психиатрическую и психологическую помощь душевнобольным и их родственникам. Работа фонда строится с позиций так называемой социальной психиатрии, предусматривающей попытки интегрировать больного и общество. Для пациентов проводятся консультации специалистов в области психиатрии, психологии, права. Работают клубы родственников, широко распространено движение волонтеров, активно развиваются формы самопомощи и взаимопомощи. Кроме того, фонд работает с людьми пожилого возраста. Разработана специальная программа «Геронтология», включающая такие направления, как оказание социальной помощи на дому, медицинское консультирование, информационное обслуживание, социально-психологическая адаптация к пенсии. В Перовском районе Москвы с 1991 года существует благотворительный фонд «Душа человека» - негосударственная некоммерческая общественная организация помощи лицам с душевными заболеваниями и их семьям. Учредителями выступили 15 частных лиц. Основным содержанием работы фонда стала комплексная программа реабилитации «Душевное здоровье», направленная на помощь и психологическую поддержку душевнобольного человека в период выздоровления и ремиссии. Формы работы: консультации, финансовая помощь инвалидам и их семьям, обеспечение продуктами, лекарствами и одеждой, трудоустройство, организация групп общения, клубов, работа с родственниками.

Фонд регулярно обеспечивает своих подопечных продовольствием и одеждой, организовано ежедневное бесплатное питание 75 человек в диетической столовой, работают три клуба психологической поддержки, проводятся медицинские, психологические и юридические консультации.

В 1993 году Фонд провел акцию «Банковский лекарственный щит». Она заключалась в сборе пожертвований (был собран 1 млн. руб.) и закупке на эти деньги лекарств для душевнобольных. Акция, во-первых, помогла выжить 150 больным; во-вторых, показала, что благотворительные организации могут успешно работать, если к этому делу привлечь как профессионалов в области социальной работы, так и людей доброй воли [2, с. 45].

Традиции российской благотворительности продолжает благотворительный фонд «Метрополь». Еще в начале века он был задуман Саввой Морозовым не только как гостиница, но и как культурный центр. Обстоятельства помешали осуществлению этого проекта, однако гостиница всегда поддерживала связи с ведущими деятелями культуры и искусства, что и определило направленность работы современного фонда «Метрополь» - помощь талантливым деятелям культуры, а в их лице — поддержка русской культуры в целом.

«Фонд не выделяет денежных средств, а бесплатно предоставляет номера в гостинице для участников и гостей концертов и фестивалей. Фондом были поддержаны фестиваль, посвященный 100-летию Сергея Прокофьева, благотворительные концерты Монсеррат Кабалье и ряд других» [2, с. 216].

Наиболее распространенная форма благотворительности на сегодняшний день - это добровольчество.

Традиции благотворительности в России складывались столетиями и понимались, как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». Причем ею занимались на добровольческой основе. И тогда в понятие «добровольный» вкладывался немного другой смысл. Хотя суть его не изменилась.

Вместе с новшествами в различных областях человеческой деятельности в нашу речь часто входят иностранные понятия и термины. Например, сегодня прочно используются понятия фандрейзинг(сбор средств), паблик рилейшнс(связь с общественностью), менеджмент (управление). Эти термины уже становятся все более употребляемыми в их иностранном звучании. Все чаще слышим мы слова волонтёр, волонтерство,что в переводе с английского означает доброволец, добровольчество. В старых словарях русского языка-, понятие «доброволец» имеет несколько отличный смысл от современного значения, сложившегося в практике международного добровольческого движения, а понятия «добровольчество» как такового нет вообще. Но жизнь идёт вперед, старые слова наполняются новым содержанием, становятся привычными.

Термин «добровольчество» означает деятельность на основе доброй воли. Добровольно (без принуждения) люди совершают те или иные действия. Мы многие делаем добровольно, стараясь в своих поступках руководствоваться собственным решением, быть независимыми. Это касается нашего личного времени за пределами служебных и семейных обязанностей. Свое свободное время мы по собственному убеждению используем по-разному: дом, семья, театр, хобби, спорт и многое другое, то есть в целях собственной необходимости или собственного развития.

Самым главным признаком добровольчества является то, что доброволец, или волонтер, часть своего свободного времени, а следовательно, сил, энергии, знаний, опыта добровольно тратит на выполнение деятельности, которая приносит пользу другим людям или обществу в целом.

Каждый может вспомнить примеры из своей жизни, когда из лучших побуждений или желания кому-то помочь, к примеру, он собирает детей и увлекает их каким-то интересным делом, или вместе с соседями убирает двор, участвует в работе органов самоуправления, отстаивает интересы бедных, оказывает им социальную помощь. Другой пример, когда человек, собираясь с единомышленниками, решает создать новую организацию в целях решения волнующих общество проблем.

Добровольческие организации могут быть очень маленькими и очень большими и иметь большой бюджет. Такие организации управляются советом директоров, людьми, которые работают добровольно, но пользуются и наемным персоналом. Такие программы получают пожертвования из бизнес-сектора, от частных лиц и государства.

Важным элементом добровольческого сектора является добровольная работа, или отдача своего времени. Добровольная работа -самая главная часть добровольческого сектора. Очень важно отыскивать пути к поощрению людей вступать в добровольческие организации.

Добровольцы оказывают услуги тем, кто в них нуждается, выступают защитниками тех, кто не может защитить себя - забытых • и обездоленных, работают в комитетах и органах самоуправления по месту жительства, организуют группы само- и взаимопомощи, борются за создание общества, в котором каждый сможет почувствовать себя в безопасности и под защитой правосудия.

Добровольчество - деятельность столь же выгодная для людей, ищущих помощь, сколь и для самих добровольцев, потому что добровольчество - это способ:

- строить социальные отношения; применять на практике свои моральные и религиозные принципы;

- получить новые навыки; найти поддержку и друзей; почувствовать себя способным что-то совершить.

Но никакие добровольческие организации, центры, независимо от того, большие они или маленькие, не могут работать без какой-либо основы: различных программ, целей, задач. Любой организации нужны свои технологии работы.

Технологии — это определённые программы, задачи, цели, на которых основано существование и дальнейшая работа организации. Следовательно, для создания любой организации нужно прежде всего определить, для чего именно нужна данная организация, и на основе этого строить ее дальнейшую работу, а именно технологии, на которые она будет опираться.

Но однократного создания этих технологий недостаточно, для успешной работы организации их нужно изменять, усовершенствовать, подстраивать под настоящее время и под людей.

Социальные технологии - это такие технологии, которые созданы именно для социальных организаций и направлены на социальные проблемы, то есть это технологии для организаций, деятельность которых направлена на помощь различным слоям населения.

В России движении добровольцев только набирает силу. Отсутствие информации о значении добровольного труда не способствует его популярности среди различных категорий населения.

Согласно данным социологических исследований, которые были проведены Благотворительным фондом «Сопричастности» Центром «Информ-проект» в Москве, Челябинске и Екатеринбурге при поддержке Института «Открытое общество», большинство людей не готовы к личному систематическому участию в неоплачиваемых работах, хотя и воспринимают добровольный труд как ценное положительное явление [2, с.35]. Современные добровольцы в основном люди пожилого или, наоборот, молодежного возраста, как правило, женщины.

Это те, кто относится к категории населения с невысоким уровнем доходов, они особо остро переживают дефицит внимания со стороны близких, коллег, государственных и коммерческих структур.

Обычно участие в добровольном труде объясняется ощущением потребности в общении с другими, желанием быть кому-то нужным, своеобразным бегством от одиночества. Для многих это еще и способность удовлетворять сопутствующие интересы: возможность получать информацию, повышая уровень образования, заводить знакомства, участвовать в работах, результаты которых можно использовать как приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.

Но парадокс заключается в том, что большинство людей положительно оценивая добровольный труд, выступают категорически против собственного участия в нем, мотивируя отказ отсутствием «заказчика», то есть какой-либо системы организации этого вида деятельности на уровне местного самоуправления (города, района или отдельно взятой формы). Нефинансовые интересы сторон сегодня не популярны. Это объясняется материальными трудностями тех, кто стремится использовать свое свободное время для дополнительного заработка.

К сожалению, большинство сторон, согласно социологическим опросам, вообще не могут сформулировать и необходимые условия, при которых они бы согласились лично участвовать в неоплачиваемых работах. Но основные тенденции, выделенные по результатам исследований, сводятся к следующему: молодежь стремится получить какие-либо нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо организованной группе, а старшее поколение - извлечь из добровольного труда обеспечение комфортного эмоционально-психологического состояния, уважительного отношения к своей деятельности.

По данным исследований, три четверти добровольцев - женщины.

Их число особенно велико среди людей пенсионного и предпенсионного возраста, в то время как среди молодых добровольцев (до 30 лет) заметно преобладание мужчин [2, с.390]. И это загадка: если волонтерская деятельность пожилых женщин еще более или менее вписывается в существующие стереотипы (собственное тяжелое положение, особенности воспитания, одиночество), то молодые мужчины менее всего ассоциируются с теми, кто готов в свободное время бесплатно трудиться на благо общества [2].

Среди добровольцев присутствуют люди различных возрастов, что не позволяет объяснить данный феномен только недостатком общения одиноких пенсионеров или юношеским идеализмом и наводит на мысль о том, что на самом деле причины куда более серьезны. Представители двух из перечисленных категорий, действительно, располагают большим количеством свободного времени, которое они могут себе позволить использовать, в том числе и для помощи окружающим.

Однако есть признак, объединяющий большинство волонтеров, - это довольно высокий образовательный уровень (наличие высшего или незаконченного высшего образования отмечается более чем у половины). Но и здесь трудно с уверенностью сказать, где причина, где следствие. Ведь каких-либо существенных отличий культурных предпочтений добровольцев от интересов большинства населения не наблюдается. Духовная «потребительская корзина» волонтеров включает наиболее известные имена: А. С. Пушкин. Л. Н. Толстой. П. И. Чайковский.

Можно привести в качестве примера гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание», где используется работа добровольцев. Он создан в феврале 1992 года. Миссия этой организации - оказание медико-социальной помощи наиболее уязвимым группам населения (детям, старикам, инвалидам). Центр вырос из медицинской группы общества «Мемориал», что и определило основное направление его деятельности - помощь жертвам сталинских репрессий. Основная программа Центра в области социальной поддержки и медицины «Помощь на дому» - оказание медицинской и социальной помощи пациентам дома.

Особое значение имеет социальная помощь. Пациенты - старые, больные, часто одинокие люди, нуждающиеся не только в конкретной помощи, но в первую очередь в душевном тепле и участии.

Каждый доброволец - социальный работник - берет шефство над одним или несколькими пациентами, с которыми часто беседует по телефону, совершает совместные прогулки, читает вслух, выполняет отдельные поручения: ищет лекарства в 'аптеках, сопровождает подопечного в поездках к врачу, на процедуры, в различные учреждения, навещает заболевшего в больнице, доме престарелых.

Центр использует помочь и инвалидов, не выходящих из дома, которые беседуют с пациентами по телефону. Это скрашивает одиночество стариков, помогает им ощутить свою ценность и выйти из изоляции. Трудности общения с подопечными связаны с их психологическими особенностями: у большинства пациентов отмечается нарушение социальной адаптация с психическими отклонениями различной степени выраженности. Для общения с ними нужны доброта, терпение, чувство ответственности. Центр направляет желающих на курсы социальных работников. Проходят семинары, на которых волонтеры узнают о добровольческом движении в разных странах, основах психологии и психологических особенностях данных пациентов. График работы добровольца - индивидуальный. Каждый трудится столько, сколько он может и хочет. Испытательный срок для новичка - 1 месяц. С каждым добровольцем составляется индивидуальный договор.

Другим примером может послужить Центр поддержки добровольных инициатив в городе Лыткарино. Еще в 1992 году городская интеллигенция объединилась в Фонд возрождения исторического и природного наследия города. Программы Фонда - развитие краеведения, изучение местной истории, сохранение и развитие традиционных промыслов - привлекают все больше жителей города и, что особенно важно, молодежи.

В этих программах может найти свое место любая организация, даже та, которая считает своей задачей элементарное выживание своих членов.

Таким образом, основной тенденцией развития благотворительности в Российской Федерации является общий отход государства от решения социальных проблем и развитие, по преимуществу негосударственных форм и технологий благотворительной деятельности.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!