Глава 2. Социальная политика в отношении семьи



 

Экономические и социальные характеристики американской семьи в 90-е годы

 

Семья - один из основных социально-экономических укладов американского общества. Пройдя определенный путь исторического развития, в ходе которого совершились серьезные структурные и функциональные изменения, институт семьи продолжает играть ключевую роль в процессе воспроизводства. В 1997 г. в США насчитывалось более 70 млн семей[37]. Динамика структуры домашних хозяйств свидетельствует о том, что на протяжении последних десятилетий прирост числа традиционных семей постоянно оказывается ниже прироста общего числа домашних хозяйств. В результате их доля в структуре домашних хозяйств уменьшается. Особенно резко эта тенденция проявилась в 70-х годах, когда число домашних хозяйств выросло за десятилетие на 27 %, традиционных семей увеличилось на 16 %, а нетрадиционных - на 78 %; число одиноких людей увеличилось на 69 %. После 1980 г. изменения происходили более плавно, однако тенденция пока остается прежней. В середине 90-х годов на традиционные семьи (полные и неполные) приходилось менее 70 % всех домашних хозяйств, на полные семьи - только 53 %. Среди остальных 82 % составляли одинокие люди, прочие же выбирали, по данным американских социологов, совместную жизнь с кем-либо, не являющимся супругом или родственником (одним или несколькими)[38].

Есть основания предполагать, что такая же тенденция сохранится и в ближайшее десятилетие в связи с тем, что нетрадиционные формы организации домашнего хозяйства характерны в первую очередь для молодежи. В 1997 г. среди супружеских пар, проживающих вместе, почти половину составляли лица в возрасте от 35 до 54 лет. В младших возрастных группах отношение к семье и браку совершенно иное. Во всяком случае, спешить с созданием семьи юноши и девушки не склонны. Доля лиц, ни разу не вступавших в брак, в младших возрастных группах постоянно растет. В 1997 г. она достигла беспрецедентных ранее цифр: 66,5 % мужчин в возрасте 20 - 29 лет ни разу не были женаты, а 53,6 % их ровесниц ни разу не выходили замуж[39].

Изменение существовавшего еще несколько десятилетий назад взгляда на традиционную семью как на наиболее предпочтительную для большинства населения форму организации жизни обусловлено в значительной степени утратой многих функций, ранее ей принадлежавших. Прежде всего семья в подавляющем большинстве случаев уже не является производственной единицей, не обеспечивает работой своих родственников, а ее взрослые члены заняты профессиональной деятельностью вне дома, за исключением владельцев ферм, которых не так много (в сельском хозяйстве занято лишь около 3 % населения страны). Кроме того, семейный бизнес сохраняется в сфере услуг (рестораны, магазины, авторемонтные мастерские, мелкие банки), главным образом, среди американцев азиатского происхождения.

Для среднего класса в 90-е годы было характерно и то, что не только профессия, но и социальный статус не передавался по наследству (хотя первичный социальный статус ребенка, конечно, определялся семьей), братья и сестры могли занимать разное социальное положение, так как оно определялось не занятостью, а собственными заслугами. Влиять на профессиональное, финансовое, социальное будущее своих детей большинство американских семей могло лишь одним путем - воспитанием и образованием. Сказанное не относится к семьям правящего слоя, выходцы из которого наследовали значительную собственность в различных ее формах, политические связи, и, следовательно, социальный статус. По наблюдениям американских социологов, такие семьи сохраняют прочные связи не только в пределах нуклеарной семьи, но и с более широким кругом родственников[40].

В прошлом такие потребности, как помощь в случае болезни и старости, возможность получения финансовых средств и т.д., также обеспечивалась семьей. С развитием сферы услуг, социального страхования, банковской сети эти функции постепенно отмирают. Все названные потребности в 90-е годы практически полностью выполнялись другими институтами. Соответственно изменился и характер связей между индивидом и обществом. Если раньше такая связь осуществлялась опосредованно, через семью, то теперь каждый взрослый гражданин, безотносительно к принадлежности (или не принадлежности) к семье стал иметь самостоятельные, независимые от родственников и супруга связи с другими социальными институтами.

Сужение круга потребностей, удовлетворяемых в рамках семьи, наряду с сокращением числа традиционных семей привело и к серьезным внутрисемейным деформациям, прежде всего к росту числа разводов и неполных семей. В 70-х и 80-х годах США принадлежало мировое лидерство по числу разводов на 1000 заключенных браков. В 90-х годах уровень разводов продолжал оставаться высоким: более половины заключенных браков распадаются. Неполные семьи (один из супругов отсутствует) составляли в 1970 г. 15 % всех семей, в 1980 г. - 21, а в 1997 г. - уже 31 %[41].

Однако, несмотря на утрату ряда функций, семья продолжает выполнять свою важнейшую задачу - передачу от поколения к поколению основных культурных кодов, ценностей и установок. Этот процесс принято называть "семейной социализацией", в ходе которой формулируется зрелая, социально компетентная личность. Американские социологи утверждают, что усвоение норм, принятых в обществе, включая отношение к политической и экономической системе общества, закладывается в семье. Но суть явления, видимо, не в этом (или не только и не столько в этом). "Семейная социализация" не ограничивается усвоением лишь тех норм и ценностей, которые господствуют в данное время и в данной стране. Суть явления гораздо глубже. Она заключается в передаче основных (или архетипических, согласно определению К. Юнга) цивилизационных характеристик. В семье закладываются основы личности, осознающей свою принадлежность к определенной расе, конфессии, классу. Механизм этого явления описан российскими социологами А.И. Антоновым и В.М. Медковым: «Речь идет о формировании в семье гибкой переключаемости ребенка с кода поведения "среди своих" на код "среди чужих" и обратно. Чем сплоченнее семья, тем сильнее семейное МЫ, тем отчетливее признаки и атрибуты того, что "мы свои". Оппозиция своего и чужого распространяется и на общезначимые ценности... Именно в семье закладываются основы умения быстро переключаться со "своего" на "чужое" и обратно. Не принадлежность детей к "плохим" или "хорошим" семьям, делает их самих "плохими" или "хорошими", а неспособность семьи (благополучной или неблагополучной) привить детям умение отменять там, где надо, общечеловеческое или ущемлять исконно свое»[42].

Не случайно в США на первом месте среди факторов, определяющих группу, с членами которой данный индивид предпочитает вступить в брак, находятся религиозная и расовая принадлежность (далее следуют социальный класс и возраст). По данным Н. Смелзера, более 90 % протестантов, более 80 % католиков и около 90 % евреев вступают в браки со своими единоверцами[43]. Доля браков между представителями разных рас еще ниже, чем среди представителей различных вероисповеданий. В 1997 г. в 94 % совместно проживающих супружеских пар оба супруга принадлежали к одной и той же расе. Аналогичный показатель составлял в 1980 г. 97 %, т.е. увеличение доли межрасовых браков за последние почти 20 лет весьма незначительно. Наряду с имманентно присущей функцией передачи основных цивилизационных кодов на каждом этапе общественного развития институт семьи может концентрироваться на тех или иных функциях, связанных со спецификой экономической и политической ситуации.

В 90-е годы социально-экономический анализ функционирования семьи как особого социального института концентрировался именно на проблемах обеспечения "социальной преемственности", т.е. на воспроизводстве членов общества (не просто живых существ - для этого не обязательна организация семьи), обладающих определенными навыками, знаниями, психологическими установками, которые отвечали потребностям общества и позволяли ему сохраняться в качестве равновесной динамической социальной системы. "Брак - основа процветающего общества; брак является необходимым институтом успешного общества, пропаганда ответственного отцовства и материнства есть основа успешного воспитания и развития детей"[44], - говорится в одном из правительственных документов, подписанных Б. Клинтоном в августе 1996 г. В нем же отмечается, что для индивида моногамная семья может быть спасением от "парадоксов изобилия" (таких, как СПИД, влияние попкультуры и т.п.).

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!